Конспект классного часа За то, что дорого и свято мы вам спасибо говорим.
Методическая разработка классного часа на тему "За то, что дорого и свято, мы вам спасибо говорим".
Целевая установка: для учащихся 4 классов.
Форма классного часа: беседа с элементами рассуждения.
Задачи:
Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родина
Развивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, интерес и желание больше узнать о героях Великой Отечественной Войны.
Воспитательная: воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну, уважительное отношение к старшему поколению, помнить и знать имена героев- защитников Родины.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, видеоролик, конверты с заданиями, свеча с подсвечником.
Формируемые УУД:
Регулятивные
- умение определять и формулировать цель занятия.
Личностные
- способствовать к развитию интереса к литературе и истории, формировать мотивационную основу учебной деятельности, т.е. желание у детей узнать больше о героях Великой Отечественной войны и значимости Победы для нашего поколения..
Познавательные
- умение перерабатывать полученную информацию, проводить сравнение, строить высказывания в устной форме, развивать наблюдательность.
Коммуникативные
- контролировать свои действия в коллективной работе, проявлять инициативу, слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию.
Основные принципы работы:
1. принцип вариативности;
2. принцип сотворчества
3. принцип созидательной творческой деятельности;
4. принцип гуманизма.
Ход занятия.
I. Мотивация к учебной деятельности
- Ребята, покажите с каким настроением вы пришли на классный час, поднимите «смайлики» настроения.
Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения.
II. Сообщение темы. Целевая установка.
- Обратите внимание на доску.
-Сформулируйте тему классного часа.
На доске : "мы вам что дорого и свято За то, спасибо говорим"
-Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Ответы детей.
(Мы сегодня будем говорить о Родине, о людях, благодаря которым мы можем радоваться восходящему утру и благоухающему вечеру).
-Посмотрите небольшой видеоролик.
III. Вступительное слово.
- В какой стране мы с вами живем?
- Как называется столица нашей Родины?
- Гражданином какой страны вы являетесь?
-Давайте сравним Россию с другими странами. Работа с картой.
Россия – самая большая страна на свете, она является нашей Родиной, но у каждого из нас есть еще и своя малая Родина.
IV. Основная часть. Работа по теме классного часа с показом презентации.
-Что значит моя? (Ответы детей с помощью учителя)
-Что значит малая? (Ответы детей с помощью учителя)
-Что значит родина? (Ответы детей с помощью учителя)
МОЯ – потому что мои одноклассники, друзья, близкие люди, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это крохотная частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
- Что каждый из вас, cчитает своей малой Родиной?
- Какую картинку вы бы нарисовали, чтобы ответить на этот вопрос? Ответы учеников.
Работа в группах. Игра "Составь пословицу"
(На столе у учеников конверты с деформированным текстом).
-Составьте пословицы из слов:
1.- мачеха, Чужая, сторона.
2.С, ворона, сторонки, и, ворона. родной, мила.
3.На, стороне, камешек, знаком, родной, и.
4.Своя, по шерстке, гладит, чужая, насупротив, сторона, гладит.
5.Если, непобедим, он, народ .един.
6.За, светлее, теплее, морем, теплее, а у нас.
V. Основная часть. Работа по теме классного часа с показом презентации.
- Родина – это дом, в котором мы живём, могучий дуб, разговорчивый ручей, крик кукушонка, лесная полянкам с семейством белых грибов. Это место, где ты родился и вырос. Родина – это и наши предки, наши прабабушки и прадедушки, чужие неизвестные нам люди, подарившие нам жизнь и имя.
Оглянись на них, кого сейчас нет, кто сейчас с камня смотрит на нас с высоты своих памятников. Это люди, отдавшие свою жизнь за Родину, за наше с вами счастливое будущее.
-Как вы думаете, зачем увековечили подвиги этих людей на полотнах картин и скульптурах в музеях, на монументах площадей городов, в музыкальных произведениях? (Ответы детей)
-Мы - жители России и должны знать историю своей страны, чтить и помнить подвиги своего народа . Сегодня мы вспомним самую трагическую страницу истории – Великую Отечественную войну. И наш классный час будет посвящён людям, не пришедшим с войны.
-Значит, какова цель нашего урока? О чём мы сегодня узнаем? Ответы учеников.
-Что такое война в вашем понятии? Ответы учеников.
-Как вы думаете, зачем люди воюют? Ответы учеников.
-Есть ли у вас родственники, погибшие в годы войны? Ответы учеников.
- Расскажите, что вы знаете о блокаде Ленинграда. Ответы учеников.
-Смотрели ли вы фильмы о бессмертном подвиге наших соотечественниках?
Я советую прочитать произведения таких писателей как Борис Полевой "Повесть о настоящем человеке", Алексеев С. П. "Рассказы о Великой Отечественной войне", "Рассказы о полководцах ", Корольков Ю. "Валя Котик", "Зина Портнова", "Леня Голиков", Митяев А. "Иван и фрицы", "Треугольное письмо".
-Давайте зажжем свечу скорби в честь погибших воинов в ВОВ и почтим их память минутой молчания. Минута молчания.
22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами.
Нелёгким был путь к победе. Враги напали на нас неожиданно. У них было больше танков и самолётов. Наши армии отступали. Бои шли на земле, в небе, на море. Прогремели великие битвы: Московская, Сталинградская, битва на Курской дуге. 250 дней не сдавался врагу героический Севастополь. 900 дней в страшной блокаде держался мужественный Ленинград.
Отважно сражался Кавказ. На Украине, в Белоруссии, в других местах громили захватчиков грозные партизаны. Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны.
Учитель демонстрирует и комментирует слайды презентации.(1-12)
Дети, жившие в деревнях Белоруссии и не только, собирали грибы и ягоды, сушили их и отправляли на фронт. Мальчишки и девчонки вашего возраста писали солдатам письма. Конверты имели форму треугольника, фамилию получателя не указывали, так как не знали какому солдату попадет в руки это письмо. А адрес был один для всех - "На фронт". В самые тяжёлые дни люди твёрдо верили: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!
Советские люди (Советский Союз — так называлась в те годы наша страна) делали всё, чтобы остановить фашистов. Люди стояли на смерть за свою Родину. Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю.
Генерал Дмитрий Карбышев был ранен в бою и оказался в плену. Он был профессором, очень известным военным строителем. Фашисты хотели, чтобы генерал перешёл на их сторону. Обещали жизнь и высокие посты. Не предал Родину Дмитрий Карбышев. Казнили фашисты генерала. Вывели в сильный мороз на улицу. Облили холодной водой из шлангов.
Василий Зайцев — знаменитый герой Сталинградской битвы. Из своей снайперской винтовки он уничтожил триста фашистов. Неуловим для врагов был Зайцев. Пришлось фашистским командирам вызвать из Берлина знаменитого стрелка. Вот кто уничтожит советского снайпера. Вышло всё наоборот. Зайцев убил берлинскую знаменитость. «Триста первый», — сказал Василий Зайцев.
Брестская крепость стояла на самой границе. Атаковали её фашисты в первый же день войны. Думали: день — и крепость у них в руках. Целый месяц держались наши солдаты. А когда сил не осталось и фашисты ворвались в крепость, последний её защитник написал штыком на стене: «Я умираю, но не сдаюсь».
В борьбе с врагами принимали участие подростки и даже дети. Многие из них за отвагу и мужество были награждены боевыми медалями и орденами. Валя Котик в двенадцать лет ушёл разведчиком в партизанский отряд. В четырнадцать лет за свои подвиги стал самым юным Героем Советского Союза.
А вот история ещё одного подвига. Лётчик Алексей Маресьев был сбит в воздушном бою. Он уцелел, но был тяжело ранен. Его самолёт упал на территории врага в глухом лесу. Стояла зима. 18 дней он шёл, а потом полз к своим. Его подобрали партизаны. Лётчик отморозил ноги. Их пришлось ампутировать. Как же летать без ног?! Маресьев научился не только ходить и даже танцевать на протезах, но главное — управлять истребителем. В первых же воздушных боях он сбил три фашистских самолёта.
И вот пришёл день, когда наступление захватчиков было остановлено. Шли последние дни войны. Тяжёлые бои велись на улицах Берлина. Солдат Николай Масалов на одной из берлинских улиц, рискуя жизнью, под огнём врага вынес с места боя плачущую немецкую девочку. Война кончилась. В самом центре Берлина в парке на высоком холме возвышается сейчас памятник советскому солдату. Стоит он со спасённой девочкой на руках.
Герои. Герои... Подвиги. Подвиги... Их было тысячи, десятки и сотни тысяч. Будьте достойными патриотами своей Родины!
Вспомните добрым словом своих дедов и прадедов, всех тех, кто принёс нам победу. Поклонитесь героям Великой Отечественной войны. Героям великой войны с фашистами.
VI Подведение итогов. Рефлексия.
-Озвучьте тему классного часа.
На доске запись утверждений.
-Какое утверждение вы бы выбрали для себя:
Родина-это жизнь, солнце, небо, земля.
Родина-это жизнь, мир, счастье
Родина-это все то, без чего не может прожить человек. (Ответы учеников)
Давайте коллективно составим синквейн со словом Родина.
Приблизительный синквейн:
Родина
Необъятная, могучая, сильная
Любить, помнить, приумножать
Люди! Берегите свою Родину!
Список используемой литературы:
1. Аникин "Брестская крепость", М., 1985
2.Полевой Б." Повесть о настоящем человеке". – М.: Дет лит., 2012. – 379 с. :
3. Серия книг Корольков Ю. "Пионеры-герои", М., изд-во "Малыш"
4.Е.Г. Решин "Генерал Карбышев"Изд-во "ДОСААФ СССР" 1980