Программа дополнительного образования, по волейболу, баскетболу учащихся 6-9 Кл. 2015-2016 год.

Программа дополнительного образования, по волейболу, баскетболу учащихся 6-9 Кл. 2015-2016 год.
Срок реализации дополнительной образовательной программы три года.
Учитель Быкова Елена Апполинарьевна


Цель – укрепление здоровья учащихся
Задачи – овладение школой движений, развитие координации, развитие скоростно-силовых качеств, воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к друг другу.



Программа рассчитана на 72 часа в год
1 раз в неделю - по 2 часа

















Содержание изучаемого курса.
ВОЛЕЙБОЛ

I Вводная часть
Беседа по технике безопасности на занятиях. Теория.

II Методы обучения и тренировки.
Методы, применяемые в процессе обучения игре, удобнее рассматривать применительно к каждому этапу обучения.
Первый этап ознакомление с разучиваемым приемом. Здесь используют рассказ, показ и объяснение.
Второй этап изучение приема в упрощенных условиях.
Третий этап изучение приема или действия в усложненных условиях. Игровые и соревновательные методы, круговая тренировка.
Четвертый этап - предполагает закрепление приема (действия) в игре.

III Техническая подготовка
1. Передвижения, шагом, бегом, приставными шагами, скачком, прыжками, падениями, сочетание способов передвижений с выполнением приемов нападения и защиты.
2. Передачи: двумя сверху в опоре; двумя сверху после передвижения; двумя сверху назад (за голову) в опоре; двумя сверху в прыжке; двумя сверху назад (за голову) в прыжке; одной сверху над собой в прыжке; чередование способов передач.
3. Прием: двумя снизу стоя на месте; двумя снизу с выпадом
4. Прием - передачи: мячей, летящих с медленной скоростью
5. Подачи: нижняя прямая; верхняя прямая без вращения; верхняя боковая с вращением; верхняя боковая без вращения; чередование способов подач.
6. Отбивания, нападающие и атакующие удары

IV Тактическая подготовка
Индивидуальные тактические действия: выбор места для выполнения передач, подач, приема, отбивания. Нападающих и атакующих ударов, блокирования, страховки в зависимости от ситуации. Выбор способов отбивания мяча через сетку, передач, подач.

V Обучение передвижениям
Передвижения включают ходьбу, бег, бег приставными шагами в стороны, спиной вперед, остановки в шаге, двойном шаге, скачке. Некоторые передвижения органически входят в технические приемы: разбег и прыжок в атакующем ударе и блокировании, падения при приеме мяча и т. д.

VI Обучение передачам мяча
Общеразвивающие упражнения: Сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх. Сжимание теннисного (резинового) мяча. Стоя у стены одновременное и попеременное отталкивание ладонями и пальцами рук и т.д.
Подготовительные упражнения: Передачи между партнерами. Передачи над собой. Передачи через сетку. Передачи с изменениями расстояния. Передачи в прыжке. Передачи в тройках и т.д.


VII Обучение приему мяча Прием снизу двумя руками
Общеразвивающие упражнения. В исходном положении руки вперед, движения прямыми руками в горизонтальном и вертикальном направлении. Поднимание прямых рук вперед-вверх, в стороны - вверх с сопротивлением партнера и т.д.
Подготовительные упражнения. Броски набивного мяча двумя руками снизу вперед-вверх, стоя на месте и в выпаде вперед и т.д.
VIII Обучение подачам мяча
Общеразвивающие упражнения: Попеременное пружинистое отведение прямых рук назад из исходного положения одна рука вверху. Большие круги руками вперед-назад. То же, но в лицевой плоскости. То же, но в исходном положении наклона вперед «Мельница». Подвижная игра «Перестрелка». Команды по 610 человек располагаются на площадке. У каждой команды по одному - два баскетбольных или футбольных мяча. Задача: используя любой способ броска мяча (желательно одной рукой снизу и из-за головы), перебросить его через сетку команде соперника. Побеждает команда, на площадке которой не будет ни одного мяча и т.д.
Подготовительные упражнения: Броски набивного мяча весом 1 кг одной рукой снизу, сверху, сверху боком вперед-вверх. То же, но толчки набивного мяча из исходного положения для того или иного способа подачи, толчки выполняются одной рукой без предварительного замаха. Броски набивного мяча через сетку и т.д.
IX Обучение атакующим ударам
Общеразвивающие упражнения Выполнение атакующих ударов требует атлетической подготовки, хорошего развития силы, скоростных качеств, ловкости, гибкости. Общеразвивающие упражнения выполняются без предметов, с набивными мячами, резиновыми амортизаторами, на гимнастической стенке, снарядах массового типа и др.
Подготовительные упражнения Прыжки через гимнастическую скамейку змейкой. Упражнения для развития прыгучести. Броски набивного мяча двумя руками из-за головы в прыжке. Атакующие удары через сетку по мячу и т.д.
X Обучение блокированию
Блокирование самый эффективный прием защиты, но и самый сложный технический прием игры в волейболе.
Общеразвивающие упражнения Основная направленность упражнений такая же, как и при атакующих ударах. Особое значение имеют упражнения с заданием касаться предметов руками в прыжке, прыжки вверх толчком двух ног после различных перемещений.
Подготовительные упражнения Главной задачей упражнений специальной направленности будет развитие прыгучести и координации движений в без опорном положении с поднятыми вверх руками. Отсюда все упражнения, рекомендованные для освоения атакующего удара, будут полезны при изучении блокирования. Имитация блокирования в прыжке с места и после передвижения приставными шагами в стороны.
XI Обучение тактике
Тактическая подготовка это педагогический процесс, направленный на достижение эффективного применения технических приемов в сложной игровой обстановке с помощью тактических действий, которые представляют собой рациональную форму организации деятельности волейболистов в игре для достижения успеха. Эффективными средствами здесь являются различные упражнения, подвижные игры и эстафеты, которые требуют проявления быстроты реакции и ориентировки, быстроты ответных действий, сообразительности, наблюдательности, переключения с одних действий на другие и т. д. Обучение следует построить так, чтобы в игре проявилось единство техники и тактики. Например, учащиеся, выполняя передачу, следят за действиями партнера: в зависимости от характера обусловленных сигналов надо выполнить передачу по низкой, средней или высокой траектории.





БАСКЕТБОЛ

Баскетбол состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т.д.), а также с мячом (ловля, передача, ведение, броски).
I Вводная часть
Беседа по технике безопасности на занятиях. Теория.
II Методы обучения и тренировки.
Используемые на уроках баскетбола методы можно подразделить на три группы: 1) словесные,
2) наглядные и 3) практические.
1)К словесным методам относятся: рассказ, объяснение, команды и распоряжения, задание, указание, беседа и разбор.
2)Наглядные методы многообразны и направлены на активизацию сенсорных процессов у занимающихся.
К ним, прежде всего, относится показ упражнений или их элементов учителем или наиболее подготовленными учениками.
3)Практические методы базируются на активной двигательной деятельности занимающихся.
Упражнения предполагают многократное повторение движений для овладения техникой игрового приема, сочетания приемов отдельными учениками или технико-тактических взаимодействий группой занимающихся.
III Техническая подготовка
обучение стойкам и передвижениям;
обучение технике владения мячом в нападении;
обучение технике противодействия и овладения мячом в защите;
4)обучение игровым действиям (сочетанию приемов) в нападении и контрдействиям в защите.
IV Тактическая подготовка
По направленности деятельности выделяют два раздела: тактику нападения и защиты. По особенностям организации каждый раздел подразделяют на группы действий: индивидуальные, групповые и командные.
Индивидуальные действия это самостоятельные действия игрока, направленные на решение командной тактической задачи без непосредственной помощи партнера.
Групповые действия это взаимодействия двух или трех игроков в рамках выполнения командной задачи.
Командные действия подразумевают взаимодействия всех игроков команды, направленные на решение задач ведения игры.
V Обучение передвижениям
1)К передвижениям в нападении относятся ходьба, прыжки, бег, остановки, повороты.
Ходьбой в основном пользуются в непродолжительные по времени игровые паузы. Прыжки в нападении являются, главным образом, элементами других приемов техники: в прыжке осуществляют ловлю и передачи мяча, броски, взятие отскока и добивание мяча в корзину. В игре нападающий преимущественно передвигается специфическим бегом баскетболиста, для которого характерна упругая постановка ног с полной стопы. Повороты предназначены для маневрирования нападающего, стоя на месте, с целью ухода от защитника или укрывания мяча от выбивания. Они выполняются без мяча или с мячом, на месте и в движении.
2)Характер и направление передвижений в защите преимущественно зависят от действий нападающего.
Ходьбу и медленный бег применяют, противодействуя пассивной игре нападающего; бег спиной вперед при переходе от нападения к защите; рывки при стремительной атаке соперника или для максимально быстрого восстановления защитных позиций, а также при перехватах мяча. Перечисленные способы передвижений защитник чередует с остановками и поворотами, совершаемыми по ситуации. Прыжки толчком одной или двумя ногами используются при попытках воспрепятствовать броскам мяча соперника либо для овладения мячом при перехватах и борьбе за отскок на щите. Специфическими в арсенале техники защитника являются передвижения приставными шагами и так называемый скрестный шаг-скачок.

VI Обучение техникой владения мяча
Ловля мяча
Объяснение и показ.
Имитация приема перекладыванием мяча из рук одного занимающегося в руки другого.
Индивидуальные упражнения:
а) ловля мяча, подброшенного вверх над собой: на месте и в прыжке;
б) то же, но поймать мяч после его отскока от пола, изменяя момент обхвата мяча: на уровне пояса, колен или пола;
в) то же, что в упр. а, но в различных и. п.: стоя на коленях, сидя, лежа и т.п;
г) ловля мяча, брошенного в стену на различной высоте после его отскока;
д) то же, что в упр. а, б, г, но в сочетании с различными двигательными действиями после выпуска мяча, например: присестьвстать, повернуться на 90 360° прыжком, кувырок вперед или назад и т. п.
4. Упражнения ловли мяча, посланного партнером:
ловля мяча, посланного партнером навстречу по навесной траектории в заранее поставленные кисти;
то же, но партнер набрасывает мяч, изменяя высоту его полета: над головой, на уровне головы, груди, пояса и т.д.;
то же, но ловлю осуществлять с шагом навстречу мячу;
ловля катящегося от партнера мяча;
ловля мяча, летящего сбоку и поступающего сзади - сбоку.

Выполнение разновидностей ловли мяча, посланного партнером, после предшествующего передвижения игрока и остановки.
Ловля мяча на месте с вышагиванием в условиях пассивного сопротивления условного защитника.
Выполнение разновидностей приема в эстафетах и подвижных играх типа: «Гонка мячей по кругу», «Передай мяч и садись», «Мяч ловцу» и т. п.

Передачи мяча
Передача мяча прием техники владения мячом, с помощью которого партнеры, перемещая мяч, создают благоприятную ситуацию для завершения атаки броском.
двумя руками от груди;
одной рукой от плеча;
двумя руками от головы (сверху);
одной рукой от головы (сверху);
одной рукой сбоку;
одной рукой над головой (крюком);
двумя и одной рукой снизу;
скрытые передачи: под рукой, над плечом, из-за спины.
Разновидности скрытых передач изучают при углубленных занятиях баскетболом на этапе спортивной специализации, так как их освоение требует от занимающихся владения основами техники игры уже на достаточно хорошем уровне.
Обучение передачам мяча на месте.
Объяснение и показ.
Имитация изучаемого способа передачи без мяча по разделениям с зеркальным возвращением в и. п.
Имитация передачи-ловли мяча в парах перекладыванием мяча из рук одного игрока в руки другого.
Индивидуальное выполнение изучаемого способа передачи мяча в стену.
Передача мяча изучаемым способом в цель заранее поставленные руки партнера.
То же, что в упр. 2 5, но с вышагиванием сзади стоящей, но не опорной ногой.
Передачи мяча в парах с вышагиванием, изменяя дистанцию и траекторию полета мяча.
То же, но с последующим выполнением разнообразных двигательных действий (например, после выполнения передачи прыжок толчком двумя ногами с поворотом на 360° ловля мяча от партнера и т.д.).
Передачи мяча изучаемым способом в парах в различных и. п.: стоя, стоя на коленях, сидя, лежа на животе и т.п.

То же, но изменяя и. п. после выполнения каждой передачи или серии передач.
Передачи мяча в положении сидя с одновременным выполнением разнообразных движений ногами (например, поочередное сгибание разгибание ног, как при езде на велосипеде; непрерывное сведение разведение прямых ног, скрестное движение ногами «ножницы» и т.п.).
Чередование изученных способов передач мяча в ответ на звуковые и зрительные сигналы педагога или партнера.

Передачи мяча партнеру через «слабые зоны» защитной стойки условного соперника: над плечом, над головой, под рукой и т.п.
То же, но в сочетании с обманными движениями мячом.
То же, но в сочетании с поворотами на месте.
Передачи мяча на месте в различных построениях: во встречных колоннах, в шеренгах, треугольнике, квадрате, круге и т.п. с последующим передвижением вслед за мячом.
То же, но с последующим передвижением в сторону от направления выполненной передачи (например, при построении в треугольнике: передача в одну его вершину, передвижение в другую).
Разновидности передач на месте, преодолевая пассивное сопротивление условного защитника, в сочетании с последующим финтом и уходом от него.
Передача мяча с места движущемуся партнеру: на ориентир (разметка площадки, поднятая рука и т.п.) или по его звуковому сигналу.
То же, но произвольно меняя момент передачи мяча.
Выполнение разновидностей передач в условиях регламентированного противодействия одного или нескольких защитников в ситуации численного большинства нападающих: 2x1,3x1, 3x2 и т.п.
То же, но в подвижных играх, таких, как «Не давай мяч водящему», «Мяч в центр», «Подвижная цель», «10 передач» и т. п.
Направленное сочетание разновидностей передач с другими техническими приемами (по мере освоения техники игры) в условиях игрового противоборства
Обучение встречным передачам мяча в движении.
Объяснение и показ.
Выполнение изучаемого способа передачи мяча в движении неподвижно стоящему игроку после двухшажного разбега с места, снимая мяч с кисти руки партнера, вытянутой в сторону;
То же, но снимая мяч после передвижения ходьбой, а затем бегом.
То же, но партнер при приближении игрока, выполняющего
«
прием, слегка подбрасывают мяч вертикально вверх. 5. Выполнение ловли-передачи в движении, направляя мяч неподвижно стоящему партнеру: мяч набрасывается набегающему игроку в заранее указанную точку площадки, обозначенную линией разметки, набивным мячом и т. п.
То же, но после встречной передачи партнера с отскоком от пола, выполненной с места по звуковому сигналу набегающего игрока.
То же, но после встречной передачи партнера по навесной, а затем по прямой траектории.
То же, что в упр. 6 и 7, но изменяя момент передачи мяча набегающему игроку и траекторию его полета.
Выполнение изучаемого приема в целом при движении занимающихся из встречных колонн:
передачи с отскоком от пола при встречном перемещении игроков;
передачи по прямой траектории при встречном перемещении игроков.
10. То же, но постоянно варьируя скоростями встречных перемещений.
То же, что в упр. 9, но со сменой направления движения до или после выполнения приема: перемещения змейкой осуществляются между переносными стойками, набивными мячами или неподвижно стоящими игроками.
То же, что в упр. 9, но со сменой направления движения после передачи мяча при различных построениях занимающихся: в трех или четырех колоннах.
Выполнение разновидностей встречных передач мяча в движении в эстафетах и подвижных играх «Охота с мячом», «Запятнай мячом», «Салки и мяч» и т. п.









Ведение мяча
Ведение мяча прием техники нападения, позволяющий баскетболисту маневрировать с мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и направлений движения
Обучение ведению мяча.
Объяснение и показ.
Высокое ведение на месте поочередно правой и левой рукой в стойке с выставленной вперед ногой.
Низкое ведение в положении сидя на стуле и в стойке нападающего на сильно согнутых ногах.
Ведение на месте с различной высотой отскока.
Ведение на месте в параллельной стойке с переводом мяча с руки на руку перед собой.
Ведение на месте с элементами жонглирования:
чередуя и. п.: сидя, лежа, стоя в выпаде, в широкой стойке, на одном или на двух коленях и т.п.;
с переводом мяча с руки на руку: под ногой, между ног, за спиной;
со сменой направления движения мяча: по кругу вокруг ноги или ног, по «восьмерке» и т. п.
7. Низкое ведение на месте с поворотом вокруг своей оси: правой рукой против часовой стрелки, левой по часовой стрелке.
Высокое ведение в движении по прямой: одной и другой рукой.
То же, но с переходом на низкое ведение на отдельных отрезках дистанции.

То же, что в упр. 8, но с изменением высоты отскока по зрительному сигналу педагога или партнера.
То же, что в упр. 8, но с переводом мяча с одной руки на другую перед собой по звуковым или зрительным сигналам.
То же, что в упр. 8, но после обыгрывания условного защитника вышагиванием, скрестным шагом или поворотом в начале ведения.
Высокое ведение в заданном коридоре с изменением направления движения переводом мяча с руки на руку перед собой: «зигзаг» 2 3 удара правой рукой с перемещением в право - в перед, перевод мяча на левую руку; 2 3 удара левой рукой с перемещением в лево - в перед, перевод мяча на правую руку и т.д.
Низкое ведение в движении при пассивном сопротивлении отступающего приставными шагами в защитной стойке условного соперника.
То же, но с обыгрыванием защитника в движении переводом мяча перед собой в указанных точках площадки.
То же, но по зрительному сигналу партнера или педагога.
Чередование высокого и низкого ведения в движении с изменением его направления: по разметке площадки, с обводкой переносных стоек, стульев или набивных мячей («змейкой»), гимнастических скамеек, обручей и т.п.
То же, но в сочетании с выполнением различных заданий, требующих переключения зрительного анализатора (например, обводка круга и полукругов разметки баскетбольной площадки с подсчетом разноцветных кеглей или геометрических фигур разной формы или цвета, находящихся внутри их, и т.п.).
19. «Длинное» ведение: преодоление заданных отрезков площадки с указанным количеством касаний мяча (например, дойти от центральной линии до корзины в три отскока мяча).
Чередование высокого и низкого ведения с изменением скорости передвижения по зрительным сигналам партнера или по ориентирам.
То же, но при пассивном сопротивлении условного защитника.
Обыгрывание пассивного защитника по ходу ведения за счет изменения скорости передвижения «рваного» ритма.
«Зигзаг» в коридоре в условиях пассивного противодействия защитника.
Вариативное выполнение приема в сочетании с обманными движениями (финтами) для обыгрывания пассивного защитника в начале или по ходу ведения.
Выполнение высокого и низкого ведения по прямой, с изменением направления и скорости передвижения в эстафетах и подвижных играх, таких, как «Гонки с мячами», «Пятнашки с ведением».
Выполнение разновидностей ведения на ограниченных участках площадки, преодолевая активное противодействие защитника.
Выполнение разновидностей приема в сочетании с другими игровыми действиями (по мере освоения техники игры).





Броски мяча
Броски мяча в корзину относятся к наиболее значимым приемам игры в баскетбол, так как являются конечной целью атакующих действий игроков и их эффективность определяет в итоге результат игры.
Точность броска в корзину обусловливается многими факторами:
рациональной техникой;
тонким дифференцированием мышечных усилий: правильным чередованием напряжения и расслабления мышц;
четкой согласованностью движения рук, туловища и ног;
силой и подвижностью кистей;
стабильностью движений и управляемостью ими в зависимости от условий выполнения;
психологической устойчивостью, уверенностью в себе;
оптимальной траекторией и вращением мяча, сообщаемым ему завершающим усилием пальцев и др.
При обучении броскам необходимо учитывать, что направление вращения мяча диктуется расстоянием и расположением игрока по отношению к корзине, а также степенью противодействия со стороны защитника.
Существует несколько разновидностей выполнения бросков. Их название определяется рядом критериев:
количеством рук, участвующих в броске: двумя или одной рукой;
расположением мяча в начальный момент выполняемого броскового движения: от головы (сверху), над головой, от плеча, от груди, снизу);
отношением к опоре: с места, в прыжке;
характером предшествующего броску двигательного действия: в движении (после вышагивания или после получения мяча от партнера), после ведения мяча (проход-бросок).
Важной отправной точкой для организации процесса обучения является утверждение о том, что броски вблизи корзины надо уметь уверенно выполнять как правой, так и левой рукой, а со средних и дальних дистанций сильнейшей.
Обучение дистанционным броскам с места.

Объяснение и показ.
Имитация изучаемого способа броска без мяча по разделениям в сочетании с воспроизведением элементов техники в обратной последовательности.
Воспроизведение завершающего момента выпуска мяча: перекатывание мяча («щелчок») на тыльную поверхность кистей обеих рук или кисти рабочей руки.
Многократное выполнение выпуска мяча вверх над собой из различных и. п.: стоя в стойке нападающего, сидя на стуле или на полу, стоя на коленях, лежа на спине.
Выполнение передачи-броска изучаемым способом по средней и высокой траекториям на ориентир: поднятые вверх руки партнера, цель на стене, горизонтально натянутый шнур и т. п.
Выполнение изучаемого способа броска в корзину с близкой дистанции под углом 30 45° к щиту: бросок с отскоком от щита.
То же, но располагаясь прямо перед щитом: «чистый» бросок без использования отскока от щита.
То же, что в упр. 6 и 7, но чередуя броски под разными углами по отношению к щиту.
Штрафные броски изучаемым способом.
Чередование дистанционных бросков изучаемым способом с различного расстояния до корзины.
То же, но при пассивном сопротивлении условного защитника.
Выполнение бросков изучаемым способом с различных дистанций в личном соревновании на:
количество попаданий в серии бросков с одной или нескольких точек;
количество двойных (2 подряд) или тройных (3 подряд) попаданий в серии бросков;
максимальное количество бросков без промаха;
быстроту достижения заданного количества попаданий;
быстроту достижения заданного количества двойных или тройных попаданий;
результативность бросков с «заказанных» попаданиями соперника точек: после каждого точного броска необходимо повторить результативное действие соперника с той же точки и тем же способом, невыполнение «заказа» (промах) приносит штрафное очко;
количество всех точных бросков либо двойных или тройных попаданий за определенный отрезок времени;
лучшую разность между результативными и неточными бросками в серии или в заданный отрезок времени: за каждое попадание начисляется 2 очка, за каждый промах вычитается 1 очко;
выполнение модельных показателей результативности: каждому снайперу-сопернику задается индивидуальный уровень точности бросков, достижение которого приносит победу в состязании.

То же, но в командных соревнованиях на результативность бросков.
Выполнение разновидностей приема с места в сочетании с последующими двигательными действиями между бросками: выполнением акробатических элементов (приседаний, кувырков, переворотов в сторону и т.п.) и дальнейшим перемещением на другую точку для очередного броска; челночными рывками между указанными точками; передвижением на подбор мяча и овладением отскоком и т.п.
То же, но в личных и командных соревнованиях на точность бросков.
Сочетание разновидностей бросков с места с другими игровыми приемами нападения, предшествующими им: остановками, поворотами, финтами, ловлей и передачей мяча, ведением (по мере освоения техники игры).
Обучение броску одной рукой сверху (от плеча, от головы) в движении.
Объяснение и показ.
Выполнение прыжка толчком одной ногой справа и слева от корзины после одного, двух шагов с места имитация броска без мяча.
То же, но после предшествующего двухтактному ритму работы ног передвижения ходьбой или бегом.
Имитация броска с выпуском мяча вверх над собой после одного шага с места.
Выполнение броска в корзину после одного шага с места.
То же, но снимая мяч с вытянутой в сторону руки партнера с использованием двухтактного ритма работы ног.
То же, но снимая мяч с руки партнера в движении.
То же, но с ловлей мяча, слегка подброшенного партнером вверх.
Выполнение приема в целом после встречного набрасывания мяча партнером снизу (передача почти из рук в руки).

Выполнение броска в движении поочередно правой и левой рукой (справа и слева от корзины) после встречной передачи партнера с отскоком от пола.
То же, но после встречной передачи по навесной и прямой траекториям.
То же, но варьируя скорость движения игрока.
То же, что в упр. 11, но изменяя направления движения игрока на корзину: под углом, прямо по направлению к щиту, параллельно щиту.
Чередование вариантов броска в движении в сочетании с предшествующим обманным движением и уходом от условного защитника.
Броски в движении после поступательной передачи партнера («на ход» игроку) или передачи сбоку.
Выполнение вариантов приема в личных и командных соревнованиях на результативность.
Выполнение изучаемого способа броска в целом в сочетании с другими игровыми приемами (по мере освоения техники игры).
То же, но в условиях активного единоборства с защитником в игровых заданиях и учебных двусторонних играх.
Обучение броску одной рукой сверху (от плеча, от головы) после вышагивания.
Объяснение и показ.
Выполнение броска справа и слева от корзины из стойки игрока, владеющего мячом, после вышагивания вперед.
То же, но изменяя исходное расположение по отношению к щиту и угол атаки: прямо перед корзиной, справа или слева от нее.
То же, но в сочетании с поворотом на опорной ноге и варьируя направление вышагивания.
То же, но из различных и. п.: стоя спиной, правым или левым боком по отношению к корзине.

Выполнение разновидностей приема, преодолевая пассивное сопротивление условного защитника.
То же, но в сочетании с обманными движениями перед вышагиванием: на проход, на бросок.
То же, что в упр. 2 7, но после получения мяча от партнера, стоя на месте.
Выполнение вариантов приема в личных и командных соревнованиях на результативность.

Воспроизведение разновидностей броска после вышагивания в целом в сочетании с другими игровыми приемами (по мере освоения техники игры).
То же, но в условиях активного единоборства с защитником в игровых заданиях и учебных двусторонних играх.
Обучение броску одной рукой сверху (от плеча, от головы) после ведения.
Объяснение и показ.
Выполнение приема с места после одноударного ведения.
Выполнение приема после многоударного ведения мяча на месте.
Выполнение прохода-броска в целом на невысокой скорости.
То же, но варьируя скорость передвижения с мячом.
То же, но в сочетании с обманным движением вышагиванием (скрестным шагом или поворотом) перед началом ведения и последующим уходом от условного защитника.
Чередование разновидностей приема с изменением направления движения, предшествующего броску.
То же, но с обыгрыванием пассивного защитника в движении с помощью перевода мяча с руки на руку перед собой.
Соревнования на результативность разновидностей прохода-броска (личные и командные).

Выполнение прохода-броска в целом в условиях игрового противоборства на одном щите с ограниченной активностью защитника.
Вариативное выполнение разновидностей прохода-броска одной рукой сверху в сочетании с другими приемами техники
Обучение разновидностям броска в движении.
Объяснение и показ.
Имитация приема без мяча с места после одного шага разбега.
Выполнение разновидности броскового движения после одношажного разбега с места.
Выполнение изучаемого способа броска, снимая мяч в движении с кисти вытянутой в сторону руки партнера с использованием двухтактного ритма работы ног.
То же, но с ловлей мяча, слегка подброшенного партнером вертикально вверх.
Выполнение приема в целом после встречной передачи партнера.
То же, но после поступательной передачи партнера и передачи сбоку.
То же, что в упр. 6 и 7, но преодолевая пассивное сопротивление условного защитника.
Вариативное выполнение разновидностей приема:
чередуя направление и скорость движения игрока на щит;
изменяя направление и траекторию передачи партнера;
увеличивая степень сопротивления защитника.
Выполнение разновидностей броска в движении в сочетании с ведением мяча и финтами.
То же, но в игровых заданиях, подвижных и подготовительных к баскетболу играх.
Обучение броску с прыжком (в прыжке «на один счет»).
Объяснение и показ.
Имитация выполнения приема с места с выпуском мяча над собой.
Бросок-передача с прыжком на ориентир: поднятую руку партнера или в цель на стене.
Выполнение приема в целом с места со средней дистанции под углом 3045° к щиту.
То же, но варьируя дистанцию и направление бросков по отношению к корзине.
То же, но после остановки с получением мяча от партнера или после ведения.
Выполнение бросков с дальней дистанции, отталкиваясь от гимнастического мостика.
Чередование бросков с различных позиций в соревновании на результативность.
То же, что в упр. 47, но с преодолением пассивного противодействия условного защитника.
10. Выполнение приема в сочетании с другими игровыми дей ствиями (по мере освоения техники игры).
Обучение броскам в прыжке (в прыжке «на два счета») и с зависанием (в прыжке «на три счета»).
Объяснение и показ.
Из стойки нападающего с тройной угрозой: запрыгивание на гимнастическую скамейку с выносом мяча в и. п. для броска имитация замаха.
Из стойки нападающего с вынесенным в положение для броска мячом, стоя на гимнастической скамейке: спрыгивание со скамейки с выпуском мяча над собой в заданный момент прыжка имитация броскового движения.
То же, что в упр. 2 и 3, но в сочетании.
5. Имитация броска изучаемым способом на месте после отталкивания от гимнастического мостика с выпуском мяча вверх над собой.
Бросок-передача в прыжке с места с близкой дистанции партнеру на ориентир (поднятую вверх руку).
То же, но после собственного набрасывания мяча перед собой и остановки двумя шагами или прыжком с ловлей мяча, отскочившего от пола.
8. То же, что в упр. 6, но после получения мяча от партнера в движении и остановки двумя шагами или прыжком.
9. Выполнение разновидности изучаемого приема в целом с места под углом 30 45° к щиту с близкой дистанции, отталкиваясь от гимнастического мостика или другой пружинящей поверхности.

То же, но отталкиваясь от площадки.
То же, но после остановки двумя шагами или прыжком с места с ловлей мяча, предварительно выпущенного перед собой и отскочившего от площадки.
12. То же, но после получения мяча от партнера в движении или после ведения и остановки избранным способом.
13. То же, но варьируя дистанцию и направление бросков по отношению к корзине.
14. Броски в прыжке с места с указанных точек, разно удаленных и разнонаправленных по отношению к корзине.
15. То же, но с преодолением пассивного противодействия условного защитника.

16. То же, что в упр. 13 и 14, но в личном или командном соревновании на результат.
17. Ловля-передача мяча в одном прыжке партнеру на ориентир.
18. То же, но с выполнением задания поочередно двумя партнерами, расположенными на близком расстоянии.
19. Повторное выполнение ловли - добивания мяча в щит в одном прыжке, завершая серию добиванием в корзину.
20. Выполнение разновидностей броска в прыжке в сочетании с другими игровыми действиями (по мере освоения техники игры).


VII Обучение тактике
Если в процессе обучения технике игры занимающиеся осваивают структуру движений, игровые умения и навыки, то в ходе освоения тактики игры они получают знания и умения применения этих навыков в конкретных условиях с целью достижения победы над потенциально возможным или конкретным противником. Обучение тактике игры начинают по мере овладения занимающимися техникой нападения и защиты.
Как и при изучении техники баскетбола, первенство отдается игровым действиям в нападении. А на этапе их совершенствования обучают тактическим контрдействиям в защите.
-На первом этапе ведется работа по развитию у занимающихся специфических качеств и способностей, которые составляют основу успешных тактических действий. Ведущее место здесь занимают подготовительные упражнения для развития быстроты реакций и ориентировки; упражнения на переключение от одних двигательных действий к другим, подвижные и спортивные игры, специальные эстафеты.
-На втором этапе в ходе совершенствования технических приемов целенаправленно формируются тактические умения, т. е. разучиваются индивидуальные тактические действия.
-Следующий, третий этап обучения тактике игры направлен на усвоение тактических взаимодействий нескольких игроков.
Групповые действия игроков составляют основу различных тактических систем ведения игры, в которых участвуют все игроки команды, т.е. являются структурными компонентами командных действий в нападении и защите.
-Освоению взаимодействий между всеми игроками команды, находящимися на площадке, посвящен четвертый этап обучения тактике баскетбола.
Командные действия изучаются в той же последовательности, что и групповые. В ходе обучения игроки, прежде всего, должны усвоить начальную расстановку на площадке. Затем они подробно знакомятся со всей схемой маневрирования и содержанием действий. Далее уточняются отдельные звенья взаимодействий и, наконец, действия всех игроков снова сводятся воедино.
-Пятый этап обучения тактике игры этап комплексного совершенствования изученных тактических действий. Он характеризуется их многократным воспроизведением в различной последовательности и в разных сочетаниях в игровых условиях.







Учебно-тематический план кружка «Спортивные Игры»


1 Вводная часть
Беседа по технике безопасности на занятиях. Теория.
2 Методы обучения и тренировки в волейболе и баскетболе .
3 Техническая подготовка в волейболе и баскетболе .
4 Техническая подготовка в волейболе и баскетболе .
5 Тактическая подготовка в волейболе и баскетболе .
6 Тактическая подготовка в волейболе и баскетболе .
7 Обучение передвижениям в волейболе и баскетболе .
8 Обучение передвижениям в волейболе и баскетболе .
9 Обучение передачам мяча в волейболе. Обучение техникой владения мяча в баскетболе.
10Обучение передачам мяча в волейболе. Обучение техникой владения мяча в баскетболе.
11Обучение приему мяча Прием снизу двумя руками в волейболе. Обучение техникой владения мяча в баскетболе.
12 Тактическая подготовка в волейболе и баскетболе .
13 Обучение подачам мяча в волейболе. Обучение техникой владения мяча и ловли меча в баскетболе.
14 Обучение подачам мяча в волейболе. Обучение техникой владения мяча и ловли меча в баскет.
15 Обучение подачам мяча в волейболе. Передача мяча в баскетболе.
16 Обучение атакующим ударам. Передача мяча в баскетболе.
17 Обучение атакующим ударам. Передача мяча в баскетболе.
18Обучение передачам мяча в волейболе. Обучение техникой владения мяча и ловли меча в баскет.
19 Обучение подачам мяча в волейболе. Передача мяча в баскетболе.
20Обучающие игры.
21Обучающие игры.
22 Обучение блокированию в волейболе. Обучение передачам мяча на месте в баскетболе.
23 Обучение блокированию в волейболе. Обучение передачам мяча на месте в баскетболе.
24Обучающие игры.
25 Техническая подготовка в волейболе и баскетболе.
26Тактическая подготовка в волейболе и баскетболе.
27Обучающие игры.
28 Обучение подачам мяча в волейболе. Передача мяча в баскетболе.
29 Обучение блокированию в волейболе. Обучение встречным передачам мяча в движении в баскетболе.
30Обучающие игры
31 Обучение встречным передачам мяча в движении в баскетболе. Обучение тактике в волейболе.
32 Обучение встречным передачам мяча в движении в баскетболе. Обучение тактике в волейболе.
33Обучающие игры.
34 Обучение встречным передачам мяча в движении. Закрепление техники передачи мяча в волейболе.
35 Обучение встречным передачам мяча в движении. Закрепление техники передачи мяча в волейболе.
36Обучающие игры.
37Обучение блокированию в волейболе. Обучение передачам мяча на месте в баскетболе.
38 Тактическая подготовка в волейболе и баскетболе .
39Обучающие игры.
40Обучение ведению мяча в баскетболе. Прием снизу двумя руками в волейболе. 41 Закрепление техники блокированию в волейболе, передачам мяча на месте в баскетболе.
42 Тактическая подготовка в волейболе и баскетболе .
43Обучающие игры.
44 Броски мяча в баскетболе. Повторение техники атакующим ударам в волейболе.
45 Обучение дистанционным броскам с места в баскетболе. Обучение блокированию в волейболе.
46 Обучение броску одной рукой сверху (от плеча, от головы) в движении в баскетболе. Повторение техники блокирования в волейболе.
47Закрепление пройденного материала.
48 Обучающие игры.
49 Обучение броску одной рукой сверху (от плеча, от головы) после вышагивания в баскетболе. Повторение техники подачам мяча в волейболе.
50 Обучение броску одной рукой сверху (от плеча, от головы) после ведения в баскетболе. Повторение техники приема снизу двумя руками в волейболе.
51 Тактическая подготовка в волейболе и баскетболе .
52 Закрепление пройденного материала.
53 Обучение разновидностям броска в движении в баскетболе. Техника верхней подачи в волейболе.
54 Обучающие игры.
55 Обучение броску с прыжком (в прыжке «на один счет») в баскетболе. Техника боковой подачи в волейболе.
56 Закрепление пройденного материала.
57 Соревнования между командами
58 Обучение броскам в прыжке (в прыжке «на два счета») и с зависанием (в прыжке «на три счета») в баскетболе. Техника нижней подачи в волейболе.
59 Обучение броскам в прыжке (в прыжке «на два счета») и с зависанием (в прыжке «на три счета») в баскетболе. Техника нижней подачи в волейболе.
60 Закрепление пройденного материала.
61 Обучающие игры.
62 Обучение тактике в баскетболе и волейболе.
63 Закрепление техники передачи мяча в волейболе. Закрепление техники ведения мяча в баскетболе.
64 Закрепление техники блокирования в волейболе. Закрепление техники встречным передачам мяча в движении в баскетболе.
65 Командные действия в баскетболе и в волейболе.
67 Индивидуальные тактические действия в баскетболе и в волейболе.
68 Усвоение тактических взаимодействий нескольких игроков в баскетболе и в волейболе.
69 Обучающие игры.
70 Закрепление пройденного материала.
71 Групповые действия игроков в баскетболе и в волейболе.
72 Обучающие игры.




















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нестеровский Д. И. Н561 Баскетбол : Теория и методика обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Д. И. Нестеровский. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2012
Баскетбол: Учебник для вузов физ. культуры / Под общ. ред. Ю. М. Портно-ва. - М., 2012.
Баскетбол: Учебник для ин-тов физ. культуры / В.М.Корягин, В.Н.Мухин, В.А.Боженар, Р.С.Мозола. Киев, 2011.
Вари П. 1000 упражнений игры в баскетбол: Пер. с фр. / Под ред. Л. Ю. Поплавского. Киев, 2011.
Вуден Д. Современный баскетбол / Сокр. пер. с англ. Е. Р.Яхонтова. М., 1987.
Гомельский А. Я. Баскетбол. Секреты мастера. М., 1997.
Колос В.М. Баскетбол: теория, практика. Минск, 1988.
Корягин В. М. Подготовка высококвалифицированных баскетболистов: Учебник для вузов физ. воспитания. Львов, 1998.
Костикова Л. В. Баскетбол. Азбука спорта. М., 2011.
Коузи Б., Пауэр Ф. Баскетбол: концепции и анализ / Сокр. пер. с англ. Е.Р.Яхонтова. М., 1975.
Кузин В. В., Полиевский С.А. Баскетбол. Начальный этап обучения. М., 2011.
Луничкин В., Чернов С, Чернышев С. Тактика позиционного нападения против личной защиты: Метод, пособие для тренеров ДЮСШ. М., 2002.
Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ин-тов физ. культуры. М., 2000.
Некоторые рекомендации для тренеров, работающих с группами начальной подготовки по баскетболу / Пер. с англ. Е.А.Черновой. М., 2002.
НестеровскийД.И., Поляков В. А. Обучение основам техники нападения игры в баскетбол: Учеб.-метод, пособие для учителей и студентов фак-та физ. культуры. Пенза, 2010.
Нестеровский Д. И. Обучение основам техники защиты игры в баскетбол: Учеб.-метод, пособие для учителей и студентов фак-та физ. культуры. Пенза, 1997.
Сортэл Н. Баскетбол: первые шаги / Пер. с англ. М., 2012.
Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Ю.Д.Железняка, Ю. М. Портнова. М., 2001.
Холодов Ж. К, Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2002.
Чернова Е.А. Подвижные игры в системе подготовки баскетболистов: Метод, рекомендации для тренеров ДЮСШ по баскетболу. М., 2001.
Юный баскетболист: Пособие для тренеров / Под ред. Е. Р. Яхонтова. М, 2011.
Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учеб-никдля студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Ю.Д.Железняка. М., 2012.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 141515




15