Поурочный план по литературе на тему Образы флоры и фауны в поэзии и прозе. Царство флоры
Класс 7 Урок 38 Дата ______________
Тема: Образы флоры и фауны в поэзии и прозе. Царство флоры.
Цели:
Обучающая: углубить знания о разнообразии и красоты флоры через произведения авторов.
Развивающая: создать условия для самостоятельного добывания знания. Формирование умения целенаправленно работать с текстом: анализировать произведение.
Воспитательная: воспитывать уважительное, бережное отношение к природе.
Тип урока: урок изучения нового.
Методы: исследовательский метод.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап.1. Орг. момент.
2. Целеполагание.
Слово учителя. Каждый день, каждый час нас окружают чудеса, которые, казалось бы, мы не замечаем. Но вдруг наш взгляд упал на обыкновенный листочек, и мы удивились, как на нем заблестела капелька росы, переливаясь на солнце. Как же он прекрасен. Кажется, мы привыкли ко всему, что нас окружает, и не удивляемся, глядя на облака, плывущие по небу, на пение птиц. И сегодня на уроке, мы будем приглядываться, прислушиваться, удивляться всему тому, что нас окружает, потому что тема нашего урока «Царство флоры».
II. Операционный этап.
Работать мы будем по группам. Ваша задача – самостоятельно исследовать тему, выступить с проектом перед классом. В каждой группе есть мой помощник, который будет заполнять таблицу оценивания участия в работе на уроке.
Имя Помогает отвечать на вопросы Защищает проект перед классом Выразительно читает Помогает в создании диаграммы Помогает ответить на вопросы по произведению Защищает проект перед классом Отвечает на проблемный вопрос Итого ++/оценка
Критерии оценивания:
7-6 ++ «5»
5-4 ++ «4»
3-1 ++ «3»
1. Работа по группам. Исследование.
Деление на 5 групп.
1 группа изучает статью учебника на стр. 174-177.
2 группа – стр. 178-179.
3 группа - стр. 179-180., 181-182
4 группа – стр. 182, 183-186.
5 группа – стр. 187-188.
Вопросы для 1 группы.
- Почему дуб называют царем лесного царства?
- Символом чего является дуб у разных народов?
- С чем ассоциируется дуб в поэзии?
Вопросы для второй группы.
- Чем является берёза в восточно-славянской мифологии?
- Почему береза считается наиболее поэтическим деревом в России?
- Благодаря какому поэту образ берёзы в поэзии стал женственным?
Вопросы для 3 группы.
- Каким предстает перед нами тополь в поэтических произведениях?
- Кто впервые открыл читателям поэтический образ тополя?
- С кем ассоциируется у вас тополь?
Вопросы для 4 группы.
- Что включает в себя символическое значение роз? Что обозначают цвета розы?
- С чем ассоциируется у вас сирень?
- Озвучьте легенду о происхождении сирени.
Вопросы для 5 группы.
- Что вы чувствуете, когда слышите выражение «полевые цветы»?
- Какому поэту полевые цветы напоминают родину?
- Что характерно для кактуса?
2. После изучения статей, каждая группа защищает проекты у доски.
3. Чтение и анализ произведений по группам.Составление диаграммы Венна.
1 группа – АА. Фет «Одинокий дуб» и Л.Н. Толстой фрагменты из романа «Война и мир».
- На какие детали в описании дуба у Фета вы обратили внимание? А у Толстого?
- Найдите и сравните пейзажные детали в этих двух описаниях.
- Что в этих образах вы находите идущими от традиционных представлений о дубе, а что является новым?
- Составьте диаграмму Венна «Дуб у Фета и Толстого» (различия, общее).
2 группа – стихотворения П.А. Вяземского «Береза», С.А. Есенина «Зеленая прическа…», А.В. Жигулина «Береза».
- В каком стихотворении береза дана в виде обобщенного символа? Чем дорога береза поэту?
- У кого из поэтов образ березы наиболее связан с фольклорной традицией?
- Составьте диаграмму Венна «Три образа березы» (общее, различия).
3 группа –А.А. Григорьев «Тополю», И.А. Бунин «Восход луны», О. Сулейменов «Слон флоры».
- Чем отличается тополь от баобаба?
- Почему Григорьев видит в тополе ровесника?
- Почему стихотворение Бунина называется «Восход луны»?
- Составьте диаграмму Венна «Тополь и баобаб».
4 группа –И.П. Мятлев «Розы», И.В. Северянин «Классические розы».
- Какие мифопоэтические значения розы использует Мятлев в своем стихотворении?
- С какими образами связана роза у Северянина?
- Составьте диаграмму Венна «Розы Мятлева и Северянина».
5 группа – И.А. Бунин «Полевые цветы», А.А. Тарковский «Кактус».
- Каким цветам противопоставлены полевые цветы в стихотворении Бунина?
- Какое обобщенное символическое значение получает образ полевых цветов у Бунина?
- Найдите в стихотворении Тарковского пространственные образы.
- Составьте диаграмму Венна «Полевые цветы и кактус».
4. Защита проектов каждой группой.
III.Контрольно-оценочный этап.
Итог урока.
Ответим на проблемный вопрос, который я поставила в начале урока:
Почему поэты и писатели используют образы растений в своих произведениях?
Сбор таблиц оценивания.
Озвучивание оценок за урок.
Домашнее задание.
Придумать сказку, в которой действующими лицами были бы растения, которые изучили сегодня.