Урок по технологии в 6 классе по теме «Весенне-летние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений. Приемы выращивания культурных растений»
Тема: Весенне- летние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений.
Приемы выращивания культурных растений.
Цели и задачи:
Познакомить учащихся с понятием «агротехника».
Научить : рационально организовывать и планировать свою деятельность,условиям безопасности труда; основным общетехнологическим и специальным понятиям(письменно или устно характеризовать,объяснять на примерах).
Воспитывать у учащихся чувство ответственности,аккуратности,инициативности,трудолюбия.
Инструменты и оборудование: таблица для внесения результатов; мешочки и пакетики.
Оформление доски: тема урока,новые слова(агротехника).
Ход урока.
1.оргонизационный момент.
Приветствие учащихся.
Проверка присутствующих.
Назначение дежурных.
Объявление темы и целей урока.
Запись даты и темы урока в тетрадь.
11.Проверка домашкего задания
Устные ответы на вопросы:
Какое значение имеют овощи в жизни человека? (примерный ответ: В овощах содержатся многие необходимые человеку питательные вещества и витамины).
Что называют овощами и овощными культурами? (примерный ответ:Овощами называют сочные части возделываемых растений.Растения выращиваемые ради сочных частей(листья,корни,стебли,клюбни,луковицы,цветки,плоды)получсили название овощные культуры).
Перечислите названия овощных культур которые относятся к корнеплодам.(примерный ответ: репа,редька,редис,свекла…)
111. Переход к изучению новой темы.
Чтобы получить хороший урожай, нужно знать приемы выращивания растений, или АГРОТЕХНИКУ, которая включает: 1 обработку почвы;2 внесение удобрений, 3 подготовку семян и посадочного материала к посеву(посадке), 4 посев и посадку, 5 уход за растениями,6 защиту растений от сорняков, 7 защита от вредителей, 8 защита от болезней, 9 уборку урожая.
Совершенствовать агротехнику можно путем опытной проверки приемов возделывания растений в конкретных условиях. Опыт обязательно предполагает сравнение: исследуемое растение сревнивается с контрольным. Поэтому должны быть опытные и контрольные делянки.
При постановке опыта надо соблюдать определенные правила, иначе результаты его могут быть неточными:
1.Определить культуру и выбрать тему опыта.
2.Изучить по специальной литературе биологические особенности выбранной культуры и приемы ее выращивания.
3.Точно определить условия выращивания на делянках (на опытной проверяется влияние того или иного приема на урожай).
4.Опытных и контрольных делянок может быть несколько.
Весной почву не только всахивают, но и боронуют (рыхлят на глубину 4-5см),высеивают в почву ранние культуры. Перед посевом поздних культур проводят: культивацию (так как почва уплотняется)-на глубину 6-8см(но не более10см); прикатывание с целью уплотнения почвы,выравнивания поверхности, разрушения корки,измельчения глыб. На выровненной почве семена дают более дружные и ровные всходы;под некоторые культуры вносят органические удобрения.чтобы меньше разрушать почву орудиями принято вносить минеральные удобрения и посев одновременно.
Весеннюю обработку почвы нельзя начинать слишком рано, когда почва переувлажнена, и слишком поздно,когда она пересохла.
От посевных качеств во многом зависит урожай растений. В нашей стране и в каждом районе созданы Государственные семенные инспекции, которые проверяют качество семян и семенного материала.
Качество семян зависит от условий их хранения. На хранение семена закладывают сухими,при определенной влажности и температуре.
Весной семена и посадочный материал должны пройти подготовку. Делают это для того, чтобы предупредить распространение с семенным материалом вредителей и болезней, повысить всхожесть семян, сделать растения более устойчивыми к неблагоприятным условиям. Семена обрабатывают ядохимикатами, выдерживают при низких температурах,прогревают, намачивают и т.д. способы обработки выбирают в зависимости от культуры.
Таблица 1.Способы подготовки семян к посеву.
№ способ культура значение Порядок выполнения работы
1 Обезораживание Все курьтуры Предохраняет растения от болезней и вредителей 1.раствор Марганцовокислого калия(КмnО4):опустить семена в раствор на 20-25 мин. промыть семена и просушить.
2.обезоразить горячей водой: Н2О-50С на 20 мин. С добавлением горячей воды,вынуть в холодную воду на 3 мин. После семена просушить.
2 Отбр крупных семян Все культуры, особенно семена арбуза, дыни, тыквы, огурца, томата Семена дают более дружные и сильные всходы,повышается урожай В раствор повареной соли (на 1л воды- 30-50г соли). Опустить семена и перемешать. Мелкие семена всплывут. Оставшиеся семена хорошо промыть и высушить.
3 Намачивание и проращивание семян и появление всходов Большинство овощных и цветочно-декоративных растений. Ускоряет прорастание семян и появление всходов. Семена положить в х/б мешочек,опустить в воду на 2-3часа.выложить на тонкий слой материи или вату в блюдечке(тарелочке).накрыть слоем материи(ваты),под стекло в теплое освещенное место при t +20-25 С. Следите за тем, чтобы семена всегда были во влажной среде. Ежедневно на 1-2мин открывать стекло и ткань,закрывшую семена.
4 Закалка семян. Томат,огурец, кабачок,тыква Повышается всхожесть,урожай, устойчивость растений к низким температурам. Замочите, а затем положите семена на проращивание. Едва наклюнувшиеся семена выдержите в течении 5-7 дней при переменной t:
16 ч при t 0-3 С и 8 ч при t 20С.
5 Воздействи на семена пониженными температурами Морковь, петрушка, лук Ускоряет появление всходов; появляются дружные всходы; повышается урожайность Замочите, а затем положите семена на проращивание. Едва наклюнувшиеся семена положите в марлевый или х\б мешочек в ледник или холодильник. Выдержите семена при t ближе к 0 С, в течении 10-15 суток.
6 Предпосевное прогревание семян Огурец, тыква, кабачок, цветочно-декоративные растения Более дружные всходы. Образуется большое количество плодов.цветение и плодоношение начинается в более ранние сроки. Сухие семена в течение 3-3,5ч при t50-55 С. Семена можно выдержать в духовке, термостате, на батарее. Необходимо следить за температурой.
1V техника безопасности при проведении практической работы.
Работать в специальной одежде и очках,
Аккуратно работать разделительной ложечкой;
При работе не дуть на семена;
Не трести и не размахивать лотками;
Аккуратно складывати семена с пакетики;
Незабывать подписывать пакетики с вложенными семенами,ставить дату.
V.Практическая работа по группам .
1гр.: Очистка и сортировка семян;
2гр.:определение всожести семян;
3гр.: подготовка луковиц к посадке.
Ход работы группы №1:
1.Рассмотреть коллекцию семян растений, с которыми предстоит работать.
2. Определить форму, окраску, особенности поверхности(гладкие,шероховатые,угловатые и т.д.)
3.Сравнить размеры семянкаждого вида. Записать внешние признаки семян тех культур с которыми предстоит работать.
Высыпать на разборную доску семена, отделить от них примеси, битые, сморщеные, слишком мелкие и поврежденные семена. Отделить семена по видам.
4. попытайтесь определить, какой культуры данные семена. Проверьте по коллекции семян.
5.переложите очищенные семена в пакетики или мешочки. Незабудьте вложить в них этикетки.
Таким же образом осистите семена других растений.
Ход работы группы №2:
Уложить 2 пробы семян в ячейки керамической плитки или на влажную ткань,разложенную на тарелке.
Поставить семена в теплое место.
Ежедневно открывать семена для притока воздуха.
В то же время подсчитывайте проросшие семена занося данные в таблицу
Культура,сорт,
№ пробы Количество проросших семян в день Всхожесть семян,%
2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й 8-й всего Ход работы группы № 3:
1.Расчитайте, сколько требуется лука для посадки на отведенной делянки, если на 10кв.м высаживаютт примерноо 1 кг луковиц до 3 см в поперечном сечении.
2.Для равномерного и быстрого прорастания севка сухую сухую часть шейки перед посадкой отрежьте.
3. Замочите луковицы в воде на 1сутки, температура воды 30 С.
4. За сутки до посадки замочите луковицы в слабом растворе маргановокислого калия.
! Переработку и очистку семян выполняйте палочками-шпателями. Не используйте для этого острые предметы.
Сухой марганцовокислый калий и егораствор могут оставить ожоги на коже и пятна на одежде, поэтому работу с этим веществом выполняйте в халате или переднике и в перчатках.