Литературно-музыкальная композиция, посвященная памятной дате полного снятия блокады Ленинграда«Им досталось блокадное детство….»
«Им досталось блокадное детство….»
литературно-музыкальная композиция,
посвященная памятной дате полного снятия блокады Ленинграда
Слайд 1
Голос за кулисами: Когда я приезжаю в Ленинград,
Перед закатом солнца чайки стонут.
Ночь. Звёзды прямо в душу мне глядят,
Плывут в Неве и никогда не тонут.
Из неба, из воды они глядят,
Напоминая мне и Ленинграду,
Что эти звёзды — слава всех солдат,
Прорвавших ненавистную блокаду.
звучит песня «Помни…» (трек №1), выходят чтецы
6 чтец: Тревожная музыка…Тревожные кадры…Тревожные лица детей… Ещё тревожнее становится от мысли, когда задумаешься, сколько в истории нашей страны можно насчитать счастливых и одновременно трагических дат. Одна из них - 27 января День воинской славы России. В этот день была полностью снята блокада города Ленинграда. (ныне Санкт - Петербурга)
5 чтец: Памяти павших, памяти вечно молодых солдат и офицеров, оставшихся на фронтах Великой Отечественной войны, посвящается...
4 чтец: Славным ветеранам Великой Отечественной войны, победившим, подарившим миру жизнь и счастье, посвящается...
3 чтец: Ленинградцам и Ленинградкам, мальчишкам и девчонкам, юношам и девушкам далекого 41, тем, кто своими глазами видел смерть близких, над чьими головами рвались снаряды и бомбы, кто голодал и замерзал в дни блокады Ленинграда, кому «досталось блокадное детство» посвящается...
2 чтец: Поколению, вступившему в жизнь и тем, кому сегодня 13, тем, кто не знает, что такое война, посвящается...
Вместе: Чтобы помнили... Чтобы поняли...
Слайд 2
звучит фоном мелодия «За 4 дня до войны…» (трек №2)
1 чтец: Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на этот город с целью стереть его с лица земли.
6 чтец: Против нас полки сосредоточив,
Враг напал на мирную страну.
Белой ночью, самой белой ночью
Начал эту страшную войну.
Слайд 3
5 чтец: Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла - уничтожению города и его населения.
Слайд 4
4 чтец: Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреливали Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, больницы. Жители не выключали радио круглые сутки. Стук Ленинградского метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется.
Слайд 5
3 чтец: На землю нашу грозно враг ломился Под орудийный грозовой раскат...
И ученик солдатом становился И воевал бесстрашно, как солдат.
Слайд 6
звучит фоном мелодия «Вставай, страна огромная» (трек №3)
2 чтец: На защиту города поднялись все его жители. В короткий срок Ленинград был превращен в город - крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек.
6 чтец: Уходили мальчики – на плечах шинели, Уходили мальчики – храбро песни пели, Отступали мальчики пыльными степями, Умирали мальчики, где – не знали сами...
Слайд 7
1 чтец: Попадали мальчики в страшные бараки, Догоняли мальчиков лютые собаки. Убивали мальчиков за побег на месте, Не продали мальчики совести и чести...
3 чтец: Не хотели мальчики поддаваться страху, Поднимались мальчики по свистку в атаку. Показали мальчики за четыре года, Кто такие мальчики нашего народа.
Слайд 8
5 чтец: Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы-девчата,
Похожие на парней.
2 чтец: Нет, это горят не хаты -
То юность моя в огне...
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
4 чтец: И вот в свои семнадцать лет Я стала в солдатский строй… У всех шинелей серый цвет, У всех — один покрой.
Слайд 9
звучит фоном мелодия «Великая» (трек №4)
1 чтец: Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, запутают в них все человеческое. Недаром Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя». Они думали, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.
Слайд 10
2 чтец: Осажденный Ленинград постепенно оставался без запасов продовольствия. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а всем остальным по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.
3 чтец: В городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в непотопляемых домах. Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.
Слайд 11
4 чтец: Блокада! Скудный ломтик хлеба –
Обычный суточный паек.
Блокада! Воющее небо,
Коптилки смутный огонек.
5 чтец: Блокада - выстоять, не сдаться,
Собой всю Родину прикрыв…
Кто знает лучше ленинградца
Святого мужества порыв?
Слайд 12
6 чтец: "Все для фронта! Все для победы!" - это был боевой девиз рабочих Ленинграда. Город жил, сражался и ковал оружие для грядущей победы; вместе со взрослыми встали на защиту любимого города дети и подростки Ленинграда. Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах, рубили лес, таскали тяжеленые брёвна к лесным дорогам. Гибли от вражеских снарядов, работали от темна до темна, по пояс в снегу, под ледяным дождём. Но они знали, что своей работой помогают фронту.
Слайд 13
звучит песня «Мама не плачь» (трек №5)
Юноши: Мы рыли рвы…
Девушки: – Хотелось пить.Юноши: Бомбили нас….
Девушки: – Хотелось жить.
1 чтец: Не говорилось громких слов.2 чтец: Был дот на каждом из углов.3 чтец: Был дом – ни света, ни воды.4 чтец: Была одна судьба на всех.5 чтец: Мы растеряли светлый смех.6 чтец: Мы усмиряли темный страх.1 чтец: Мы умирали на постах.
Девушки: Мы умирали…Юноши: Город жил –Вместе: Исполнен малых наших сил.
Слайд 14
звучит фоном мелодия «Эх, дороги…» (трек №6)
1 чтец: Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город доставляли продукты питания и топливо. Не занятой фашистами осталась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью полоска замерзла и эта единственная ниточка, связывающая город со страной, оборвалась.
Слайд 15-16
2 чтец: Тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу. От неё зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым. Сначала по ещё неокрепшему льду прошли первые конные обозы, а затем и грузовики с продуктами, на обратном пути на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Скольких людей спасла эта дорога! Народ очень точно назвал её «Дорога жизни».
Слайд 17-18
звучит песня «Дорога жизни» Розенбаум (трек №7)
3 чтец: Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги. (О. Бергольц)
Слайд 19
звучит фоном мелодия «Вальс» (трек №8)
4 чтец: В осажденном городе продолжали свою работу школы. Опасен и тяжел был путь, ведь на улицах часто рвались снаряды. Местом для учебы стали бомбоубежища жилых зданий, там стоял такой холод, что замерзали чернила, а ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.
5 чтец: Учеников шатало от голода, у всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней ещё прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе. Но даже в таких жутких условиях дети продолжали учиться.
6 чтец: Девочка руки протянула Уснула, А оказалось - умерла.. Никто не обронил ни слова, Лишь хрипло, сквозь метельный стон, Учитель выдавил, что снова Уроки после похорон (Ю. Воронов)
Слайд 20
звучит песня «Спи малышка, выстрелов не слышно…» (трек №9)
2 чтец: Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Нет, бывает, и тем страшнее война, чем больше детей теряют своё беззаботное, радостное детство, становятся не по возрасту серьёзными, ответственными за себя, братьев, сестёр, за весь мир.
звучит фоном мелодия «Великая» (трек №4)
3 чтец: Вместо супа - бурда из столярного клея,
Вместо чая - заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.
4 чтец: Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад...
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.
5 чтец: Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!
...Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оставалось ещё восемьсот...
Слайд 21
6 чтец: Как только стало понятно, что город оказался в блокаде, настроение его жителей стало меняться в худшую сторону. Чтобы быть в курсе того, о чём думает население, военная цензура вскрывала все письма. Некоторые, в которых горожане высказывали крамольные мысли, изымались. В августе 1941 года цензура изъяла 1,5 процента писем. В декабре – уже 20 процентов.
девушки и юноши, в руках у них письма, по очереди читают их:
1 чтец: «…Жизнь в Ленинграде с каждым днём ухудшается. Люди начинают пухнуть, так как едят горчицу, из неё делают лепёшки. Мучной пыли, которой раньше клеили обои, уже нигде не достанешь».
2 чтец: «…В Ленинграде жуткий голод. Ездим по полям и свалкам и собираем всякие коренья и грязные листья от кормовой свеклы и серой капусты, да и тех-то нет».
3 чтец: «…Я был свидетелем сцены, когда на улице у извозчика упала от истощения лошадь, люди прибежали с топорами и ножами, начали резать лошадь на куски и таскать домой. Это ужасно. Люди имели вид палачей».
4 чтец: «…Наш любимый Ленинград превратился в свалку грязи и покойников. Трамваи давно не ходят, света нет, вода замёрзла, уборные не работают. Самое главное – мучает голод».
5 чтец: «Я пишу, а сама так замерзла. У меня закоптело лицо и руки, но мыться холодной водой бесполезно, только размажешь... У меня такое старое лицо и под глазами опухоль... Люди или сильно похудели, или опухли. Жутко сейчас в нашем городе».
6 чтец: «…Мы превратились в стаю голодных зверей. Идёшь по улице, встречаешь людей, которые шатаются, как пьяные, падают и умирают. Мы уже привыкли к таким картинам и не обращаем внимания, потому что сегодня умерли они, а завтра я. Ленинград стал моргом, улицы стали проспектами мёртвых ».
Слайд 22
1 чтец: Конечно же, понятия дети и война несовместимы! Однако юным ленинградцам-детям блокадного города - пришлось вместе с взрослыми перенести всю трагедию осажденного города.
2 чтец: Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище ...Много детского почему? Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.
звучит песня «Дети войны» (трек №10) перестроение,
воспоминания детей, переживших блокаду:
Слайд 23
Ученица 1: «Я пережила голод, холод, не было воды, электричества. За водой ходили на набережную реки Фонтанки, вечера проводили при свете маленькой коптилки. Продуктовые карточки не отоваривались…Паёк хлеба приходилось менять на вязанку дров. В самом начале войны папа случайно купил дуранды (корма для коров), она нам очень пригодилась. Жарили из неё лепёшки на вазелине. Но этого всего было немного, и эта, так сказать, пища считалась большой роскошью. В то время я отлично запомнила два основных правила выживания. Во-первых, долго не лежать, во-вторых, много не пить. Ведь многие погибали от опухания, наполняя желудок водой».
Ученица 2: «Мы с мамой жили в полуподвале восьмиэтажного дома на Театральной площади, на углу канала Грибоедова. Однажды мама вышла на лестничную клетку. На ступеньках лежала старушка. Она уже не двигалась, только как-то странно закатывала глаза. Мы её перетащили в квартиру и засунули в рот крошку хлеба. Через несколько часов она умерла. На следующий день выяснилось, что ей было семнадцать лет, а глаза она закатывала, потому что жила этажом выше».
Слайд 24
Ученица 3: «Дети блокадного Ленинграда походили на сморщенных старичков. Сядем, бывало, на скамеечку, нахмурим брови и вспоминаем, как же называется смесь картошки, свёклы и солёного огурца. Отец и два моих брата лежали мёртвые по неделе в комнате, в которой мы с мамой жили, пока мы смогли на санках вывезти их. У нас с мамой была дистрофия. Только после прорыва блокады стали отоваривать продуктовые карточки, и мы с мамой как-то выжили».
Ученица 4: «Мы ещё делали студень из ремней, из клея, а суп варили из жмыха. Клей и ремни нам давали мамины друзья. Они жили на улице Скороходова. А мы – на улице Мира. Они вязали шарфы для фронта и получали за это клей и ремни. Так вот они нас поддерживали. Варево готовили на «буржуйке», постепенно сжигая мебель и книги».
Ученик 5: «Вот один из способов «приготовления» хлеба: «тончайший кусочек хлеба смазывали масляной краской и клали на плиту краской вниз на голый чугун (без сковородок). Краска проходила через лепесток хлеба цветными пузырями, слегка дымилась, а хлеб переворачивали на другую сторону. Лепесток хлеба превращался в масляный твердый сухарь, и его дольше хватало, чтобы держать за щекой».
звучит песня «Дети войны» (трек №10), девочки уходят
Слайд 25
3 чтец: В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?..
4 чтец: Нам в сорок третьем
Выдали медали
И только в сорок пятом
Паспорта.
5 чтец: И в этом нет беды.
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно от того, что мы не будем
Ни старше, ни взрослее, чем тогда".
Слайд 26
звучит фоном мелодия «Над небом России» (трек №11)
6 чтец: Город выстоял и победил, но эта победа досталось дорогой ценой! 27 января 1944 года прогремел победный салют в честь снятия блокады Ленинграда. Это священная дата для нашего народа.
Слайд 27
1 чтец: За залпом залп. Гремит салют. Ракеты в воздухе горячем Цветами пёстрыми цветут. А ленинградцы тихо плачут.
2 чтец: Ни успокаивать пока, Ни утешать людей не надо. Их радость слишком велика – Гремит салют над Ленинградом!
3 чтец: Их радость велика, Но боль заговорила и прорвалась: На праздничный салют с тобой Пол-Ленинграда не поднялось…
4 чтец: Рыдают люди, и поют, И лиц заплаканных не прячут. Сегодня в городе – Салют! Сегодня ленинградцы плачут…
5 чтец: Так пусть же пред жизнью бессмертною вашей
На этом печально-торжественном поле
Вечно склоняет знамена народ благодарный,
Родина-мать и город-герой Ленинград.
Слайд 28
звучит фоном мелодия «Журавли» (трек №12)
6 чтец: Более 450 тыс. погибло защитников Ленинграда и более 632 тыс. мирных жителей умерло от голода. Тысячи ленинградцев лежат на Пискаревском кладбище в братских могилах. Это самое крупное кладбище в мире. По обе стороны от вечного огня тянутся могильные холмы. У каждого холма гранитный блок с датой: 1942, 1943, 1944. Центр мемориала – 6-ти метровая величественная бронзовая фигура Родины-матери с гирляндой из дубовых листьев. Гирлянда из дубовых листьев - это символ бессмертной славы лежащих здесь героев. Тысячи людей приходят сюда, чтобы поклониться, отдать дань уважения покоящимся здесь людям.
Слайд 29
1 чтец: Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград.
2 чтец: Неугасима память поколения,
И память тех, кого так свято чтим.
Давайте, люди, встанем на мгновение
И в скорби постоим и помолчим.
Слайд 30
Метроном с музыкой трек №13
зажигают свечи все участники, тихо звучит музыка
Слайд 31
3 чтец: Ряды могил огромных братских, Где высечен лишь год - сорок второй... Там сотни тысяч жизней ленинградцев Схоронено блокадною зимой.
4 чтец: И тихо льются звуки над могилами. И вечности огонь всегда горит. А сердце мое с близкими и милыми Через года как-будто говорит.
5 чтец: Теперь покоитесь Вы здесь в могилах И люди Вам несут сюда цветы, И позабыть о Вас они не в силах. В их памяти не будет пустоты.
6 чтец: Они поклонятся Вам низко, низко В том месте, где огонь теперь горит. И то далекое им сразу станет близким. И оживет бесчувственный гранит.
Слайд 32
1 чтец: Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей.
2 чтец: И среди них те, кому было столько, сколько сегодня вам и нам.
3 чтец: И пусть каждый из вас задаст себе вопрос: «А смог бы я поступить так же?» и подумает, как надо жить и учиться сегодня, чтобы быть достойными памяти своих замечательных ровесников.
4 чтец: «Можно победить любое оружие, кроме оружия духа»,- говорил Наполеон. И блокадный Ленинград ещё раз доказал это, что только единство народа может привести к Победе.
5 чтец: Дети блокады тоже доказали это. Сейчас те, у кого война забрала детство, молодость, здоровье, нуждаются в нашем уважении и благодарности. Вместе: Не забывайте об этом!
6 чтец: Нам, родившимся много позже войны, многого уже не понять, ничего подобного не пережить.
музыка звучит громче