Рабочая программа по дисциплине Топографическое черчение для студентов специальности Геология, поиск и разведка месторождений полезных ископаемых


















Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.01 Топографическое черчение



























2015г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 21.02.13 Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых, Приказ Минобрнауки РФ № 494 от 12.05.2014 г

Организация-разработчик: ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»

Разработчики:

Преподаватель специальных дисциплин
Тихонова Ольга Николаевна


























СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

условия реализации учебной дисциплины

8

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

8



1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 Топографическое черчение

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 21.02.13 Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых, входящей в состав укрупненной группы профессий 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело, геодезия.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (повышение квалификации и переподготовка) и профессиональной подготовке по рабочим профессиям 19638 Шлифовщик горных пород, 17391 Промывальщик геологических проб, 16292 Отборщик геологических проб. Опыт работы не требуется.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общепрофессиональная дисциплина ОП.01
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен:
знать:
картографические шрифты;
назначение, масштабы и типы аэрофотоснимков и космофотоснимков;
содержание, назначение, масштабы и типы геологических карт и требования к их оформлению;
правила и приемы выполнения графических работ геологической и геодезической документации;
условные знаки топографических планов и геологической графики;
формы залегания горных пород в земной коре и способы их изображения на геологических картах;
уметь:
пользоваться чертежными материалами, принадлежностями и инструментами топографического черчения;
читать и анализировать гидрогеологические и инженерно-геологические карты;
составлять топографические, гидрогеологические и инженерно-геологические карты и разрезы;
дешифрировать аэрофотоматериалы и космофотоматериалы.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 228 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 152 часа;
самостоятельной работы обучающегося 76 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
228

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
152

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
76

в том числе:
Написание и защита рефератов по разделу 3. Составление топографических карт, гидрогеологических и инженерно-геологических карт и разрезов, горных планов.
Выполнение надписей
Вычерчивание шкалы толщин карандашом.
Вычерчивание шкалы толщин рейсфедером.
Вычерчивание окружностей радиусом 1, 3 и 5 мм.
Вычерчивание элементов рельефа



Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Топографическое черчение

№ урока
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Тип урока
Оснащение урока
Уровень освоения

1
2
3
4
5
6
7

1 семестр

Раздел 1. Правила и приёмы топографического черчения
20




1-2
Тема 1.1. Чертежные материалы, инструменты и принадлежности
Содержание учебного материала
2

Усвоение новых знаний
Учебно-практическое пособие, чертежная бумага, карандаш, тушь, перья





1.
Чертежные материалы (бумага, карандаши, тушь, краски), используемые в топографическом черчении;



2



2.
Чертежные инструменты и принадлежности, используемые в топографическом черчении;



2



3.
Хранение и исправление инструментов и принадлежностей для черчения;



2



Лабораторная работа

Формирование умений и навыков





1
Чертежные материалы, инструменты и принадлежности
2




3-4
Тема 1.2. Черчение карандашом
Содержание учебного материала
2
Усвоение новых знаний





1
Вычерчивать линии разной толщины от руки;



2, 3



2
Вычерчивать линии с помощью линейки трафарета и других принадлежностей;



2, 3



3
Чертёжные карандаши, подготовка их к работе;



2, 3



4
Техника работы карандашом от руки;



2, 3



5
Требования предъявляемые к качеству карандашного рисунка;



2, 3



Лабораторно-графическая работа

Формирование умений и навыков





1
Вычерчивание коротких прямых и кривых линий различной толщины карандашом, элементов рельефа.
2




5-10
Тема 1.3. Черчение рейсфедером, циркулем, кронциркулем
Содержание учебного материала
6
Усвоение новых знаний





1
Исправление дефектов черчения.



2, 3



2
Подготовка рейсфедера к работе.



2, 3



3
Техника работы рейсфедером.



2, 3



4
Техника работы циркулем и кронциркулем.



2, 3



Лабораторно-графические работы

Формирование умений и навыков





1
Вычерчивание линий рейсфедером. Штриховка в одном направлении и в пересекающихся направлениях. Проведение пунктирных линий. Исправление дефектов черчения
4




11-12

2
Вычерчивание окружностей разного диаметра циркулем, кронциркулем
2




13-14
Тема 1.4. Работа чертежным пером
Содержание учебного материала
2
Усвоение новых знаний





1
Выбор чертежного пера.



2, 3



2
Требования к чертежному перу.



2, 3



3
Заточка чертежных перьев.



2, 3



4
Методика вычерчивания от руки пером прямых и кривых штрихов.



2, 3



5
Методика вычерчивания горизонталей рельефа, элементов гидрографии.



2, 3



Лабораторно-графическая работа

Формирование умений и навыков
Учебно-практическое пособие, чертежная бумага, карандаш, тушь, перья




1
Вычерчивание чертёжным пером прямых и кривых штрихов, элементов рельефа.
2




15-16
Тема 1.6. Работа цветными карандашами
Содержание учебного материала
2
Усвоение новых знаний





1
Техника растушевки заштрихованной поверхности



2, 3



2
Техника растушевки в насыпку



2, 3



Лабораторно-графические работы

Формирование умений и навыков





1
Выполнение окраски площадей цветными карандашами методами растушевки заштрихованной поверхности и растушевки в насыпку
2




17-18
Тема 1.6. Работа акварельными красками
Содержание учебного материала
6
Усвоение новых знаний





1
Подготовка красящего раствора.



2, 3



2
Подготовка бумаги к окрашиванию.



2, 3



3
Техника работы кистью.



2, 3



4
Окрашивание площадей.



2, 3



5
Исправление дефектов красочных работ.



2, 3




Технические условия при вычерчивании геологических карт



2, 3




Основные цвета раскраски геохронологической шкалы



2, 3



Лабораторно-графические работы

Формирование умений и навыков





1
Выполнение окраски площадей методом лессировки. Ступенчатая окраска.
2




19-20

2
Вычерчивание и окраска геохронологической шкалы
4




Самостоятельная работа при изучении раздела 1.
Работа с учебной литературой, методическим пособием по выполнению лабораторных работ для выполнения домашнего задания
Изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельное усвоение
9




Внеаудиторная самостоятельная работа
Вычерчивание шкалы толщин карандашом.
Вычерчивание шкалы толщин рейсфедером.
Вычерчивание окружностей радиусом 1, 3 и 5 мм.
Вычерчивание элементов рельефа





Раздел 2. Картографические шрифты
26




21-26
Тема 2.1 Топографический полужирный (Т-132)
Содержание учебного материала
6






1
Правила размещения подписей названий объектов на картах

Усвоение новых знаний

2, 3



2
Требования к оформлению графических документов;



2, 3



3
Классификация картографических шрифтов. Понятие об элементах букв.



2, 3



4
Применение шрифта Т-132.


Учебно-практическое пособие, чертежная бумага, карандаш, тушь, перья
2, 3



5
Особенности построения шрифта Т-132.



2, 3



Лабораторно-графическая работа

Формирование умений и навыков





1
Вычерчивание заглавных букв, цифр и строчных букв топографическим полужирным шрифтом Т-132.
6




27-32
Тема 2.2. Рубленый широкий полужирный шрифт (Р-152)
Содержание учебного материала
6
Усвоение новых знаний





1
Применение шрифта Р-152.



2, 3



2
Особенности построения шрифта Р-152.



2, 3



3
Соотношение элементов заглавных и строчных букв, цифр. Вычерчивание слов и текста.



2, 3



Лабораторно-графическая работа

Формирование умений и навыков





1
Вычерчивание заглавных букв, цифр и строчных букв рубленным широким полужирным шрифтом Р-152
6




33-38
Тема 2.3. БСАМ курсив малоконтрастный (БМ-431)

Содержание учебного материала
6
Усвоение новых знаний






Применение шрифта.



2
·