Урок литературы в 7 классе по рассказу Л.Н.Андреева Кусака


Урок по рассказу Л.Н.Андреева "Кусака"
Тема: Кусака, мне тебя жалко...
Цель: осмыслить, какие нравственные проблемы волнуют писателя, попробовать разобраться в человеческих поступках.
Задачи: 1. Характеризовать героев произведения, формировать умения и навыки литературного анализа.
2. Развивать устную речь и словарный запас учащихся, а также умение слушать и аргументировать своё мнение.
3. Воспитывать гуманное отношение к животным и нравственные качества личности: милосердие, сострадание, сочувствие, ответственность.
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя
Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о верности и предательстве, о любви и равнодушии, а за основу возьмём рассказ Л.Андреева "Кусака" и стихотворения Есенина "Песнь о собаке" и "Собаке Качалова", а также ваши жизненные впечатления.
3. Подготовка к восприятию. (ученики читают стихотворения Есенина "Собаке Качалова" и "Песнь о собаке")
- В чём сходство этих стихотворений? (рассказ о собаке)
- А в чём разница между ними? (в 1 стихотворении собака - друг, а во 2 собака страдает от человека, и очень жалко собаку, которая так радовалась рождению щенков, а хозяин потопил их. Собака очень страдает.)
- Какое стихотворение больше подходит к рассказу Л.Андреева? ( второе, т.к. в нём собака страдает от действий людей).
4. Работа с эпиграфом к уроку
Всё живое на земле имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями. Л.Андреев
Чтобы понять, есть ли у животного душа, надо самому иметь душу.
Альберт Швейцер-Задумайтесь, о чём эти слова. Мы вернёмся к ним в конце урока.
Наверное, каждый из вас мечтал о собаке. Она приходит в дом по-разному. По дорогой ли цене вам приобретают породистого щенка или вы приносите с улицы маленькое беззащитное существо. Животные входят в ваш дом, меняют привычный уклад жизни. Вы обучаете их простым вещам, оберегаете от болезней. Вы привязываете их к себе, и они отвечают удивительной преданностью.
5. Работа с текстом рассказа.
- Что мы узнаём о жизни собаки из 1 главы рассказа? (Собака была бездомной, одинокой. Она никому не принадлежала, у неё не было собственного имени. Жизнь её была безрадостна: "от тёплых изб её отгоняли дворовые собаки, когда она показывалась на улице, ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые пронзительно свистали". В одиночестве собака копила страх и злобу.)
Выразительное чтение отрывка о встрече собаки с мужиком.
- Почему завизжала собака? ( От обиды. Пьяный мужик сначала хотел приласкать её, но потом с размаху ткнул её в бок носком тяжёлого сапога Собака завизжала, больше от неожиданности и обиды, чем от боли.
Работа над словом обида. (Обида - это несправедливо причинённое огорчение, оскорбление)
- Можно ли эти значения применить к собаке? (говоря о собаке, писатель употребляет слова, которые могут быть отнесены только к человеку, тем самым она как бы наделена чувствами человека.)
Каждому живому существу необходимы ласка, тепло, забота, участие. Поэтому, когда собака услышала впервые в своей жизни ласковое слово, обращённое к ней, то ей "очень хотелось подойти, она виляла хвостом, но не решилась". Но собака маленькими шажками продвигается вперёд, а потом ложится на спину перед человеком, но вместо ожидаемой ласки получает удар тяжёлым сапогом. И именно после этой встречи собака окончательно перестаёт доверять людям.
- Как меняется жизнь собаки во 2 части рассказа? (Приехали дачники. Собака не сразу привыкла к людям, потому что она очень обижена и запугана. "Первой, с кем познакомилась собака, была хорошенькая девушка в коричневом платье. Собака яростно вцепилась зубами в раздувавшийся подол платья, рванула и скрылась в густых кустах крыжовника и смородины". Но дачники привыкли к Кусаке, подкармливали её, называли "своей". Её приласкали.)
- Как изменилась Кусака? Как вы понимаете слова "Всей своей собачьей душой расцвела Кусака"? (Собака изменилась внешне: длинная шерсть очистилась и стала лосниться. У неё появилось имя, она обрела смысл жизни, Кусака стала более открытой, сама искала и просила ласки.)
- Как Кусака доказывала людям свою любовь? (Собака сторожила дачу, охраняла сон людей, играла с детьми, кувыркалась, прыгала, вертелась. Дачники же воспринимали её как игрушку, наполняющую весельем однообразные летние дни.)
Автор вновь говорит о собаке как о человеке - у неё есть душа и счастье. Собака, как и человек, может чувствовать, любить и переживать.
- Почему дачники не взяли с собой в город Кусаку? Чтение по ролям диалога Лёли и матери. (Комфорт городской жизни не согласуется с наличием дворовой собаки, поэтому внешне добрые люди остались безучастными к дальнейшей судьбе Кусаки. "Двора у нас нет, а в комнатах её держать нельзя, да и непрестижно держать дворовую собаку в городе. Предлагали мне породистого щенка," - приводила доводы мама Лёли. Сама же Лёля воспринимала собаку как развлечение. В душе девочки не пробудилось сострадание.)
Лексическая работа
Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемое чьим- либо горем.
Сочувствие - отзывчивое отношение к несчастью других.
Милосердие - готовность помочь или простить из сострадания.
Гуманность - человеколюбие и отзывчивость.
Ответственность - необходимость отдавать отчёт в своих поступках.
- Обладали ли девочка Лёля и её мама этими качествами? (Нет. Их слова не соответствуют чувствам. Хотят казаться добрыми и заботливыми, но не прикладывают для этого усилий.)
- Почему выла собака? ( Вой - протяжный громкий плач, вопль. Глагол "выла" повторяется 3 раза, что усиливает отчаянную собачью тоску. Собака вновь осталась в одиночестве. Но теперь она забыта и брошена теми людьми, которым доверяла, к которым привязалась и которых любила. В начале рассказа собака не знала человеческой ласки, а в конце испытала человеческое предательство.)
- Какую проблему поднимает автор рассказа? Как вы понимаете эпиграф к уроку? ( Автор обращает внимание на проблему человеческого равнодушия, жестокости и бессердечия. Люди должны нести ответственность за судьбу тех, кого приручили, быть милосердными, добрыми, внимательными, защищать обиженных и обездоленных)
- Почему автор упоминает не только об обиженной собаке, но и об обиженных людях? (мужик бьёт жену, обижают дурачка Илюшу. Это очень страшно и неприятно. Поэтому рассказ этот не только о собаке, но и об отношениях между людьми.)
6. Творческая работа.
На заготовках в форме сердца (есть у каждого ученика) с помощью цветных карандашей нарисовать сердце Кусаки и объяснить, почему вы его видите таким. На другой стороне заготовки цветописью показать своё настроение после изучения рассказа (что на сердце у детей, что испытывают они?)
Составление синквейна (стихотворение из 5 строк)
1 строка - 1 существительное
2 строка - 2 прилагательных
3 строка - 3 глагола
4 строка - фраза из 3-5 слов, пословица, поговорка, афоризм (что автор думает о теме)
5 строка - 1 существительное или прилагательное ( в качестве вывода)
Пример синквейна:
Кусака
несчастная, напуганная
прячется, расцветает, воет
хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу
обманутая
Обсуждение синквейнов.
7. Дискуссия
- Как бы вы поступили на месте Лёли?
- Можно ли изменить финал рассказа? (чтобы изменить финал, надо изменить самих людей, в данном случае Лёлю и маму. А может, включить в произведение новых персонажей?..)
8. Домашнее задание: придумайте новый сюжет рассказа, в котором бы торжествовали любовь, доброта, сострадание и милосердие
9. Рефлексия
- на уроке я работал
- урок для меня показался
- моё настроение
- материал урока мне был
10. Итоги урока
ГБОУ - казачий кадетский корпус "Стародубский казачий
кадетский корпус имени Героя Советского Союза А.И.Тарасенко"
У Р О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы В 7 К Л А С С Е
П О Р А С С К А З У Л. А Н Д Р Е Е В А
"К У С А К А"
Подготовила учитель
русского языка и литературы
В.П.Семеко г. Стародуб, 2014-2015 учебный год
Воспитание нравственности на уроках литературы
(из опыта работы учителя В.П.Семеко)
Из всех знаний самое нужное -
знание того, как жить..., чтобы делать
как можно меньше зла и как можно
больше добра.
Л.Н.Толстой
Литература в школьном изучении многофункциональна по своим целям и задачам, по содержанию, в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики. Но самое главное - проблема души и духа человека и целого народа.
В школьном учебнике разработана такая система: от произведений устного народного творчества до современной прозы, лирики, драмы.
Знакомясь в 5 классе с миром пословиц, ребята познают удивительный мир волшебства, образности и точности. Школьники начинают понимать, в чём их своеобразие, как народная мудрость выразилась в пословицах, как отразились в них характер, привычки, идеалы народа, его отношение к вечным проблемам - любви, дружбе, мастерству, лени, мужеству, трусости.
Особое воспитательное значение несут летописные произведения Древней Руси. Они дают возможность окунуться в быт того времени, познать нравы и обычаи наших предков, приобщиться к духовному миру древнерусского человека. Былины показывают настоящих воинов, умеющих постоять за свою Родину, учат детей чувству долга, храбрости, мужеству.
Изучение сказки-были Пришвина "Кладовая солнца" в 6 классе рассматриваю не просто как произведение о природе. Заложенный в ней смысл глубок. Писатель вложил в произведение всё, что накопил за долгие годы: доброе отношение к людям, любовь к природе.
Уроки литературы побуждают вести разговор о сложной судьбе героев произведений, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле. Включённые в программу 7 класса произведения русской литературы 20 века позволяют проследить и сопоставить зависимость процесса формирования и воспитания личности от социальных условий (автобиографические повести Л.Толстого, М.Горького). Уровень духовности человека определяет не только социальная среда, но и его общение с миром природы.
Учащиеся глубоко воспринимают очень грустные рассказы И.Бунина "Лапти", А.Платонова "Юшка", Л.Андреева "Кусака".
Читая рассказ А.Платонова "Юшка", ребята сочувствуют главному герою и бурно высказывают своё мнение о том, как Юшке удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру, спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание людям. Живо проходила беседа, когда были затронуты следующие вопросы: что в поведении Юшки было особенного? Что его отличало от односельчан? Чего хотели от Юшки дети? Почему Юшка всегда прощал людей? Как относились к Юшке взрослые и почему? В беседе участвовали все школьники, соотносили свои ответы с текстом, размышляли над позицией автора. Лишь после раздумий и анализа текста школьники приходят к мысли о великом духовном преимуществе Юшки перед другими деревенскими людьми.
Читая рассказ Л.Андреева "Кусака", ученики обсуждают вопросы: почему рассказ назван "Кусака"? Какое настроение вызвал у вас рассказ? Что понравилось и что не понравилось в нём? Почему Кусака перестала доверять людям? Как отнеслась к дачникам? Размышляя над этими вопросами, школьники старались так проанализировать текст, чтобы выразить чувства Кусаки и дачников.
В 7 классе ученики уже могут показать своё видение сложной проблемы и характера героев, высказать своё отношение к изображаемому.
Характеристика класса.
В 7 классе обучается 23 человека: 4 девочки и 19 мальчиков. Большинство учащихся по литературе имеют положительные оценки. Основная масса обучающихся - это дети со средним и высоким уровнем способностей. Они отличаются высокой организованностью, дисциплинированностью, ответственным отношением к выполнению домашних заданий.
По уровню обученности класс можно разделить на несколько групп. 1 группа - Новова Ек., Дербенский М., Недостоева В., Лавриненко В., Бочкарёв С., Неустроев В. У этих учащихся преобладает оценка "5". Они имеют большой словарный запас, могут дать развёрнутые ответы на вопросы, высказать своё мнение в устной и письменной форме, легко включаются в разные виды деятельности, имеют хорошую зрительную и слуховую память, развитое логическое мышление. Лавриненко Владислав пробует сочинять стихи и с лёгкостью учит наизусть.
2 группа учащихся - Жемоедов Н., Выходцева А, Гай К., Вебер С., Кочурина М., Сулайманов В., Рыженков Е., Бухтояров А., Капустин Д. Они успевают преимущественно на "4", могут высказать своё мнение, имеют навыки анализа. Не всегда они проявляют активность и хотят отвечать. С удовольствием выполняют письменные задания.
3 группа - Разумный Е., Патрашку В., Сытый Д., Черненок Д., Миштур П. Эти учащиеся работают периодически, иногда не в полную меру своих способностей. Их ответы неуверенные, простые. Могут перефразировать ответ учителя или других учеников, допускают речевые ошибки, работают по образцу. Память развита слабо. Не всегда могут сконцентрировать внимание, часто отвлекаются.
4 группа - Бауло Н., Ковтушенко И., Кукареко Вл. Эти ученики всегда пассивны, молчаливы, медлительны. Запоминают очень слабо, имеют недостаточный словарный запас. Им лучше работать по образцу, чем творчески. Эти ребята отличаются неуверенностью в себе и с трудом переживают собственные неудачи.
В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидуальных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обуславливает необходимость использования в работе с ними разнообразных форм и методов восприятия учебного материала.
Самоанализ урока.
С рассказом Л.Андреева "Кусака" учащиеся знакомятся в 7 классе. Изучению рассказа отводится 2 часа. Основное внимание на уроке уделялось воспитанию нравственных чувств и качеств.
Цель урока: осмыслить, какие нравственные проблемы волнуют писателя, попробовать разобраться в человеческих поступках.
Задачи: 1. Характеризовать героев произведения, формировать умения и навыки литературного анализа.
2. Развивать устную речь и словарный запас учащихся, а также умение слушать и аргументировать своё мнение.
3. Воспитывать гуманное отношение к животным и нравственные качества личности: милосердие, сострадание, сочувствие, ответственность.
На уроке использовались разные формы работы с текстом: выразительное чтение отрывков, чтение по ролям, анализ эпизодов. При этом уделялось внимание осмысленному, правильному и грамотному чтению, т.е. качеству чтения. Фронтальные формы работы сочетались с индивидуальными.
Урок проведён в классе, где учащиеся имеют достаточный уровень знаний, умений и навыков. При разработке урока старалась учесть следующие особенности учащихся:
- потребность в познавательной деятельности;
- готовность выполнять разнообразные задания, особенно основанные на развитии индивидуальных способностей учащихся.
В течение урока ученики отвечали на вопросы, связанные с анализом текста, высказывали своё мнение и аргументировали его, принимали точки зрения других учащихся. На уроке учащиеся свободно выражали свои мысли, не опасаясь критики со стороны учителя. Урок прошёл в атмосфере доверия, доброжелательности, открытости, сотворчества и общения. Конечно, в классе есть ребята, которым трудно высказать своё мнение или работать творчески. Но в их глазах не было страха.
На уроке реализовывались следующие принципы обучения:
- принцип научности в воспитании и обучении;
- принцип доступности и учёта возрастных особенностей учащихся;
- принцип последовательности в обучении;
- принцип творческой активности учащихся.
Чтобы выработать умения отличать понятия "нравственность" и "безнравственность", с ребятами была проведена лексическая работа. Ребята поняли, что нравственность - это тепло, добро, сочувствие, сопереживание, нежность, ласка, любовь, забота.
Для размышления и систематизации полученных знаний на уроке использовался приём синквейна. Сначала учащиеся получили теоретическую инструкцию по выполнению такого задания, затем приступили к самостоятельному выполнению (результаты этой работы прилагаются). Был проведён и анализ соответствующих работ.
Для выражения своих мыслей и чувств учащимся было предложено творческое задание в виде цветописи. С помощью цветных карандашей они изображали сердце собаки и своё состояние после изучения рассказа ( работы прилагаются).
В конце урока был подведён итог работы над темой, проведена рефлексия, где учащиеся сами смогли оценить результаты своей деятельности, материал и структуру урока.
Домашнее задание носило творческий характер. Учащиеся должны были придумать продолжение рассказа или изменить финал, чтобы он оказался счастливым. Такие задания развивают мыслительные навыки учащихся и способствуют развитию интеллектуальной, одарённой, нравственной личности.