Конспект урока по русской литературе на тему «Введение. Своеобразие русской литературы 2 половины 19 века. Общая характеристика литературного процесса (состояние русской прозы, поэзии, драматургии). Литература «Серебряного века»» (10 класс)
Куприк-Кравченко Анна Геннадиевна
Заураловская средняя школа
Казахстан Акмолинская область Енбекшильдерский район село ЗаураловкаУчитель русского языка и литературы
Конспект урока по русской литературе «Введение. Своеобразие русской литературы 2 половины 19 века. Общая характеристика литературного процесса (состояние русской прозы, поэзии, драматургии). Литература «Серебряного века»» для учащихся 10 класса.
Цель:
- познакомить учащихся с особенностями курса русской литературы в 10 классе, расширить их представление о литературе как искусстве слова, отражающем жизнь человека и общества; дать общую характеристику исторического и культурного развития России второй половины XIX века; углубить представление о классике, о классической литературе;
- развить аналитическое и ассоциативное мышление, память, речь;
- воспитать эстетический вкус, приобщать к искусству слова, формировать читательскую культуру.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
...Всякий, кто сознает себя человеком,
не может не понимать, что вне литературы нет
ни блага, ни наслаждения, ни даже самой жизни.
М.Е. Салтыков-Щедрин
1. Слово учителя о курсе русской литературы в 10 классе
Содержание курса – «Русская литература второй половины XIX века».
Преемственность и отличие от курсов 8 и 9 классов.
Цели и задачи. Требования к учащимся: чтение, овладение навыками анализа художественного произведения, формы работы на уроках и дома, требования к ведению тетрадей, виды письменных работ и т.д.
Знакомство с учебником, хрестоматией. Структура учебника.
2. Беседа
- Посмотрите в оглавление учебника. На какие части поделен учебник?
- Обратите внимание на то, что по творчеству каждого писателя даны учебные материалы, что поможет вам в подготовке к урокам, в изучении тем, а также в учебнике есть краткие сведения о писателях. В конце каждого раздела предполагаются интересные вопросы и задания.
Вывод. Таким образом, учебник предлагает справочные материалы, вопросы, задания которые помогут глубже понять содержание произведений.
2. Ответы учителя на вопросы учащихся
III. Формирование новых понятий и способов действия
1. Слово учителя
- Ребята, в десятом классе мы с вами познакомимся с множеством интересных произведений, написанных авторами, знакомыми вам, и теми, которых вы еще не знаете. В процессе работы над произведениями мы должны научиться не только вдумчиво читать, но и видеть прекрасное в произведении, находить ответы на многие волнующие вас вопросы.
XIX столетие - «золотой век» русской литературы. Это век Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Достоевского и Толстого. Развивая лучшие традиции древнерусской литературы и литературы XVIII в., русская литература в XIX столетии достигает необычайных высот. Она выходит за национальные рамки и заставляет говорить о себе всю Европу, весь мир. Русских поэтов и писателей не только знают и читают на Западе, но и учатся у них.
XIX век примечателен не только грандиозными историческими событиями, но и тем, что именно в XIX веке литература стала важнейшей сферой духовной жизни общества, приобрела признание и любовь человечества.
В этот период в России утвердилось понятие «литературная классика» и создавались произведения, единодушно признаваемые величайшими образцами словесного искусства, имеющими непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Это происходило потому, что литература постоянно обращалась к раздумьям об исторической судьбе страны и народа, была внимательна к жизни в ее неостановимом движении, где прошлое, настоящее и будущее неразделимы. Недаром XIX век назван золотым веком русской литературы.
2. Беседа о прочитанных летом произведениях:
- Расскажите о книгах, прочитанных вами за лето.
Учащиеся делятся впечатлениями о прочитанных книгах.
- Какие произведения особенно запомнились, взволновали, понравились? Почему?
- Какие произведения было трудно читать? Что именно показалось сложным, непонятным?
- Что из прочитанного не понравилось? Почему?
3. Слово учителя
- Действительно, проблема чтения, восприятия прочитанного существует. На уроках литературы мы попытаемся понять причины непонимания прочитанного; может быть, после изучения произведений отношения между нами, читателями, и писателями станут более гармоничными, а наша читательская культура более совершенной.
Как же стать настоящим читателем? Что для этого необходимо? Несомненно, в читательском становлении, как в духовном развитии вообще, любой человек созидает себя сам. Искусство даром в руки не дается: то душевное просветление, которое оно способно подарить, оплачивается честным трудом ума и сердца. Это труд не только понимания, сам по себе требующий образованности, наблюдательности, догадливости, фантазии, но также труд читательского «самостроения»: чтобы беседовать с художником, надо самому стать «художником воображения», надо подниматься к творческому уровню, на котором только и возможно общение с искусством.
Вот такие задачи мы перед собой и поставим в 10 классе, изучая литературу второй половины XIX века.
4. Слово учителя
Общественная и политическая обстановка в России второй половины XIX в.
- Основные исторические события первой половины XIX века, оказавшие влияние на развитие литературы, - это война 1812 года и восстание декабристов.
Вторая половина XIX века тоже насыщена историческими событиями.
Оживление общественно-политической жизни России, которое было связано со смертью Николая I.
Поражение России в Крымской войне (продемонстрировало экономическую и техническую отсталость России от Европы).
Существование крепостного права и необходимость его отмены.
Появление новой социальной силы: «разночинства».
Словарная работа
Разночинцы – выходцы из рядов крестьянства, духовенства, мелкого чиновничества, обедневшего дворянства.
Вытеснение со сцены общественно-политической жизни дворянской интеллигенции как исчерпавшей свои возможности.
Выбор дальнейших путей развития:
Обозначились два ведущих направления русской общественной мысли: западничество и славянофильство.
Славянофилы (буквально: любящий славян).
Предлагали называть себя «туземники», «самобытники». Отдавая должное европейской культуре, вели речь не об отставании России, а об ее особенностях и преимуществах, утверждали ее право на особый, самобытный путь развития, в корне отличающийся от западного.
Славянофильский журнал: «Русская беседа».
Западники тоже не все принимали на Западе. Они осуждали культ денег, наживы, личной выгоды, процветающие в Европейских странах с развитием капитализма. Но полагали, что именно западный путь наиболее естественный и разумный для России. Этот путь должен привести к равенству всех людей перед законом, установлению личных свобод, к победе либерализма.
Западнические журналы: «Отечественные записки» и «Современник».
Революционное движение как реакция на Французскую революцию 1848 г. и мрачное «семилетие».
5. Ответы на вопросы (в группах):
Почему в 60-е годы XIX века особенно оживилась общественная жизнь России? Как это отразилось на литературном процессе?
Расскажите о взглядах на будущее России западников и славянофилов.
Расскажите об историко-философских взглядах славянофилов.
6. Слово учителя
Культура России второй половины XIX века
Расцвет реализма в искусстве второй половины XIX века.
Уже в творчестве Пушкина, Лермонтова и Гоголя в первой половине XIX века (в 20-е годы) зарождался реализм, который стал во второй половине XIX века главенствующим направлением в искусстве.
Литература этого периода изобразила человека, который чувствовал себя «лишним» в обществе. Вспомним радищевского Путешественника, Чацкого, Онегина, Печорина…
Литература второй половины XIX века изменяет свое направление изображения жизни. Писатели – реалисты изучают жизнь во всех ее проявлениях, сняв какие литературные ограничения, отбросив разделение на «поэтическую и «непоэтическую» действительность.
Новый реализм складывается в XIX веке. Это критический реализм. Критический реализм по-новому изображает отношения человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Предметом анализа становится внутренний мир человека.
Основные признаки русского реализма:
- социальная и психологическая типизация;
- герой не только тип, но и индивидуальность;
- наличие типических обстоятельств, отсутствие экзотической среды - в противовес романтикам;
- точность воспроизведения деталей;
- отсутствие однозначной авторской оценки;
- эволюция характера героя под влиянием обстоятельств;
- любимые жанры реалистов - роман, рассказ. Четкого деления на жанры нет;
- стремление приблизить язык произведения к живой речи.
Роман – господствующий жанр в литературе второй половины XIX века.
СловарнаяработаРоман - крупный по объему и, как правило, прозаический жанр эпоса. Повесть по отношению к роману является «средней» по величине жанровой формой, а рассказ - «малой». Основную организующую роль в романе играет сюжет, развитие событий, которые относятся к большому периоду времени и позволяют полно показать целую человеческую жизнь, изобразить длительно протекающий процесс или сложное, многостороннее явление.
Объемность романа - количественный признак, который связан с его качественными особенностями: полнота обрисовки широко охватывающего конфликта, развертывание масштабных событий в рамках большого пространства и в течение длительного времени или весьма детализированное изображение явления, персонажа, проявлений и истории развития характера. Роман позволяет во всей полноте показать взаимоотношения человека и общества, место человека в мире.
Первый этап в истории русского реалистического романа был отмечен появлением трех великих шедевров, которые имели исключительное, переломное значение для развития всей национальной русской культуры и сразу выдвинули русский роман на одно из первых мест в мировой литературе, - появлением «Евгения Онегина», «Героя нашего времени» и «Мертвых душ».
Начиная с 40-х и 50-х годов XIX века русский роман занимает центральное место в развитии всей русской литературы. В романах Тургенева и Гончарова, Герцена и Чернышевского, Лескова и Салтыкова-Щедрина, Достоевского и Толстого получили в период с 30-х по 80-е годы свое наиболее яркое и всестороннее выражение все многообразные и сложные проблемы жизни русского общества, вопросы, порожденные ломкой крепостнических отношений, развитием освободительного движения.
3. Демократизация литературы (народ – действующее лицо художественных произведений).
4. Развитие отечественной критики (Белинский, Герцен, Добролюбов, Писарев).
5. Формирование современных литературных жанров: русский классический роман.
6. Гражданский пафос литературы.
Основные вопросы: «Что делать?», «Кто виноват?».
7. Работа журналов, дискуссия между журналами.
8. Развитие драматургии – становление русского национального театра. (А.Н. Островский).
9. Новый герой: самопожертвование – национальная черта. Благо других – высшая нравственная ценность. Единство человеческой судьбы с судьбой народа.
IV. Применение. Формирование умений и навыков
Индивидуальные задания
1. Сообщение заранее подготовленного учащегося на тему: «Живопись второй половины XIX века»- Живопись второй половины XIX века демонстрирует интерес к исторической теме. Отличительной ее особенностью является обращение к национальной тематике, тесное сближение с жанровой живописью. (Например, К. Флавинский «Княжна Тараканова» (1864), Н. Неврев «Незабытое прошлое» (1866).)
Особенностью живописи является и тесная сращенность картин с литературным сюжетом. (Например, картина «Посол от князя Курбского» В. Шварца перекликается со стихотворением А.К. Толстого «Василий Шибанов», «Бегство Дмитрия Самозванца» Г. Мясоедова - со сценой из «Бориса Годунова» А.С. Пушкина.).
Художников интересует религиозно-философская тема: на картине Н. Ге «Тайная вечеря» (1863) евангельский сюжет получил толкование как реальная жизненная драма.
Тема народного горя (некрасовская тема) раскрылась в работах П. Соколова «У кабака» (1865), В. Перова «Последний кабак у заставы» (1863), «Проводы покойника» (1865), «Тройка» (18бб), В. Пукирева «Неравный брак» (1862), И.Е. Репина «Бурлаки на Волге», К. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» (1874).
Если в живописи первой половины XIX века (например, в картине А.Г. Венецианова «На пашне. Весна», 1820-е годы) обнаруживается ощущение светлого, радостного восприятия мира природы, труда и человека и не ставится задача раскрытия противоречий общественного положения русских крестьян, то живопись второй половины демонстрирует эти противоречия очень ярко.
Обратимся к картине Н.В. Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» (1866). В ней художник изобразил сцену, очень типичную для крепостного мира. Торгуются помещики. Предмет торговли - молодая подневольная крестьянка. Бесчеловечность этой ситуации внешне никак не подчеркивается художником. Хозяин в теплом домашнем халате спокойно курит трубку, характерным жестом показывая, что ему предлагают мало денег. Покупатель правой рукой протягивает ему монеты, а левой придерживает за плечо девушку. Но то, как бесстрастно происходит эта сцена, как обычна обстановка комнаты и невозмутим спящий на столе кот, усугубляет скрытый трагизм происходящего.
По сути та же ситуация изображена на картине В. Пукирева «Неравный брак» (1862). В обрисовке характеров и индивидуальных особенностей персонажей живописца интересует своеобразие социального типа. Наглядно противопоставляя богатство и бедность, старость и молодость, бездушный цинизм и беззащитность, художник демонстрирует, как контрастны моральные понятия и этих людей, и общества, стоящего за ними. Аморальность власть имущих, растлевающая сила денег, лицемерие церкви, скрепляющей своим авторитетом заведомо насильственный союз, бесправие женщины, прямое насилие над ее чувствами проходят перед зрителем. Трагизм и безнравственность этого брака заложены уже в самом несоответствии ни по положению, ни по возрасту, ни по испытываемым чувствам двух совершенно чуждых друг другу людей.
Наибольшей реалистической выразительности достиг пейзаж в работах Ф. Васильева, И. Шишкина, А. Саврасова. Последнего называют родоначальником русского национального пейзажа. Лучшее его произведение - «Грачи прилетели» (1871). Приметы весеннего пробуждения земли, отображенные художником, воспринимались современниками как предвестие близких перемен.
К началу 70-х годов наметился общественный подъем, связанный с деятельностью революционных народников - второго поколения революционеров-демократов, осуществивших попытку поднять крестьян на революцию «хождением в народ». Однако завершилось это движение трагически - 1 марта 1881 года народовольцы после нескольких покушений убили Александра II, и в стране наступила реакция.
(В процессе сообщения ученик показывает репродукции называемых картин, используя альбомы живописи Государственной Третьяковской галереи.)
2. Сообщение на тему: «Музыкальное искусство второй половины XIX века»
- Развитие музыкального искусства связано прежде всего с созданием в 1862 году объединения «Могучая кучка», задачей которого являлось отражение прошлого русской жизни и сближение музыки с поэзией. В «Могучую кучку» входили М.А. Балакирев (глава кружка), А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков. Идейно-художественные устремления «Могучей кучки» сложились под воздействием эстетических принципов революционеров-демократов. «Кучкисты» выступали против академической рутины, боролись за народность, национальную направленность в русской музыке.
Развивая художественные традиции М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского и достижения западноевропейских композиторов-романтиков, члены кружка создали выдающиеся образцы оперного, симфонического и камерно-вокального жанров. Большое значение они придавали русской народной песне и фольклору других народов, широко используя их в своем творчестве.
Например, в 1868-1869 годах М. Мусоргский пишет на сюжет драмы А.С. Пушкина оперу «Борис Годунов», главный герой которой - народ. Создает реалистические вокальные сценки из народной жизни на собственные слова, слова Н.А. Некрасова («Колыбельная Еремушке», «Калистрат» и др.); в 70-е годы работает над музыкальной драмой «Хованщина».
В конце 60-х годов Н. Римский-Корсаков написал оперу «Псковитянка» по исторической драме Л. Мея, во второй половине 90-х - оперу-былину «Садко» и «Царскую невесту». Увлечение фольклором нашло отражение в операх «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством» по Гоголю, «Снегурочка» по А.Н. Островскому.
Невелико по объему творческое наследие А. Бородина, но в нем тоже нашли воплощение любовь к родине, идея величия русского народа, свободолюбие. Центральное место в его творчестве занимают богатырские образы русской истории, народного героического эпоса, к которым он обращался, чтобы понять современность.
Наиболее значительным произведением композитора является опера «Князь Игорь» по «Слову о полку Игореве», работа над которой началась в 1869 году. Чтобы глубже проникнуться духом старины, Бородин побывал в окрестностях Путивля (под Курском), изучал исторические источники: летописи, старинные повести, исследования о половцах, былины, эпические песни. Работа продолжалась 18 лет, но не была завершена. После смерти композитора А.К. Глазунов по памяти восстановил увертюру и на основе авторских эскизов дописал недостающие эпизоды оперы, а Римский-Корсаков инструментировал ее большую часть.
К середине 70-х годов «Могучая кучка» как сплоченная группа перестала существовать, однако ее эстетические принципы оказали влияние на развитие русской музыкальной культуры.
(Звучат фрагменты музыкальных произведений.)
V. Этап информации о домашнем задании
1. Подготовить пересказ лекции учителя на основе конспекта, сделанного в классе.
2. Индивидуальные задания учащимся: подготовить сообщение о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева.
VI. Этап рефлексии