Урок литературы в 7 классе по рассказу Л Андреева «Кусака»
Открытый урок литературы в 7 классе
Тема: « Мы в ответе за тех, кого приручили» (По рассказу Л. Андреева « Кусака»)
Цели:
1. Формирование навыков анализа художественного текста.
2. Развивать мыслительную деятельность учащихся: уметь рассуждать, логически излагать свои мысли, отстаивать свое мнение.
3. Воспитывать чувства сострадания, сочувствия, жалости и любви к « братьям меньшим».
Оборудование урока: портрет писателя, рассказ Л. Андреева «Кусака», выставка книг о животных, рисунки детей, запись эпиграфа на доске.
Да, меньшие братья нам преданно служат от века.
Однако жестокого сколько еще вокруг?
Мы часто твердим, что собака-друг человека.
Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?
Эдуард Асадов
Ход урока
Анализ отзывов учащихся по рассказу Л. Андреева «Кусака» (Чаще всего звучали в работах слова «грустно», «жалко», «обидно», «тоскливо», «печально». В нескольких работах насторожила фраза «Мне понравился рассказ» Приятно удивила мысль одного учащегося о том, что писатель хотел показать, что человек не должен быть грубым )
Каков жанр «Кусаки?» По каким признакам его можно определить? ( Один главный герой, один эпизод из его жизни...)
Какова тема рассказа? (Тему определяет заголовок: история взаимоотношения собаки и людей, ведь Кусака-кличка, данная собаке людьми).
Какова композиция «Кусаки (Рассказ поделен на 5 частей. Дома дети придумывали заголовки к каждой из них)
Один из сюжетных планов:
1.Несчастная жизнь собаки.
2.Приручение Кусаки.
3.Счастливые дни Кусаки.
4.Грустное предчувствие.
5.Страдания брошенной Кусаки.
Один из цитатных планов:
«Она никому не принадлежала».
«У нее отняли ее непримиримую злобу».
«Всей своей собачьей душой расцвела Кусака».
«Жа –а-лко».
«Собака выла».
Определяем завязку, кульминацию, развязку. Приходим к выводу, что рассказ имеет обрамление. Первая и пятая части перекликаются между собой, образуя кольцевую композицию. Антитеза как композиционный прием (Приведите примеры)
Как вы поняли авторскую мысль? Нужно беречь животных, заботиться о них, жалеть и ласкать.
Авторская позиция - авторское понимание жизни и ее оценка, в частности оценка изображаемых характеров. Существуют разные способы выражения авторской позиции: прямое высказывание автора, через портрет, особенности поведения персонажей, пейзаж, цвет. В художественном произведении важно каждое слово.
Обращаемся к 1 части, которую дети определили как экспозицию, зачитываем придуманные дома заголовки. Оцениваем их.
Экспозиция обычно знакомит с местом действия или героем. Какой предстает Кусака?
«Никому не принадлежала, не было имени, гонимая голодом, не помня себя от страху, натыкалась, переметывалась, мчалась, пряталась, зализывала раны, копила злобу, не доверяла, со злобой набрасывалась, злобно ворча, сквозь злобу».
Много отрицания, как будто собаку выбросили из жизни. Обилие глаголов, а не прилагательных, как это принято при описании животного. Ключевое слово «злоба», выражающее отношение между собакой и человеком
Обратите внимание на глагол – КОПИЛА. Объясните лексическое значение этого слова. Что можно копить? А что копила Кусака?
КОПИТЬ - собирать впрок, запасать, приобретать, сберегать. Кусака копила злобу и страх. Выходит, что изначально в душе Кусаки не было ни страха, ни злобы. Люди тем, что свистали, улюлюкали, бросали, заставляли собаку мчаться, прятаться, зализывать - в результате зародились злоба и страх. А поскольку действия повторялись неоднократно, злоба и страх увеличивались, нарастали-копились.
И еще на одно слово обратите внимание в этом абзаце: ГОНИМАЯ. (Страдательное причастие как нельзя больше соответствует своему названию.) Своим отношением дворовые собаки и люди гнали Кусаку от теплых изб, с улицы, вынуждали прятаться на краю поселка, в глубине большого сада. А отсюда ее гнали голод и одиночество. Получается гонка по замкнутому кругу.
Почему действие рассказа происходит именно зимой? (Это время года, когда животным приходится особенно трудно; к тому же эта зима была долгой и морозной.)
Как относились к Кусаке ребята, взрослые, дворовые собаки? (Ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали; дворовые собаки отгоняли ее от теплых изб)
Чем можно объяснить такое отношение? (Со стороны людей - желание повеселиться, развлечься)
Почему Кусака, несмотря на то, что ее обижали, продолжала показываться на улице? (На улицу ее гнали голод и инстинктивная потребность в общении)
Что значит - ИНСТИНКТИВНАЯ? Что хотел сказать автор, используя такой эпитет? (Инстинкт - врожденная способность совершать целесообразные действия по непосредственному, безотчетному побуждению, то есть общение так же необходимо живому существу, как еда, вода, воздух; одиночество-это противоестественное состояние)
Как появляется человек в 1 части и как «уходит»? Почему о нем говорит писатель?
Звучит пересказ этого эпизода, отмечается сходство человека и собаки. «Он вспомнил все обиды, нанесенные ему ДОБРЫМИ людьми». (Эпитет)
Зло порождает зло. Вспомним пословицы: «Что посеешь, то и пожнешь», «Как аукнется, так и откликнется».
Почему он пнул собаку? (И снова замкнутый круг: одни обижают от хорошего настроения, чтобы повеселиться, другие от плохого настроения, чтобы выместить обиду и злобу.)
Какую роль сыграл этот случай в жизни Кусаки? (Кусака с тех пор недоверяла людям, которые хотели ее приласкать)
Чем заканчивается 1 часть? Какие образы создает этот зимний пейзаж? Какое настроение он у вас вызывает и почему?
Зимняя ночь, черные окна, пустая дача, обледеневший, неподвижный сад - эти образы вызывают тоску, печаль, тревогу, то есть чувства, созвучные настроению собаки
2 часть - наступает весна, которая приносит в жизнь Кусаки большие перемены. С чем они связаны? (С приездом дачников. Писатель называет их добрыми. Правда, они вначале хотели застрелить собаку, но потом привыкли к ней, она приобрела хозяев и имя. Леля сумела расположить к себе Кусаку, преодолеть ее недоверие.) Кусака меняется как внутренне, так и внешне.
Выделите пейзаж, каков он, какие цвета различаются в нем, какое настроение вызывает? («Много света и цвета», «ясное небо», «горячее солнце», «все зеленое, голубое»)
Найдите ключевые слова, определяющие настроение между собакой и человеком. («Громкий говор», «веселая ватага», «кто-то пел и смеялся», «весенний воздух» - все то, что создает ощущение радости. «Хорошая природа действует на людей, и они становятся добрыми»)
Обращаю внимание на развернутую метафору «теплом входило в них солнце и выходило смехом и расположением ко всему живущему». Слова «добро» и затем «ласка» становятся ключевыми и вытесняют из рассказа (и души собаки) злобу.
Ребята перечитывают вслух конец 2 части, эпизод, в котором Кусака доверяется людям и «уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами» и анализируют.
Как вы понимаете слова: «ей больно было от непривычной ласки, словно от удара»? Автор сравнивает ласку с ударом, хотя это антонимы.
«У нее отняли непримиримую злобу». Что значит ОТНЯЛИ? Объясните лексическое значение этого слова.
ОТНЯТЬ - взять у кого – нибудь силой, лишить кого или чего-нибудь.
Что можно отнять? Друга, надежду, деньги - то есть что-то ценное, нужное.
А так ли уж ценна и нужна злоба? В прежней жизни злоба для Кусаки была очень важна, помогала выжить. Теперь Кусака знала, что если кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами.
Положение, состояние Кусаки стало лучше или хуже после дружбы с Лелей и другими дачниками? Почему? Злоба и страх говорят о том, что Кусака живет и готова бороться за свое существование, а безнадежное спокойствие - равнодушие, отсутствие всяких чувств и желаний, что, пожалуй, хуже смерти.
Как вы понимаете метафору «всей своей собачьей душою расцвела Кусака»? Этим вопросом начинаем анализ 3 части.
Находим толкование фразеологизма «ВСЕЙ ДУШОЙ» во «Фразеологическом словаре».
ВСЕЙ ДУШОЙ - искренне, горячо, всем существом.
Какой теперь стала Кусака? (Всей душой расцвела; было имя, стремглав неслась, изменилась; длинная шерсть лоснилась, как атлас; выбегала, становилась, важно осматривала.)
Интересно, что в 1 части о внешности собаки сказано 2 слова: грязная и некрасивая. В 3 части дано двойное описание: что было и что есть. Попробуем сравнить.
Грязная и некрасивая; шерсть, висевшая рыжими сухими космами и на брюхе покрытая засохшей грязью. Можно предположить, что во взгляде затаились злоба и страх.
Шерсть почернела и стала лосниться как атласважно осматривала улицу вверх вниз.
Ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно свистали.
Никому уже не приходило в голову дразнить ее или бросить камнем.
Почему?
Неужели люди вдруг изменились, стали добрее? Людям дразнить ее стало не интересно.
Как мы уже говорили, в Кусаке произошли не только внешние, но и внутренние перемены. Какие? «И когда все наперерыв стали ласкать ее, она долго еще вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки»
Найдите во 2 и 3 частях еще подтверждения, что внутренние перемены давались Кусаке нелегко. Почему же у Кусаки не «выпарился « до конца страх, почему она «ждала побоев»? Ведь люди ее ласкают, кормят, играют с ней.
Какую роль в преображении Кусаки сыграла ласка?
Зачитать отрывок от слов: «Мама, дети! Смотрите» до: «Кусачка, милая Кусачка, поиграй».
Как изменила Кусаку дружба с людьми? Прочитайте об этом. «Дачники были очень
добрыми людьми» Как вы считаете, это сказано серьезно или с иронией?
Как они назвали собаку? А можно было назвать ее по- другому?
Ирония - это стилистический прием, состоящий в употреблении слова или выражения в противоположном значении с целью насмешки.
Какова идея произведения?
Кусаку бросили, и она осталась одна.
Прошу ребят пофантазировать и рассказать о той мольбе, которая была в глазах Кусаки.
Почему никто из дачников не замечает этой мольбы? (Озабочены лишь собой, собственным весельем)
«Она молила, чтобы люди не бросали ее, ведь она была предана им, просила, чтобы люди стали ей друзьями. А этого не случилось. Она была для них только игрушкой»
Дети, а что означает имя Леля? Послушаем, что нашла самостоятельно Алина.
Леля - «крестная мать; детская игрушка; детская рубашечка, словно кукла»,.. Др.-инд.- «игра, шутка»
Дети приходят к выводу, что Кусакой только забавлялись как игрушкой - без жалости и сострадания.
Четвертая часть начинается с пейзажа. Отмечаем его мрачно - трагическое настроение, наблюдаем, как создается эта картина. «Желтыми огнями загорелась осень» (метафора), частыми дождями заплакало небо (олицетворение), и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасил их, точно свечи(сравнение),одну за другой.
Зачем в этой части приведен диалог мамы с Лелей? Чтение диалога по ролям используется для передачи чувств Лели. Создается проблемная ситуация, в которой учащиеся высказывают и доказывают свою позицию.
Почему не берут собаку в город? Может быть действительно негде держать? (Дворняжку негде, а породистой место найдется)
На протяжении всего разговора Леля готова была заплакать, но не заплакала. Почему? Не такие глубокие чувства к собаке. Вместо этой обещали другую. Породистую. Кусака - игрушка, которую можно заменить другой, более красивой.
Подвести детей к мысли о том, что мы в ответе за тех, кого мы приручили.
Отношение к животным у Л. Андреева является одним из критериев нравственности.
Какими художественными средствами выражает автор свое отношение к поднятой проблеме?
Индивидуальные задания учащимся.
В 1 части огни загораются, а сейчас гаснут, и наступает темнота. Мы предчувствуем беду.
Обратим внимание на цветовую гамму рассказа. Вика готовила домашнее задание.
Черный цвет-цвет ночи и смерти, цвет отверженности и изгнания, так же связан с опасностью, ассоциируется со страхом, гневом и депрессией.
Красный цвет справедливости, борьбы и раздражительности. Красный цвет любят очень хорошие люди. Этот цвет всегда привлекает внимание.
Желтый цвет тревожит и привлекает внимание
Почему появляется дурачок Илюша? Какой он? (Похож на пьяного в 1 части, а злые люди вокруг него напоминают «добрых людей», наносивших обиды; будто двойное композиционное кольцо окружает несчастную собаку).
Выберется ли собака из ошейника-петли? Может ли кто помочь ей? Очень хочется хорошего финала, но в жизни не всегда так бывает, хотя все в руках человека.
Как прощается Леля с Кусакой? Совсем не прощается, забыла, ушла. Почему? Дети снова в тупике. Вроде Леля простила Кусаку за первую неприятную встречу, приручила ее. Почему она так поступает?
И снова автор нам подсказывает отгадку. «Прорвался солнечный луч, желтый и анемичный (инверсия), как будто солнце было неизлечимо больным» Эта фраза предшествует предательству Лели, видимо, неслучайно.
Анемия – малокровие - группа заболеваний, характеризующихся уменьшением гемоглобина.
Кожа больного анемией желтоватого цвета. Получается «удвоенный» желтый цвет. Опять неслучайно? Кто болен? Автор говорит: будто солнце былобольным», но ведь не солнце. Может быть, Леля больна?
На доске пишу: анемия - (отриц. + кровь)
Анимизм - душа; мистическое представление, согласно которому каждая вещь имеет душу, одухотворение природы.
Теперь ребята должны почувствовать душевную глухоту, черствость Лели. «Леля больна, у нее душа больна, душа анемичная у Лели, ей было весело - она играла с Кусакой, стало скучно - забыла о ней.
История с Кусакой - неисключительная. Подобное происходит каждый день, и мы так привыкли, что порой просто проходим мимо. Почему бездомные животные, каждый день встречаемые нами на улице, хотя и вызывают жалость, но какую-то мимолетную, тогда как над историей о Кусаке хочется плакать?
И еще один вопрос. Только ли об отношении к животным этот рассказ?
Вспомним два эпизода: пьяница, пнувший Кусаку, идет домой и там долго и больно бьет жену; кучка людей у трактира дразнит деревенского дурачка Илюшу.
Зачем Андреев вставляет в рассказ эти эпизоды, не имеющие прямого отношения к истории Кусаке? Люди жестоки не только к животным, но и друг к другу. Жестокость стала настолько привычной, что порой ее не замечают не только окружающие, но и те, кто эту жестокость совершает.
В рассказе «Кусака» Леонид Андреев показывает, какими люди не должны быть.
Хочется вспомнить слова Василия Макаровича Шукшина:
«Нам бы про душу не забыть, Нам бы немножко добрее быть. Мы один раз, уж так случилось, живем на земле. Будьте повнимательнее друг к другу, подобрее.»
Приступаем к 5 части. Она самая короткая, перечитываем ее и при помощи словесного ряда, передающего пафос рассказа, приходим к пониманию его идеи.
В комнатах было пусто; частый дождь; стал надвигаться мракзаполнил пустую дачу; бесшумно выползал из кустов; свет боролся с тьмойно уступил; наступила ночь; собака жалобно и громко завыла; отчаяние; покорный шум дождя; безнадежно; стонет; беспросветная ночь. Приемом градации автор передает нарастающее чувство безысходности и страдания. Почему собака выла? Раньше болело тело, а теперь душа. Страшным воем Кусака выражает свое горе. Опять одна! Все вернулось к прежнему.
Что вызывает ужас в истории с собакой? Равнодушие взрослых порождает равнодушие и безразличие детей.
И виноват в этом человек, из-за его ПУСТОГО сердца побеждает ТЬМА. Эта мысль проявляется еще резче: в начале рассказа собака не знала людской ласки, умела за себя постоять, «душа ее не болела», а в конце появляется надежда.
Какой герой незримо присутствует в рассказе и помогает понять переживания собаки? Природа. Когда Кусака одинока, в природе все мрачно: холод, слякоть, дождь; когда Кусака любит и любима, то и вокруг солнце, тепло, цветущие яблони и вишни (Прочитать отрывки «Наступила весна», « Поднялся частый дождь»)
Обращаемся к домашнему заданию: отметить при чтении известные художественные средства языка. (Эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры, градация, инверсия)
Выберете слова, характеризующие обитателей дачи. На доске написано:
Милосердие (сострадательная и действенная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому нуждающемуся и распространяющаяся на все живое.)
Гуманность
Жалость
Сострадание
Безразличие
Предательство
Черствость души, равнодушие
Понимание боли и счастья другого существа
Послушайте выразительное чтение стихотворения С. Есенина «Песнь о собаке» (1915год, «Кусака» -1919 год)
Что общего в стихотворении и рассказе? Беда животного в обоих произведениях исходит от человека.
Посмотрите на выставку книг. Все они написаны о животных, об отношении людей к ним, к окружающему миру.
Какие книги вы читали?
Дома вы делали иллюстрации к одному из эпизодов рассказа. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Дети показывают рисунки, аргументируют свой выбор.
Обращение к теме урока и эпиграфу. Подведение итогов.
Домашнее задание: напишите «Письмо Леле»
Место урока в теме
Данная тема из раздела «Произведения писателей XX века» составляет единое целое: их объединяет общечеловеческая значимость поставленных нравственных проблем, актуальных для подростка.
Тип урока: изучение нового материала и обобщение.
Урок был нацелен на умение рассуждать, обобщать, анализировать, делать выводы, пересказывать, выразительно читать. Развивались специальные навыки: умение находить в тексте ключевые слова, определять роль пейзажа, внешности
Формы деятельности: коллективная и индивидуальная.
Методы обучения: поисковый, проблемный, репродуктивный.
15