Технологическая карта урока литературы в 6 классе «СТИХОТВОРЕНИЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ЛИСТОК» ПОД «ЛИНГВИСТИЧЕСКИМ МИКРОСКОПОМ» УМК В.Я. Коровиной, комбинированный урок


Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме «СТИХОТВОРЕНИЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ЛИСТОК» ПОД «ЛИНГВИСТИЧЕСКИМ МИКРОСКОПОМ»
УМК В.Я. Коровиной, комбинированный урок
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащегося
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
1.Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Проблемное опережающее задание, направленное на интерпретацию текста Первичное восприятие текста Готовность к диалогу Воспитание самостоятельности и ответственности, доброжелательности Настраивается на работу Активизация мыслительных процессов
2.Актуализация опорных знаний. 2.1 Вступительное слово учителя, работа с портретом М.Ю. Лермонтова и эпиграфом к уроку Отвечает на вопросы, участвует в беседе Обобщение и дифференцирование знаний по данной теме Диалог учителя с учащимися Выслушивают собеседника
Обсуждают возможные варианты
Делают выводы Оценка ответов своих товарищей Решает, насколько он готов сформулировать свои мысли Анализ и синтез материала
Умение выразить свою позицию и аргументировать её
2.2 Словарная работа Совместно с учителем толкуют термины Получение знаний, расширение языковой компетенции Диалог учителя с учащимися Оценка ответов своих товарищей, умение общаться в диалоге
в соответствии с нормами родного языка
Контролирует действия отвечающихАнализ и синтез материала
2.3 Постановка цели урока Слушают учителя Умение адекватно воспринимать информацию Готовность к диалогу Выслушивают собеседника
Настраивается на работу Активизация мыслительных процессов
2.4 Организация представления стихотворения с элементами театрализации В живом и наглядном виде знакомятся с текстом Умение истолковывать и представлять текст
Осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.
Взаимодействие путем инсценированияПриближение лермонтовского текста к юному читателю, развитие речи, умение слушать партнера, заинтересовать окружающих, воспитание эстетического вкуса Контролирует действия участников представления Анализ и синтез материала
3. Лингвостилистический анализ текста 3. 1 Учитель организует работу по анализу текста на следующих уровнях: поиск ключевых слов, выделение образов, характеристика словообразовательного и морфологического ярусов.
Использование знаково-символических средств для решения задач (использование памятки) Участвуют в эвристической беседе Владение навыками анализа текста, овладение интерпретационными приемами, знание поэтики
М.Ю. Лермонтова
Применение логиических действий: сравнения, обобщения, аналогии, анализа и синтеза. Умение структурировать тексты: выделять главное, основную идею текста, выстраивать последовательность описанных событий Корректируют действия отвечающих по необходимости. Оценка ответов своих товарищей, умение общаться в диалоге. Контролируют действия отвечающихОценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной оценки. Умения определять способы решения задач, средства их достижения
3.2 Учитель организует лингвистический эксперимент – проблемное задание Самостоятельно проводят лингвистический эксперимент, решают проблемное задание и оформляют записи в таблице Владение интерпретационными приёмами. Применение логических действий: сравнения, обобщения, аналогии, анализа и синтеза.
Контролируют действия отвечающих и обсуждают результаты Оценка ответов своих товарищей, умение общаться в диалоге. Вносят необходимые коррективы в действие. Оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной оценки. Умение корректировать действия одноклассников
3.3 Учитель предлагает задание на выявление эмоционального тона стихотворения Находят в тексте слова, передающие настроение, выявляют общую эмоциональную тональность стихотворения, обсуждают ее изменения в ходе развития сюжета Владение интерпретационными приёмами. Применение логических действий: сравнения, обобщения, аналогии, анализа и синтеза.
Контролируют действия отвечающих и обсуждают результаты Полилог учащихся и учителя. Оценка ответов своих товарищей, умение общаться в диалоге.
Развитие эмоционально-волевой сферы Вносят необходимые коррективы в действие. Анализ и синтез, развитие критического мышления Оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной оценки.
4. Выявление авторской и читательской позиции
4.1Учитель предлагает проблемный вопрос на выявление авторской и читательской позиции
Ученики отвечают на проблемный вопрос на выявление авторской и читательской позиции Систематизация полученных знаний по интерпретации текста Вносят необходимые коррективы в ответы
Обсуждают полученные результаты Оценка ответов своих товарищей, умение общаться в диалоге.
Оценка ответов своих товарищей, умение общаться в диалоге.
Контролируют действия
отвечающих
Контролируют действия отвечающихАнализ и синтез материала, диагностика и контроль
Анализ и синтез, развитие критического мышления Оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной оценки
4.2 Учитель организует работу по анализу выразительных средств. Построчное нахождение выразительных средств, эвристическая беседа Расширять свои познания, опираясь на приобретённые ранее
знания. Эвристическая беседа учителя и учащихся в процессе построчного анализа текста Умение вести полилог. Формирует новые подходы к изучению материала урока Анализ и синтез, систематизация, развитие критического мышления Оценивание правильности выполнения действия на
уровне адекватной оценки
5. Рефлексия Сравнение первоначального восприятия и впечатлений, сформировавшихся в ходе урока Обсуждение ответы на вопросы, чтение лучших работ, подведение итогов Обобщение, дифференцирование и интегрирование знаний Выражает своё мнение и выслушивает мнения других Приобретение навыков вести полилог. Формулирует ответ Анализ и синтез, систематизация, развитие критического мышления
6. Домашнее задание творческого характера, направленное на дальнейшее формирование интерпретационных навыков Задаёт задание написать сочинение-миниатюру с использованием образно-выразительных средств на выбранную тему: «Какова дальнейшая жизнь листка?» или «Можно ли листок назвать сильным?» Пишут сочинение-миниатюру с использованием образно-выразительных средств Овладение навыками анализа текста, интерпретационными приемами Создание речевого высказывания Написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений
Владение письменной речью в соответствии с нормами родного языка Выявление уровня овладения приемами анализа и интерпретации текста Умения определять собственные возможности решения учебной задачи, находить пути ее решения в новой ситуации