Программа преемственности между дошкольным и начальным уровнем образования на 2016-2019 года.

« Утверждаю»
Директор МКОУ АСШ
_________И.А Филимонова
Приказ №63 от 27.06.2016 г.




Программа преемственности между дошкольным и начальным уровнем образования на 2016-2019
учебные года
МКОУ АСШ









Обоснование программы

Преемственность выступает одной из главных задач дошкольного уровня и школы (далее Школа и ДУ) как необходимое условие адаптации первоклассников к новому виду учебной деятельности.
Школа и ДУ – два смежных звена в системе образования. Неподготовленность ребёнка влечёт за собой негативные последствия: в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. Сегодня понятие преемственности практикуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом ДУ обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.
Школа имеет широкие возможности для реализации программы преемственности, так как в условиях педагогического процесса реализуются образовательные программы ДУ и начальной школы.
Таким образом, преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Установление преемственности между дошкольной группой и начальной школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Целенаправленное взаимодействие дошкольной группы и начальной школы возможно только при разработке и реализации программы преемственности. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.
Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.
Преемственность с точки зрения ДУ – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Программа преемственности основывается на следующих теоретико-методологических положениях:




1) фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста;
2) научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного и начального образования;
3) действующего законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного и начального образования.
Основные содержательные линии непрерывного образования детей от 5 до 7 лет в рамках программы преемственности:
1. Психологические новообразования данного периода: рефлексия как осознание себя и своей деятельности; произвольность; воображение; познавательная активность; понимание и оперирование знаково - символическими системами (в частности, моделирование, графическая деятельность, понимание графического языка).
2. Социальное развитие: осознание социальных прав и обязанностей; взаимодействие с окружающим миром.
3. Деятельностное развитие: овладение деятельностью, прежде всего ведущей; формирование творческого характера деятельности.
4. Готовность к дальнейшему образованию, изучению учебных предметов: языковое развитие как предпосылка изучения предмета «Родной язык», математическое развитие как предпосылка изучения предмета «Математика», художественно - эстетическое развитие как предпосылка изучения предметов данного цикла и т. д.
Цель программы: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования в условиях функционирования Школы.
Задачи программы:
1. Создать на территории Школы единое воспитательное пространство, наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка, обеспечение единства требований, условий, подходов, линий для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении духовного опыта ребенка в соответствии с новыми федеральными требованиями.
2. Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях образовательного процесса Школы.




3.Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.



4.Обеспечить условия для реализации плавного, без стрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
5.Способствовать преемственности учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования в рамках новых федеральных требований.
6. Создать единую стратегию в работе с родителями.
7. Обеспечить профессиональный рост педагогов.

Принципы построения программы
Принцип интеграции содержания дошкольного и начального школьного образования.
Принцип гуманизации, означающий личностно-ориентированных подход к детям дошкольного и младшего школьного возраста на основе передовых идей психолого-педагогической науки.
Принцип системности, означающий проектирование непрерывного процесса по реализации программы.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, основанного на специфике этапов развития и личностных характеристик воспитанников.
Принцип преемственности дошкольной ступени образования и начальной школы, позволяющий дошкольникам безболезненно переходить от одной возрастной ступени к другой, изменяя ведущий вид деятельности игру на учение.
Содержательные компоненты преемственности

Эмоциональный - учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности как дошкольника, так и школьника в процессе обучения. Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики.
Деятельностный - обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.
Содержательный - правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Физическая культура», «Технология», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», установление


перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.
Коммуникативный - учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения, с целью создания условий для социализации.
Педагогический - постановка в центр воспитательно - образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и предметный мир, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.







Организационно-методическое обеспечение включает:
Установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов.
Взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами образовательно-воспитательной работы в начальной школе.
Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.
Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей дошкольных групп по подготовке детей к обучению в школе.
Семинары-практикумы.
Взаимное посещения занятий в дошкольных группах и уроков в начальной школе (с последующем обсуждением).
Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
Разработку и создание единой системы диагностических методик “предшкольного” образования.


Данное направление имеет несколько аспектов:
Информационно – просветительский: предполагает взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами образовательно–воспитательной работы. Изучение программы старших групп и первого класса. Участвуют в совместных педсоветах, в семинарах, практикумах по обсуждению «стыковки программ».
Методический: предполагает взаимное ознакомление, но уже с методами и формами осуществления учебно-воспитательной работы (взаимное посещение педагогами уроков в школе и непосредственной образовательной деятельности детей в дошкольных группах с последующем обсуждением).
Практический: выражается с одной стороны в предварительном знакомстве учителей со своими будущими учениками, а с другой стороны в курировании воспитателей своих бывших воспитанников в процессе обучения в начальных классах.
Работа с детьми включает:
Организацию адаптационных занятий с детьми дошкольной группы в рамках школы будущего первоклассника
Совместную работу педагогов по отслеживанию развития детей, определению “школьной зрелости”.
Проведение промежуточной и итоговой диагностики с детьми дошкольной группы, направленные на изучение интегративных качеств личности.
Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.
Система взаимодействия педагога и родителей включает:
Совместное проведение родительских собраний.
Проведение дней открытых дверей.
Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.
Открытые занятия
Консультации воспитателя, учителя начальных классов
Организация экскурсий по школе.
Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.
Данное направление осуществляется через разнообразные формы работы с родителями:
1.Консультации родителей воспитателями, педагогами, учителями «Как подготовить ребенка к школе» (о значении УУД для обучения в школе), «Как оценить готовность к обучению будущих первоклассников».


2. Лекторий в рамках школы будущего первоклассника «Всезнайка».
3. Родительские собрания: «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе с позиции формирования УУД»; «Поступление в школу - важное событие в жизни семьи» и др.

Этапы реализации программы преемственности

Направления
работы
1 этап
2 этап
3 этап


подготовительный
Внедренческий
Результативный


2016-2017
2017-2018
2018-2019

Теоретическое и
Информационное обеспечение программы.
Сбор и анализ информации (анкеты, опросные листы, срезы, тесты)
Теоретический анализ состояния проблемы в научно-методической литературе, материалов передового педагогического опыта по проблеме преемственности
Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы. Подготовка нормативно-правовой базы. Разработка программы проведения эксперимента. Изучение социума (запросы родителей).
Определение уровня готовности детей к школе. Педагогическая диагностика изучение профессионального уровня воспитателей, учителей начальных классов.
Владение современными педагогическими технологиями построения образовательного процесса в ДУ и начальной школе.
Определение влияния инновационных технологий на воспитательно-образовательный процесс, определение уровня и качества знаний детей в соответствии с ФГТ, ФГОС НОО
Оценка деятельности дошкольных групп и начальной школы со стороны родителей.
Формирование банка данных по имеющимся технологиям. Сбор данных в банк развития идей школы.

Обработка информационно-аналитических материалов по сравнению двух этапов. Определение уровня и качества знаний детей в динамике.
Педагогическая диагностика. Анализ влияния инновационных технологий на развитие образовательного учреждения.
Публикации о ходе инновационной деятельности в сборнике
Презентация педагогического опыта в рамках работы экспериментальной площадки и на методических объединениях специалистов ДУ и начальной школы.

Финансовое, материально-техническое обеспечение.
Изучение наличия и оптимального использования МТ базы.
Организация работы психолого-педагогической службы и сопровождение детей. Консультирование родителей будущих воспитанников
Организация работы логопункта с детьми дошкольного возраста, кружковой работы.
Анализ уровня развития МТ базы и ее возможностей для ведения инновационной деятельности в рамках программ эксперимента «Психолого-педагогические условия преемственности дошкольного и начального школьного образования»

Работа с педагогическими кадрами
Разработка и утверждение программы «Преемственность дошкольного и начального школьного образования», Разработка и утверждение основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Внедрение программы. Разработка и внедрение перспективного плана работы с детьми в соответствии с ФГТ
Использования разных видов деятельности.
Повышение квалификации работников в рамках преемственности.
Интеграция образовательных областей
Собеседование, изучение материалов. Оформление опыта
Определение качества и результативности

Работа с детьми
Выявление интересов потребностей, проблем в развитии.
Определение группы риска.
Оценка возможностей уровня развития и качества знаний с использованием новых технологий психолого-педагогического обследования.
Организация образовательного процессе на основе принципов ФГТ.
Определение уровня развития, анализа достижения результатов с предыдущими годами.
Подготовка индивидуальной карты при переходе на следующую ступень обучения.
Обработка результатов по усвоению программы.

Работа с семьей. Поиск развития педагогического сотрудничества
Предоставление возможности ознакомления с результатами деятельности педагогов и детей через различные организационные формы работы. Психолого-педагогические консультации. Анкетирование и опрос родителей для выявления родительских потребностей и ожиданий.

Обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы через наглядную информацию, творческие отчеты пред родителями. Организация работы родительского комитета.
Анализ взаимодействия с семьей по достижению поставленной цели. Результаты работы родительского комитета.

Анализ выполнения программы развития. Обеспечение оптимального пути выполнения Программы «Преемственность дошкольного и начального школьного образования»
Подготовка карт анализа. Выявление и анализ недостатков, корректировка.
Использование системы контроля за деятельностью педагога и ребенка
Оценка использования результативности индивидуальных планов
Анализ выполнения образовательной программы и 2 этапа развития программы
Организация работ по использованию полученных результатов всеми участниками воспитательно-образовательного процесса; Обобщение опыта работы, внедрение и распространение в дошкольные учреждения Составление методических рекомендации, подготовка итогового отчета по экспериментальной деятельности; Проведение научно-практической конференции.
Подготовка публикаций о результатах работы


На основе выделенных направлений в программе составлен совместный план работы дошкольной образовательной группы и классов начальной Школы по реализации преемственности.

Совместный план работы дошкольных образовательных групп и МКОУ АСШ по реализации преемственности (направление: ДУ – начальная школа)
№ п/п
Мероприятия
Цель мероприятия
Сроки
Ответственные

1.
Встреча учителей выпускного
4-х классов с воспитателями подготовительных к школе групп
1. Скорректировать план совместной работы начальной школы и дошкольных групп
2. Выявить возможность и место участия выпускников подготовительных групп в празднике “1 сентября – День Знаний”.
август
Зав.ДОУ , учителя начальных классов и воспитатели

2.
Диагностика, определяющая готовность детей к обучению в школе «Адаптация первоклассников», совместный педсовет с воспитателями дошкольных групп
Проанализировать уровни сформированности интегративных качеств первоклассников и готовности к обучению в школе, согласно модели
Сентябрь
Учитель начальных классов

3.
Праздник “1 сентября – День Знаний”.
Создать для будущего выпускника дошкольных групп условия для повышения учебной мотивации.
2. Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником.

Сентябрь
Учителя начальных классов и воспитатели

4.
Взаимопосещение воспитателями дошкольных групп уроков в 1-м классе начальной школы и учителей выпускных 4-х классов непосредственной образовательной деятельности в дошкольных группах
Познакомить воспитателей дошкольных групп с методами и приёмами, применяемыми на различных уроках учителями начальной школы.
Познакомить учителей с методами и приёмами, применяемыми в организации непосредственной образовательной деятельности с детьми
Выявить возможные ошибки при обучении и воспитании первоклассников.
В течение года
Учителя начальных классов и воспитатели

5
Выставка продуктивной деятельности «Осенняя фантазия»
Совместное творчество учащихся начальных классов и детей дошкольных групп



Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп

6
Мастер – класс для учителей: «Всестороннее развитие ребёнка в игровой деятельности»
Защита творческих тем по воспитанию детей воспитателями дошкольных групп

Ноябрь
Воспитатели

7.
Совместное заседание ШМС
Общие понимания и требования готовности ребенка к школе
1.Выработать педагогами дошкольных групп и школы общее понимание и требования к готовности ребенка к школе.

Ноябрь
Учителя начальных классов и воспитатели

8.
Изучение воспитателями подготовительных групп программ 1-го класса начальной. школы, планируемых к открытию на будущий учебный год.
Показать разнообразие программ в начальной школе.
Повысить уровень подготовки к обучению в школе, базируясь на программах школы.
Сентябрь - апрель
Учителя начальных классов и воспитатели

9.
Праздник “Мы теперь – ученики”.
Выявить возможность и место участия выпускников подготовительной группы в празднике “Мы теперь – ученики”.
Создать для будущего выпускника дошкольных групп условия возникновения желания учиться в школе.
Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником.
Ноябрь
Учителя начальных классов

10
Семинар-практикум
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе дошкольных групп и начальной школы

Знакомство с новыми образовательными технологиями
Ноябрь
Администрация школы

11.
Работа школы будущего первоклассника “Всезнайка”(проведение адаптационных занятий с воспитанниками дошкольной группы)
1.Создание условий для личностного развития ребенка.
2. Обеспечение успешной адаптации к обучению в школе, желания учиться и развиваться

Октябрь - апрель
Учителя начальных классов и воспитатели

12
Акция «Начальная школа - детскому саду: новогоднее чудо» Шефская помощь учащихся начальных классов воспитанникам дошкольных групп. Обмен опытом по театрализованной деятельности педагогов начальных классов и дошкольных групп
Создание условий для совместного эмоционально фона при проведении праздников, развлечений, досугов, выставок
Декабрь
Учителя начальных классов и воспитатели

13.
Проведение совместного педагогического совета для обсуждения преемственности в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста
Выявить особенности программ по речевому развитию
Подготовить к школе воспитанников дошкольных групп согласно программным требованиям ДОУ и школы.
Декабрь-
февраль
Учителя начальных классов и воспитатели

14
Посещение мероприятия в дошкольных группах по физкультурному досугу «Ловкие, сильные, быстрые», посвящённому Дню защитника Отечества
Привлечение учащихся начальных классов к проведению праздника
Февраль
Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп

15.
Проведение тестирования по определению школьной зрелости при поступлении в школу.
Выявить уровень школьной зрелости у воспитанников подготовительных групп.
Наметить пути формирования развития школьнозначимых функций для тех воспитанников подготовительных групп, у которых низкий и пониженный уровень школьной зрелости.
Выявить воспитанников подготовительных групп со средним и повышенным уровнем школьной зрелости и наметить пути его повышения и поддержания уровня школьной мотивации.
Апрель-май

Учителя начальных классов и воспитатели

16.
Проведение совместного родительского собрания “Подготовка к школе в системе “Детский сад – семья – школа”
Привлечь родителей к обучению детей в школе
Сформулировать задачи дошкольной группы и семьи в подготовке детей к школе.
Обозначить требования учителей к уровню подготовки выпускников дошкольной группы к обучению в школе.
Март

Администрация
Учителя начальных классов и воспитатели

17.
Экскурсии воспитанников дошкольных групп в школу в рамках «Дня открытых дверей»
Познакомить воспитанников дошкольной группы со зданием школы, учебными классами, физкультурным залом, библиотекой.
Создать для будущих первоклассников условия возникновения желания учиться в школе.
Март
Администрация
Учителя начальных классов и воспитатели

18
Праздник «Масленица»
Совместная организации праздника учащихся начальной школы и дошкольной группы
Март
Учителя начальных классов и воспитатели

19.
Организация тематической творческой выставки: “Вот что я умею!”
1. Выявить творческий потенциал детей предшкольного и школьного возраста.

Апрель
Учителя начальных классов и воспитатели

20.
Консультации для родителей будущих первоклассников “Как правильно организовать свободное время ребёнка”
Помощь родителям в решении педагогических проблем.
Март - май
Учителя начальных классов и воспитатели

21
Выставка «Мир глазами детей» Преемственность изобразительных технологий в дошкольном образовании и начальной школе


Учителя начальных классов и воспитатели

22.
“День открытых дверей” (по отдельному плану)
Показать с помощью компьютерной техники презентацию школы.
Обозначить для родителей будущих первоклассников программные требования для выпускников ДОУ.
Довести до каждого родителя программу, учебные пособия, планируемые на будущий учебный год в школе.
Март
Администрация
Учителя начальных классов и воспитатели

24
Диагностическое обследование, определяющее успешность обучения первоклассников в конце учебного года
Определение уровня готовности к обучению в школе
Март
Администрация, учителя начальной школы

25
Круглый стол «Сравнительный анализ диагностики в начале и середине учебного года»
Обсуждение проблем в подготовке к школе детей дошкольной группы
Март
Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп


Экскурсия «Введение в школьную жизнь» Знакомство со школьной библиотекой, спортивным залом.
Путешествие по школьным станциям
Апрель
Администрация
Учителя начальных классов и воспитатели

16.
Праздник “Прощай, Азбука!”
1 Создать для будущего выпускника дошкольной группы условия возникновения желания учиться в школе, уметь читать.
2. Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником.
Май


127.
Круглый стол “Вопросы преемственности ДУ и школы
Составить примерный план совместной работы начальной школы и дошкольных групп на будущий учебный год.
Подвести итоги совместной работы начальной школы и дошкольных групп по решению проблемы преемственности.
Апрель-май


28.
Участие первоклассников в празднике “До свидания, детский сад!”
Создать для будущего выпускника дошкольных групп условия возникновения желания учиться в школе.
Май
Воспитатели дошкольных групп

29
Педагогический совет «Реализация преемственности между ДОУ и начальной школой» Анализ работы по преемственности за год.
Подведение итогов по реализации программы преемственности
Май
Администрация
Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп
Психолог

Ожидаемые результаты программы
1. Согласование целей воспитания, обучения и развитие на уровне дошкольных групп и начальной школы, подчиненность всего учебно -
воспитательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его обще интеллектуальных и коммуникативных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки.
2. Создание сопряженных учебных планов и программ, их согласование в отдельных звеньях образовательной системы.
3. Определение структуры и содержания учебно-воспитательного процесса с учетом соблюдения принципов целостности, системности и преемственности.
4. Разработка единых для дошкольных групп и начальной школы принципов создания предметно - развивающей среды, игровых комнат, учебных классов, кабинетов.
5. Согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков на разных этапах обучения.
6. Создание системы диагностических тестов и заданий для контроля за достигнутым уровнем развития детей и для дальнейшего его прогнозирования.






Вся деятельность программы ориентирована на модель дошкольника.
Модель выпускника дошкольных групп - предполагаемый результат совместной деятельности педагогического коллектива дошкольных групп, учителей начальных классов, семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник





Исходя из новых федеральных государственных требований, при реализации программы преемственности необходимо опираться на сформированность интегративных качеств личности детей, приобретенных в процесс усвоения образовательной программы.

Содержание интегративных качеств личности детей


п/п
Критерии оценки результативности освоения программы детьми
Показатели
развития


Физическое развитие, сформированность культурно-гигиенических навыков

У ребёнка развиты основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.



Стремление к познанию, активность, любознательность

Ребёнок интересуется всем новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.



Эмоциональная отзывчивость

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства,  музыкальные и художественные произведения, мир природы.



Владение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Ребенок адекватно использует вербальные  и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.



Способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, на основе соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями  о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).



Способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.



Представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, о культурных ценностях и традициях народов.

Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;  об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о традициях народов.


Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности

Ребёнок  умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. У него сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.























Направления реализации программы преемственности

Организационно-методическое обеспечение

Работа с родителями

Работа с детьми дошкольной группы


13 PAGE 142115



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415