Повторительно-обобщающий урок по разделу Древний Египет (5 кл.)


Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет» (5 кл.)
Цели:
образовательная – обобщить и систематизировать знания по теме (понятия, даты, географические названия, имена)
воспитательная – способствовать формированию уважения к культурному наследию прошлого, желанию посещать музеи и читать дополнительную литературу
развивающие:
а)продолжить формировать умение давать развернутый ответ на поставленный вопрос;
б)продолжить формировать умение работать в группе.
Форма проведения: игровое занятие
Учебные средства: учебник, раздаточные материалы.
Приложения
I. «Блиц – турнир» (по 1 баллу за правильный ответ) (6-7 мин.)
1)Река, протекающая через Египет (Нил)
2)Правитель Египта (фараон) 
3)Островки зелени в пустыне (оазис) 
4)В какое море впадает река Нил? (Средиземное)
5)Когда начинается разлив Нила? (летом, в июне)
6)Как называлось короткое копье, которое можно было метать в противника (дротик)
7)Древнеегипетские буквы (иероглифы)
8)Древнеегипетский бог с головой шакала (Анубис)
9)Жена бога Осириса (Исида)
10)Обязательные платежи населения в пользу фараона – (налоги)
11)Знатные люди, царские советники, военачальники (вельможи) 
12)Из чего строили свои жилища простые египтяне? (глина)
13)Жилища Богов (храм) 
14)Бог тьмы, свирепый змей (Апоп) 
15)Бог земли (Геб) 
16)Мифическое существо с телом льва и головой человека или барана (сфинкс) 
17)Тело умершего, обработанное специальным раствором и обмотанное бинтами (мумия) 
18)Гробница фараона (пирамида)
19)Как звали фараона, гробница которого ученые нашли в неприкосновенности (Тутанхамон)
20)Имя фараона, совершившего самые обширные завоевания (Тутмос) 
21)Могущественные существа, которым поклонялись египтяне (Боги) 
22)Кто такие наемники?
23)Служитель Бога (жрец) 
24)Могущественный Бог Солнца ( Амон-ра)  
25)Как назывался материал, на котором писали древние египтяне (папирус) 
26)Боевая повозка у древних египтян называлась…(колесница)
27)Страна на юг от Египта, куда часто совершали походы фараоны (Нубия)
28)Металл, из которого древние египтяне изготавливали оружие (бронза)
II. Игра «Счастливый случай» (3 балла за правильно составленное слово) (4-5 мин.)
Составить слов из набора букв
Р И С И С О (Осирис)
У С А Б И Н (Анубис)- Что у вас получилось? - Чьи имена сложили? 
III. Конкурс капитанов (2 балла за полный ответ, 1 балл – за неполный, о – за неправильный ответ) (7-8 мин.)
1)Как древние египтяне объясняли смену дня и ночи?
2)"Благодаря ЕМУ Солнце всходит, когда положено, вовремя сменяются времена года, дают всходы зерна, посеянные в землю, и в положенное время разливается Нил ибо перед началом подъема воды ОН бросает в Нил папирус с указом, повелевающем Реке разлиться".
Кто в Древнем Египте обладал таким могуществом?
3)В древности египтяне очень заботились о сохранении тела умершего. Тело особым образом обрабатывали, высушивали и обматывали тонкими бинтами - изготавливали мумию.
Почему в Древнем Египте существовал данный обычай?
4)Кому легче было овладеть грамотой – мальчику в Древнем Египте или российскому школьнику в наши дни. Объясни, почему ты так думаешь.

5)С какой целью древние египтяне строили пирамиды?
6)Древние египтяне оставили после себя много изображений, например, высеченных на камнях. Эти изображения называются барельефы. На барельефах изображены фараоны, вельможи, простые египтяне. По какому признаку на таких изображениях легко отличить фараона от вельможи или простого египтянина?
7)Расскажи миф об Осирисе и Исиде.
8)Как ты думаешь, почему только фараоны и вельможи могли ездить на колесницах?
IV. Кроссворд (1 балл за правильно угаданное слово) (12-13 мин.)
7 9
2
5 6 1 3 4 8 Вопросы к кроссворду:
По горизонтали:
1)Фамилия французского ученого, которому удалось расшифровать египетские иероглифы
По вертикали:
1)Приспособление в Древнем Египте для полива садов и огородов
2)Богиня правды у древних египтян
3)Первая столица Египта
4)Слуга фараона, при котором все время находились письменные принадлежности
5)Фараон, в честь которого была построена самая большая пирамида
6)Плодородный слой, остававшийся на земле после разливов реки Нил
7)Часть страны Египта, где река Нил распадается на части, образуя огромный треугольник
8)Один из каменных столбов, возвышавшихся у входа в древнеегипетский храм
9)Металл, из которого древни египтяне изготавливали оружие