Структурная карта урока «Своеобразие русской литературы 2-й половины XIX века. Понятие «русская классическая литература». Ее основные черты».
Структурная карта урока
«Своеобразие русской литературы 2-й половины XIX века. Понятие «русская классическая литература». Ее основные черты».
1. Теоретический материал.
Выполните групповые задания после прочтения текста.
XIX век- «золотой век» русской литературы, особенно поэзии, эпоха расцвета русской литературы, которая развивается в лихорадочном ритме; направления, течения, школы и моды сменяются с головокружительной быстротой; каждое десятилетие имеет свою поэтику, свою идеологию, свой художественный стиль. Сентиментализм десятых годов уступает место романтизму двадцатых-тридцатых; сороковые годы видят рождение русского идеалистического “любомудрия” и славянофильского учения; пятидесятые - появление первых романов Тургенева, Гончарова, Толстого; нигилизм шестидесятых годов сменяется народничеством семидесятых, восьмидесятые годы наполнены славой Толстого, художника и проповедника; в девяностых годах начинается новый расцвет поэзии: эпоха русского символизма. Классическая литература (русская) – это широкое понятие, и каждый вкладывает в него свой смысл. Если спросить читателей, какие ассоциации она у них вызывает, то ответы будут разными. Для кого-то это основа библиотечного фонда, кто-то скажет, что произведения классической русской литературы – это некий образец, обладающий высоким художественным достоинством. Для школьников это все то, что изучают в школе. И все они будут по-своему абсолютно правы. Так что же это такое - классическая литература? Существует общепринятая периодизация становления и развития отечественной литературы. Ее история делится на следующие временные отрезки: Долитературный период. В это время, до XI века, еще не было письменных текстов, и произведения передавались в устной форме. С XI века по XIV существовала древнерусская литература. Большое влияние на ее развитие оказало принятие на Руси христианства. Появляются переводные греческие книги, развиваются новые жанры: жития святых, летописи, хождения, евангелия. Следующий период – средневековая литература. Она существовала с XV по XVII век. XVIII век – эпоха русского просвещения. Это время связано с теми писателями, которые заложили основы русской классической литературы. К ним относятся: Карамзин, Фонвизин, Ломоносов, Жуковский, Сумароков, Радищев, Крылов. XIX век – время, когда жили и творили те писатели и поэты, которых в наше время называют классиками литературы. «Золотой век» - такое название дали этому периоду. Лучшая русская классическая литература была создана именно тогда. XX век называют по аналогии с предыдущим столетием «Серебряным веком», поскольку в какой-то мере он явился его логическим продолжением. Многие читатели уверены, что классическая литература (русская) – это Пушкин, Достоевский, Толстой – то есть произведения тех писателей, которые жили в XIX веке. Это совсем не так. Классическим литературное произведение может быть и эпохи средневековья, и XX столетия. По каким канонам и принципам определить, является ли классикой роман или повесть? Во-первых, классическое произведение должно обладать высокой художественной ценностью, быть образцом для других. Во-вторых, у него должно быть всемирное признание, оно должно входить в фонд мировой культуры. И нужно уметь различать понятия классической и популярной литературы. Классика – это то, что проверено временем, а о популярном произведении могут достаточно быстро забыть. Если же актуальность его будет сохраняться не один десяток лет, возможно, оно со временем тоже перейдет в разряд классики. В конце XVIII века только сложившееся дворянство России раскололась на два противоборствующих лагеря: консерваторов и реформаторов. Такой раскол был обусловлен разным отношением к тем переменам, которые происходили в жизни: Петровские реформы, понимание задач Просвещения, наболевший крестьянский вопрос, отношение к власти. Эта борьба крайностей привела к тому взлету духовности, самосознания, которые и породили русскую классику. Можно сказать, что она была выкована в ходе драматических процессов в стране. Классическая литература (русская), родившись в сложном и противоречивом XVIII веке, окончательно сформировалась в XIX столетии. Ее основные черты: национальная самобытность, зрелость, самосознание. Большую роль в развитии культуры того времени сыграл рост национального сознания. Открывается все больше учебных заведений, усиливается общественное значение литературы, писатели много внимания начинают уделять родному языку. Восстание декабристов еще больше заставило задуматься о происходящем в стране. Николай Михайлович Карамзин, крупнейший русский историк, писатель и журналист, был самой влиятельной фигурой русской культуры XVIII-XIX вв. Его исторические повести и монументальная «История государства Российского» оказали огромное влияние на творчество последующих писателей и поэтов: Жуковского, Пушкина, Грибоедова. Он – один из великих реформаторов русского языка. Карамзин ввел в использование большое количество новых слов, без которых мы не можем представить сегодня современную речь. Выбрать и составить перечень лучших литературных произведений – задача сложная, поскольку у каждого читателя свои пристрастия и вкусы. Роман, который для одного будет являться шедевром, другому покажется скучным и неинтересным. Как же составить список классической русской литературы, который удовлетворял бы большинство читателей? Один из способов – проведение опросов. На их основе можно сделать выводы, какое произведение сами читатели считают лучшим из предложенных вариантов. Такие методы сбора информации проводятся регулярно, хотя данные могут незначительно меняться со временем. Список лучших творений русской классики, согласно версиям литературных журналов и интернет-порталов, выглядит так: лучшая русская классическая литература Михаил Булгаков с мистическим романом «Мастер и Маргарита». Лев Толстой с эпическим произведением «Война и мир». Федор Достоевский с тремя романами: «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и «Идиот». Великий русский мыслитель точно и безжалостно описывал самые темные стороны человеческой сущности. Фридрих Ницше как-то сказал, что Достоевский – это единственный психолог, у которого он мог чему-нибудь научиться. Николай Гоголь – «Мертвые души». Один из самых загадочных русских писателей умел создавать необыкновенно яркие, живые образы своих персонажей. Повесть «Вий» и сборник писателя «Вечера на хуторе близ Диканьки» тоже очень любимы читателями. Александр Пушкин с романом «Евгений Онегин». Согласно опросам, самым любимым писателем школьников является именно Пушкин, а Онегин – самый узнаваемый литературный герой. Антон Чехов и его рассказы. Михаил Лермонтов – «Герой нашего времени». Илья Ильф и Евгений Петров - классики XX века, люди с великолепным чувством юмора. Их роман «Двенадцать стульев» давно стал любимой книгой многих читателей. Иван Тургенев и его произведение «Отцы и дети». Александр Грибоедов с комедией «Горе от ума». Написав за всю свою жизнь всего одно произведение, но созданное на таком высочайшем уровне, он навсегда остался в числе лучших авторов русской классической литературы. Ни в коем случае не стоит считать данный список эталонным. В некоторых рейтингах и опросах на первом месте может стоять не Булгаков, а Лев Толстой или Александр Пушкин, а кого-то из перечисленных писателей может и вообще не быть. Рейтинги – вещь крайне субъективная. Лучше самому составить для себя список любимых классиков и ориентироваться на него. Творцы русской классики всегда обладали большой общественной ответственностью. Они никогда не выступали морализаторами, не давали готовых ответов в своих произведениях. Писатели ставили перед читателем сложную задачу и заставляли его задуматься над ее решением. Они поднимали в своих произведениях серьезные социальные и общественные проблемы, которые и сейчас имеют для нас большое значение. Поэтому русская классика и сегодня остается такой же актуальной.
2. Групповые задания.
1. Выявите в тексте следующие проблемы:
1 группа – Периодизация истории русской литературы
2 группа – Основные тенденции «золотого века» русской литературы
3 группа – Критерии и список лучших произведений
4 группа – Значение русской классической литературы
5 группа – Какие произведения называют классическими?
6 группа – Истоки русской классической литературы
2. Представьте работу группы в форме выступления-тезиса (2-3 минуты).
3. Основные положения выступления предложите для записи в тетради другим группам.
3. Домашнее задание: подготовить сообщения по теме (1-2 минуты), разработать тезисы для записи в тетради другим группам.
1- 2 группы – Жанровые особенности поэзии середины XIX века.
3-4 группы – Направления поэзии середины XIX века.
5-6 группы – Стили поэзии середины XIX века.