Протокол урока русского языка по теме непроизносимые согласные в корне слова


Фамилия, имя, отчество автора: Баюрова Татьяна Евгеньевна.

Название представляемой работы: протокол урока русского языка в 3 классе по теме «Непроизносимые согласные в корне слова».

Место работы, должность: г. Краснодар, МБОУ гимназия № 25, учитель начальных классов.

Педстаж: 35 лет.
Стаж работы по системе Л.В. Занкова: 21 год.

Тема урока: «Непроизносимые согласные в корне слова».
Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ).
Цель: научить школьников проверять написание слов с непроизносимыми согласными в корне слова.
Планируемый результат: сформировать умение различать слова с непроизносимыми согласными в слове; подбирать проверочные слова к словам с непроизносимыми согласными. Расширить словарный запас учащихся.
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные: осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные: освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.
Познавательные: освоение умения подбирать проверочные слова к словам с непроизносимой согласной; формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные: формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнёра, находить неточности и корректировать их.
Оборудование: 1. Полякова А.В. Русский язык. Учебник для 3 класса.
2. Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Слова с непроизносимыми согласными».
3. Карточки с текстом у каждого ученика.


Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель. Сегодня на уроке мы посетим необитаемый остров. Правда, этот остров не совсем необитаем, на нём проживают согласные, которые любят играть с людьми в прятки. Вы спросите, как мы попадём на этот остров? Предлагаю отправиться в путешествие на корабле!
(Слайд 1: изображение корабля)
Для того, чтобы подняться на палубу, необходимо красиво записать число в тетрадь.
(Дети пишут.)
II. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений.
Учитель. Вот мы и на палубе. Теперь вперёд покорять трудности, которые нам будут встречаться на пути. Вот каким будет первое испытание.

(Слайд 2) з д з м
л с б л
ф к т р
к п г в

Учитель. Рассмотрите буквы в каждом столбике и найдите «лишние». Именно их мы будем писать во время минутки чистописания.
Учащиеся размышляют и приходят к выводу, что в 1 столбике буква Л обозначает непарный согласный звук, во 2-м столбике Д – звонкий, в 3-м столбике Т- глухой, в 4-м столбике В – парный и несонорный согласные звуки.

Учитель. Эти буквы встали в ряд в таком порядке.
(Слайд 3: Лдтв Дтвл)
Запишите их, продолжив закономерность.
(Закономерность находится детьми самостоятельно, так как подобные задания часто встречаются на уроках.)
Учитель. Ребята, кому нужна помощь?
(Оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения при выполнении данного задания.)
Учитель. Мы не случайно написали эти согласные. У них есть секрет. А какой – вы скажете в конце урока.

III. Выявление места и причины затруднения.
Учитель. С первым заданием мы справились. Плывём дальше. Перед нами этот остров пыталась посетить другая группа третьеклассников. Вот как она выполнила следующее задание и записала под диктовку слова.
(Слайд 4)
Багаш, вална, солёный, марской, халодный, берек, празник, вадичка.
Учитель. Что скажете?
Ученик. Я вижу ошибки в словах.
Учитель. Давайте поможем путешественникам исправить эти ошибки.
(Идёт обсуждение написанных слов, подбор проверочных.)
Учитель. Какие орфограммы ребята не умеют писать? Что вы посоветуете этой группе путешественников?
(Ученики формулируют правила.)
Учитель. Какое слово оказалось для вас самым трудным для написания и объяснения?
(Ученики приходят к выводу, что это слово – «праздник».)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель. Вам хочется научиться грамотно писать такие слова?
Учитель. Ребята, может кто-нибудь знает, как называются такие орфограммы?
Учитель. Какова же тема нашего урока?
Ученики. Правописание слов с непроизносимыми согласными.
Непроизносимые согласные в корне слова.

· (Слайд 5)
Учитель. А цель нашего урока - научиться проверять написание слов с непроизносимыми согласными в корне слова.
V.Реализация построенного проекта.
Учитель. Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке!
Плавание продолжается. Полный вперёд! На горизонте остров!
(Слайд 6: изображение острова)
Учитель. Предлагаю поприветствовать остров. Каким словом мы обычно приветствуем друг друга при встрече?
(Ответы учеников: привет, добрый день, здравствуй)
Учитель. Какое из них подойдёт к теме нашего урока?
Ученик. Здравствуй.
Учитель. Какой удивительный остров! Как ярко светит
Ученики (хором): Солнце!
Учитель. Как радостно бьётся
Ученики (хором): Сердце!
Слайд 7: здравствуй
солнце
радостно
сердце
Учитель. Прочитайте эти слова. Что их объединяет между собой?
Ученик. Это слова с непроизносимыми согласными.
Учитель. Запишите их в тетради столбиком.
Учитель. Давайте выясним, почему согласные в словах не произносятся. Попробуйте их произнести. Трудно! А почему? Что вы заметили в этих словах?
(Дети размышляют.)
Учитель. Действительно, в середине каждого из этих слов имеются 3-4 согласных. Один из них оказывается в слабой позиции и поэтому не произносится. Найдите эти сочетания нескольких согласных. Назовите.
(Дети находят и называют сочетания согласных.)
Слайд 8: вств
лнц
стн
рдц
Учитель. Какие в них непроизносимые согласные?
(Ответы учеников: в, л, т, д )
(Слайд 9)
Учитель. Вот мы и узнали обитателей этого острова. В какой части слова находятся эти согласные?
(Ответы учеников)
Ученик. Я понял секрет согласных, о котором мы говорили во время минутки чистописания. Они могут не произноситься, но писаться в слове!
Учитель. Кто считает иначе?
Дайте название острову.
(После обсуждения выбирают наиболее подходящий вариант – например, «Остров Непроизносимых Согласных»).
Учитель. Нам надо доказать, что непроизносимый согласный звук в корне этих словах надо обозначать буквой. Как будете действовать?
(Идёт коллективный подбор проверочных слов и запись их в тетради.)
Учитель. Кто сумеет сформулировать правило проверки слов с непроизносимыми согласными?
(Ответы учеников)
Учитель. Откроем учебник на стр. 116 и сравним наш вывод с выводом автора учебника.
VI .Первичное закрепление во внешней речи.
Учитель. Давайте исследуем, при любом ли стечении согласных один из них не произносится. Выполним устно упр. 190.
Учитель. А теперь немного отдохнём. Проведём физминутку.

От зелёного причала
Оттолкнулся теплоход.
Раз, два.
Он назад поплыл сначала,
А потом поплыл вперёд.
Раз, два.
И поплыл, поплыл по морю,
Набирая полный ход.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учитель. Откроем печатную тетрадь на стр. 39, № 47. Прочитайте задание.
Учитель. Кто понял задание? Выполняйте.
Учитель. Проверяем.
VIII. Включение в систему новых знаний и повторение.
(Напечатанный текст у каждого ученика на парте)
Дул яростный ветер охотник осматривал местность по дороге бежал молодой заяц человек свистнул зверёк поднял уши и бросился в кусты
Учитель. Прочтите то, что написано на листе. Можно это назвать текстом?
Ученик. Нет, так как нет точек.
Учитель. А если поставить знаки препинания?
Ученик. Тогда получится текст.
Ученик. Да, предложения связаны по смыслу.
Учитель. Выполните это задание на листах. Поставьте знаки препинания.
Учитель. Кто готов?
Учитель. Проверим сделанную работу.
(Ученик читает текст.)
Учитель. Кто не согласен?
Учитель. Какое ещё задание можно выполнить?
(Ученики предлагают различные задания.)
Учитель. Выпишете предложения, в которых есть слова с непроизносимыми согласными, подчеркните их, устно подберите проверочные слова.
Учитель. Прочитаем записанные предложения.
(Ученики читают предложения.)
(Слайд 10)
IX. Рефлексия деятельности.
Учитель. С какими непроизносимыми согласными мы познакомились сегодня на уроке?
(В, Л, Т, Д)
Учитель. Ребята, у вас на столах лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста,насколько интересным вам показался урок. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.
(Обсуждение результатов рефлексии.)

Учитель. Спасибо за работу на уроке!













13PAGE 15


13PAGE 14615