Письмо как одна из разновидностей текста. Письмо литературному герою


ТЕМА урока: «Письмо как одна из разновидностей текста. Подготовка к написанию письма литературному герою»
Тип урока Урок открытия нового знания
Вид урока Урок творчества и фантазии
Цель урока Образовательный аспект ученик знает 2 типа речи
определяет стиль текста, тему и его основную мысль
Развивающий аспект ученик выделяет признаки разных типов речи в тексте
умеет подбирать аргументы к тезису и делать вывод
Воспитательный аспект культура устной и письменной речи
умение логически мыслить, доказывая свою точку зрения
Виды УУД, формируемые на уроке Личностные мотивация учебной деятельности, приобретение новых знаний, умений и навыков
Регулятивные принятие и сохранение учебную задачу
формулирование вопросов, необходимых для организации коллективной деятельности
Познавательные разработка плана анализа эпизодов текста, а также поступков литературного героя
формулирование проблемы (как реализовать план)
Коммуникативные формирование атмосферы творчества, сотворчества
Оборудование Текст А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители», справочные материалы
Организационный (мотивационный) этап
Учитель: Ребята, сегодня я получила письмо по почте от своего бывшего ученика. Он пишет мне, что закончил институт, работает в таёжной экспедиции и у него нет возможности посылать электронные письма. А как вы думаете, ребята, обо всём ли можно рассказать в электронном письме?
Ученики: Не всегда, потому что в бумажном письме можно выразить свои мысли более откровенно! Такое письмо можно хранить долгие годы.
Учитель: А в вашей семье часто получают письма? А кто вам пишет? О чем рассказывают письма? А вы сами пишете письма? (ответы учащихся)
ЦелеполаганиеУчитель: Попробуйте определить тему урока. Записываем её в тетрадь. Значит, чему мы сегодня научимся?
Ученики: Писать письма, чтобы они были интересными и содержательными.
Учитель: И сегодня мы напишем необычное письмо, потому что оно будет адресовано литературному герою, с которым мы познакомились на прошлом уроке литературы. Это Алёша из сказки А.Погорельского. И не забывайте: когда мы пишем письмо, мы создаем текст, в котором есть тема и основная мысль. А жанр письма называется эпистолярный.
Актуализация знаний
Учитель: Но чтобы написать письмо, нужно соблюдать некоторые правила. Откройте учебники и внимательно изучите материал о письме. Каким оно бывает? Из каких частей состоит?
Самостоятельная работа уч-ся с учебником. Ответы учеников.
Учитель: Ваши ответы можно оформить в виде схемы (раздаёт справочные материалы на парту).
Учащиеся изучают структуру письма и знакомятся с образцами разных писем на стр.101-103 учебника.
Учитель обращает внимание на правописание слов вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста»…, а также на знаки препинания при обращении и вводном слове «пожалуйста».
Закрепление знаний. Творческая практическая деятельность.
1.Учитель: Итак, вы увидели, какие бывают письма. Всем вам было интересно читать сказку Погорельского. Алёша – ваш ровесник. Так же, как и он, вы любите играть, иногда ленитесь учить уроки, говорите неправду. Мы проанализировали поступки Алёши и увидели, что без родителей ему было трудно и он совершал дурные поступки. Но самое главное – он всё осознал и исправился. О чём можно написать Алёше?
Давайте поработаем в парах и создадим рабочие материалы к нашему письму. Обратитесь к тексту сказки и проследите, как меняется характер Алёши после того, как получил конопляное зёрнышко? А поработаем мы сегодня над основной частью письма.
О чём можно порассуждать в основной части? (Ответы детей: о характере Алёши, о добрых поступках и дурных, об отношении к товарищам и ответственности за своё поведение).
Что посоветуете ему? (Ответы детей: быть трудолюбивым, не зазнаваться, не предавать друзей, не лениться учиться)
Как поддержите? (Ответы детей: похвалить, что Алёша снова стал добрым и послушным и что его дорогая Чернушка в этом уверена)
(Учащиеся работают в парах, а затем зачитывают свои ответы. Учитель корректирует ответы, оценивает работу учащихся, Учащиеся слушают черновые варианты своих одноклассников и берут себе на заметку наиболее удачные).2. Учитель:
Как вы думаете, навсегда ли Чёрная курица-министр будет носить цепи на своих руках? Придумайте счастливый конец сказки для жителей подземного королевства. (Ответы детей, которые приводят свои версии окончания истории о Чёрной курице и жителях Подземного королевства).
Учитель: Счастливый конец истории будет утешением для Алёши, который никогда не забудет историю с Чёрной курицей.
Рефлексия
Учитель:
Чему же вы сегодня научились? (Ответы детей)
Что было для вас новым и интересным? (Ответы детей)
Проектирование дифференцированного домашнего задания
Уровень «3»-«4». Напишите дома письмо Алёше, используя алгоритм его написания, в тетрадях для творческих работ.
Уровень «5». Напишите дома письмо Алёше, используя алгоритм его написания. Счастливый конец оформите как заключение своего письма. Оформите своё письмо в конверт, напишите на нём свой и Алёшин адрес.
Справочные материалы к уроку: «Письмо как одна из разновидностей текста. Подготовка к написанию письма литературному герою»
1). Алгоритм написания письма
1) Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.
2) Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
3) Основная часть – изложение нужной информации (почему захотелось написать письмо? о чём рассказать? что посоветовать?).
4) Заключение – прощание.
Подпись. Дата.
2). Лексический материал:
Слова-подсказки: Дорогая (дорогой)...
Решил написать тебе письмо, чтобы…
Мне очень понравилось, что ты…
Тебе было очень трудно, так как…
Основная часть письма
Но как ты мог допустить, чтобы…
А ещё я хочу сказать о том, что…
Я советую тебе…
Очень прошу тебя…
И ты не грусти, потому что…
Напиши мне о…
С нетерпением жду ответа…
744855-132715
3).