Внеклассное мероприятие, посвящённое дню снятия блокады Ленинграда


Открытый классный час, посвящённый снятию блокады
Ленинграда «Что такое героизм»
Подготовила учитель 3 класса МБОУ «Климовская школа»
Мальцева Людмила Игоревна
Задачи: вызвать у детей чувства сопереживания жертвам блокады, гордости за мужество соотечественников, непринятия фашизма. Развивать творческие способности учащихся. Формировать знания об истории России. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма, уважения и любви к истории своей Родины
Подготовительная работа:
чтение книг о блокаде Ленинграда;
выставка книг о блокаде Ленинграда;
конкурс рисунков «Нам не нужна война».
Презентация
Подготовка проектов о блокаде Ленинграда
Оборудование: проектор, ПК, колонки, электронные свечи, игрушки, рисунки "Нам не нужна война", презентация, звукозапись голоса Левитана о начале войны, запись песни «Не плачь, мама», «Адажио» Альбиони, оформление доски.Учитель: Вам, героическим защитникам Ленинграда, Вам, участникам прорыва и снятия блокады любимого города, Вам, пережившим страшную 900-дневную блокаду, Всем ныне живущим и павшим смертью храбрых … ПОСВЯЩАЕТСЯ
Ученик:
Опять война,
Опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:’’ Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне”
Ученик:
И может показаться:
Правы
И убедительны слова
Но даже если это правда,
Такая правда- не права!
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Ученик:
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть,
Она как сила нам нужна.
Ученик:
Город Петра-
Гордость России и слава,
Устоявший в не слыханном прежде бою,
Третий орден тебе
Приколола держава
На защитного цвета гимнастёрку твою.
Ученик:
В истории - не первая осада,
Не первый голод, холод и пожарищ дым;
О том, что пережили люди Ленинграда,
Теперь все знают – было по плечу лишь им.
Выходят дети.Звучит песня «Должны смеяться дети»Дети играют на сцене (кто-то в мяч , кто – в бадминтон , кто – с игрушками.Гаснет свет. Звучит сирена. Дети замирают, опускают игрушки, с тревогой смотрят вверх. Звучит голос Левитана о начале войны 
Ведущий: 22 июня 1941 года гитлеровские войска атаковали границы Советского Союза.
План ведения кампании против СССР получил название "Барбаросса". Фашистское командование рассчитывало за 6-7 недель в русле молниеносной войны захватить нашу страну до Уральских гор. На дальних подступах к Ленинграду бои развернулись в первых числах июля 1941 года. Город Москва, столица нашей Родины, считался сердцем России, а город Ленинград - её душой. И как человек не может жить без души, немцы рассчитывали, захватив город, победить наш дух, сломать желание сопротивляться.
Ведущий: Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба "О будущности Петербурга" от 22 сентября 1941 года : "Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли: После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерий всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей".
Ведущий Для осуществления этого варварского замысла гитлеровского командования бросило к городу огромные силы - более 40 отборных дивизий, 1000 танков, 1500 самолетов.
Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла - уничтожению города и его населения.
Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреливали Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы.
На домах появились предупреждающие надписи:
"Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!".
До сих пор на одном из домов сохранилась такая табличка.
В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук метронома. Вот так он работает (Звучит запись метронома и песня «Ленинградский метроном»)
Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется. На защиту города поднялись все его жители.
В короткий срок Ленинград был превращен в город – крепость.
8 сентября 1941 года захватив город Шлиссельбург, фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался блокированным с суши.
"Началась блокада:
В сентябре, когда начались систематические бомбардировки, обстрелы и пожары, многие хотели выехать, но пути уже были отрезаны
Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал.
Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам
Ломоть хлеба… Белый или черный, но все равно неповторимого аромата и вкуса. Немереный, несчитанный ломоть – доступный и обеденный. Но никогда не забудется 125 – блокадных грамм – драгоценный, помещавшийся на ладони кусочек, в котором была жизнь, сила и тепло.
20 ноября 1941 г. рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов рабочим. Крупы выдавали 300 г, масла - 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог.
Надвигался голод! Хлеб содержал всякую дрянь и лишь немного муки. В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее - к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов.
Дров тоже было очень мало. На топливо разбирали разбомбленные дома, мебель…
Вот видеосъёмка тех лет…
За водой приходилось ходить на Неву или к колонкам, которые специально установили на улицах города.
Ученица:
Я в гору саночки толкаю.Еще немного - и конец. Вода, в дороге замерзая,Тяжелой стала, как свинец.Как хорошо, что ты замерзла,Святая невская вода!Когда я поскользнусь под горкой На той тропинке ледяной,Ты не прольешься из ведерка, Я привезу тебя домой.
Выходит девочка со свечой в руках. Читает стихи под грустную музыку
-Чёрное дуло блокадной ночи...Холодно, холодно, холодно очень...-Вставлена вместо стекла картонка...Вместо соседнего дома – воронка...-Поздно.А мамы всё нет отчего-то...Еле живая ушла на работу...-Есть очень хочется... Звучит песня «Мама, не плачь»
Страшно...Темно...-Умер братишка мой... Утром...Давно...-Вышла вода... Не дойти до реки...Очень устала...Сил уже никаких... -Ниточка жизни натянута тонко...А на столе –на отца похоронка... 
Ведущий: 21 октября 1941 года молодежная газета: "Смена" опубликовала такой наказ: "Юные участники обороны Ленинграда! Будьте достойны своих дедов и отцов, сестер и братьев, ушедших на фронт."Делами ответили юные ленинградцы. Они вместе со взрослыми рыли окопы, делали светомаскировку, собирали цветной металл.
Ленинградские ученые придумали горючую смесь для поджога вражеских танков. Бутылки с такой смесью при ударе загорались. Школьники за 1 неделю собрали более 1 миллиона бутылок. Ребята дежурили в госпиталях, выполняли разные просьбы раненых, читали им газеты и книги, писали письма домой, помогали врачам и медсестрам.
Чтобы поднять настроение раненых бойцов и развлечь их, юные ленинградцы выступали перед ними концертами.
Дети наравне со взрослыми переносили нечеловеческие тяготы и лишения.
(Дети выходят со свечами)
Ведущий: Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13? Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и оставила сиротой. В те же дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких трагических записей.
"Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"
"Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"
"Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"
"Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"
"Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"
"Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"
"Савичевы умерли"
"Умерли все"
"Осталась одна Таня" (дети гасят свечи)
Ученик.
Этот дневник на процессе НюрнбергскомБыл документом страшным и веским,Плакали люди, строчки читая.Плакали люди, фашизм проклиная.Танин дневник - это боль Ленинграда,Но прочитать его каждому надо.Словно кричит за страницей страница."Вновь не должно это все повториться".
Ведущий: При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла. 19 мая на могиле Тани был поставлен памятник.
В школе №35 города С.-Петербурга, где до войны она училась, открыт посвященный ей музей. Какой же главный подвиг совершали дети и подростки Ленинграда?
Верно, ребята! Они учились
В осажденном городе работали 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. А. Фадеев писали: "И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились. Учились, не смотря ни на что". Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы.
В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.
Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга. Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось - и прямо в классе.
Ученик:
Девчонка руки протянулаИ головой -На край стола.Сначала думали -Уснула,А оказалось -Умерла: Никто
Не обронил ни слова,Лишь хрипло,Сквозь метельный стон,Учитель, выдавил, что сноваУроки -После похорон.
Ведущий: "Все для фронта! Все для победы!" - это был боевой девиз рабочих Ленинграда. Промышленность города за 900 героических дней дали фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов, 150 тысяч орудий, 10 миллионов снарядов и мин.
Подростки - рабочие вместе со взрослыми работали на военных заводах, в тяжелых, порой невыносимых условиях, голодные, измождённые, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.
За доблестный труд многие ленинградские мальчишки и девчонки были награждены орденами и медалями.
Ведущий: Ленинград просил помощи и страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город доставляли продукты питания и топливо. Не перерезанной осталась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью полоска замерзла и эта единственная ниточка, связывающая город со страной, оборвалась.
Тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой:
Ученик:
"Дорогой жизни шел к нам хлеб,Дорогой жизни многих к многим.Еще не знают на землеСтрашней и радостней дороги".
16 тысяч матерейПайки получат на заре -125 блокадных граммС огнем и кровью пополам.О, мы познали в декабре:Не зря "священным даром" названОбычный хлеб и тяжкий грехХотя бы крошку бросить наземь.
Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125 г!
Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда.…Кроме хлеба есть было нечего.
Звучит «Адажио соль минор» Альбиони.
Каждый год, в день рождения своей матери, уже пожилая женщина приходит на Пискарёвское кладбище и кладет на её могилу сто граммов чёрного хлеба. Во время блокады Ленинграда эти бесценные граммы, означавшие для людей жизнь, мать отдавала дочери. Умерла сама, но спасла от смерти девочку. И вот теперь, спустя много лет, дочь возвращала ей не просто символический паёк. Она приносила к могиле память о своём огромном человеческом долге, свою ничем невосполнимую боль, низкий, до земли поклон, своё, быть может, обещание делать и поступать так, чтобы трагические страницы прошлого никогда не повторялись.
Звучит стихотворение О. Чупрова «Прости, Ленинград. »Я в море людском
Иду Пискарёвкою снова,
Где Вечная скорбь
Торжественна так и сурова.
И горе, и гнев –
Мне с ними вовек не расстаться!
Шепчу, побледнев:
«Простите меня, ленинградцы. »Кладу я в тиши
Цветы на гранитные плиты.
А брат мой лежит,
Под самым Берлином зарытый!
Мечтал он - солдат:
«Как только добудем Победу-
Тогда в Ленинград,
Хоть на день, но приеду».
А люди идут,
И нет в этом море отлива!
У всех на виду
Стою в стороне молчаливо.
Стою, как солдат,
За брата принявший награду!
Прости, Ленинград,
Что не был с тобою в блокаду.
Ведущий: Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя Ленинграду продукты, а из города на большую землю вывозили детей, раненных, ослабленных людей.
На Дороге жизни хорошо знали шофёра Максима Твердохлеба.
В канун 1942 года он должен был доставить мандарины из Грузии детям на новогоднюю ёлку. Ехать пришлось ночью. Но фашисты не спали. Два «мессера» атаковали грузовик и изрешетили его пулями. Разбилось смотровое стекло, водителя ранило в руку, из машины повалил пар.
Можно было выскочить из машины! Но как же детишки?
Отважный шофёр довёл машину до берега, в ней потом насчитали 49 пробоин. Ленинградские дети получили на новогодней ёлке мандарины.
Учитель :Память о погибших ленинградцах обязывает нас ко многому.
Мы будем примером для всей страны в учебе и в работе.
Мы будем честны и справедливы.
Мы будем борцами за правду и счастье.
Мы сделаем всё, чтобы война не повторилась.
Мы помним героизм Ленинграда!
Давайте же склоним головы перед ленинградцами и защитниками города, не дожившими до наших дней. Вечная память! Объявляется минута молчания.
Ученик:
Помните!
Через века,
Через года, —
помните!
О тех,
кто уже не придёт
никогда, —
помните!
Не плачьте!
В горле
сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
павших
будьте
достойны!
Вечно
достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью
просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны!
Люди!
Покуда сердца
стучатся, —
помните!
Какою
ценой
завоёвано счастье, —
пожалуйста,
помните!
Песню свою
отправляя в полёт, —
помните!
О тех,
кто уже никогда
не споёт, —
помните!
Детям своим
расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям
детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена
бессмертной
Земли
помните!
К мерцающим звёздам
ведя корабли, —
о погибших
помните!
Встречайте
трепетную весну,
люди Земли.
Убейте
войну,
прокляните
войну,
люди Земли!
Мечту пронесите
через года
и жизнью
наполните.
Но о тех,
кто уже не придёт
никогда, —
заклинаю, —
помните!
Р. Рождественский
Ведущий. Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - в январе 1943 года прорвать блокаду. 12 января началось сражение. Но час окончательного освобождения пробил через год. 14 января 1944 началась операция по ликвидации вражеской группировки. За 2 недели они разгромили 18-ую немецкую армию, отбросили оккупантов на 65-100 километров от Ленинграда, освободив более 800 городов и населенных пунктов. Город был полностью освобожден от врагов.
В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта. Измождённые жители, все до одного вышли на улицы города, чтобы увидеть салют победы.
Ученик.
Гремит салют.Ракеты в воздухе горячемЦветами пестрыми цветут.А ленинградцы тихо плачут Рыдают люди, и поют,И лиц заплаканных не прячут.Сегодня в городе салют!Сегодня Ленинградцы
Плачут.
Ученик
-В холода, когда бушуют снегопады,В Петербурге этот день особо чтут, –Город празднует День снятия блокады,И гремит в морозном воздухе салют.(Раздаются звуки салюта. Дети смотрят вверх)Ученик-Это залпы в честь свободы Ленинграда!В честь бессмертия не выживших детей… Беспощадная фашистская осадаПродолжалась девятьсот голодных дней.Ученик-Но блокаду чёрных месяцев прорвали!И когда врага отбросили назад, Был салют! Его снаряды возвещали:– Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград! Ученик-От усталости шатаясь, ленинградцыШли на улицы, и слышалось: «Ура!» И сквозь слёзы начинали обниматься, – Всё! Закончилась блокадная пора! Ученик-Есть салют у нас весной – на День Победы, Он цветами красит небо всей стране,Но особо почитают наши дедыТот салют в голодно-белом январе…  "Нам не нужна война!"(Выходит весь класс)
Ученик:В классе уютном, просторномУтром стоит тишина.Заняты школьники деломПишут по белому черным,Пишут по черному белым,Ручками пишут и мелом:(Вместе)«Нам не нужна ВОЙНА!»Дети поют песню «Солнечный круг».
В руках у некоторых детей рисунки «Нам не нужна война»