Литературно — музыкальная композиция, посвященная Блокаде Ленинграда

МБОУ
«ОССОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Карагинского района, Камчатского края








Выполнила:
Байрамкулова Д.С.,
педагог – организатор
МБОУ «ОСОШ»
2012 год
п.ОССОРА
СОДЕРЖАНИЕ

Музыка М.Фрадкина, слова Р. Рождественского Песня «Я сегодня до зари встану»
Литературная композиция О.Шестинский «Воспоминание о блокаде»
Литературная композиция «Я говорю с тобой из Ленинграда» О.Берггольц
Литературная композиция «Ленинградская поэма» О.Берггольц отрывок
Инсценировка отрывка из поэмы С.Смирнова «Сердце и дневник»
Минута молчания
Литературная композиция «Февральский дневник» О.Берггольц отрывок
Музыка - 7 симфония Д.Шостакович
Музыка А. Пахмутовой, слова М.Львова
песня «Поклонимся великим тем годам»






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Номинация: «В авангарде патриотических дел»
Литературно – музыкальная композиция
«И, может, снова душу мир согреет у нашего блокадного костра»
Как гранит состоит из кристаллов, так и история нашей страны складывалась из больших и малых битв, из подвигов известных и неизвестных, из мужества и героизма десятков миллионов людей. Победы русского оружия над врагами Отечества всегда отмечались в России, чтобы сохранить в памяти поколений ратные подвиги предков. Поэтому основная цель Уроков мужества в музее нашей школы познакомить учащихся с установленными Федеральным законом от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы (победных днях) России днями славы русского оружия – днями воинской славы.
Защитником Отечества в наши дни может быть только тот, кто пропустил через свое сердце «эхо прошедшей войны». И смог по – особому ощутить чувство Родины, став достойным звеном в цепи поколений и продолжателем героических традиций дедов и отцов.
Одна из самых распространенных форм выражения участниками своего отношения к событиям, своего понимания этих событий является художественно – документальная композиция.
Литературно – музыкальная композиция содержит информацию о героях, отстоявших Ленинград в тяжелые дни блокады. Во время урока приводятся данные – страшные и трагические свидетельства войны, цифры и факты.
Лейтмотивом урока является музыкальное сопровождение, благодаря которому создается эмоциональный настрой у присутствующих, доверительная, торжественная обстановка.
Просмотр презентации вызывает зрительное восприятие и усиливает эмоциональный настрой учащихся.
Основа патриотического воспитания – изучение и сохранение культурного наследия, традиций и духовно – нравственных канонов России.
Литературно-музыкальная композиция в этом смысле хороший для нас помощник и союзник в развитии творческих возможностей детей, а также формировании у них эстетически-ценностных ориентаций.
Метод театрализации, используемый в литературно – музыкальной композиции помогает создать зрелищно - активную ситуацию, при которой каждый присутствующий не просто пассивный созерцатель, а активно реагирующий зритель. В такой ситуации учащиеся проникаются общим настроением, их увлекает единый порыв, коллективное устремление и действие.

Цель: формирование высоких духовно – нравственных идеалов у школьников.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать расширению знаний учащихся о военной истории России, «О днях воинской славы и памятных датах России»;
- на примере подвига героев Великой Отечественной войны показывать образцы честности и благородства духа, готовности к самопожертвованию.
2. Развивающие:
- развивать творческие способности учащихся, приобщая к творчеству военных лет;
3. Воспитательные задачи:
- воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины;
- формировать у школьников чувство сопричастности к истории Родины и ответственность за её будущее.
Область применения: коллективы школы.
Форма и методы реализации: литературно – музыкальная композиция.
Возрастные группы обучающихся: учащиеся 5-7 классы
Ожидаемые результаты (полученные результаты):
- формирование нравственно - патриотического сознания;
-активное участие в работе школы патриотической направленности;
-формирование гражданской позиции.






СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
«И, может, снова душу мир согреет у нашего блокадного костра»
Звучит песня «Я сегодня до зари встану».
С 1 по 7 слайд фоном идет музыка
Ведущий 1: В жизни есть события, значение которых не тускнеет от неумолимого бега времени. Напротив, каждое десятилетие с возрастающей силой подчеркивает их величие, их определяющую роль в мировой истории.
Ведущий 2: К таким событиям относится Великая Отечественная война. Память о ней неподвластна времени – вот уже более 60 – ти лет хранимая и передаваемая из поколения в поколение, эта память переживет века.
Ведущий 1: 27 января наша страна отмечает важную историческую дату, день воинской славы «День снятия блокады Ленинграда».
Наш урок мужества расскажет вам о защитниках блокадного Ленинграда.
Звучит метроном.
Слайды 8,9,10
Литературная композиция:
Я жизнь свою помню с огня и печали,
Со звона декабрьской земли,
Когда динамитом кладбище взрывали.
Чтоб мертвые в землю легли.
Я жизнь свою помню с блокадного тыла,
С морозного скрипа саней,
Мои деревянные старые сани
Далекой осадной зимы.
Скрипели вы горестно в утренней рани
Среди городской полутьмы.
В них воду возили в кастрюлях жестяных
От проруби с рек ледяных,
И мертвых дружков в простынях полотняных
От морга тащили на них.
Сограждане гибли в осаде.
И разве могу я забыть до сих пор,
Как светлые души ровесников гасли,
Их юности наперекор?
Я тоже блокадник,
Я тоже оттуда,
Где холод, где голод, где стон
И жизнь для меня – это вечное чудо,
И я в это чудо влюблен.
О.Шестинский
Воспоминание о блокаде.
Слайд 11
Ведущий 2: Захват Ленинграда, северных ворот нашей страны, и полное его уничтожение планировались немцами буквально в первые дни войны. Уже в июле 1941 года ожесточенные бои шли на ближайших подступах к городу, были оккупированы пригороды Ленинграда – Колпино и Пулковские высоты.
8 сентября Город оказался в блокадном кольце, а в нем – 2 миллиона 544 тысячи жителей.
Звучит метроном.
Ведущий 1: Август 1941 года. Немцы неистово рвутся к Ленинграду. Ленинградцы строят баррикады на улицах, готовясь, если понадобится, к
уличным боям.
Слайды 12,13,14,15
Литературная композиция:
...Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна...
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
в моё лицо закинутое бьёт.
В бомбоубежищах уснули дети, ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом смертная угроза...
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слёзы, что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда, не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом, и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут старинные знамёна Петрограда.
Руками, сжав обугленное сердце, такое обещание даю
я, горожанка, мать красноармейца,
погибшего под Стрельною в бою:
Мы будем драться с беззаветной силой,
мы одолеем бешеных зверей,
мы победим, клянусь тебе, Россия, от имени российских матерей.
22 августа 1941 О.Берггольц
Слайд 17
Ведущий 2: Только поэзия обладает таким даром пророчества. В пустых, вымороженных, темных квартирах после
мертвого стука метронома звучал негромкий, чуть запинающийся женский голос, который ждали все ленинградцы. Сквозь голодные видения к людям прорывались сострадание и любовь. Они исходили от женщины, которая также мучилась, голодала, всё понимая, все чувствуя.
Ольга Федоровна Берггольц – поэт осажденного города.
Слайд «Ольга Берггольц»
Ведущий 1: Наступила первая блокадная зима. Среднемесячная температура декабря 1941 года составила минус 28 градусов. Из строя вышел водопровод, не ходил городской транспорт, обессиленные люди замерзали прямо на улицах.
Слайд 19
Ведущий 2: В городе проведено еще одно, пятое по счету, снижение норм выдачи хлеба. На рабочую карточку теперь будет выдаваться 250, на все остальные – 125 граммов хлеба.
На сцену выходят ученики.
Они передают бережно из рук в руки кусочек хлеба.
1-й ученик. В конце ноября 1941 года в Ленинграде хлеб выпекался из следующей смеси (передает хлеб).
2-й ученик. Пищевой целлюлозы - 10% (передает хлеб).
3-й ученик. Хлопкового жмыха - 12% (передает хлеб)
4-й ученик. Обойной пыли - 2% (передает хлеб)
5-й ученик. Кукурузной муки - 3% (передает хлеб)
6-й ученик. Ржаной муки - 71%.
Звучит метроном.
Ведущий 1: Ольга Берггольц «Ленинградская поэма»
Литературная композиция:
Я как рубеж запомню вечер:
декабрь, безогненная мгла,
я хлеб в руке домой несла,
и вдруг соседка мне навстречу.
«Сменяй на платье, говорит,
менять не хочешь дай по дружбе. Слайд20
Десятый день, как дочь лежит.
Не хороню. Ей гробик нужен.
Его за хлеб сколотят нам.
Отдай. Ведь ты сама рожала...»
И я сказала: «Не отдам».
И бедный ломоть крепче сжала.
«Отдай, она просила, ты сама ребёнка хоронила.
Я принесла тогда цветы, чтоб ты украсила могилу».
...Как будто на краю земли,
одни, во мгле, в жестокой схватке,
две женщины, мы рядом шли,
две матери, две ленинградки.
И, одержимая, она молила долго, горько, робко.
И сил хватило у меня не уступить мой хлеб на гробик.
И сил хватило привести её к себе, шепнув угрюмо:
«На, съешь кусочек, съешь... прости!
Мне для живых не жаль не думай».
...Прожив декабрь, январь, февраль,
я повторяю с дрожью счастья:
мне ничего живым не жаль
ни слёз, ни радости, ни страсти.
Перед лицом твоим, Война, я поднимаю клятву эту,
как вечной жизни эстафету, что мне друзьями вручена.
Их множество друзей моих, друзей родного Ленинграда.
О, мы задохлись бы без них в мучительном кольце блокады.
Слайды 21,22
Ведущий 2: 900 блокадных дней
Каждый из них был наполнен
нечеловеческими страданиями. Люди жили почти без пищи, без воды, без света, топлива.
Ведущий 1: Люди варили студень из маленьких кусочков кожи. Для того, чтобы получался хороший, плотный, в него добавляли столярный клей. Его приправляли горчицей, перцем, уксусом. Многие умирали, поев оладий из горчицы. Но в 42 –м и этого уже ничего нельзя было достать.
Ведущий 2: Вообще в перечне блокадной еды многое можно было найти – конопляные зерна от птичьего корма, собирали мучной клей от обоев, извлекали его из переплетов, вываривали ремни, ели кошек, собак, ворон, использовали олифу, глицерин.
Звучит метроном.
Слайд 23
Ведущий 1: Инсценировка отрывка из поэмы С. Смирнова
«Сердце и дневник».
На стене черная тарелка репродуктора, окно с полосками бумаги крест-накрест. За столом, на котором горит свечка, сидит девочка, закутанная в шаль, и огрызком карандаша что-то записывает в маленькую книжечку-блокнот.
Ученик. А петля блокады туже, туже, беспощадней будничность ее.
С моря нагнетаемая стужа так и ломится в твое жилье.
Холод, мрак, согбенные фигуры,
А за толстой линией окна минус 35 температура
И все та же самая война.
Ученица. Ничего от прежней Тани нету,
Изменились все черты лица,
Вот она – одиннадцатилетний человек с глазами мудреца.
Ведущий 2: 28 декабря одиннадцатилетняя ленинградская школьница Таня Савичева сделала первую запись в своем дневнике, о котором впоследствии узнала вся страна.
Ученик. Раньше всех встает на кухне Женя и спешит из дома поутру.
Таня с тайным чувством уважения провожает старшую сестру.
На завод за восемь километров ходит Женя каждый божий день. И уже пугающе заметно тает, словно собственная тень.
Ученица. Женя, Женя! Ранняя сутулость, изможденность ясного чела.
... На завод ушла и не вернулась - прямо на работе умерла
А метель в горелом переулке клок афиши трогает и гнет.
Таня вынимает из шкатулки маленькую книжечку - блокнот.
Ученик. Ищет букву «Ж» по алфавиту, карандаш достала из стола,
А затем не детски, деловито, вписывает: «Женя умерла».
Девочка (Таня Савичева). Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года.
Ученица. Умерла наставница и няня, вечный холод в грудь ее проник.
Со священной бережностью Таня держит свой теперешний дневник.
Таня Савичева. Где они теперь, мои салазки,
Где мои «снегурочки»-коньки?
Все трясет от орудийной встряски,
Даже воду в прорубях реки.
Все остатки радости сгорели.
Все в разрывах - суша и гранит.
И под говор мартовской капели
Занемог брат Лека, Леонид.
Ученик. И опять же вынула украдкой свой блокнотик младшая сестра
И вписала строго, крупно, кратко:
Таня Савичева. Лека умер 17 марта 1942 года в 5 часов утра.
Ученица. А зима все бедственней. И вскоре
Смерть пошла косить из дома в дом.
Умерла учительница в школе, замертво свалился управдом.
Гибнут люди, гибнут сплошь и рядом,
Кто во тьме, а кто средь бела дня.
И приметой скорбного обряда стал служить не гроб, а простыня.
Ученик. Стужа жгла, сугробы наметала, даже хоронила задарма.
И служила вроде санитара долгая блокадная зима.
Машинально Таня полистала
Свой немногословный дневничок.
Все семейство Савичевых встало перед нею вновь наперечет.
И она буквально по два слова пишет, как на крайней полосе.
Таня Савичева. ... «Савичевы умерли».
Ученица. И снова.
Таня Савичева. ... «умерли».
Ученица. И добавляет.
Таня Савичева. «Все».
Ученица. За окном весеннее блистанье.
А она сиротски занесла в свой дневник:
Таня Савичева. «Осталась одна Таня».
Ученица. Даже не поставила числа.
Слайд 24
Ведущий 1: Вот так погибла большая ленинградская семья. Всех унесла блокада. Не выжила и сама Таня. Ее, правда, вывезли из Ленинграда, но голод настолько подорвал здоровье девочки, что она умерла. Там, в Горьковской области, в поселке Шатры, стоит памятник маленькой ленинградской школьнице.

Ведущий 2: Время – лекарь. И эту роль повторяет оно со всеми.
Но бывает людская боль, над которой не властно время
Вот опять – через столько лет эта женщина в день Победы не венок, Слайд 25
не цветы, а хлеб принесла на могилу деду.
Слайды 26,27,28
Ведущий 1: Пискаревское мемориальное кладбище.
Только братские безымянные могилы.
Только гранитные камни с датами “1941”, “1942”, “1943”.
Здесь лежат ленинградцы, здесь мужчины, женщины, дети. Рядом с ними солдаты – красноармейцы.
Слайд 29 «Вечный огонь»
Ведущий 2: Всех имен благородных мы здесь перечислить не сможем
Так их много под вечной охраной гранита
Но помни, внимающий этим камням, -
Никто не забыт и ничто не забыто!
Ведущий 1: Памяти ленинградцев, погибших от обстрелов и бомбежек, умерших от голода и холода, перенесших нечеловеческие муки и страдания объявляется минута молчания
Минута молчания
Звучит метроном.



Литературная композиция
А город был в дремучий убран иней.
Уездные сугробы. Тишина
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
Одних полозьев жалобы слышны.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья. Слайд 30
На детских санках узеньких, смешных
В кастрюлях воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных.
Вот женщина везет куда-то мужа.
Серая полумаска на лице.
В руках бидончик – это суп и ужин.
Свистят снаряды, свирепеет стужа,-
Товарищи мы в огневом кольце
А девушка с лицом заиндевелым,
Упрямо стиснув почерневший рот,
Завернутое в одеяло тело
На охтинское кладбище везет.
Везет, качаясь, к вечеру добраться б
Глаза бесстрастно смотрят в темноту.
Скинь шапку, гражданин!
Провозят Ленинградца, погибшего на боевом посту.
Скрипят полозья в городе, скрипят
Как много нам уже не досчитать!
Но мы не плачем: правду говорят,
Что слезы вымерзли у ленинградцев.
Отрывок из поэмы «Февральский дневник» Ольга Берггольц
Ведущий 2: Кольцо блокады было прорвано в январе 1943 года на узком участке вдоль южного берега Ладожского озера. Снабжение Ленинграда и защищавших его войск осуществлялось через Ладогу по Дороге жизни.
Слайды 31,32,33
Ведущий 1: С 22 января по 15 апреля из Ленинграда было эвакуировано 554186 человек. Ледовая трасса спасла от голода и смерти тысячи ленинградцев.
Ведущий 2: Несмотря на все трудности, город жил и не сдавался.
Уже в первые месяцы Великой Отечественной войны в Ленинграде композитор Дмитрий Шостакович начинает работать над 7-й симфонией “Ленинградской”.
Слайд 34
Ведущий 1: “Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу - Ленинграду - и посвящаю свою 7-ю симфонию”, - написал на партитуре Шостакович летом 1941 года.
Ведущий 2: 9 августа 1942 года, когда по плану фашистского командования Ленинград должен был пасть - оно даже назначило на этот день парад своих войск в Ленинграде, - Седьмая симфония Шостаковича была исполнена в этом городе - измученном блокадой, но не сдавшемся врагу.
Слайд 35
Звучит 7 симфония
Ведущий 1: Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – в январе 1943 года прорвать блокаду. 12 января началось сражение. Наша артиллерия со стороны Ленинграда и Волхова открыла ураганный огонь. Воины ринулись через скованную морозом Неву, преодолели прибрежный ледяной вал ворвались в укрепления противника. Одновременно атаковали врага и волховчане 13 января 1943 года встретились на кромке Старо-Ладожского канала и у станции Подгорный.
Слайды 36,37,38
Ведущий 2: Час окончательного освобождения пробил через год. 14 января 1944 войска Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке Балтийского фронта и отрядов партизан начали операции по ликвидации вражеской группировки. За 2 недели они разгромили 18-ую немецкую армию, отбросили оккупантов на 65-100 километров от Ленинграда. В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.






Ведущий 1: Чтобы увековечить доблесть воинов Ленинградского фронта и моряков Балтийского Флота, отстоявших город на Неве, а также бессмертный подвиг его жителей, 22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». Когда представляли к награждению этой медалью около 1,5 млн ленинградцев, не забыты были и дети, внесшие
свой вклад в оборону города. Слайд 39
15249 юных защитников города удостоены этой уникальной награды!

Ведущий 2: 1 мая 1945 года Ленинграду было присвоено почетное звание «Город – герой».

Ведущий 1: Указом Президиума Верховного совета СССР от 8 мая 1965 года за выдающиеся заслуги перед Родиной, мужество и героизм, проявленные трудящимися города Ленинграда в борьбе с немецко – фашистскими захватчиками в тяжелых условиях блокады, и в ознаменование 20 – летия победы советского народа в ВОВ городу – герою Ленинграду, ранее награжденному за эти заслуги орденом Ленина, вручена медаль «Золотая Звезда»
Слайд 40
Ведущий 2: У нового времени – новые герои. Несмотря ни на что, подвиги наших солдат и офицеров в горячих точках нравственно похожи на подвиги героев Великой Отечественной войны. Пока существует эта взаимопреемственность, у России всегда будут своя земля, свой народ, свои песни и свои Победы.
Звучит песня «Поклонимся великим тем годам»
Слайды 41 - 58
Ведущий 1: Урок мужества, посвященный Дню воинской славы «День снятия блокады Ленинграда» считается закрытым.





















Список используемой литературы.
Берггольц О. Стихи и поэмы. Советский писатель. Ленинградское отделение. 1995г.
Журнал – сборник сценариев для библиотек и школ «Читаем, учимся, играем» №8, №11,2009;
Научно – методический журнал Заместителя директора школы по воспитательной работе №6, 2008;
Научно – методический журнал «Классный руководитель» №8,2004, №1,2005, №6, 2010;

Список рекомендуемой литературы по теме для детей.
Алексеев С. «Ради жизни на земле» Рассказы для детей
Москва Издательство «Педагогика» 1990 г.
Литературно – художественный сборник «Я говорю с тобой из Ленинграда» Детская литература 1987 г.
«Непокоренный Ленинград» Краткий очерк истории города в период Великой Отечественной войны. Издательство «Наука» Ленинградское отделение Ленинград 1970
«Ордена и медали Союза ССР» Издательство «Известия» Москва 1984
«Победа» Писатели о подвиге Ленинграда в Великой Отечественной войне. Лениниздат 1970 г.
«Подвиг народа» Памятники Великой Отечественной войны 1941 – 1945 Политиздат 1980 г.
«Шаги Великой Победы» Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва 1978 г.
Методическое обеспечение.
1.Презентация
2. Ноутбук для показа презентаций
3.Проектор
4. Экран
5. Плакаты «Черная тарелка репродуктора», «Окно с полосками бумаги крест-накрест», «Города – герои»
6. Музыкальное сопровождение:
* музыка М.Фрадкина, слова Р. Рождественского
песня «Я сегодня до зари встану»
*Седьмая симфония Шостаковича;
*музыка А.Пахмутовой, слова М.Львова
песня «Поклонимся великим тем годам»
7. Метроном
8. Копия знамени Победы















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ
Arial Black"И, МОЖЕТ, СНОВА ДУШУ МИР СОГРЕЕТ
У НАШЕГО БЛОКАДНОГО КОСТРА",Рисунок 2Ьђ Заголовок 1Ьђ Заголовок 2Ьђ Заголовок 315