Открытый урок по сельскохозяйственному труду в 5 классе.Строение растения картофеля
Открытый урок по сельскохозяйственному труду в 5 классе.
Тема: Строение растения картофеля
Цель: ознакомление обучающихся со строением растения картофеля, знакомить учащихся с историей выращивания картофеля.
Коррекционная цель: Формировать сознательное отношение к необходимости выращивания картофеля. Развивать память, мышление, речь и коррекцию пальчиков.
Воспитательные цели: 1. Воспитывать уважение к труду полеводов, развивать бережливое отношение к природе и уважение к труду.
Оборудование: мультимедийный проектор, конверты с заданиями, таблица «Строение растения картофеля», оборудование к играм, магнитная доска.
Ход урока.
Организационный момент.
Сядет тот, кто быстро ответит на вопросы.
-Какое сегодня число, месяц, день недели?
- Какое время года?
II. Повторение пройденного материала.
Учитель : Ребята у вас на столе лежат зелёные листочки, в течение урока вы будете отвечать на вопросы, работать, за каждый правильный ответ берёте листочек откладываете на край стола.
Задание 1. Какое слово спряталось VД!NЕIHРNЕRВWОWQ
Учитель: Правильно, это дерево. Ответьте на вопросы.
-Как можно проверить, что деревья сада живы зимой?
-Какие работы проводятся в зимнем саду?
-Почему нужно проводить отряхивание снега с ветвей деревьев?
- Почему в начале зимы нужно белить стволы деревьев?
-Как предохранять сад от грызунов и зайцев?
-Зачем вокруг стволов молодых деревьев отаптывают снег?
Задание 2. Отгадайте загадку
Раскололся тесный домик.На две половинки.И посыпались оттудаБусинки-дробинки.Учитель: Правильно горох.
-Какой стебель имеет растение гороха и как они удерживаются в прямом положении?
- Как называется плод гороха?
- Как можно отличить недозревшее зерно гороха от зрелого?
Задание 3 Прием «собери слово»
Учитель: Ребята, а сейчас я буду называть слова, а вы должны из первых звуков слов собрать слово, кому сложно записываете первые звуки на листочках:
Слова - красивый, арбуз, резать, торт, овощи, февраль, ель, липа и прибавьте Ь.Учитель: Какое слово получилось? Правильно - это картофель. И сегодня мы с вами познакомимся с самой ценной сельскохозяйственной культурой – картофелем, который завоевал общее народное признание «второго хлеба».
«Картофель – хлебу подпора», - говорили в народе, а крестьяне добавляли: «Картошка – хлебу присошка».
Академик Д.Н. Прянишников придавал настолько важное значение картофелю, что с него начинал чтение курса лекций по растениеводству «Выращивать картофель, - говорил он, - это то же самое, что получать три колоса там, где рос один». В самом деле, поле картофеля дает по кормовым единицам в 3 раза больше, чем поле ржи.
III Изучение нового материала.Учитель: Тема урока «Строение растения картофеля»
- Сегодня, на этом уроке мы с вами познакомимся со строением картофеля, узнаем, как и из чего он растёт. Какие части имеет картофель?
Учитель: Запишите тему урока в тетрадь.
На столе разложены морковь, лук, картофель, свекла.
-Что лежит у нас на столе? Назовите, одним словом. (Овощи)
- Прочитайте тему урока? Соберите в лукошко только картошку.
Вот этим овощем мы с вами питаемся, кушаем его. Ребята, а знаете ли вы, давно ли люди сажают картофель и питаются им? Послушайте. (Рассказ учителя с показом на карте стран)
Историческая информация.
Пятьсот лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение – картофель. Да и откуда было знать, если до родины картофеля, Южной Америки, никто из европейских мореходов еще не доплывал.Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Колумб преподнес в дар их величествам королю и королеве Испании открытую им за океаном огромную землю. Согласия индейцев, коренных жителей этой земли (позже ее стали называть Америкой), Колумб не спросил. По пути, проложенному Колумбом, поплыли и другие испанские корабли. Самым ценным грузом, который они привезли на родину, было не награбленное у индейцев золото - его быстро растратили, а семена, клубни, зерна новых, не известных Европе растений.
Была у индейцев еще и другая кормилица – папа. Так называли картошку индейцы из племени кечуа. В честь папы устраивали праздники урожая. Женщины наряжали крупные клубни, как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков. Мужчины танцевали, поставив на голову мешочек с клубнями.
На корабле, вместе с захваченной мореходами добычей, отплыла на чужбину индейская папа – картошка…. Тут начались ее путешествия по суше. Сначала картошка разъезжала в карете. Бархатную сумочку с клубнями дарили как драгоценность богатым вельможам. Когда же картошка перестала быть редкостью, карету сменила крестьянская телега, а бархатную сумочку – холщовый мешок.
Но в Европе не сразу поняли, что у картошки главное клубни. Один английский богач решил угостить друзей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель отцветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля на серебристом блюде были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосило лицо, кто-то выбежал из-за стола… Ведь ели гости картошку не с того конца.
Не везде приняли новинку. Кое-где в России даже начались картофельные бунты. Русские мужики поверили слухам, будто картошка – “Чертово яблоко”, сажать ее грех, землю запоганишь, без хлеба останешься. По царскому приказу бунтовщиков секли розгами, а самых упрямых даже ссылали в Сибирь. Но не жесткие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка. Помнишь сказку про репку? Для чего нужна была дедке большая - пребольшая репка? Чтобы накормить и бабку, и внучку – всю семью. Раньше, в студеные зимы, когда посевы ржи вымерзали, репа заменяла русскому крестьянину хлеб.
Учитель: (Объяснение с наводящими вопросами)
-А вы видели, где растёт он?
- Да, картофель растёт в поле, огороде. (Ответы детей)
- Растёт он кустом, имеет травянистые стебли и растёт прямо.
Листья у него сложные и состоят из отдельных листочков. (плакат)
Картофель имеет подземные стебли, которые называются столонами. На конце столонов образуются клубни – это и есть картофель. Их бывает от 3-х до 10-и штук.
Клубни у картофеля бывают округлой или овальной формы, мелкие и крупные
Они покрыты кожурой белого, жёлтого, розового, фиолетового или красного цвета.
Это картофель в разрезе.
На картофеле т. е. клубнях есть углубления -это глазки, а в них почки. (рисунки).
После посадки картофеля почки прорастают и образуются стебли, листья и корни. (плакат)
Потом картофель цветет. Цветы бывают разные, затем вместо цветка образуется плод. Это семена.
- Часть картофеля, где глазков больше – верхняя (верхушка), противоположная – основание. Место прикрепления клубня к столону называется пуповиной. (показ частей картофеля). (рисунки),
IV. Гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика
Гимнастика проводится по слайду.
V. Закрепление материала
1. Чтение текста стр.85-87.
2. Работа с тетрадями. Запись в тетрадь словаря: (столоны, глазки, верхушка клубня, основание клубня, пуповина).
3. Ответы на вопросы найти и зачитать по учебнику.
-Как образуются клубни картофеля?
- Какое строение имеет клубень картофеля?
4. Приступаем к выполнению проекта по теме «Картофель».
Первое задание выполнить рисунок картофеля.
VI . Домашняя задания
Стр. 85-87 читать.
VI. Итог урока
1. О чем говорили сегодня на уроке?
Какое строение имеет клубень картофеля?
А сейчас разложите свои листочки, и определим, кто на уроке был самым активным.
Молодцы, ребята, спасибо за работу.