Литературная игра Клуб юных сыщиков (7 класс)


Литературная игра «Клуб юных сыщиков»(7 класс)
Цели игры:
повышение интереса к литературе; мотивация к чтению литературных произведений.
развитие у школьников умения анализировать, излагать мысли;
развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
воспитание чувства сплоченности и ответственности за коллектив;
воспитание культуры, уважения к собеседнику.
До игры ребят делим на 2 группы.
Учитель: Общественное внимание во все времена привлекала и привлекает фигура детектива, сыщика, служащего соблюдению законности. Мы зачитываемся литературными произведениями, образ детектива со стальным проницательным взглядом смотрит на нас с экранов кинотеатров и телевизоров. Обладая энциклопедическими познаниями, по отдельным внешним признакам, пуская в ход силу дедукции, детектив безошибочно раскрывает преступление. Сегодня мы постараемся прикоснуться к тайнам профессии, узнаем о качествах характера, которыми обладает настоящий детектив, ощутим себя в роли детектива-консультанта.
В нашей игре принимают участие две команды. Команды, даю вам пару минут, чтобы придумать название. ( На доске таблица, состоящая из двух столбиков. Сверху записываем название команд. После там будут добавляться палочки за правильные ответы. А в конце классного часа подведем итоги.)Вас ждут следующие конкурсы:
«Азбука сыскного дела»
«Шифровки»
«Вещдоки»
«Следствие ведут знатоки»
Вопрос для обеих команд. Ребята, вы совещаетесь и даете ответ. Чья команда правильно отвечает, получает балл. Если правильный ответ у обеих команд, то каждая получает по баллу.
1.Конкурс «Азбука сыскного дела»
Учитель: «Приметы! Самая обыкновенная рутинная работа сыщиков!»
Сейчас мы попробуем определить, кому из литературных героев принадлежат эти приметы.
Обыкновенный мальчишка лет десяти. Образование: начальная школа и иногда воскресная. Неунывающий фантазер и любитель приключений. Любимые вещи: зуб на ниточке, жук в коробочке, книжка «Приключения Робин Гуда»
(Том Сойер)

Великий русский князь, потомок Игоря, воин, удачливый полководец. Его боялась даже могущественная Византия. Полководец этот был почти непобедим, но погиб весьма нелепой смертью – его укусила змея
Олег («Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкин)
Возраст: 40 лет
Характерные черты: Любовь к людям, терпеливость, доброта, забота, близость к природе.
Особые приметы: глаза белые как у слепца, в них стоит влага. Болен чахоткой.(Юшка)
Маленький мальчик. Балованный, самолюбивый, хитрый, целеустремленный. Близкие люди: мама. Бабушка, няня, дядя. Особе приметы: сильная тяга к знаниям, непобедимое желание иметь собственные книжки, карандаши, научиться читать, рисовать считать.
(Женя из рассказа Бунина «Цифры»)
У него 24 брата. Все писаные красавцы: «мундир синий с красным, ружье на плече, взгляд устремлен вперед». Он похож на братьев как две капли воды только с одной ногой.
(оловянный солдатик)
Человек, только что научившийся ходить, побеждает разбойника, убивавшего людей одним звуком своего голоса.
(Илья Муромец)
Тульский мастеровой, простодушный и даровитый, наивный, но с русской лукавинкой. Он совершил диво дивное – подковал блоху.
(левша)
2.«Шифровка»
В сыскном деле часто используется шифровка для передачи какой-либо тайной информации. Далеко не каждый может расшифровать послание. Давайте потренируемся в расшифровке.
1. Восстановите стихотворение по рифмам. Как называется стихотворение? Кто автор?
одинокой
голубом!
далекой?
родном?
Белеет парус одинокойВ тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном? (М.Ю. Лермонтов «Парус»)
2.
кроет,
крутя;
завоет,
дитя…
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя… ( А.С. Пушкин «Зимний вечер»)
3. Переставьте буквы так, чтоб получились имена писателей, литературные термины, имена героев.
ОВАЛ ( псевдоним Гоголя) - Алов
МОНЕ (капитан из книги Ж.Верна) - немо
ТОВАР(создатель литературного произведения)- автор
АТЛАНТ (выдающиеся способности писателя) - талант
ЛИК+РЕПА (небольшое высказывание) - реплика
ОМОН+ГОЛ(Высказывание одного героя )- монолог
3. «Вещдоки»
 Дедукция (лат.) — вывод по правилам логики. Метод дедукции дает хорошие результаты в криминалистике, где на основании исследования мелочей вплоть до грязи на подошвах и под ногтями, пыли в одежде можно восстановить картину преступления.
Некоторые литературные персонажи согласились выставить на всеобщее обозрение свои личные вещи. Постарайтесь определить, кто является хозяином этих предметов. 
Узнать, кому принадлежат эти вещи
- Яровчатые гусли
(Садко)
- Черевички - украинская женская обувка, какую и сама царица носила
(Черевички, которые достал кузнец Вакула для Оксаны)
- Дохлая крыса на веревочке, большой жук Щипач, бумажный змей, ведро с известкой, дохлая кошка
(Тому Сойеру)
- Плакаты ОКНА РОСТА, самовар, варенье, скамья
(Маяковскому)
«Следствие ведут знатоки»
 Прирожденный умный и зоркий детектив, человек, наделенный железной логикой, без труда находит выход из самых сложных ситуаций. В этот раз с картин и иллюстраций к литературным произведениям пропали некоторые предметы, и вам, уважаемые сыщики, необходимо вернуть их на место.
Подведение итогов, награждение участников.