Разработка вариативной части основной профессиональной образовательной программы ФГОС СПО
Разработка вариативной части основной профессиональной
образовательной программы ФГОС СПО
Рыжиков Сергей Николаевич, преподаватель Г(О)БОУ СПО «Лебедянский торгово-экономический техникум»
Реализация вариативной части ОПОП ФГОС СПО дает большие свободы образовательным учреждениям в вопросах формирования содержания профессионального образования, позволяющие, с одной стороны, реализовывать инновационные интегрированные образовательные программы, с другой, - учитывать дополнительные требования, выдвигаемые региональным рынком труда, рынком образовательных услуг в целом и отдельными участниками образовательного процесса. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что реализация вариативной части позволит получить новое качество профессионального образования, удовлетворяющее потребностям как представителей регионального рынка труда, так и конкретного человека, самостоятельно осуществляющего сознательный выбор индивидуальной образовательной траектории.
Содержание профессионального образования в образовательном учреждении определяется основной профессиональной образовательной программой этого образовательного учреждения (ОПОП ФГОС СПО), составленной на основе ФГОС для конкретной специальности СПО с учётом примерных ОПОП и требований регионального рынка труда.
ОПОП по профессии начального или специальности среднего профессионального образования представляет собой совокупность учебно-методической документации, включающей:
учебный план образовательного учреждения;
программы учебных дисциплин и профессиональных модулей;
программы учебной практики (производственного обучения) и производственной практики;
календарный учебный график образовательного учреждения;
методические материалы, обеспечивающие реализацию ОПОП.
Структура инвариантной части ОПОП среднего профессионального образования, определяемая ФГОС, содержит:
циклы: общий гуманитарный и социально-экономический, математический и естественнонаучный, профессиональный;
разделы: физическая культура, учебная практика, производственная практика (практика по профилю специальности), производственная практика (преддипломная), промежуточная аттестация, государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).
Структура инвариантной части ОПОП начального профессионального образования, определяемая ФГОС содержит:
циклы: общепрофессиональный, профессиональный;
разделы: физическая культура, промежуточная аттестация,
государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).
Общий гуманитарный и социально-экономический (ОГСЭ), математический и естественнонаучный (ЕН) циклы полностью, а также часть профессионального цикла (П) ОПОП СПО состоят из учебных дисциплин.
Учебные дисциплины включают теоретическое и практическое обучение. Основными результатами изучения учебных дисциплин являются знания, предметные умения и общекультурное развитие обучающегося. Содержание данных дисциплин должно создавать основу для овладения общими и профессиональными компетенциями.
Часть профессионального цикла СПО состоят из профессиональных модулей, каждый из которых соответствует одному из видов профессиональной деятельности, установленных ФГОС по конкретной профессии (специальности). Основными результатами освоения профессиональных модулей является формирование профессиональных компетенций по данному виду профессиональной деятельности и развитие ряда общих компетенций, сопряженных с этим видом деятельности.
Профессиональные модули имеют практико-ориентированную направленность обучения. В профессиональном модуле теоретический материал осваивается в рамках междисциплинарного курса (МДК). Он изучается в контексте овладения той или иной профессиональной компетенцией. Практические навыки осваиваются как в рамках МДК, так и в ходе учебной и производственной практики.
В требованиях к структуре ОПОП (раздел 6 ФГОС) указано, что вариативная часть должна составлять соответственно около 20% для НПО и 30% для СПО от общего объема времени, отведенного на освоение ОПОП. Таким образом, стандартом обозначен определенный объем времени, который образовательные учреждения могут использовать на свое усмотрение для формирования вариативной составляющей ОПОП.
Вариативная часть ОПОП дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной (инвариантной) части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника, в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.
Вариативная часть ОПОП представляет собой совокупность учебно-программных материалов дополняющих и (или) детализирующих инвариантную часть стандарта и разрабатываемых на региональном уровне образовательным учреждением с целью фиксирования специфики региональных или каких-либо иных требований к содержанию труда по той или иной профессии (специальности).
Номенклатура и содержание дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей вариативной части разрабатываются непосредственно образовательным учреждением. Объем нагрузки вариативной части может быть использован на:
увеличение объема теоретической подготовки путем введения новых учебных дисциплин и/или дополнительных тем (разделов) дисциплин инвариантной части ОПОП;
введение дополнительных МДК или отдельных тем (разделов) МДК в уже имеющиеся профессиональные модули инвариантной части. При этом за счет вариативной части увеличивается общий объем часов на профессиональные модули за счет включения новых МДК или отдельных тем и разделов и перераспределяется объем нагрузки практик (количество недель учебной и производственной практики). Так же может потребоваться введения тем (разделов) дисциплин инвариантной части или новых дисциплин, являющихся базовыми для освоения дополнительных МДК;
введение новых дополнительных профессиональных модулей для приобретения дополнительных профессиональных компетенций, расширяющих и углубляющих квалификацию осваивающих ОПОП по профессии (специальности). Введение дополнительных профессиональных модулей предполагает и одновременное введение дополнительных МДК, разделов и тем дисциплин инвариантной части. Освоение дополнительных профессиональных модулей предполагает и перераспределение объема учебной и производственной практики по всем профессиональным модулям ОПОП. При этом общий объем нагрузку на практики, установленный ФГОС, остается неизменным;
увеличение объема нагрузки по всем элементам учебного процесса, определенным ФГОС СПО (дисциплинам, профессиональным модулям).
Таким образом, объём времени вариативной части может быть распределен на следующие структурные элементы: разделы (темы) дисциплин инвариантной части; новые дисциплины (различных циклов); разделы (темы) междисциплинарных курсов (МДК) инвариантной части; новые МДК; дополнительные модули.
Для формирования вариативной части ОПОП ФГОС СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), реализуемой Г(О)БОУ СПО «Лебедянский торгово-экономический техникум» была разработана программа дополнительной общепрофессиональной учебной дисциплины «Анализ развития региональных ОЭЗ в Липецкой области». Создание особой экономической зоны на территории какого-либо субъекта федерации, влияет как на экономические процессы, происходящие в нем, так и на социальные. Поэтому существование ОЭЗ «Липецк» на территории Липецкой области не только является важным федеральным проектом, но и определяет основные направления развития Липецкой области.
Цель использования вариативной части – формирование дополнительной общей компетенции выпускников - «Осуществлять эффективное трудоустройство и планировать профессиональную карьеру», необходимой для эффективного поведения на региональном рынке труда, профессиональных компетенций, направленных на эффективную деятельность бухгалтера в особых экономических зонах Липецкой области.
Причиной формирования такой компетенции является убеждение HR- профессионалов, что одним из основных факторов успеха особых экономических зон России является стабильная высокопрофессиональная команда. Именно поэтому мы делаем большой акцент на обучении студентов тому, как осуществлять эффективное трудоустройство и планировать профессиональную карьеру, совершенствовать профессиональные качества и в будущем двигаться по карьерной лестнице вверх, осваивая новые горизонты.
Анализ мирового опыта функционирования особых экономических зон свидетельствует о том, что их создание и развитие ориентировано в основном на решение приоритетных производственно-инвестиционных задач, а также реализацию стратегических программ и проектов страны. Однако это становится абсолютно невозможно без построения эффективной системы коммуникаций.
Острая необходимость во внутренних и внешних капиталовложениях в экономику, недостаточный уровень притока иностранных инвестиций побудили к поиску новых механизмов привлечения внешних инвестиций. Создание особых экономических зон является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала. Кроме того ОЭЗ - очень важный и нужный инструмент взаимодействия частного и государственного капитала. ОЭЗ - это, прежде всего, государственно-частное партнерство. Оно заключается в совместном вложении средств бюджета и частных инвестиций в развитие той или иной территории.
На основе функционального подхода к модели компетенций С. Уиддета и С. Холлифорд мы разработали специальную модель компетенций бухгалтера (таблица 1).
Таблица 1 - Специальная модель компетенций бухгалтера
Кластер компетенций и компетенции бухгалтера
Уровни компетенций и индикаторы поведения бухгалтера
РАБОТА С ЛЮДЬМИ
1. Управление отношениями
Уровень 1. Строит отношения с коллегами отдела бухгалтерии
Приспосабливает особенности личности к развитию отношений с коллегами-бухгалтерами.
Устанавливает и поддерживает контакты с бухгалтерами, от которых зависит и которые влияют на его аспекты работы.
Уровень 2. Строит отношения с коллегами других отделов
Учитывает свое влияние на установление контактов с коллегами других отделов.
Поддерживает регулярные двусторонние контакты с коллегами других отделов.
Уровень 3. Поддерживает внешние контакты
Устанавливает и поддерживает внешние контакты, которые могут быть полезны для организации.
Активно управляет внешними контактами и использует любой случай для их развития.
2. Работа в команде
Уровень 1. Является членом команды
Активизирует коллег для внесения посильного вклада в работу команды и отмечает их вклады.
Делится информацией и опытом с коллегами.
Уровень 2. Поддерживает членов команды
Определяет, какая помощь нужна членам команды, и оказывает (организует) помощь.Положительно реагирует на личный вклад бухгалтеров в работу команды.
Уровень 3. Предлагает направление команде
Использует знание личностных особенностей бухгалтеров для определения персональных задач в общекомандной работе.
Добивается понимания бухгалтерами личной и коллективной ответственности. Регулярно представляет обратную связь членам команды.
3. Влияние
Уровень 1. Создает положительный образ бухгалтерии
Четко формулирует устную и письменную информацию с учетом ее влияния на пользователя.
Положительно относиться к организационной культуре, ее структуре коммуникаций и фирменному стилю.
Уровень 2. Влияет на образ мыслей коллег
Представляет обоснованные аргументы.
Убедительно излагает собственную точку зрения.
Для достижения желаемого результата адаптирует и развивает аргументы.
Уровень 3. Изменяет мнения коллег
При решении спорных и нетипичных ситуаций стремиться к достижению обоюдовыгодного результата.
Проводит ротацию функций бухгалтеров для развития их активности.
Выявляет и использует мнения коллег для развития контраргументов или новых подходов.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ4. Сбор, обработка, хранение и анализ информации
Уровень 1. Собирает, обрабатывает и сохраняет информацию
Пользуется регламентированными источниками информации, методами, способами и средствами ее обработки и хранения.
Использует различные источники информации, устанавливает и выбирает способы ее обработки и хранения.
Находит и использует различные источники информации, разрабатывает способы ее обработки и хранения.
Уровень 2. Проверяет и анализирует информацию
Устанавливает соблюдение требований, предъявляемых к бухгалтерской информации. Выявляет и отражает нетипичные факты хозяйственной жизни.
Уровень 3. Использует информацию для анализа деятельности
Использует обширную информацию для оценки деятельности организации.
Использует информацию и разрабатывает предложения по рациональной организации бухгалтерского учета.
5. Составление отчетности
Уровень 1. Составляет первичные документы и регистры
Составляет первичные документы и регистры.
Контролирует правильность составления первичных документов и регистров.
Уровень 2. Составляет финансовую, налоговую, статистическую и управленческую отчетность
Составляет один вид отчетности.
Составляет все виды отчетности.
Контролирует правильность составления отчетности и пишет комментарии к ней.
Уровень 3. Разрабатывает первичные документы, регистры и управленческую отчетность
Разрабатывает новые формы первичных документов и регистров.
Разрабатывает новые формы управленческой отчетности и рекомендации по их внедрению (автоматизации).
6. Принятие решений
Уровень 1. Ежедневные решения
Следует заранее установленным процедурам принятия решений.
Собирает и использует всю информацию, необходимую для принятия решений.
Делегирует принятия решений другим, если это возможно, и пересматривает пределы принятия решений в соответствии с ролью.
Уровень 2. Обеспечивает выполнение решений
Ищет различные варианты выполнения решений.
Принимает непопулярные решения, если этого требует ситуация. Берет ответственность за принятое решение на себя.
Уровень 3. Высокий уровень риска
Решения принимаются в условиях неопределенности и с допустимым уровнем риска.
Доказывает необходимость поддержки исполнения решения у руководства.
РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА7. Личное развитие
Уровень 1. Развивает себя
Ищет возможность развивать собственные знания и навыки.
Составляет, анализирует и совершенствует планы личного развития.
Уровень 2. Развивает других
Стремится установить и предоставить положительную обратную связь.
Поддерживает желание людей внедрить в практику полученные знания.
Уровень 3. Развивает культуру обучения
Обеспечивает обстановку, способствующую обучению. Разрабатывает способы обучения бухгалтеров.
8. Генерирование и обоснование идей
Уровень 1. Участвует в генерировании идей
Активно участвует в совещаниях по поводу генерирования идей.
Обеспечивает конструктивной критикой идеи.
Уровень 2. Развивает идеи в решения
Развивает новые методы учета и практику их внедрения в деятельность организации.Оценивает рациональность внедрения новых методов учета.
Уровень 3. Вдохновляет коллег на развитие идей
Создает атмосферу для проникновения новыми идеями.
Поддерживает коллег, обеспечивающих конструктивной критикой новых и устоявшихся идей.
Достижение результатов9. Планирование
Уровень 1. Расставляет приоритеты в ежедневной работе
Составляет ежедневные планы и расставляет приоритеты.
Избегает негативного влияния собственных действий на других.
Уровень 2. Составляет планы, отвечающие задачам отдела
Точно оценивает ресурсы выполнения планов.
Сообщает планы сотрудникам отдела и в случае необходимости корректирует их.
Уровень 3. Корректирует планы отдела с планами предприятия
Определяет вклад отдела бухгалтерии в достижение целей предприятия
Согласовывает планы отдела с деятельностью других отделов
10. Четкость управления
Уровень 1. Берет на себя ответственность за выполнение задач
Берет на себя ответственность за то, чтобы все задачи отдела были выполнены.
Оценивает выполнение задач.
Уровень 2. Рационально использует ресурсы
Разумно поручает задачи конкретным исполнителям.
Информирует другие отделы о взаимных обязательствах.
Согласовывает изменения с установленными планами.
Из представленной таблицы видно, что специальная модель компетенций бухгалтера состоит из следующих кластеров компетенций и компетенций:
работа с людьми (управление отношениями; работа в команде; влияния);
работа с информацией (сбор, обработка, хранение и анализ информации; составление отчетности, принятие решений);
развитие бизнеса (личное развитие; генерирование и обоснование идей);
достижение результатов (планирование; четкость управления).
Таким образом, специальная модель бухгалтера составлена с учетом требований должности. Определение компетенций бухгалтера происходит метод интервью самого бухгалтера и его коллег в отделе и руководства компании (экспертов), а также применением элементов технологии формирования и развития компетенций бухгалтера. В дополнение к описанной модели, необходимо учитывать особенности личности бухгалтера.
Из представленных компетенций отберем значимые и составим требования к результатам освоения вариативной части профессиональной образовательной программы «Осуществление деятельности в региональных ОЭЗ в Липецкой области».
Итак, бухгалтер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 11. Развивать эффективные познавательные профессионально-значимые качества: профессиональную память, профессиональное мышление.
ОК 12. Развивать эффективные деятельностные профессионально-значимые качества: профессиональная мобильность и культура труда, профессиональное поведение, деловой этикет, владение информационными технологиями.
ОК 13. Осуществлять саморазвитие: обобщение опыта и стремление к профессиональному росту.
ОК 14. Готовность к сотрудничеству и межличностному взаимодействию.
ОК 15. Обладать коммуникативной культурой, культурой речи.
ОК 16. Уметь работать с потоком информации, выделяя из него главное и второстепенное.
ОК 17. Проявлять объективность в суждениях, правовая культура, порядочность, честность.
ОК 18. Проявлять способность к самостоятельным действиям в условиях неопределенности, способность к адаптации в новых условиях деятельности.
ОК 19. Осуществлять эффективное трудоустройство и планировать профессиональную карьеру
Бухгалтер должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 6.1. Осуществлять личное развитие;
ПК 6.2. Осуществлять эффективное поведение на рынке труда региональных ОЭЗ в Липецкой области»
ПК 6.3. Уметь строить карьеру в инновационных организациях
Современная экономика ориентирована на кадры, не только обладающие глубокими знаниями в профессиональной сфере, но и умеющие работать в команде, владеющие современными технологиями. В связи с этим на первый план выдвигаются такие требования, как инновационное образование, интегрирование с научно-исследовательской деятельностью, междисциплинарность образования, связь обучения с потребностями бизнеса.
Компетенции бухгалтера становятся важным стратегическим ресурсом компании, стремящейся к устойчивому успеху на рынке. Компания, которая сможет управлять компетенциями бухгалтера, обеспечит себе адаптацию к неопределенности и нестабильности экономики в течение длительного периода времени. В организации бухгалтерского учета необходимо: обоснованно и сознательно выбирать сотрудников бухгалтерии, а также постоянно осуществлять процесс мониторинга и развития компетенций бухгалтеров.
Создание вариативной части ОПОП ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), реализуемой в Г(О)БОУ СПО «Лебедянский торгово-экономический техникум» - Рабочая программа учебной дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда региональных ОЭЗ в Липецкой области» позволяет развить у студентов профессиональные компетенции, позволяющие быть востребованными на современном рынке труда.
Список литературы
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. №309-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».
Федеральный закон от 01.12.2007 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования»
Разъяснения Минобрнауки России по формированию примерных программ профессиональных модулей начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования.
Приказ МОН РФ от 28 сентября 2009 г. N 354 «Об утверждении Перечня профессий начального профессионального образования» в редакции (приказ МОН РФ №1242 от 26.11.10).
Приказ МОН РФ от 28 сентября 2009 г. N 355 «Об утверждении Перечня специальностей среднего профессионального образования» в редакции приказ МОН РФ №1243 от 26.11.10.
Приказ МОН РФ от 28 декабря 2009 №835 «Об установлении соответствия специальностей среднего профессионального образования, перечень которых утвержден приказом МОН РФ от 28.09.09 г. N 355, специальностям СПО, указанным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2003, принятым и введенным в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г. N 276-ст. в редакции Приказа МОН РФ №1244 26.11.10.
Приказ МОН РФ от 21 декабря 2009 №740 «Об установлении соответствия профессий начального профессионального образования, Перечень которых утвержден приказом МОН РФ от 28 сентября 2009 г. N 354, профессиям начального профессионального образования, Перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 1999 г. №1362» в редакции Приказа МОН РФ №1245
Перечни учебных изданий для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования на 2011/2012 учебный год
Перечни учебных изданий для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального образования на 2011/2012 учебный год/
Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода)// Высшее образование в России. - 2004. №11.
Бадарч Д., Сазонов Б.А. Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем / Монография - М.: Бюро ЮНЕСКО в Москве -2007.
Блинов В.И. Концептуальные основы разработки федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования нового поколения. М., 2008, 64 с.
Коулз М., Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда. - М.: РИО ТК им. А.Н. Коняева, 2009.-115 с.
Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Качество профессионального образования. Европейская стратегия и практика. М., 2004. -111 с.
Сазонов Б.А. Академические часы, зачетные единицы и модели учебной нагрузки. - М.: Высшее образование в России. - 2008. - №11.
13PAGE 15
13PAGE 14215
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315