Рабочая программа по географии 7 класс в соответствие с ФГОС


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новохопёрского муниципального района Воронежской области
«Новохопёрская гимназия № 1»
«Рассмотрено
на заседании МО» «Согласовано» «Утверждаю» Протокол №___ от «__» _201__г. Заместитель директора по УВР Директор
руководитель _______________________ «____» ____________201__ г. Приказ № _от «_» 201_г.

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по предмету « География»
7 класс
УМК: Учебник Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский « География. Материки и океаны» в двух частях , ТИД "Русское слово ", 2014

Разработал: учитель географии, ВКК
Греченева Зинаида Николаевна
Срок реализации: 1 год
Объём учебной нагрузки: 2ч./нед.
70 ч./год

Новохоперск 2016


Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 7 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География. Материки и океаны» составлена на основе авторской программы: Е.М. Домогацких « Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово» – Р, 2010. – ( Стандарты нового поколения)
Рабочая программа нацелена на оптимальное структурирование учебного материала по географии с целью обеспечения эффективного учебно-воспитательного процесса. Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить конкретное представление о целях, содержании, стратегии обучения, воспитания и развития школьников средствами языка. Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить конкретное представление о целях, содержании, стратегии обучения, воспитания и развития младших школьников средствами иностранного языка. Рабочая программа конкретизирует содержание учебного курса по предмету «География» в соответствии с выбранным УМК, дает распределение учебных часов по разделам и темам, уточняет последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей семиклассников. Так, для минимизации трудностей обучения географии, курс предполагает использование на уроках игровых методов обучения, сюжетно-ролевые игры формируют произвольность поведения, развивают познавательные процессы и мотивационную сферу учащихся , а также обладают богатым развивающим и воспитательным потенциалом. Методический замысел УМК учитывает возрастные особенности обучающихся.
Программа содержит новые направления географического образования:
  комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;
  изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;
  изучение население, особенностей культуры и быта народов мира.
Данный курс предполагает активное применение информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ). ИКТ применяются для решения коммуникативных и познавательных задач как на уроках географии, так и в процессе выполнения домашних заданий, творческих проектов по прохождении раздела или индивидуальной работы школьника, направленной на расширение географического кругозора. Источники ИКТ в учебно-воспитательном процессе по географии:
1) Интерактивные карты
2) Оборудование кабинета (интерактивная доска, ПК, мультимедийный проектор).
3)Интернет. Согласно учебному плану образовательного учреждения на изучение географии в седьмом классе отводится 2 час в неделю. Курс рассчитан на изучение в течение одного учебного года и составляет 70 часов в год (35 учебных недель).
Программа предполагает проведения систематического контроля. Текущий контроль проводится в форме проверки устных и письменных домашних, индивидуальных творческих, практических работ, тестовых заданий. Тестовые задания, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, представлены 2-мя уровнями: базовым и повышенным.
Итого: практические работы – 21;
творческих проектов – 2.
Текущая и итоговая оценка результатов деятельности учащихся осуществляется по традиционной пятибалльной системе. В соответствии с системой оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО возможно применение рейтинговой оценки, которая рассчитывается таким образом:
100-95 % соответствуют оценке «5»
94-75 % - «4»;
74-50 %-«3»;
менее 50%-«2»;
.
Критерии оценки учебной деятельности по географии:
Устный ответ:
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка практических работ:
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Оценка сформированности метапредметных результатов на уроке (сформированность Р УУД, П УУД, К УУД) учитывается при выставлении предметной оценки
С целью обеспечения условий для индивидуального развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья на основе данной рабочей программы составлена Программа индивидуального обучения учащегося на дому. Данная программа позволяет проводить дистанционное обучение ученика при условии согласия родителей.
Занятия по географии проводятся в форме уроков по утверждённому расписанию. На основании решения заседания ШМО учителей предметов естественно – математического цикла (Протокол № 5 о 20.05.2015 г.) предполагается применение неурочных форм реализации урочной деятельности (около 10 % от общего количества часов), которые представлены следующим образом:
5 часов из программы отводится на внеурочную форму занятий:
№ п.п. Форма неурочной деятельности (на уроке) Тема урока Кол-во часов
1. «Характеристика речной системы с установлением связей: река – рельеф - климат на примере главной реки Воронежской области - Дон.»Реки Евразии 1
2. « Описание природной зоны своей местности», Природные зоны Евразии 1
3. Экскурсия в краеведческий музей города Новохоперска. Природные зона Евразии 1
4. Встреча с научными сотрудниками Хоперского государственного заповедника Взаимодействие человечества в прошлом и настоящем 1
5. Экскурсия на одно из промышленных предприятий города Новохоперска
Взаимодействие человечества в прошлом и настоящем 1
Итоги реализации рабочей программы отражены в успеваемости учащихся по результатам четвертей, учебного года. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса могут быть очевидны в ходе проведения открытых уроков, мероприятий в рамках предметной недели предметов естественно – математического цикла в гимназии, а также участия учащихся в ежегодной гимназической и окружной учебно-исследовательской конференциях.Интегративной целью обучения географии на этапе общего образования является формирование элементарной коммуникативной компетенции школьников на доступном для них уровне в основных видах деятельности на уроке географии и во внеурочное время: работа с текстом и понимание прочитанного, нахождение разного типа информации, первоначальный этап работы с тематическими картами, составление по типовому плану характеристики отдельных частей природы материков и отдельных государств .Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность школьников осуществлять межличностное общение в устной и письменной формах в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения.[3,127]. В ходе обучения географии реализуются цели четырёх уровней.
Цели первого уровня. Учащиеся 7 класса должны иметь представление:
- об особенностях природы Земли;
- об особенностях природы материков и океанов Земли;
- о строении и свойствах географической оболочки;
- о взаимодействии человека и природы в прошлом и настоящем.
Цели второго уровня. Учащиеся 7 класса должны знать
- закономерности формирования природы Земли: формирование рельефа, климата, распределение внутренних вод, формирование природных зон;
- влияние особенностей географического положения материков и океанов на формирование природы материков и океанов;
- особенности открытия и исследования материков и океанов;
- влияние природы материков и океанов на жизнь и хозяйственную деятельность человека ; - политическую карту материков;
- особенности влияния человека на природу материков и океанов
и экологические проблемы, возникающие при этом.

Цели третьего уровня. Учащиеся 7 класса должны уметь:
- объяснять причины разнообразия природы Земли;
-выявлять причинно – следственные связи в пределах природных комплексов океана и суши;
- объяснять влияние особенностей географического положения материков и океанов на формирование природы;
- работать с разными тематическими картами;
- давать описание по плану природных комплексов суши и мирового океана;
- давать описание по типовому плану отдельной страны.
IV. Цели четвёртого уровня. Учащиеся 6 класса должны владеть:
- коммуникативными, общеучебными умениями и определенной социокультурной осведомлённостью для понимания мира , в котором они живут.
С учётом сформулированных целей изучение предмета данного курса направлено на решение следующих задач:
Задачи:
- расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации ( от планетарного до локального);
-   создать образные представления о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности;
-   усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность;
- способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры;
-   на основе историко-географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде;
- продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
-   учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;
- понимание географических специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха
Планируемые результаты освоения учебного предмета "География" 7 класс
Согласно поставленным целям, по окончании изучения географии в 7 классе ожидаются следующие результаты:
I. Личностные
- сформированность внутренней позиции школьника (эмоционально-положительное отношение к школе, ориентация на овладение новыми умениями и компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителями и одноклассниками;
- сформированность основ гражданской идентичности (чувство гордости за Родину, уважение культуры и традиций своей страны и страны изучаемого языка, способность к пониманию чувств других людей, к сопереживанию);
- сформированность самооценки (сознательность, осознание своих возможностей в учении, способность адекватно судить о причинах своих учебных достижений и неудач, умение видеть свои достоинства и недостатки, умение уважать себя, других и верить в успех);
- сформированность мотивации учебной деятельности (любознательность, интерес к приобретению новых знаний и умений, стремление к совершенствованию своих способностей);
- знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений (способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения или нарушения моральной нормы).
В соответствии с требованиями ФГОСа личностные результаты не подлежат итоговой оценке [2, 16].
II. Метапредметные (включают освоенные учащимися УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные)
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;
- умение планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе анализа ошибок;
- способность проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных источников;
- владеть логическими операциями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии;
- умение сотрудничать с учителем и сверстниками, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
- умение использовать ИКТ в учебной деятельности.
Метапредметные результаты проявляются в ходе выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. При этом прямая оценка даётся большинству познавательных учебных действий, опосредованная оценка выносится коммуникативным и регулятивным действиям [2, 16]. Оценка сформированности метапредметных результатов на уроке (сформированность Р УУД, П УУД, К УУД) учитывается при выставлении предметной оценки.
Также к метапредметным результатам относятся умения, проверяемые в рамках выполнения комплексной работы на межпредметной основе:
Перечень умений, проверяемых в рамках выполнения
комплексной работы на межпредметной основе
в 7 классе
№ п.п. Наименование блока № умения Проверяемые умения
1. Работа с текстом:
поиск информации
и понимание прочитанного.
1.1. Определять главную тему, общую цель или назначение текста. Формулировать тезис, выражающий общий смысл текста.
1.2. Выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста.
1.3. Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт.
1.4. Объяснять порядок частей / инструкций, содержащихся в тексте.
1.5. Сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.
1.6. Находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте).
1.7. Определять назначение разных видов текстов.
1.8. Ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.
1.9. Различать темы и подтемы специального текста.
1.10. Выделять не только главную, но и избыточную информацию.
1.11. Прогнозировать последовательность изложения идей текста.
1.12. Сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме.
1.13. Выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей.
1.14. Формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции.
1.15. Понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
2. Работа с текстом:
преобразование и
интерпретация
информации.
2.1. Проводить проверку правописания.
2.2. Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: изображения, формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому.
2.3. Сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера.
2.4. Обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов.
2.5. Делать выводы из сформулированных посылок.
2.6. Выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
3. Работа с текстом: оценка информации.
3.1. Связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников.
3.2. Откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения.
3.3. На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.
3.4. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию.
4. Регулятивные универсальные учебные действия.
4.1. Осуществлять целеполагание, постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.
4.2. Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных ориентиров действия в новом учебном материале.
4.3. Планировать пути достижения целей. Устанавливать целевые приоритеты.
4.4. Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
4.5. Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
4.6. Использовать основы прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
5. Познавательные
универсальные
учебные действия.
5.1. Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
5.2. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
5.3. Давать определение понятиям.
5.4. Устанавливать причинно-следственные связи.
5.5. Осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия.
5.6. Обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
5.7. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
5.8. Строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
5.9. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
5.10. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
5.11. Работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
III. Предметные
Ученик научится:
- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
-  сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;
-  оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
-  описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;
-  объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
-  создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Ученик получит возможность научиться:
-  выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
-  сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
-  оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
- объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
- выявлять причинно – следственные связи;
-  определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
-  моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Планета, на которой мы живем (21 час)
Тема 1. Мировая суша (1 час)
Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями Земли. «Материковое» и «океаническое» полушария. Материки и острова.
Основные понятия: материк, океан, часть света, остров.
Планируемые результаты:
Предметные :Ученик научится:
объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «земная кора», «океаническая земная кора», «материковая земная кора», «материки», «острова», «материки», «океаны»;называть и показывать по карте основные географические объекты;
наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
Метапредметные :Ученик научится:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
Личностные :Ученик получит возможность научиться:
ответственному отношению к учебе;
осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
Тема 2. Поверхность Земли (6 часов)
Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Возникновение материков и океанов. Строение земной коры. Теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Сейсмические и вулканические пояса планеты.
Основные понятия: геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океанические хребты, рифты, глубоководный желоб, платформы, равнины, складчатые пояса, горы. Персоналии: Альфред Вегенер.
Практическая работа№1: Установление зависимости между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми.
Планируемые результаты:
Предметные :Ученик научится:
объяснять значение понятий: «геология», «горные породы», «геологическое летоисчисление», «литосферные плиты», «типы литосферных плит», «платформы», «складчатые области», «горы», «равнины», «сейсмические пояса»;приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
объяснять особенности строения рельефа суши;
обозначать на контурной карте основные объекты поверхности Земли.
Метапредметные :Ученик научится:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
составлять описания объектов;
составлять простой план;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами:
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
оценивать свою работу и работу одноклассников.
Личностные :Ученик получит возможность научиться:
ответственному отношению к учебе;
осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
Тема 3. Атмосфера (4 часа)
Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли. Климатические пояса. Карта климатических поясов. Виды воздушных масс.
Основные понятия: климатообразующий фактор, пассаты, муссоны, западный и северо-восточный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса.
Персоналии: А.И. Воейков.
Практическая работа №2: Составление таблицы, отражающей взаимодействие внутренних и внешних рельефообразующих процессов .
Практическая работа № 3: « Анализ климатограмм»
Тема 4. Мировой океан.
Понятие о Мировом океане. Глубинные зоны Мирового океана. Виды морских течений. Глобальная циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Особенности природы отдельных океанов Земли.
Основные понятия: море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, атоллы, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.Персоналии: Огюст Пикар.
Практическая работа №4: Обозначение на контурной карте объектов номенклатуры по мировому океану.
Планируемые результаты:
Предметные:
Ученик научится:
объяснять значение понятий: «Мировой океан», «океанические течения», «шельф, материковый склон, ложе океана», «атолл», «ветровые волны и цунами», «планктон, нектон, бентос», называть и показывать по карте основные географические объекты по Мировому океану;
наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
приводить примеры форм рельефа дна океана;
Метапредметные:
Ученик научится:
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей и планом;
выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
оценивать свою деятельность.
Личностные :Ученик получит возможность научиться:
ответственному отношению к учебе;
осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
Тема 5. Географическая оболочка (2часа)
Понятие о географической оболочке. Материки и океаны, как крупные природные комплексы геосферы Земли. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Понятие о высотной поясности. Природная зона. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня, гилеи.Основные понятия: природный комплекс, географическая оболочка, закон географической зональности, природная зона.
Персоналии: В.В. Докучаев.
Планируемые результаты:
Предметные:
Ученик научится:
объяснять значение понятий: «географическая оболочка», «природный комплекс», «широтная зональность», «высотная поясность», «природные зоны мира».
называть и показывать по карте природные;
наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
Метапредметные:
Ученик научится:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами:
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
оценивать свою деятельность
Личностные :Ученик получит возможность научиться:
ответственному отношению к учебе;
осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
Тема 5. Человек (4 часа)
Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Политическая карта мира. География современных религий. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Взаимоотношения человека и природы и их изменения. Охрана природы. Всемирное природное наследие.
Основные понятия: миграция, раса, этнос, религия, цивилизация, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, страна, монархия, республика.Практическая работа №5: Сопоставление политической карты мира в атласе с картой человеческих рас.
Планируемые результаты:
Предметные:
Ученик научится:
объяснять значение понятий: «расы», «этносы», «религии и их география», «цивилизации», «охрана природы», «монархия», «республика», «политическая карта"называть и показывать по карте страны и их столицы.
наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
объяснять особенности строения рельефа суши;
описывать погоду своей местности.
Метапредметные:
Ученик научится:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
составлять описания объектов;
составлять простой план;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами:
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
оценивать работу одноклассников.
Личностные :Ученик получит возможность научиться:
ответственному отношению к учебе;
осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
Раздел 2. Материки планеты Земля (44 часа)
Тема 1. Африка (9 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Преобладание плоскогорий, Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды.
Самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.
Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Основные понятия: саванна, национальный парк, Восточно-Африканский разлом, Сахель, Магриб, экваториальная раса.
Персоналии: Васко да Гама, Д. Ливингстон, Г. Стэнли, Н.Н. Гумилев, Дж. Спик.
Практические работы: №6.Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. №7. Характеристика речной системы с установлением связей: река – рельеф-климат. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер. № 8. Описание одной из зон по учебным картам по типовому плану. Обозначение на контурной карте природных зон. №9 .Описание одной из стран по типовому плану.
Планируемые результаты:
Предметные:
Ученик научится:
объяснять значение понятий: "саванна, национальный парк, Восточно-Африканский разлом, Сахель, Магриб, экваториальная раса.
называть и показывать по карте основные географические объекты по материку Африка;
выявлять причинно – следственные связи при формировании природы материка;
наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
Метапредметные:
Ученик научится:
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
Личностные :Ученик получит возможность научиться:
ответственному отношению к учебе;
осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
Тема 2. Австралия (5 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.
Основные понятия: лакколит, эндемик, аборигены.
Персоналии: А. Тасман, Дж. Кук, Э.Д. Эйр, Мак-Артур, Н.Н. Миклухо-Маклай, Ю.Ф. Лисянский, Т. Хейердал.
Практическая работа: №10 Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.
Планируемые результаты:
Предметные:
Ученик научится:
объяснять значение понятий: : " лакколит, эндемик, аборигены.
называть и показывать по карте основные географические объекты по материку Австралия;
наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
сравнивать особенности географического положения и природы с другими материками;
Метапредметные:
Ученик научится:
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
Личностные :Ученик получит возможность научиться:
ответственному отношению к учебе;
осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
Тема 3. Антарктида (2 часа)
Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Особенности географического положения, геологического строения рельефа, климата, внутренних вод. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Отсутствие постоянного населения.
Основные понятия: стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник.
Персоналии: Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Дюмон Дюрвиль, Р. Амундсен, Р. Скотт.
Планируемые результаты:
Предметные:
Ученик научится:
объяснять значение понятий: ": стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник.
персоналии: Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Дюмон Дюрвиль, Р. Амундсен, Р. Скотт. "называть и показывать по карте основные географические объекты по материку Антарктида;
наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
Метапредметные:
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
Личностные :Ученик получит возможность научиться:
ответственному отношению к учебе;
осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
Тема 4. Южная Америка (8 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Население и регионы Южной Америки. Равнинный Восток и Горный Запад. Богатство рудными полезными ископаемыми. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка. Смешение трех рас. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия. Анды – регион богатой культуры, Галапагосские острова, Мачу – Пикчу.
Основные понятия: сельва, пампа, метис, мулат, самбо, Вест-Индия, Латинская и Центральная Америка.Персоналии: А. Гумбольдт, Х. Колумб,Ф.МагелланПрактические работы: №11. Сравнение географического положения Африки и Южной Америки. № 12. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа.
Планируемые результаты:
Предметные:
Ученик научится:
объяснять значение понятий: :" сельва, пампа, метис, мулат, самбо, Вест-Индия, Латинская и Центральная Америка.называть и показывать по карте основные географические объекты по материку Южная Америка;
описывать по типовому плану географические объекты;
наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
сравнивать особенности географического положения и природы с другими материками;
Метапредметные:
Ученик научится:
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
Личностные :Ученик получит возможность научиться:
ответственному отношению к учебе;
осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
Тема 5. Северная Америка (8 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Равнины на востоке и горы на западе. Великие и Центральные равнины. Кордильеры – главный горный хребет. Аппалачи. Разнообразие типов климата, меридиональное простирание природных зон. Миссисипи, Великие Американские озера. Богатство растительного и животного мира. Население и регионы Северной Америки. Англо-Америка, мигранты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия: Ниагарский водопад, Йеллоустонский национальный парк, Большой каньон Колорадо.
Основные понятия: прерии, каньон, торнадо, Англо-Америка.
Персоналии: А. Макензи, Дж. Кабот, Г. Гудзон.
Практические работы: № 13. Определение географического положения материка. № 14.Обозначение на контурной карте крупных рек и озер. № 15. Описание одной из зон по учебным картам по типовому плану
Обозначение на контурной карте природных зон. № 16.Описание географического положения страны по политической карте. Описание природных условий населения и хозяйственной жизни одной из стран.
Планируемые результаты:
Предметные:
Ученик научится:
объяснять значение понятий:" прерии, каньон, торнадо, Англо-Америка,
персоналии: А. Макензи, Дж. Кабот, Г. Гудзон."называть и показывать по карте основные географические объекты по материку Южная Америка;
описывать по типовому плану географические объекты;
наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
сравнивать особенности географического положения и природы с другими материками;
Метапредметные:
Ученик научится:
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
Личностные :Ученик получит возможность научиться:
ответственному отношению к учебе;
осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
Тема 6. Евразия (12 часов)
Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Персоналии: Марко Поло, А. Никитин, Н.М. Пржевальский, П. Козлов, В. Арсеньев.
Практические работы: №17. Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. № 18. Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. № 19.Характеристика речной системы с установлением связей: река – рельеф-климат. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер. №20. Описание одной из зон по учебным картам по типовому плану
Обозначение на контурной карте природных зон. 21.Описание страны по типовому плану.
Планируемые результаты:
Предметные:
Ученик научится:
объяснять значение понятий по теме Евразия, уметь работать с разными картами4называть и показывать по карте основные географические объекты по материку Евразия;
описывать по типовому плану географические объекты;
наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
сравнивать особенности географического положения и природы с другими материками;
Метапредметные:
Ученик научится:
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
Личностные:
Ученик получит возможность научиться:
ответственному отношению к учебе;
осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (2 часа)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Центры происхождения культурных растений.
Основные понятия: природные условия, стихийные природные явления, экологическая проблема.
Персоналии: Н.Н. Вавилов, В.И. Вернадский.
Планируемые результаты:
Предметные:
Ученик научится:
объяснять взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем;
выявлять влияние человека на природу и все земные оболочки;
знать центры происхождения культурных растений.
Метапредметные:
Ученик научится:
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
Личностные:
Ученик получит возможность научиться:
ответственному отношению к учебе;
осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
3. Тематическое планирование
Наименование разделов и тем Максимальная учебная нагрузка Теоретические занятия Практические занятия
Раздел
Планета, на которой мы живем:
Тема 1: Мировая суша
Тема 2: Поверхность Земли
Тема 3: Атмосфера
Тема 4: Мировой океан
Тема 5: Географическая оболочка
Тема 6: Человек
21 час
1 час
6 часов
4 часа
4 часа
2 часа
4 часа 5 часов
2 часа
3 часа
2 часа
3 часа 1 час
2 часа
1 час
1 час
Раздел
Материки планеты Земля
Тема 1: Африка
Тема 2: Австралия
Тема 3: Антарктида
Тема 4: Южная Америка
Тема 5: Северная Америка
Тема 6: Евразия 44 часа
9 часов
5 часов
2 часа
8 часов
8 часов
12 часов 5 часов
4 часа
2 часа
6 часов
4 часа
7 часов 4 часа
1 час
2 часа
4 часа
5 часов
Раздел
Взаимоотношения природы и человека
2 часа 2 часа Резерв времени 2 часа 2 часа ИТОГО 70 часов 49 часов 21 час