Развитие памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития


Пояснительная записка
При разработке коррекционно-развивающей программы мы исходили из того, что в настоящее время все активнее идет поиск обновления содержания образования с целью повышения продуктивности обучения и социального развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Большую роль в этих процессах играет развитие памяти. Это связанно с требованиями современного общества, заинтересованного в формировании полноценно развитой и активно мыслящей личности.
У младших школьников с задержкой психического развития наблюдаются нарушения всех видов памяти, поэтому коррекционно-развивающая работа педагогов, психологов в этом направлении очень актуальна. Работая над развитием памяти, проводя специальные игры и упражнения, тренинги, возможно, реально повысить успеваемость у учащихся и их учебную мотивацию.
Такая психолого-педагогическая коррекция и развитие памяти младших школьников может происходить только при условии целенаправленной, специально организованной работы.
Под психологической коррекцией подразумевается систематическая целенаправленная работа психолога с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, и направленная на специфическую помощь этим детям, а также реализация комплекса индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в психическом развитии. Психологическая коррекционная работа предусматривает также участие в разработке, апробации и внедрении комплексных психолого-медико-педагогических развивающих и коррекционных программ.
На наш взгляд, предлагаемая нами программа позволит улучшить работоспособность и повысить уровень познавательной активности, мотивацию к учебной деятельности, младшие школьники смогут быстрее принимать и перерабатывать нужную им информацию.
Описание программы
Цель коррекционно-развивающей программы: развитие памяти у детей младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития.
Задачами программы являются:
- повышение концентрации, переключаемости, устойчивости внимания;
- выработка эффективных приёмов запоминания;
- повышение уровня развития памяти;
- формирование самостоятельности в выполнении заданий;
- формирование положительной мотивации к учению.
Участники программы:
Данная программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Партнерами в реализации программы являются школьные психологи, педагоги и родители учащихся.
Научные, методологические и методические основания программы:
Невысокая успеваемость детей младшего школьного возраста всегда огорчительна и для родителей и для учителей. Не менее досадны затруднения в усвоении большого объема информации. Все чаще со всех сторон слышатся жалобы на плохую память. Несформированность познавательных процессов, как отмечают Т.В. Егорова и Н.Г. Поддубная, зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у младших школьников с задержкой психического развития при обучении в школе. Это связано с тем, что с возрастом происходит неуклонное повышение требований, предъявляемых к эффективности запоминания, а когда учебная деятельность становится ведущей в жизни школьника, полноценность мнемической функции приобретает первостепенное значение.
Понимание характера отклонений у младшего школьника с задержкой психического развития даёт возможность психологу найти наиболее правильные пути психологического воздействия. Если педагог и психолог вместе и систематически будут использовать правильно подобранные приемы и методы, как отмечают Н.Г. Лутонян, В.Л. Подобед, а также дидактические игры с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, то повысится уровень развития психических процессов и активизируется побуждение к более активной деятельности младших школьников с ЗПР.
Концептуальные основы интересующей нас проблемы мы находим в трудах:
И.А Барташова, Т.Г Богдановой, И.И. Маманчук, В.И. Лубовского, Е.М. Мастюковой, Т.А. Власовой, разработавших методы и методики коррекции памяти детей с задержкой психического развития.
В программе используются упражнения, разработанные Н.В. Бабкиной, И.А. Барташовым, Т.А.Власовой, А.А. Осиповой, Т.А. Ратановой, С.В. Сухининой .
Методы исследования:
1) методы теоретического анализа психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме;
2) методы диагностики, которые предполагали использование следующих методик:
- «Исследование типов памяти»;
- «Уровень зрительного запоминания слов»;
- «Уровень зрительного запоминания геометрических фигур»;
- «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия);
- «Опосредованное запоминание» (А.Н. Леонтьев).
Практическая значимость исследования определяется получением определенных результатов в развитии памяти у детей с задержкой психического развития средствами разработки специальной системы упражнений, направленных на изменение объёма памяти, оценку состояния памяти, быстроту запоминания, сохранения и воспроизведения и использование данных результатов в работе специального психолога, а также в разработке программы по развитию памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Структура и содержание программы:
Осуществление данной программы предполагает следующие этапы:
- теоретический (изучение памяти как психического процесса, особенностей различных видов памяти у учащихся с задержкой психического развития, методической литературы, медицинских заключений, личных дел);
- диагностический (диагностика видов памяти, выявление причин и последствий нарушения памяти);
- коррекционный (разработка коррекционных игр, упражнений, тренингов по развитию различных видов памяти, практическая реализация программы в содействии с учителями, психологами и родителями);
-аналитический (сравнительный анализ результатов диагностики, выявление причин невнимательности на уроках и т.п.).
Программа состоит из 22 занятий (периодичность занятий – 2 раза в неделю). На каждое занятие отводится 30 - 40 минут. Оптимальное число участников – до 10 человек в возрасте 8-10 лет.

Сроки реализации программы: 8 недель
Формы работы с обучающимися:
Коррекционно - развивающая программа основана на следующих формах групповой и индивидуальной работы с учащимися:
- беседа;
- изотерапия;
- лепка;
- дидактические игры;
- развивающие упражнения;
- психодиагностические задания.
Формы работы с педагогами:
- семинары, всеобучи, рекомендации, консультации, привлечение к организации игровой деятельности.
Формы работы с родителями:
- беседы, лекции, родительские собрания, консультации, рекомендации, обсуждение результатов игровых занятий.
Принципы реализации программы:
- научность
- систематичность
- индивидуализация и дифференциация
Сферы ответственности участников программы
Все участники программы несут ответственность за:
- соблюдение правил взаимодействия и работу в группе;
- выполнение единых требований;
- свое поведение.
Персональная ответственность на психолога (в пределах его компетенции) возлагается за:
- жизнь и здоровье учащихся во время проводимых им занятий;
- нарушение прав и свобод детей в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- адекватность используемых диагностических и коррекционных методов.
Психолог обязан хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической или тренинговой работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб обучающемуся или его окружающим. В ходе тренинговых занятий психолог взаимодействует с родителями, посещающими коррекционно-развивающие занятия, систематически обменивается информацией с педагогами с целью отслеживания динамики происходящих изменений.
Педагоги используют полученную информацию о происходящих изменениях, применяют рекомендации психолога в учебной и внеклассной работе с учащимися.
Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы
Для эффективной реализации программы специалист, организующий работу с младшими школьниками с ЗПР, должен:
1. иметь опыт тренинговой работы в группах;
2. уметь оценивать навыки группового взаимодействия;
3. проводить занятия на высоком эмоциональном подъеме.
Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы:
- литература, использованная при подготовке программы;
- литература, рекомендованная для учащихся;
- диски для проведения психологической разгрузки.
Требования к материально-технической оснащенности занятий:
- обеспечение комнатой (кабинетом), где возможно проведение подвижных игр;
- обеспечение мебелью;
- наличие места (стена, доска, переносные ширмы и т.п.) для оформления выставок, размещения наглядных и подручных материалов в ходе тренингов;
- музыкальный центр для музыкального сопровождения;
- телевизор, проектор;
- ксерокс для размножения раздаточных материалов, диагностических методик;
- дидактический материал.
Ожидаемые результаты реализации программы
Повышение концентрации, переключаемости, устойчивости внимания; выработка эффективных приёмов запоминания; повышение уровня развития памяти; формирование самостоятельности в выполнении заданий; формирование положительной мотивации к учению.
Параметр оценки Критерии оценки деятельности ученика
Концентрация и устойчивость внимания - умеет удерживать внимание;
- умеет длительно сосредотачиваться на объекте;
- умеет не отвлекаться
Приемы запоминания - умеет повторно выслушать устное задание;
- умеет сменить деятельность на другую, более легкую;
- использует разнообразные виды деятельности, игровые моменты;
- выполняет задания по алгоритму
Уровень развития памяти - увеличивается скорость запоминания;
- способен без искажения воспроизводить информацию;
- умеет пересказать текст (близко к тексту или своими словами);
- помнит заученное и умеет его воспроизвести через длительное время;
-повышается познавательный интерес
Самостоятельность в выполнении заданий - выполняет задание без посторонней помощи;
- умеет анализировать изученное;
-квалифицирует учебный материал;
- затрачивает меньше времени на выполнение задания;
- использует вспомогательные приемы
Параметр оценки Критерии оценки деятельности ученика
Положительная мотивация к учению - повышается познавательная активность;
- повышается активность участия в урочной и внеурочной деятельности;
- повышается успеваемость по предметам;
- позитивно-адекватная коммуникация со сверстниками и взрослыми
Система организации контроля за реализацией программы:
1. Администрация образовательного учреждения осуществляет контроль за реализацией программы;
2. Психолог проводит занятия, наблюдает и отслеживает динамику изменений, происходящих у обучающихся в ходе коррекционно-развивающего курса, а также по данным констатирующей и контрольной диагностики;
3. Классные руководители осуществляют наблюдение за учащимися в учебной деятельности, участвуют в практических занятиях;
4. Родители участвуют в повышении психологической компетентности в вопросах развития памяти у детей младшего школьного возраста, имеющих задержку психологического развития.
Критерии оценки в достижении планируемых результатах:
Качественные:
- повышение уровня развития памяти
- повышение концентрации, переключаемости, устойчивости внимания
- выработка эффективных приёмов запоминания
Количественные:
- повышение процента обучающихся в развитии слуховой и зрительной памяти
- повышение процента обучающихся с устойчивой учебной мотивации

Карта деятельности
1) комплекс методик для диагностики детей с нарушением видов памяти;
2) конспекты занятий во время коррекционно-развивающей работы с детьми;
3) практические рекомендации педагогам и родителям (приложение Г, Д).
1.Комплекс методик для диагностики детей с нарушением видов памяти включает в себя:
- методику «Исследование типов памяти»;
- методику «Уровень зрительного запоминания слов»;
- методику «Уровень зрительного запоминания геометрических фигур»;
- методику «Заучивание 10 слов»;
- методику «Опосредованное запоминание» ( приложение Б)
2. Краткое содержание занятий в рамках коррекционно-развивающей работы с детьми представлены в таблице.
Таблица 1 – Занятия по коррекционно – развивающей работе с детьми
№ занятия Содержание занятия Цели
Занятие 1 1.Упражнение «Оригинальное знакомство» (с использованием мячика)
2.Упражнение «Все новое и хорошее»
3.Упражнение «Угадай, кто позвал»
4.Упражнение «Лепка» (фрукты) Знакомство с учащимися, создание позитивной атмосферы и доверительных отношений друг к другу;
развитие умения действовать соответственно правилам игры;
развитие внимания;
развитие мелкой моторики
Занятие 2 1.Упражнение «Испорченный видеомагнитофон»
2.Упражнение «Сантики – фантики – Лимпопо»
3.Упражнение «Живое домино»
4.Упражнение «Изотерапия» Развитие внимания, памяти;
развитие зрительного восприятия, речи и воображения;
развитие слухового внимания, быстроты реакции;
развитие мелкой моторики
Занятие 3 1.Упражнение «Открытка»
2.Упражнение «Запомни все»
3.Упражнение «Узнай на вкус»
4.Упражнение «Раскрась одним цветом одинаковые фигуры»
5.Упражнение «Лепка» (овощи) Активизировать речь детей; развитие памяти, сосредоточенности, выдержки;
развитие внимания;
развитие мелкой моторики
Занятие 4 1.Упражнение «Испорченный телефон»
2.Упражнение «Летает – не летает».
3.Упражнение «Не пропусти ни слова»
4.Упражнение «Пары слов» Развитие внимания, памяти;
развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса);
развитие внимания и наблюдательности
№ занятия Содержание занятия Цели
Занятие 5 1.Упражнение «Твоя память»
2.Упражнение «Вот так позы»
3.Упражнение «Не упусти ничего»
4.Упражнение«Восстанови пропущенное слово»
5.Упражнение «Изотерапия» Развитие зрительной памяти;
развитие внимания, памяти и мышления;
снятие напряжения;
развитие мелкой моторики
Занятие 6 1.Упражнение «Ищи безостановочно»
2.Упражнение«Соедини части – узнаешь целое»
3.Упражнение «Точныедвижения»
4.Упражнение «Лепка» Развитие внимания и зрительной памяти;
Учить согласовывать свои движения с движениями других детей;
развитие мелкой моторики
Занятие 7 1.Упражнение «Точки»
2.Упражнение «Геометрические фигуры»
3.Упражнение «Зрительный диктант»
4.Упражнение «Найди отличия»
5.Упражнение «Внимательный художник»
6.Упражнение «Лепка» Развитие визуальной и зрительной памяти;
развитие внимания;
развитие мелкой моторики
Занятие 8 1.Упражнение «Снежный ком»
2.Упражнение «Внимательный художник»
3.Упражнение «Волшебный мешочек»
4.Упражнение «Колечко»
5.Упражнение «Лепка» Развитие тактильной, аудиальной памяти;
развитие воображения,
внимания;
развитие мелкой моторики
Занятие 9 1.Упражнение «Колечко»
2. Упражнение «Лезгинка»
3. Упражнение«Найди лишнюю картинку»
4. Упражнение «Змейка»
5. Упражнение «Изотерапия» Развитие памяти, внимания, мышления;
учить снимать напряжение
№ занятия Содержание занятия Цели
Занятие 10 1.Упражнение «Подумай и ответь правильно»
2.Упражнение «Соотнеси слова по смыслу»
3. Упражнение «Ухо-нос»
4. Упражнение «Подбери к существительному правой колон-ки соответствующее из левой»
5.Упражнение «Лепка» Развитие зрительной памяти, внимания, мышления;
развитие мелкой моторики
Занятие 11 1.Упражнение «Составление слов»
2.Упражнение «Продолжи числовые ряды»
3. Упражнение «Установи связь между словами»
4.Упражнение «Соотнеси слова из столбиков по смыслу»
5.Упражнение «Изотерапия» Развитие мышления, памяти;
снятие эмоционального и мышечного напряжения
Занятие 12 1.Упражнение «Ухо-нос»
2.Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
3.Упражнение «Угадай, кто позвал»
4.Упражнение «Волшебный мешочек»
5.Упражнение «Вот так позы»
6.Упражнение «Изотерапия» Развитие памяти, слухового восприятия, внимания, воображения;
снятие эмоционального и мышечного напряжения
Занятие 13 1.Упражнение «Точки»
2.Упражнение «Не пропусти ни слова»
3.Упражнение «Угадай, кто позвал»
4.Упражнение «Найди лишнюю картинку
5.Упражнение «Живое домино» Развитие визуальной и слуховой памяти, внимания, мышления
№ занятия Содержание занятия Цели
Занятие 14 1.Упражнение «Воссоздание мысленных образов
2.Упражнение «Мысленные образы и эмоции».
3.Упражнение «Группировка»
4.Упражнение «Лепка» Развитие зрительной памяти, мышления;
развитие мелкой моторики
Занятие 15 1.Упражнение «Классификация предметов»
2.Упражнение «Смысловые единицы»
3.Упражнение «Найди отличие»
4.Упражнение «Зачеркни одинаковые буквы в тексте»
5. Упражнение «Изотерапия» Развитие памяти на основе мнемического приема «Классификация»;
развитие зрительной памяти, внимания;
развитие мелкой моторики
Занятие 16 1.Упражнение «Смысловые единицы»
2.Упражнение «Угадай, кто позвал»
3.Упражнение«Мысленные образы и эмоции»
4. Упражнение «Лепка» Развитие словесно-логической памяти, внимания, мышления;
развитие мелкой моторики
Занятие 17 1.Упражнение «Ухо-нос»
2.Упражнение «Найди отличие»
3.Упражнение «Угадай, кто позвал»
4.Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
5.Упражнение «Соотнеси слова по смыслу» Развитие зрительной памяти, внимания, мышления
Занятие 18 1.Упражнение «Смысловые единицы»
2.Упражнение «Работа с текстом»
3.Упражнение «Волшебный мешочек»
4.Упражнение «Найди слова в строчке» Развитие памяти, тактильного восприятия, внимания, воображения;
развитие речи, обогащение словарного запаса
Занятие 19 1.Упражнение «Числа в таблице»
2.Упражнение «Смысловые единицы»
3.Упражнение «Вот так позы»
4.Упражнение «Лепка» Развитие зрительной памяти, мышления
Занятие 20 1.Упражнение «Угадай, кто позвал»
2. Упражнение «Художник –осень»
3.Упражнение «Смысловые единицы» Развитие зрительной памяти, внимания, мышления
Занятие 21 1.Упражнение «Зрительный диктант»
2.Упражнение «Летает – не летает»
3.Упражнение «Соотнеси слова по смыслу»
4. Упражнение «Изотерапия» Развитие памяти, внимания, мышления;
снятие эмоционального и мышечного напряжения
Занятие 22 1.Упражнение «Повтори за мной»
2.Упражнение «Слушай и исполняй»
3.Упражнение «Найди отличия»
4.Упражнение «Сосед, подними руку»
5. Упражнение «Соотнеси слова по смыслу» Развитие слуховой и зрительной памяти, внимания и мышления
СВЕДЕНИЯ О ПРАКТИЧЕСКОЙ АПРОБАЦИИ ПРОГРАММЫ
1 Образовательное учреждение Краевое государственное казенное образовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа № 5»
г. Николаевска – на – Амуре, Хабаровского края
2 Срок апробации 2014 г.
3 Количество участников 10
Приложение А
(обязательное)
Заключение по результатам диагностического обследования учащихся 3 класса
Сравнительные результаты диагностики по методике «Исследование типов памяти» приведены в таблице.
Таблица 2 – Преобладающие типы памяти у младших школьников с ЗПР
(сравнительный анализ)
Имя ученика Запоминание
слуховое зрительное моторно-слуховое зрительно-слухо-моторное1 2 1 2 1 2 1 2
Андрей +0,6 +0,6 Денис +0,7 +0,7 +0,5 Станислав +0,5 +0,5 +0,6 Геннадий +0,5 +0,8 +0,5 Александр +0,6 +0,8 +0,9 +0,9
Иван +0,6 +0,7 +0,7 Александра +0,7 +0,7 +0,5 Марина +0,5 +0,6 Дарья +0,5 +0,6 +0,5 Валерия +0,5 +0,5 Кол-во учеников, % 30,0 40,0 70,0 100,0 0 20,0 10,0 10,0
Примечание:1 – констатирующий этап; 2 – контрольный этап
Сравнительные результаты диагностики по методике «Уровень зрительного запоминания слов» (рисунок 1).

Примечание: 1 – низкий уровень; 2 – средний уровень; 3 – высокий уровень.
Результаты определения конечного уровня кратковременной памяти у учеников с ЗПР представлены на рисунке 2.

Примечание: 1 – низкий уровень; 2 – средний уровень; 3 – высокий уровень.

констатирующий этап: контрольный этап:
низкий уровень: - 6 человек (60 %) - 4 человека (40 %)
средний уровень: - 4 человека (40 %) - 5 человек (50 %)
высокий уровень: 0 - 1 человек (10 %)

Сходная картина наблюдалась и при изучении изменений в уровнях развития долговременной памяти (рисунок 3).

Примечание: 1 – низкий уровень; 2 – средний уровень; 3 – высокий уровень.

Сравнительные результаты диагностики по методике «Опосредованное запоминание». Сравнительные материалы, полученные с помощью данной методики, можно представить в следующем виде:
констатирующий этап: контрольный этап:
низкий уровень: - 1 человек (10 %) - 1 человек (10 %)
средний уровень: - 7 человек (70 %) - 5 человек (50 %)
высокий уровень: - 2 человека (20 %) - 4 человека (40 %)
В результате реализации коррекционно-развивающей программы продуктивность зрительной, кратковременной и долговременной памяти увеличилась у 30 % младших школьников с задержкой психического развития, а уровень опосредованного запоминания смогли повысить 20 % учеников. Все школьники овладели способностью зрительного запоминания, а шесть учеников смогли воспроизводить получаемую информацию, по крайней мере, двумя путями – используя слуховое и зрительное или зрительное и моторно-слуховое запоминание.
У младших школьников с положительной динамикой в развитии процессов памяти отмечено появление умений удерживать внимание и сосредотачиваться на объекте; произошло увеличение скорости и объема запоминаемой информации, которую они стали способны без искажения воспроизводить через длительное время; повысилась познавательная активность и выросла учебная и познавательная мотивация. Все это привело к заметным успехам в освоении учебного материала по различным предметам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(информационное)
Диагностические методики
Методика «Исследование типов памяти»
Применяется для оценки типа памяти. Тип памяти характеризуется тем, в каком из рядов было больше воспроизведения слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице тем, лучше развит у испытуемого данный тип памяти.
Цель: исследование типа памяти младших школьников с ЗПР.
Испытуемому предлагается поочередно четыре группы слов для запоминания:
I.дирижабль, лампа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок
II.самолет, чайник, бабочка, ноги, бревно, свеча, тачка, журнал, машина, столб
III.пароход, собака, парта, сапоги, сковорода, калач, роща, гриб, шутка, сено
IV.волк, бочка, коньки, самовар, пила, весло, загадка, прогулка, книга, трактор
Первый ряд слов читает экспериментатор с интервалом 4-5 сек. между словами (слуховое запоминание). После десятисекундного перерыва ученик записывает те слова, которые он запомнил. Через некоторое время (не меньше 10минут) испытуемому предлагается второй ряд слов, который он читает молча и затем записывает (зрительное запоминание). После десятиминутного перерыва испытуемому предлагается третий ряд слов: экспериментатор читает слова, а испытуемый шепотом повторяет их и записывает пальцем в воздухе (моторно-слуховое запоминание), затем записывает те из них, которые запомнил. После перерыва предъявляются для запоминания слова четвертого ряда. На этот раз экспериментатор читает слова, а испытуемый одновременно следит по карточке и шепотом повторяет каждое слово (зрительно-слухо-моторное) запоминание, далее запомнившиеся слова записываются.
Обработка результатов
О преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти по формуле: С = а / 10, где а – количество правильно воспроизведенных слов.
Методика «Оценка кратковременной памяти»
Цель: вычислить показатель объема кратковременной памяти младших школьников.
Материал: 9 геометрических фигур, 12 слов:( гора, игла, роза, кошка, часы, пальто, книга, окно, пила, вилка, нога, ваза.)
Ход работы:
Занятие проходит индивидуально. Работа начинается после установления с ребенком доверительных отношений.
Инструкция: «сейчас я буду показывать по порядку только один раз геометрические фигуры (или слова). Необходимо запомнить и по моей команде нарисовать (или написать) их. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок».
Обработка результатов:
1. подсчитать количество правильно воспроизведенных элементов(с), ошибочно воспроизведенных(m) и пропущенных элементов(n).
2. найти основной показатель продуктивности памяти(В) по формуле:
B=c-mc+n×1003. рассчитать время воспроизведения каждого элемента с учетом поправки.
Поправка на время воспроизведения стимульного материала
Экспертное время, сек. Геометрические фигуры Слова Поправка на время, баллы Экспертное время, сек. Поправка на время, баллы.
Менее5 +1 Менее4+1
5-25 0 4-13 0
25-35 -1 13-17 -1
Более35 -2 Более17 -2
Методика А.Р. Лурия «Заучивание 10 слов»
Применяется для оценки состояния памяти, утомляемости, активности, внимания.
Цель: исследование памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при использовании остальных методик, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двусложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый экспериментатор привычно пользуется каким-либо одним рядом слов. Однако необходимо пользоваться несколькими наборами, чтобы дети не могли их друг от друга услышать. В данном эксперименте необходима очень большая точность произнесения и неизменность инструкции. Инструкция состоит как бы из нескольких этапов.
Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать, сразу же повтори столько, сколько запо-
мнишь. Повторять можно в любом порядке. Понятно?»
Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в воем протоколе крестики под этими словами. Затем экспериментатор продолжает инструкцию (второй этап).
Второе объяснение: «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен (на) повторить их - и те, которые уже назвал (а), и те, которые в первый раз пропустил (а),- все вместе, в любом порядке».
Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые воспроизвел испытуемый. Затем опыт снова повторяется 3, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз». В случае если испытуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяются, ставит крестики и под ними. В случае если ребенок пытается вставлять в процессе опыта, какие –либо реплики, экспериментатор его останавливает. Никаких разговоров вовремя этого опыта допускать нельзя. После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, то есть примерно спустя 50-60 минут, снова просит воспроизвести эти слова (без их напоминания).
Материал: набор из десяти односложных слов, не связанных по смыслу: число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.Обработка и анализ данных:
По полученному протоколу составляется таблица, по которой можно сделать выводы относительно особенностей памяти.
Методика: Опосредованное запоминание (А.Н. Леонтьев)
Методика направлена на исследование способности пользования вспомогательными средствами (в данной методике - предметными картинками) для запоминания и припоминания. От момента запоминания и до момента отсроченного воспроизведения должно пройти (40 - 60 мин).
Вариант методики для детей 6-10 лет
Для запоминания предъявляется набор из 30 карточек: диван, гриб, корова, умывальник, стол, ветка земляники, ручка для перьев, самолет, географическая карта, щетка, лопата, грабли, автомобиль, дерево, лейка, дом, цветок, тетради, телеграфный столб, ключ, хлеб, трамвай, окно, стакан, постель, телега, настольная электрическая лампа, картина в раме, поле, кошка.Слова для запоминания: свет, обед, лес, учение, молоток, одежда, поле, игра, птица, лошадь, дорога, ночь, мышь, молоко, стул.Инструкция: «Ты должен запомнить слова, которые я назову, а чтобы их легче было запоминать, выбери самую подходящую картинку из тех, которые я дал тебе» (перед ребенком раскладывают картинки). Если ребенок понял инструкцию, то можно начинать исследование.
Процедура проведения: называют слово, ребенок выбирает подходящую картинку и объясняет связь между словом и картинкой. В случае затруднения ребенку оказывают помощь. Когда все слова названы и картинки подобраны, последние складываются стопочкой и убираются. После окончания работы с ребенком, перед его уходом, ему показывают одну за другой картинки и просят вспомнить слово. Если у ребенка возникают трудности в понимании цели задания, необходимо объяснить на примере, показав связь между словом и картинкой.
ПРИЛОЖЕНИЕ В(информационное)
Конспект коррекционно-развивающего занятия 7
Тема: Развитие визуальной памяти.
Цель: развивать визуальную память, зрительную память, внимание, мелкую моторику.
Оборудование: раздаточный материал, тетради.
Упражнение «Точки»
Детям на несколько секунд предъявляется клеточное поле той или иной конфигурации, на котором определенным образом расположено несколько точек. Предлагается запомнить расположение точек и затем воспроизвести их на карточках с незаполненными полями.
Упражнение «Геометрические фигуры»
Детям на несколько секунд предъявляется клеточное поле, на котором определенным образом расположено геометрических фигур. Предлагается запомнить их расположение и затем воспроизвести их на карточках с незаполненными клеточными полями.
Физкультурная разминка для снятия напряжения (под музыкальное сопровождение.)
Упражнение «Зрительный диктант»
Детям поочередно предъявляется несколько предметных картинок (от 3 до 7), которые они затем воспроизводят по памяти в тетради.
Упражнение «Найди отличия»
Учащимся раздают по две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все отличия. Картинки могут предъявляться как одновременно, так и последовательно. Кроме картинок, могут использоваться также последовательности геометрических фигур или числовые ряды, различающиеся, например, порядком расположения элементов.
Упражнение «Внимательный художник»
Детям предлагается по памяти подробно описать внешность одноклассника, интерьер какого-либо помещения, подробности пути в школу и тому подобное.
Упражнение «Лепка»
Детям предлагается вообразить, что на грядке они видят огурец, описать его словами, а затем слепить из пластилина.
Окончание занятия: дети встают в круг и говорят, глядя друг на друга: «До свидания»
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
(информационное)
Практические рекомендации педагогам
1.Рекомендуется как можно шире использовать дидактические игры в коррекционной работе.
2.Дидактические игры должны быть доступны и понятны детям данной категории.
3. В каждой дидактической игре должна ставиться своя конкретная обучающая задача, которая соответствует теме занятия и коррекционному этапу.
4.При подготовке к проведению дидактической игры рекомендуется подбирать такие цели, которые способствуют получению не только новых знаний, но и коррекции психических процессов ребенка. 
5.Проводя дидактическую игру, необходимо использовать разнообразную наглядность, которая должна нести смысловую нагрузку, выглядеть эстетично, без лишних отвлекающих деталей. Рабочая зона у доски (в поле зрения детей) не должна пестрить множеством отвлекающих пособий.
6.Зная особенности детей с ЗПР, для лучшего восприятия ими изучаемого материала необходимо стараться задействовать как можно большее количество анализаторов.
7.Подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную, эмоциональную окраску и вызывают у детей заниматься умственным трудом.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Практические рекомендации родителям
1. Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё только учиться управлять собой и организовывать свою деятельность. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе, чтобы не воспитать в нем ненужную неуверенность в себе.
2. Предоставьте ребенку право на ошибку. Каждый человек время от времени ошибается, и ребенок здесь не является исключением. Важно, чтобы он не боялся ошибок, а умел их исправить. В противном случае у ребенка сформируется убеждение, что он ничего не может.  
3. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Дайте ему возможность добиться выполнения задания самостоятельно.
4. Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности.
5. Учите ребенка быть вежливым и спокойным в обращении и отношении к людям (и взрослым, и детям).
6. Не пропустите первые трудности в обучении. Обращайте внимание на любые затруднения, особенно если последние становятся систематическими. Все проблемы с учебой, поведением и здоровьем гораздо проще решить в самом начале. Не закрывайте глаза на проблемы, они все равно никуда не уйдут сами!
7.Читая книжки, обязательно обсуждайте и пересказывайте прочитанное вместе с ребенком; учите его ясно выражать свои мысли. Тогда в школе у ребенка не будет проблем с устными ответами. Когда спрашиваете его о чем-либо, не довольствуйтесь ответом «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.
8. Обязательно соблюдайте режим дня и прогулок! От этого зависит здоровье Вашего ребенка, а значит и его способность лучше и проще усваивать учебный материал. Здоровье – это база для всего развития ребенка, это количество его сил, которые он может потратить не перенапрягаясь, а, следовательно, и без разнообразных последствий (неусидчивость, раздражительность, обидчивость, частые простудные заболевания, слезливость, грубость, головные боли и т.д.). Особенно это касается тех детей, у которых с рождения присутствует повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость или какие-либо неврологические осложнения. В таком случае правильный и четкий режим дня становится не только организующим, но и профилактическим средством против дальнейшего ослабления нервной системы.
9. Не забывайте, что ребенок еще несколько лет будет продолжать играть. Ничего страшного в этом нет. Наоборот, в игре ребенок тоже учится. Лучше поиграйте вместе с ним и в процессе выучите какие-нибудь понятия (например: левый – правый).
10. Ограничьте время нахождения Вашего ребёнка за телевизором и компьютером до 1 часа в день.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Барташов И.А. Учись, играя/И.А. Барташов. – М., 2000. – 258 с.
2.Бабкина Н.Б. Особенности познавательной деятельности и ее само- регуляция у младших школьников /Н.Б. Бабкина. – М., 2002. – 128 с.
3.Богданова Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка /Т.Г. Богданова. –М., 1994. – 278 с.
4.Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка /Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова. – М., 1994. – 90 с.
5.Бондаренко А.К. Дидактические игры /А.К. Бондаренко. –М., 1991. – 177 с.
6.Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей ЗПР учеб. пособие /Л.Н. Блинова. –М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. – 291 с.
7.Власова Т.А. Обучение детей ЗПР /Т.А. Власова. – М., 1985. – 123 с.
8. Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей. Общая психология /Т.А. Ратанова. – СПб.,1996. – 167 с 9. Сухинина С.В. Ребенок в игре / С.В. Сухинина. -М.: «Академия», 2004. – 95 с.