Выявление и устранения пробелов в знаниях, умениях и навыках обучающихся-одно из основных условий повышения качества обучения Из опыта работы
Выявление и устранения пробелов в знаниях, умениях и навыках обучающихся-одно из основных условий повышения качества обучения
( из опыта работы Марковской Н.В., учителя математики МБОУ Покурская ОСШ)
Математика в наши дни проникает во все сферы общественной жизни. Овладение практически любой современной профессией требует тех или иных знаний по математике. С математикой связана и компьютерная грамотность. Необходимо отметить, что математика также является обязательным выпускным экзаменом и профилирующим предметом на вступительных экзаменах в вузы по широкому спектру специальностей. Поэтому на плечи учителя математики ложится большой груз ответственности: выпускники школы должны достойно выдержать ЕГЭ, не испытывать трудности в обучении в СУЗах и ВУЗах, там где необходимы определенные знания по математике.
В течение всей педагогической деятельности я работаю над проблемой выявления и устранения пробелов в знаниях, умениях и навыках обучающихся. На сегодняшний день выработалась определенная методика по данной проблеме. Она уже превратилась в коррекционную технологию.
Выбор моей методической темы по самообразованию не случаен. Эта работа была актуальна всегда. Еще в 17 веке о значении своевременного выявления и устранения пробелов в знаниях учащихся говорил чешский педагог Я.А. Каменский: «Любая ошибка превращается из малого «снежка» в большой «снежный ком» неуспеваемости, если на эту ошибку сразу же не реагировал учитель при непрерывном привлечении самого ученика к её осознанию и последующему труду, направленному на её полное преодоление». Актуальна она и по сей день.
Предупредить и ликвидировать пробелы в знаниях ученика – одна из важнейших составляющих в работе учителя, и неудовлетворительное качество этой работы ведет к накоплению у учащихся пробелов в знаниях до той степени, когда их устранение становится для ученика практически невозможным, и он переходит в разряд стабильно неуспевающих. При этом ученику практически невозможно освоить новый материал, в основе которого лежат знания и умения по уже пройденным темам.
Цель методической работы можно определить так: ликвидация пробелов у обучающихся в обучении математики и создание условий для успешного индивидуального развития ученика.
Задачи:
1.Освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха.
2. Изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности.
3. Своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях , через индивидуальную работу, а также работу консультантов.
Чтобы эти задачи разрешить мною разработана Программа работы со слабоуспевающими детьми, а также алгоритмы работы учителя с обучающимися и алгоритмы работы для обучающихся по ликвидации пробелов в ЗУН по математике:
Я систематически веду учёт достижений обучающихся. Вставить табл.
Итогом работы по теме чаще всего является контрольная работа либо контрольное тестирование.
Анализируя контрольную работу по теме, я также использую таблицу, которая помогает выявить и систематизировать пробелы в знаниях и умениях по теме..
Определяю, какие же наиболее характерные ошибки допускают обучающиеся при работе. Для осуществления целенаправленных мер по исправлению и предупреждению ошибок необходимо систематически изучать ошибки обучающихся, выявлять наиболее устойчивые и типичные из них, вести учёт распространённых и индивидуальных ошибок учащихся. Процесс отыскания и исправления ошибок осуществляется самими детьми и под руководством учителя.
В жизненной практике в чертежах, схемах, расчётах, с которыми ребята будут встречаться, могут быть и ошибки. Если не научить их критически относиться к данным, то могут быть и аварии, и брак, и серьёзные упущения в работе. Чтобы этого избежать, необходимо формировать у обучающихся умение анализировать данные, способность обнаруживать встречающиеся ошибки и обосновывать ошибочность положения.
Для исправления и предупреждения многих ошибок важно сформировать у школьников навыки самоконтроля. Эти навыки состоят из двух частей: а) умения обнаружить ошибку; в) умения её объяснить и исправить.
Следующим шагом моей работы является сама ликвидации пробелов. Здесь я использую разные виды работы. Это и рассредоточенная работа над типичными ошибками на уроке и индивидуальная дифференцированная работа в урочное и внеурочное время.
Составлен график консультаций и дополнительных занятий по предмету.
В индивидуальной программе по ликвидации пробелов широко используются:
1.Тетради обучающихся с алгоритмами.
Чтобы осознать свои ошибки и ликвидировать их, обучающийся должен иметь под рукой правило, формулу или алгоритм решения. Школьники, начиная с 5 класса, ведут тетради с алгоритмами, в которых записывают правила, алгоритмы и примеры на их применение по изучаемым темам. Тетрадь ведется до окончания школы.
Иногда достаточно одного взгляда на теоретический материал и примеры к нему, чтобы ученик «раскрутил» ту цепочку основных умений, которые в свое время, видимо, не были доведены у него до автоматизма. Если недостаточно одного взгляда на теоретический материал, чтобы вспомнить нужное, значит есть необходимость поработать с алгоритмом по данной теме и закрепить навыки, выполнить практические задания. Таким справочным материалом очень удобно не только при работе над ошибками, но и пользоваться при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Делая записи в тетрадях для алгоритмов обучающиеся запоминают на слух, зрительно и используют моторику.
2.Работа над ошибками в рабочих тетрадях и тетрадях для контрольных работ.
Работа над ошибками – одна из основных форм преодоления пробелов в знаниях и умениях обучающихся. Эта работа приносит пользу только тогда, когда она находится постоянно в центре внимания учителя. Работа над ошибками полезна ещё и тем, что, ознакомившись с какой-нибудь ошибкой и проанализировав её, ребенок в какой-то степени застраховывает себя от повторения таких ошибок в будущем. Целенаправленная работа над ошибками требует их систематизации. При этом главную роль должны сыграть группы ошибок, которые объединены общими причинами их появления, общей методикой работы над ними. Такая систематизация ошибок позволяет наметить пути их исправления и предупреждения этих ошибок в дальнейшем.
3.Самостоятельная работа в тетрадях по ликвидации пробелов.
«Ни один человек не научиться думать, читая в готовом виде записанные мысли другого человека. Научиться думать можно лишь размышляя самостоятельно» Михаил Эминеску , молдавский поэт-романтик.
В ходе самостоятельной работы по ликвидации пробелов в знаниях, обучающийся имеет возможность:
-акцентировать внимание на теоретический материал, который он поверхностно изучил, и это привело к ошибкам;
-совершенствовать навыки работы с учебной и справочной литературой;
-формировать, развивать и совершенствовать навыки общения, как со своими одноклассниками, так и с учителем (обучающиеся, получившие за выполнение контрольной работы, отметки высокого уровня, являются консультантами для обучающихся, получивших отметки удовлетворительного или низкого уровня);
-совершенствовать умения и навыки применения ранее изученных алгоритмов при выполнении коррекционных заданий;
-совершенствовать навыки самоконтроля выполнения заданий, развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
4.Индивидуальные и групповые консультации.По желанию школьников работу по устранению пробелов провожу во внеурочное время или на дополнительных занятиях на каникулах. Время пребывания на этих занятиях должно быть разным для разных обучающихся. Оно определяется количеством пробелов и успешностью их устранения, Дополнительное занятие непременно должно проходить на положительном, радостном фоне, школьники должны с него уходить с чувством удовлетворения, а не огорчения. Им должен быть ясен положительный результат работы, ибо дефицит успеха в учебной деятельности и дефицит положительных стимулов – одна из причин неуспеваемости. Работа на таких занятиях ведется с использованием тесной обратной связи, с учетом индивидуального темпа каждого и его индивидуальных способностей. Надо постараться создать психологический режим внушения уверенности во временном характере трудностей, в способности обучающегося их преодолеть.
Чтобы работа не была утомительной , рутинной, я использую разные методы и приемы:
1. Найди ошибку. Польский математик Г. Штейнгауз, отмечая большое значение работы над математическими ошибками пишет: “Если учащегося заверить, что в предложенном ему доказательстве есть ошибка, то можно быть уверенным даже без специальной проверки, что материал будет изучен полностью и очень тщательно”. Поэтому составление списка математических ошибок и использование его в учебных целях является одним из важных факторов повышения эффективности обучения. Очень оживлённо воспринимаются обучающимися “Задачи на выявление ошибки”. Речь идёт не только о софизмах, но и об ошибках, которые допускают сами школьники. Не нужно специально исправлять каждое ошибочное утверждение школьника. Лучше поставить это утверждение на обсуждение всего класса и добиться осознанного исправления ошибки. Если они и не допускают ошибок, то всё же нередко целесообразно проверить, насколько они “устойчивы” против типичных ошибок. Во время учебного занятия предлагаю детям задания типа: найди ошибки и объясни, верно ли высказывание, согласны ли вы, что. Особенно охотно ребята воспринимают когда объяснение нового связано с какими-то ассоциациями. детям трудно дается тема вычитание смешанных чисел. Показываю прием вычитания, аналогичный приему вычитания натуральных чисел, десятичных дробей: например13 QUOTE 1415 .Тема Раскрытие скобок, перед которыми стоит + или минус, уравнений. Такие занятия дают возможность работать на уровне подсознания
2. Игровые методы и приемы также способствуют активизации деятельности обучающихся на уроках. В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра –это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В процессе игры происходит обучение действию посредством самого действия, при этом кроме интереса к предмету, вырабатываются умения сосредотачиваться, преодолевать трудности самостоятельно и быстро принимать решения, развиваются фантазия, внимание, речь и память. Даже самые пассивные ребята прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей в групповых играх. Более сильные ребята, используя свой прошлый опыт, активно помогают более слабым. Не существует универсальной игры, пригодной абсолютно для всех учащихся, групп и классов. Применяя игру как методический прием обучения, учитель должен быть уверен в целесообразности ее использования. Я использую игру на уроках математики при закреплении, обобщении, повторении и обобщении знаний. Обобщающие уроки по теме для разнообразия учебных будней я провожу в нетрадиционной форме: урок – игра, урок – путешествие( космическое путешествие, полет на планету МИФ), , урок – сказка ( «Волшебное слово», по мотивам русских народных сказок: Репка, Колобок..) и т.п. Такие учебные занятия содержат в себе некую загадку, которая мотивирует деятельность к выполнению заданий в стремлении получить результат, узнать новую информацию. В большинстве случаев такие уроки реально повышают эффективность обучения, но превратить каждый урок в фейерверк чудес и развлечений чревато потерей ответственного отношения к обучению вообще.
Уделяю особое внимание организации групповых учебных игр, как наиболее сложных. Групповая учебная игра- это один из методов познавательной деятельности, т.е. такого вида учебной работы, при которой:
- цель деятельности осознается учащимися как единая, требующая объединения усилий всего коллектива;
- организация деятельности предполагает разделение функций и обязанностей между участниками;
- в процессе деятельности между участниками устанавливаются отношения взаимной ответственности, зависимости и взаимопомощи;
- контроль, корректировка и оценка деятельности осуществляется не только педагогом, но и самими учащимися.
3. Карточки коррекции знаний. В этих карточках есть алгоритм, правило, образец выполнения задания и само задание. Такие карточки я сама разрабатывала, а потом они появились в печати. [Левитас Г.Г. Карточки для коррекции знаний, математика 5-6 классы алгебра 7-9/ Москва: Илекса, 2003]. Обучающиеся 9-11 классов используют еще и опорные конспекты, содержащие теоретический материал, формулы, графики, схемы и комментарии к выполнению заданий по теме из кимов ГИА и ЕГЭ. Именно тот факт, что записи представляют собой не простую их совокупность, а объединены выбранным способом умозаключений, и обеспечивают более осмысленное восприятие учебного материала. Опорные конспекты , составленные обучающимися с помощью учителя способствуют более продуктивному восприятию, более интенсивной выработке у обучающихся навыков мышления.
4. Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использую новые образовательные технологии, икт, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
5.Важное значение в работе является также развитие у детей познавательного интереса к предмету.
Познавательный интерес – это внутренний глубинный мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности.
Многочисленными исследованиями доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию. Этому способствуют элементы проблемного и личностно-ориентированного обучения. Участие детей в олимпиадах, конкурсах неделях математики, в работе НОУ Интеллект.
Любая работа должна быть эффективна и самое главное – результативна.
Ежегодный мониторинг образовательных достижений обучающихся, результаты ОГЭ и ЕГЭ показывают, что такой совместный труд учителя и ученика не напрасен.
Заголовок 115