Дополнительная общеобразовательная программа Путешествие в прекрасное
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр эстетического воспитания детей «Творчество»
Дополнительная общеобразовательная программа
«Путешествие в прекрасное»
Художественно-эстетической направленности
возраст обучающихся – 4 - 6 лет
срок реализации - 3 года
Составитель:
МЕЛИКЯН Инесса Георгиевна
педагог дополнительного образования
Владикавказ, 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы – художественно-эстетическая.
Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы. Общение с произведениями искусства отражает действительность во всей гамме её проявления. Это не только способствует формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, но и активирует эстетическое сознание.
Актуальность программы. Эстетическое воспитание в образовании должно сводиться к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через приобщение к искусству в человеке активизируется творческий потенциал, и чем раньше заложены основы этого потенциала, тем активнее будет его проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Педагогическая целесообразность. Понимание искусства как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности. Искусство не только средство, с помощью которого осуществляется целенаправленное развитие личности ребенка, но и духовный объект наслаждения, объект, в котором ребенок идет и находит для себя гармонию и дисгармонию правду и правдоподобие.
По своей природе искусство произошло от игры, от подражания. Следовательно, искусство близко ребенку как форма адаптации в жизни именно игровой природой.
Таким образом, парадигмальность мышления, которая является основой соотношения жизни и искусства, реальности и игры становится стержнем, на который нанизываются знания ребенка о мире, об искусстве, о себе. Его расчленение искусства на отдельные виды является метафизическим
процессом, помогающим понять особенности литературы, музыки, живописи, театра и других видов искусства, то обратный процесс: синтез-соединение знаний об отдельных видах искусства в единый сплав поможет создать у ребенка представление об образе мира в его в его вечности и бесконечности, в его нерасчлененности.
На занятиях ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний. Действие (игра) способ познания, переживания, сопричастности как со стороны ребенка, так и со стороны педагога. Любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребенку! Без этого триединства невозможно формирование личности, невозможно создание творческой атмосферы на занятиях, каждое из которых должно стать для ребенка единственным и неповторимым
Отличительная особенность данной программы от предыдущей является логоритмика – это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Три кита, на которых стоит логоритмика,- это движение, музыка и речь.
Цель программы: развивать интерес к эстетической стороне действительности, потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла.
Задачи:
Обучающие:
расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой;
мотивировать личность ребенка к познанию и творчеству;
обогащать словарный запас у детей;
Развивающие:
развить мыслительную деятельность, память, слух, фантазию;
поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации;
развить эмоциональную сферу ребенка;
развить познавательные и творческие способности;
обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом;
Воспитательные:
привить эстетический вкус, интерес и любовь к музыке;
приобщить к музыкальной культуре;
приобщитьдетей к общечеловеческим ценностям;
формировать у детей эстетическое восприятие окружающего мира;
формировать потребность в восприятии музыки.
Задачи реализуются с учетов возрастных особенностей детей.
Знакомство детей с музыкальной культурой народа одна из основных частей познавательно-страноведческого подхода. Задача педагога -научить детей слушать музыку, понимать и духовно осмысливать ее.
Песня вносит элемент праздника, который так необходим детям. Разучивание песни обогащает лексический запас ребенка, помогает закрепить его. Песня также помогает закрепить и грамматический материал.
Основным моментом в музыкальном воспитании является хоровое пение, так как оно активно вовлекает ребенка в процесс исполнения музыки, развивает умение слушать и слышать других.
Наша задача - развить потенциальные возможности ребенка, делать его смышленым и добрым, чтобы больше стало радости в его жизни. Быть человеком это значит не только быть таким как все, владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимым, с собственными вкусами, интересами и способностями.
Условия реализации образовательной программы.
Программа «Путешествие в прекрасное» предназначена для детей 4 - 6 летнего возраста и рассчитана на 3 года обучения.
Сроки реализации программы
Данная программа рассчитана на три года обучения и предназначена для детей 4 - 6 лет.
Количество детей в группе не более 10 человек.
Формы и режим занятий
Форма обучения - групповая.
Занятия приводятся 3 раза в неделю, продолжительность занятий - 30 мин.
Объем часов по реализации программы первого, второго года и третьего годов - часов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№
Наименование тем
количество часов
1
Давайте знакомиться
1
2
Встреча
2
3
Прощание
1
4
Беседа
2
5
Общение
1
6
Идем в гости
1
7
Подражание
1
8
Формо - цвето - звукоподражание
3
9
Три волшебных глаза
1
10
Шутка
1
11
Короткое и длинное
1
12
Дыхание и звук. Объемы
3
13
Дыхание и жест. Прерывность
2
14
Дыхание - движение - звук
2
15
Дыхание - звук - объем - мимика
2
16
Богатство смысловых значений
2
17
Мир вокруг нас
1
18
Значение поступков
1
19
Золотая рожь
1
20
Звук - форма - цвет
2
21
Правда и фантазия
2
22
Поиграй
1
23
Повторение
1
ИТОГО
36 часов
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
Темы занятий: Давайте познакомимся
Знакомить с речевым этикетом в определенных бытовых ситуациях. Развивать фантазию, творческие способности, мимику, жесты и речь. Развивать внимание: слуховое и зрительное. Выделить важность и необходимость «вежливых слов» в общении людей. Участвовать в беседе. Отвечать на вопросы педагога.
Шутка. Подражание. Формо-цвето- звукоподражание
Знакомить детей с основными законами безопасности жизни и здоровья (светофор и его сигналы). Познакомить детей с понятием «шутка», ее значением. Учить детей подражать движениям, произношению педагога. Познакомить детей с различными формами предметов, их цветовым разнообразием и изменениям, звуковым богатством окружающего мира.
Короткое и длинное. Дыхание и звук. Объемы. Дыхание и жест. Прерывность
Дать представление о различных видах дыхания: (короткий, быстрый, долгий вдох). Учить правильно дышать. Учить детей сравнивать короткое и длинное
Дыхание-звук- объем-мимика. Дыхание-движение- звук.
Развивать мимику лица на основе специальных упражнений. Учить слушать свой голос, изменять силу голоса в зависимости от дыхания, звуковой высотности
Готовимся к Новому году
Заинтересовать детей подготовкой к празднику Нового года.
Поиграй !
Создать у детей радостное настроение от игры в разные игры
Богатство смысловых значений. Мир вокруг нас. Значение поступков. Золотая рожь. Природные мотивы.
Показать словесное богатство русского языка, различные виды интонации речи, расширять словарный запас.
Учить детей называть один предмет разными словами использовать уменьшительные однокоренные слова.
Познакомить с понятием «пара». Расширять и накапливать словарный запас.
Учить детей различать в жизни добро и зло. (Примеры)
Звук-форма-цвет. Звук-слово-форма- цвет. Звук-слово-форма- L цвет-жест.
Правда и фантазия.
Рассказать о народной игрушке. Показать из различия: по форме, по цвету, по звуку.
Учить внимательно рассматривать произведения народного искусства. Учиться рассказывать сюжет сказки по картинкам.
Поиграй !
Познакомить и поиграть с детьми в разные игры.
В играх у детей развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
1 года обучения
В конце первого года обучения дети должны уметь и знать:
общаться, выполнять несложные движения, подражая взрослому
необходимость вежливых слов и их важность в общении людей
различать формы предметов и их цветовое разнообразие, сходство различие
уметь отличать добрую шутку от злой
проводить параллели с понятием короткие и длинные линии, большие маленькие объемы
уметь правильно дышать
слушать свой голос, изменять силу голоса в зависимости от дыхания
подбирать разные слова в одному предмету, используя уменьшительные, ласкательные, однокоренные сходные по смыслу слова
различать предметы по форме, по цвету, по звуку
уметь петь связанно, красиво, точно передавать мелодию, правильно брать дыхание, четкость произношения слов
№
Наименование тем
количество часов
1
Перед экспрограммаией
1
2
Художник и жизнь
1
3
Человек в искусстве
1
4
Характер человека в искусстве
1
5
Мама
1
6
Звук и изображение
2
7
Выразительность и изобразительность
2
8
Действительность и изображение
2
9
Вечность и бесконечность
2
10
Погожая тишина
1
11
Двухмерность и трехмерность
2
12
Объемный пейзаж
2
13
Прошлое и настоящее
2
14
Правда и вымысел
1
15
Мудрость добра
1
16
Иносказание
1
17
Готовимся к празднику
1
18
Живая и неживая природа
1
19
Что? Кто?
1
20
Человек в мире вещей
1
21
Живая мастерская
1
22
Движение в искусстве
23
У каждого сой голос
1
24
Сюжет
1
25
Мой город
1
26
Прекрасное рядом
1
27
Искусство в жизни
2
28
Повторение
1
ИТОГО
36 часов
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 год обучения
Темы занятий:
Художник и жизнь. Человек в искусстве. Характер человека в искусстве. Звук и изображение. Мама Выразительность и изобразительность.
Познакомить с жанром портрета. Находить главные характерные детали портрета. Учить описывать картину, домыслить ее содержание и объяснить.
Учить составлять рассказы о своих мамах, рассматривать портретное изображение матери. Рассказать о музыке как виде искусства, ее значении. Познакомить с музыкальными инструментами, их изображением на картинах художников. Познакомить детей с понятиями «выразительность» и «изобразительность» Уточнить что такое настроение человека, рассказать о его изменчивости, яром проявлении у людей в выражениях лица, походке, движениях.
Действительность и изображение. Вечность и бесконечность. Погожая тишина. Двухмерность и трехмерность. Объемный пейзаж.
Познакомить детей с понятием «пейзаж», его изображением на картине.
Учить передавать увиденное на картине, составлять рассказ. Провести беседу о вечности и бесконечности мира, о его необъятности и разнообразии. Учить внимательно рассматривать, находить в них главные детали. Уточнить с детьми понятия «объемный» и «плоский».
Прошлое и настоящее. Правда и вымысел. Мудрость добра. Иносказание.
Готовимся к празднику.
Познакомит детей с жанром былины.
Сравнивать сказочных героев с богатырями, богатырей с людьми разных профессий, живущих в настоящее время.
Познакомить детей с особенностями построения сказки. Узнавать главных сказки на репродукции /картины художника Васнецова «Иван Царевич и Серый волк»/.
Развивать фантазию у детей, способность сочинить свое окончание сказки.
Познакомить детей с празднованием Рождества и Нового года на Руси
Живая и неживая природа. Что? Кто? Загадки. Человек в мире вещей
Познакомить детей с жанром «Натюрморт».
Учить детей отличать натюрморт от других жанров живописи. Учить детей выделять из окружающего мира предметы живой и неживой природы. Учить детей зрительно воспринимать и определять жанр в искусстве.
Находить изображения одушевленных и неодушевленных предметов в искусстве. Познакомить с особенностями загадок, внимательно рассматривать рисунки-загадки и находить к ним рисунки-отгадки. Дать представление о том, что все вещи, которые окружают человека, могут стать предметами натюрморта.
Движение в искусстве. У каждого свой голос. Сюжет. Мой город.
Прекрасное рядом.
Познакомить детей с понятием «движение» в различных видах искусства, живописи, музыке, поэзии.
Знакомить детей с голосами различных музыкальных инструментов, входящих в состав оркестра.
Учить детей различать по высоте, тембру разные голоса людей. Дать представление о сюжете, передающем содержание произведения искусства. Познакомить детей с категорией «трагического» в искусстве. Рассказать о своем городе, вспомнить названия улиц, парков, площадей.
Учить детей видеть прекрасное вокруг себя.
Различать в музыке жанровые элементы: марш и вальс. Учить детей видеть прекрасное в произведениях искусства разных жанров.
Находить аналогию в жизни и в природе.
Искусство в жизни. Повторение
Вызвать у детей интерес к беседе об искусстве и его значении в жизни человека.
Учить детей связано рассказывать о тех общественных местах (театрах, музеях, концертных залах), которые дети посещали вместе с семьей. В игровой форме повторить материал, с которым дети знакомились в течение года.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
2 года обучения
В конце второго года обучения дети должны уметь и знать:
раскрыть содержание музейной деятельности
уметь давать характеристику, находить главные характерные детали портрета
уметь выбирать музыкальные фрагменты по настроению с определенной картиной
дать представление о музыке как виде искусства
знать понятие «выразительность» и «изобразительность», рассказать об их особенностях
понятие «пейзаж»
дать представление о двухмерности и трехмерности
дать представление жанра былины
разыгрывать сказку по картинкам, показать великое значение русской народной сказки
жанр «натюрморт», уметь отличать натюрморт от других жанров в живописи
находить одушевленные и неодушевленные предметы в искусстве
слышать и различать движение в картинках, в музыке и литературе
воспринимать музыкальные произведения, понимать характер музыки и характер движения в музыке
знать все о своем городе, уметь видеть прекрасное вокруг себя
уметь петь свободно, непринужденно, легко, напевно
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 год обучения
№
Наименование тем
количество часов
1
Создание произведения искусства
1
2
Настроение человека в искусстве
1
3
Слово - лад - колорит
1
4
Настроение природы в искусстве
1
5
Разыграй настроений!
1
6
Высоко - низко
1
7
Громко- тихо
1
8
Звуко - глухо, ярко - блекло
1
9
Быстро - медленно
1
10
Играем сказку
1
11
Поиграй
1
12
Слово - звук - пятно
1
13
Слово - звук - пятно - жест
14
Линия - мелодия - движение
1
15
Пауза в искусстве
1
16
Ритм в жизни, в искусстве
17
С Рождеством Христовым!
1
18
Часть и целое
19
Ансамбль
1
20
Развитие
1
21
Главное и второстепенное
1
22
Действительность и образ
23
Мир народных образов
1
24
Фантазия и образ
1
25
Ассоциации
26
Образ - восприятие
1
27
Повторение
1
ИТОГО
36 часов
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 год обучения
Темы занятий:
Создание произведений в искусстве. Настроение человека в искусстве. Слово-лад-колорит. Настроение природы в искусстве. Разыграй настроение!
Дать представление о создании произведения искусства и о его восприятии человеком. Учить детей воспринимать зрительно и называть настроение на лицах людей в жизни и на картине. Учить воспринимать и называть настроение музыкальных произведений различного характера, сравнивать их. Учить воспринимать мажорное и минорное звучания. Познакомить детей с понятием «колорит в живописи», его особенностями, сочетанием холодных и теплых тонов. Уточнить знания детей об изменениях природы в различные времена года. Дать представление об изобразительности и выразительности слова в литературе.
Играем в сказку. Высоко-низко. Громко-тихо. Звонко-глухо, ярко- блекло. Быстро-медленно
Дать представление о соотношении по высоте в произведениях искусства: звуковой - в музыке, в литературе - в живописи. Учить детей находить в окружающем мире предметы, расположенные на разной высоте. Учить различать звуки нижнего, среднего и высокого регистра по высоте. Уточнить силу звучания разговорной речи: громко, тихо, шепотом, артикуляционный аппарат. Познакомить детей с понятием «ярко» и «блекло». Познакомить детей с особенностями восприятия окружающего мира человеком во время определенных видов движения. Учить детей играть в знакомую сказку, самостоятельно импровизируя.
Слово-звук-пятно. Слово-звук-пятно- жест. Линия-мелодия- движение. Пауза в искусстве. Ритм в жизни и в искусстве. С Рождеством Христовым
Познакомить с понятием «чередование». Учить детей находить в жизни и в искусстве примеры чередования. Учить понимать разницу в понятиях «чередование» и «повторение». Учить детей различать ритм, выделять цветовую ритмичность картины, рассказать о ритмической организации в музыке. Учить воспринимать возможности передачи движения в живописи, в скульптуре, в архитектуре, в музыке. Учить детей воспринимать паузу как остановку или пропуск звуков в музыке, в стихотворении, движений в шаге и поскоках. Учить детей определять движение и его характер через ритм в живописи. Дать представление о значении темпо-ритма в развитии музыкального произведения. Дать знания о праздновании Рождества.
Часть и целое. Ансамбль. Развитие. Главное и второстепенное. Поиграй! Познакомить детей с основами композиционного построения произведений различных видов искусства. Рассказать о структуре речи. Дать понимание музыкальной фразы в музыкальном произведении. Учить адекватно воспринимать часть и целое в произведении искусства. Познакомить детей с понятием «ансамбль», его значением, разнообразными формами составления. Дать понятие о развитии в природе и в искусстве. Дать представление о главном и второстепенном. Учить детей выделять в произведениях искусства главное и второстепенное. Закреплять в играх полученные знания.
Действительность и образ. Мир народных образов. Фантазия и образ. Ассоциации. Образ-восприятие. Художественная мастерская. Партитура
Учить детей воспринимать действительность и ее образ в произведениях искусства. Учить детей находить разницу между существующими и вымышленными образами, понимать правду и правдоподобие. Развивать творческое воображение, умение перевоплощаться в образы. Продолжать знакомить с истоками народной культуры. Рассказать о семье как форме объединения людей, родных по крови. Рассказать о связи вечности и бесконечности с жизнью людей. Учить детей воспринимать образы, отражающие реальность и ирреальность. Развивать воображение детей. Показать связь между различными ощущениями, воспоминаниями. Рассказать о роли воображения в восприятии произведений искусства. Учить детей выстраивать ассоциативные цепочки к предложенным словам, понятиям. Учить детей сочинять коллективные сказки по новым сюжетам. Учить использовать богатые возможности голоса при передаче настроения. Формировать у детей наблюдательность, развивать фантазию. Учить детей воспринимать на слух композиционное построение музыкального произведения.
Повторение.
Обобщить и закрепить знания детей, полученные на занятиях по синтезу искусств.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
3 года обучения
В конце третьего года обучения дети должны уметь и знать:
участвовать в беседе и самостоятельно называть правила поведения в музее
называть настроение музыкальных произведений различного характера, сравнивать их
слово - лад - колорит - уметь давать характеристику
дать представление об изобразительности и выразительности
уметь различать звуки нижнего, среднего и высокого регистра
дать характеристику о звуковых контрастах
виды движения и его изображения в произведениях различных видов искусства
понимать разницу в понятиях «чередование» и «повторение»
воспринимать передачи движения в живописи, в музыке, в архитектуре
самостоятельно выделять знаками и движениями рук паузы в ритмических заданиях
уметь адекватно воспринимать часть и целое в произведении искусства
иметь представление о понятии «ансамбль» его назначение
рассказать о процессе развития и особенностях его отражения в произведениях искусства
дать представление о главном и второстепенном в жизни и в искусстве
уметь составлять небольшие рассказы, описывать в них образы, рожденные в воображении и мыслях
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР (раздел пения)
I год обучения
«Осень наступила», сл. и муз С. Насауленко
«Грибочки», сл. и муз. Н. Караваева
«Вот такие листики», сл. и муз С. Насауленко
«Зайцы в огороде» , сл. и муз С. Насауленко
«Новогодняя - хороводная» , сл. и муз А. Островского
«Елочка - красавица» , сл. и муз Т. А. Соковой
«Ой, зима» , сл. и муз Л.Б. Гусевой
«Очень я мамочку люблю» , сл. и муз Л.А. Старченко
«Самая любимая» , сл. и муз С. Быстровой
«Для любимой бабушки» , сл. и муз. Т.В. Бокач
11 . «Здравствуй, лучик» , сл. и муз. М.Л. Цаллаговой
«Добрый жук» , сл. и муз. Сладовекина
«Какого цвета лето» , сл. и муз. М. Вахрушева
II год обучения
«Осенняя» , сл. и муз. M.JI. Цаллаговой
Дождик» , сл. и муз. M.JI. Цаллаговой
«Ты, Осетия родная» , сл. и муз. M.JI. Цаллаговой
«Художник» , сл. и муз. А. Фроловой
«Дед Мороз к нам пришел» , сл. и муз. Т.В. Бокач
«Самый добрый дедушка» , сл. и муз JI.A. Старченко
«Славный Новый год» , сл. и муз С. Насауленко
«Добрые слова» , сл. и муз. Т.В. Бокач
«Весенняя песня для мамы» , сл. и муз. Кожуховой
«Хоровод с бабушкой» , сл. и муз. Н. Караваева
«Мы всем спасибо говорим» , сл. и муз. О.В. Шевченко
год обучения
«Осень - царица» , сл. и муз. А. Фроловой
«Осенняя» , сл. и муз. M.JI. Цаллаговой
«Ты, Осетия родная» , сл. и муз. M.JI. Цаллаговой
«Зажигает елка огни» , сл. и муз С. Насауленко
«Славный Новый год» , сл. и муз С. Насауленко
«Новогодний бал» , сл. и муз. Т.В. Бокач
«Добрые слова» , сл. и муз. Т.В. Бокач
«Мамин вальс» , сл. и муз. И.Н. Куликовой
«Самая хорошая бабушка» , сл. и муз. JI.JI. Молотовой
Методическое обеспечение образовательной программы
Описание форм и методов проведения занятий.
Обучение детей дошкольного возраста существенно отличается от обучения школьников как по форме, так и по методике. Внимание у детей дошкольного возраста неустойчиво. Это свойство их психологии, объясняющееся слабостью тормозного процесса и впечатлительностью, усиливается по отношению неподвижным и малоподвижным объектам. Отсюда вытекает необходимость живого, динамичного и интересного обучения на начальной стадии как необходимого условия не только формирования у детей нужных знаний, умений и навыков, но и воспитания внимания.
Детям трудно сконцентрироваться на какой-то деятельности надолго, поэтому происходит чередование упражнений. Каждое занятие включает в себя по меньшей мере одно, связанное с движением. Почти все песни сопровождаются различными действиями.
Дети способны к быстрому запоминанию, но так же быстро забывают. Поэтому на каждом занятии происходит повторение пройденного материала.
Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса
Основополагающие моменты концепции дошкольного обучения сводятся к использованию широкого спектра методов, приемов, форм и средств обучения. При этом учитываются индивидуальные особенности детей, а также особенности их общекультурного развития и семьи.
Одним из важнейших приемов при обучении является игра. Игра одна из наиболее важных методов и стимулов обучения в этом возрасте. Игры могут применяться с различными целями: при введении и закреплении знания лексики и звука.
Учебно-методическое обеспечение программы.
Очень важным средством обучения дошкольников являются дидактические игры, которые позволяют в интересной форме закрепить знания детей. Поэтому учебно-методический комплект к программе создается на основе широкого применения методов визуализации и прослушивания, облегчающих восприятие учебного материала и состоит:
учебно-тематический план на учебный год;
дидактические игры;
аудиоматериалы;
ЛИТЕРАТУРА
Алиев Ю.Б, Ардамирова Г.Г., Кушаев Н.Н. «Основы эстетического воспитания». Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1986г.
Куревина О.А., Селезнева Г.Е. «Путешествие в прекрасное» Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей». М, «Баласс», 1999 г.
Журналы «Дошкольное воспитание» № 1, 2005 г
Журнал «Музыкальный руководитель» № 1, 2005 г
Журнал «Музыкальный руководитель» № 3, 2005 г
Сборник «Колокольчик» № 21, 2001 г, № 32, 2004 г. Изд. С-Пб
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
1 года обучения
10
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141615
Часть 3
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141615
15