Разработка учебного занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Экономика и экология» на тему Мир флоры и фауны. Охрана флоры и фауны.
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
эколого-биологический центр
Разработка учебного занятия
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Экономика и экология»
1 год обучения (7 -11 лет)
к разделу № 4: «Блок "Роль охраны природы в устойчивом развитии экономики"».
Тема № 4.3
«Мир флоры и фауны. Охрана флоры и фауны».
Автор-составитель:
Кравцова В. В.
ПДО МОУ ДО ЭБЦ
2016г., Комсомольск-на-Амуре.
Введение.
Одной из особенностей Хабаровского края является разнообразие растительного и животного мира. На территории Приамурья сформировались уникальные экосистемы. Именно здесь ещё встречаются нетронутые уголки первозданной тайги, горные реки с кристально чистой водой, немало мест, где пока не ступала нога исследователя
В ходе занятия учащиеся узнают самую разнообразную информацию о том, как окружающая человека среда влияет на его здоровье. Хочется верить, что полученные обучающимися знания станут основой гармонических взаимоотношений с природой, а значит, будет крепким их здоровье и здоровье будущих поколений.
Цель: Иметь представления об уникальности флоры и фауны Дальнего Востока и об ее охране.
Задачи:
1. Ознакомить обучающихся с понятиями флора и фауна;
2. Развивать познавательную деятельность, умение действовать самостоятельно, воспринимать и осмысливать знания о природе;
3. Воспитывать интерес к натуралистической деятельности, стремление к творчеству и новаторству.
Оборудование: Компьютер, проектор, презентация, карточки для занятия, конверты с заданиями, куб с цифрами, жетоны, медали для награждения. В качестве музыкального оформления можно использовать различные песни и мелодии о растительном и животном мире.
План занятия:
Организационный момент.
Изучение нового материала:
А) Экологическая сказка;
Б) Определение флоры и фауны
3. Динамическая пауза.
4. Викторина «Флора и фауна».
5. Игра «Мозговой штурм».
6. Динамическая пауза.
7. Задание «Природные врачеватели».
8. Закрепление:
А) «Информационная палатка»
Б) Разминка «Верите ли вы что…?»
9. Рефлексия.
Ход занятия.
Орг. момент. (3 мин.)
Приветствие детей. Создание доброжелательной атмосферы перед занятием.
Новый материал. (20 мин.)
(Звучит музыка из телепередачи «В мире животных»).
Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Экологическая сказка «Принцессы Флора и Фауна за чистоту на планете».
В некотором царстве, в некотором государстве, а именно в большом государстве биосфера, жили-были принцесса Флора и принцесса Фауна. Жили они и в те времена, когда вода в морях, реках и озерах была чистая и прозрачная, и рыбы было большое множество. На лугах цвели цветы, своей красотой восхищали. Природа отражала все цвета радуги. Воздух был прозрачный и чистый. Люди очень радовались всей этой красоте, но человечество стало совершенствовать мир, в котором живут, стали строить фабрики и заводы и все что им необходимо в жизни. Принцессы решили выяснить причину, что происходит в их государствах. Почему в реках, морях и озерах вода стала не пригодна для жизни многих живых организмов. Рыбы в водоемах стало меньше. Многие виды растений и животных вообще исчезли с лица земли. На лугах вместо ярких красок цветов, осталось одна пожелтевшая трава. Деревья и кустарники тоже стояли желтыми. Отправились принцессы в кругосветное путешествие. И что же они увидели. На всех континентах большое множество фабрик и заводов. Высокие трубы заводов выпускали облака дыма, а производства сливали свои отходы в реки. Люди отдыхали на природе, там они жгли костры, оставляли мусор после себя. Домой брали красиво цветущие цветы. А луга тем временем становились все мрачнее, так как разнообразие цветов становилось все меньше и меньше. Леса редели, так, как их вырубали. Вся земля засыпана мусором. И решили принцессы наказать людей. В один прекрасный день земля опустела. Не было слышно пение птиц. Земля превратилась в пустыню. Люди увидели, как над городами клубится черный дым, идущий из труб фабрик и заводов. Земля покрыта мусором (под густой зеленой травой этого не было видно). И человечество увидело все, что они сделали. Люди начали исправлять свои ошибки. На предприятиях начали устанавливать очистные сооружения. Люди начали внедрять безотходное производство. Принцессы были рады, что люди стали исправлять свои ошибки. И вернули людям красоту природы. Люди помните, что природа создаёт такое, какое человеку в жизни не придумать. И такая красота - повсюду!! Люди! Замечайте красоту вокруг себя, и на душе будет радостней.
Флора (от лат. Flora) - исторически сложившаяся совокупность видов растений распространённых на конкретной территории («флора России»). (Слайд № 1)
Флора является одной из двух главных форм жизни на Земле. В любой экосистеме и в биосфере в целом растения выполняют роль продуцентов и создают основную часть биомассы, ежегодно поглощая около 160 млрд. т СО2 и выделяя в атмосферу около 100 млрд. т O2. Именно растениями образован уникальный состав атмосферы нашей планеты.
Растительный ресурсный потенциал РФ достаточно велик и разнообразен (полярные пустыни, тундры, леса, степи). 94% РФ покрыто растительностью. Продукция растениеводства является основным питанием большинства населения Земли и представляет собой значительную часть сырья для промышленности. Однако деятельность человека уже привела к безвозвратной гибели 30 тыс. видов растений и поставила под угрозу еще 25 тыс. видов. Поэтому необходима защита всех типов растительности (в том числе лесов и лугов), отдельных видов растений и растительных сообществ.
Фауна (от лат. Fauna – богиня лесов и полей, покровительница животных) – исторически сложившаяся совокупность животных какой-либо систематической группы, определённой местности, страны или геологической эпохи. (Слайд № 2).
Охрана фауны предусматривает:
Получение для нужд человека продуктов и сырья (мяса, пушнины, пантов и т. п.);
регулирование численности видов в зависимости от их роли в жизни и хозяйстве людей;
Сохранение видового многообразия, генофонда животного мира.
Охрана диких животных — это широкий комплекс мероприятий, проводимых государственными и общественными организациями для сохранения видового состава фауны, поддержания оптимальной численности полезных животных.
Она включает правовое регулирование охоты, разъяснительную работу среди населения, закрепление угодий за охотничьими коллективами, биотехнические мероприятия, направленные на сохранение и увеличение численности птиц и зверей, организацию заказников, заповедников, заповедно-охотничьих хозяйств, охрану мест обитания дикой фауны, борьбу с браконьерством, регулирование отлова для зоопарков и на экспорт, разведенье в угодья дичи.
Особенно тщательной должна быть охрана редких и исчезающих животных. Меры по их сохранению, кроме абсолютной охраны, предусматривают строгое соблюдение правил применения ядохимикатов и минеральных удобрений, разведение в неволе и постепенное одомашнивание животных, сохранение естественных экологически оптимальных биотопов, расселение и акклиматизацию, пропаганду среди населения идей охраны редких видов.
Цель охраны редких промысловых животных — увеличение численности до уровня, позволяющего использовать их в интересах человека. С увеличением численности животные снова становятся промысловыми объектами, поскольку при превышении оптимальных норм они могут наносить вред смежным отраслям хозяйства. Так, в ряде областей чрезмерно размножившиеся лоси на больших площадях уничтожают молодой лес или повреждают в нем наиболее ценные древесные породы. Кабаны повреждают картофельные поля, посевы гороха, овса, другие зерновые культуры. Массовые налеты на поля совершают осенью водоплавающие птицы.
Физ. Минутка. (2 мин.) (музыкальная динамическая пауза)
Викторина «Флора и фауна». (слайды № 3-24) (5 мин.)
Что изучает ботаника? (слайд №5)
Куда заносят исчезающих животных? (слайд № 6)
Кто раньше просыпается весной: летучие мыши или насекомые? (слайд №7)
Американский крокодил называется … (слайд № 8)
В каком фрукте много железа? (слайд № 9)
Самое «русское» дерево? (слайд № 10)
Ледяная глыба, плавающая в океане? (слайд № 11)
Зубастый кит? (слайд № 12)
Новогоднее дерево. (слайд № 13)
Кустарник, ягоды которого очень любит медведь. (слайд № 14)
Самое быстрое животное на Земле. (слайд № 15)
Самая большая птица в мире? (слайд № 16)
Какое растение всегда поворачивается за солнцем? (слайд № 17)
Какого животного больше всего боятся слоны? (слайд № 18)
Кто из птиц строит самое большое гнездо? (слайд № 19)
Комнатное лекарственное растение. (слайд № 20)
Какой цветок зацветает весной первым? (слайд № 21)
Можно ли поймать ящерицу за хвост? (слайд № 22)
Назовите цветок – символ 8 Марта? (слайд № 23)
Кого называют кораблём пустыни? (слайд № 24)
Игра «Мозговой штурм». (15 мин.) (слайд№ 25 - 45)
Правила игры: Для игры необходимы 4 конверта, жетоны.
Обучающиеся делятся на две команды и по очереди бросают кубик. Педагог задает игрокам вопрос из конверта, номер которого совпадает с цифрой на кубике.
За правильный ответ на вопрос команда получает жетон.
Победившей становиться команда, набравшая больше жетонов.
Конверт №1 «Красная книга».
Куда заносят те виды растений и животных, которым угрожает опасность? (в Красную книгу)
Кого заносят в Красную книгу? (Заносят те виды растений и животных, которым угрожает исчезновение).
Сколько томов насчитывает Красная книга?
(пять: «Млекопитающие», «Рыбы», «Птицы», «Высшие растения», «Земноводные и пресмыкающиеся»).Каким цветом в Красной книге раскрашены страницы? (чёрным, красным, жёлтым, серым, белым, зелёным).
Что означают страницы чёрного цвета в Красной книге? (На этих страницах списки растений и животных, которые уже исчезли с лица Земли).
Что означают страницы красного цвета в Красной книге? (На этих страницах перечислены растения, птицы и животные, которые находятся на грани вымирания).
Конверт №2 «Птицы».
Кто такой лесной петух? (Глухарь)
Какая птица может ходить под водой? (Оляпка).
Какая птица может лазить по стволу головой вниз? (Поползень).
Самая большая птица в Европе? (Лебедь).
Кто из птиц строит самое большое гнездо? (Орел).
Какую птицу называют вещей? (Ворон).
Конверт №3 «Растения».
Комнатное лекарственное растение? (алоэ).
По каким цветам можно определить время?
(одуванчик, ноготки, картофель, белая кувшинка).
Какой цветок зацветает весной первым? (подснежник).
Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, Василек, Лилия).
Назовите цветок - символ 8 Марта? (мимоза).
По каким цветам можно определить погоду? (одуванчик, клевер).
Конверт №4 «Животные».
У кого усы длиннее ног? (у таракана).
Какие насекомые одомашнены человеком? (пчела, тутовый шелкопряд).
Можно ли поймать ящерицу за хвост? (нет).
Могут ли змеи плавать? (да).
Назовите животное, которое считают царём нашей тайги? (Амурский тигр).
Сколько лет живут черепахи? (примерно 400 лет).
Задание «Природные Врачеватели». (5 мин.) (Слайды № 46 – 54)
Задание: ученикам надо соединить растения с заболеваниями и недугами.
Растения: 1. Лекарственная ромашка;
2. Валериана;
3. Пион;
4. Калина;
5. Липа;
6. Сосна;
7. Чистотел;
8. Подорожник.
Заболевания, недуги:
Успокаивающее и снотворное действие;
От простуды;
От простуды и ангины;
Клей «Клеол» для хирургических целей;
Отвар корня от кровотечения;
Семена - при гастритах, корни – от боли в почках
Кровоостанавливающее средство (порезы и мозоли)
Сводят бородавки
Ответы: 1-2, 2-1, 3-6, 4-5, 5-3, 6-4, 7-8, 8-7.
Закрепление. (35мин).
а) Информационная палатка.(30 мин.)
Проведение жеребьёвки среди учащихся с целью выявления экзаменаторов и консультантов, а также участников мероприятия.
Участники информационной палатки берут у экзаменаторов карточки с вопросами и отвечают на них. Если ученик не знает ответа, то он обращается за помощью к консультанту, где получает правильный ответ. Затем участник возвращает карточку экзаменатору и берёт следующую. Карточки не должны повторяться. Жетоны ученики получают только в случае самостоятельного правильного ответа. При подведении итогов ученики награждаются.
Вопросы для консультантов и экзаменаторов:
Что такое экономика? (Экономика – это наука о правильном ведение хозяйства).
Что такое экология? (Экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой).
Почему красная книга не зелёная? (Красный цвет - запрещающий цвет: остановись, не губи, стоп!)
Что такое бюджет семьи? (Доходы и расходы в совокупности)
Что такое доходы? ( Это все денежные и не денежные поступления в семью).
Что такое расходы? (Расходы – это денежные затраты, идущие на удовлетворение потребностей членов семьи)
Что такое налоги? (Налоги – это обязательные платежи государству с доходов или собственности).
Какие виды бюджета бывают? (Избыточный, сбалансированный, дефицитный).
Объясните понятие избыточный бюджет. (Если доходы больше расходов, то такой бюджет называется избыточным)
Объясните понятие сбалансированный бюджет. (Если доходы равны расходам, то такой бюджет называется сбалансированным).
Объясните понятие дефицитный бюджет. (Если доходы меньше расходов, то такой бюджет называется дефицитным).
Какие доходы бывают постоянными? (Пенсия, заработная плата, пособие на детей)
Какие доходы не постоянные, приведите пример. (Наследство, бонусы, премии)
Какие виды расходов бывают? (Постоянные и не постоянные)
Что вы понимаете под постоянными расходами? (расходы на питание, одежду и обувь, оплату коммунальных платежей и услуг связи, транспортные расходы на содержание личного транспорта или покупку проездных билетов).
Что вы понимаете под не постоянными расходами? (расходы на аренду жилья, покупку предметов домашнего обихода, медицину, образование (иногда это сезонный расход), досуг, отдых, покупку предметов роскоши и так далее).
Можно ли сжигать мусор? (нет)
Сколько лет разрушается железо? (более 100 лет)
Сколько лет разрушается пластик и полиэтилен? (более 300 лет)
Что может облегчить переработку мусора? (сортировка мусора)
Для чего нужны мухоморы в лесу? (помогают лосям выводить паразитов из кишечника)
Для чего нужна Красная книга? (для защиты и сохранности окружающей среды)
Какими цветами раскрашены страницы в красной книге? (чёрные, красные, жёлтые, серые, белые, зелёные)
Почему лучше покупать сок в стеклянной посуде, а не в пластиковой? (стекло можно переработать, а пластик нет)
Какое событие произошло на Украине в г.Чернобль в 1986 году? (взрыв на атомной станции)
Для чего применяют чистотел? (сводят бородавки)
Какие растения можно применять при простуде? (липа, ромашка, календула)
Кто создаёт мусор? (человек)
Перечислите виды отходов, которые можно переработать на вторичное сырьё? (стекло, железо)
Какие виды отходов почти не перерабатываются природой? (полиэтилен, пластмасса, пластик)
б) Физ. Минутка. (2 мин)
в) «Верите ли вы, что…». (5 мин)
Задание: на задаваемые вопросы педагогом нужно дать ответ «ДА» или «НЕТ». Если вы верите, то отвечаете «ДА!», если не верите, то отвечаете «НЕТ!» Прежде чем дать ответ, нужно поднять руку.
У бабочки самый чуткий нос? (да)
На следах рыси нет когтей? (да)
Волк бежит задними ногами вперёд? (нет)
У мухи шесть ног? (да)
Заяц спит с закрытыми глазами? (да)
Ящерицы могут пить ногами? (да)
Белка ест свежие грибы? (нет)
Птицам страшнее голод, чем холод? (да)
Стриж летает быстрее всех? (да)
Муравьи плавают? (да)
Чёрного леопарда называют пантерой? (да)
Страус самая большая птица на земле? (да)
Стрекоза обитает в лесу? (нет)
У кузнечика уши на ногах? (да)
Может ли сазан забраться в океан? (нет)
Может ли дрозд отморозить хвост? (нет)
Ласточки и стрижи питаются насекомыми? (да)
Может ли медведь зимою потолстеть? (нет)
Лягушка домашнее животное? (нет)
Волк, лиса, рысь – хищники? (да)
Подведение итогов занятия. (4 мин.)
Музыкальный клип «Красная книга» (О. Газманов).
Рефлексия. (1 мин). (Слайд № 55).
На столах у учеников лежат вырезанные из бумаги смайлики при помощи, которых они показывают то, как понравилось им занятие.
Заключение.
Учащиеся, ознакомившись с понятиями флора и фауна, пришли к следующим заключениям:
современное состояние окружающей среды является следствием проводимой деятельности социально – экономической политики производительных сил и использованию природных ресурсов.
природа и её богатства являются достоянием многонационального народа нашей страны и всей планеты, средой обитания и жизнеобеспечения человека, естественной основой его устойчивого социально – экономического развития.
необходимость защиты всех типов растительности (в том числе лесов и лугов), отдельных видов растений и растительных сообществ.
Использованная литература
Величковский Б. Т., Суравегина И. Т., Цыпленкова Т. Т. Здоровье и окружающая среда. – М.: НПЦ «Экология и здоровье», 1992 г.
Данилова Н. А. Природа и наше здоровье. – М.: Мысль, 1997 г.
Коростелев Н. Б. Охрана природы – охрана здоровья. – М.: Медицина, 1983 г.
Предметная неделя биологии в школе под общей редакцией К. Н. Задорожного. Ростов-на-Дону, Феникс, 2006 г.
Современная иллюстрированная энциклопедия «Биология» , Москва «Росмэн» 2006г.
Тихонова А. Е., Ищенко А. Р., Диденко Т. Н. Здоровье человека и экология Хабаровского края. – Хабаровск. Издательский дом «Приамурские ведомости», 2004 г.
Шретер А. И. Целебные растения Дальнего Востока и их применения. – Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 2000 г.