Сценарий проведения деловой игры Выборы (6 класс)
Деловая игра «Выборы» (для учащихся 6 класса)
Автор: учитель математики МБОУ г.Иркутска СОШ №73 Митюкова Ж.Г.
Для классного руководителя шестой класс - благодатное время. Шестиклассники просто жаждут больших и значимых дел. Это в 14 лет появятся хитрость и цинизм, а в 12-13 лет дети готовы все делать с полной самоотдачей. Самое важное: именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как личность. 12 лет – это период активизации способностей. Дети спешат испытать все, что возможно. Они записываются в самые разные кружки и секции, хватаются за несколько дел, хотят все попробовать, самостоятельно во всем поучаствовать.
Главной и определяющей деятельностью становится общение. Подросток чутко реагирует на мнение сверстников о себе, на изменения в отношениях с ними, много думает об этом. Ему хочется завоевать авторитет и уважение товарищей, добиться их признания. Именно среди друзей подросток ищет и находит себя, свою роль и образцы для подражания. Подростку очень важно найти свое место в коллективе класса.
Игра проводится среди учащихся одного класса. Для проведения игры используем знания, полученные на уроках обществознания, жизненный опыт учащихся.
Вид мероприятия: деловая игра
Цель: Выбор старосты класса.
Задачи:
1. Формировать у подростков основы правовой культуры, общечеловеческих ценностей.
2. Способствовать формированию осознанного выбора жизненной позиции.
3. Обогатить знаниями об избирательном праве и практическими навыками, необходимыми для полноценного участия в демократическом процессе.
4. Развивать лидерские качества, творческие способности.
Продолжительность игры: 2 недели.
Необходимое оборудование: ватман, маркеры, бумага разного формата, ящик для голосования.
План проведения игры:
1 этап – подготовительный. Проводится в форме классного часа «Я б на выборы пошел, пусть меня научат!»;
2 этап – избирательная кампания;
3этап – заключительный (день выборов)
Ход мероприятия:
1 этап. Классный час «Я б на выборы пошел, пусть меня научат!»
Ведущий: Знают взрослые и дети
Много разных прав на свете,
Но хочу вам рассказать
Я о праве избирать.
Даже маленькие дети
Обладают правом этим,
Выбирают, с кем дружить,
На какой кружок ходить,
Что покушать, что надеть,
И какой мультфильм смотреть.
А когда постарше станут,
Выбирать не перестанут,
В 18 лет ты сможешь президента выбирать,
Ты воспользоваться должен своим правом избирать!
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о понятии «избирательное право». Этот термин для вас знаком по урокам обществознания. Как вы можете объяснить это понятие?
(ответы детей)
Ведущий: Почему нельзя не пойти на выборы? (ответы детей).
Ведущий: Пока дети совсем маленькие, они ничего не выбирают. Какой шарфик купили – такой и носят, какую игрушку дали – с той и играют. Но чем старше становится ребенок, тем чаще он выбирает то, что нравится именно ему. И, наконец, когда человек становится совсем взрослым гражданином, он может участвовать в выборах. Если не прийти на выборы, то придется опять, как в раннем детстве, послушно пользоваться тем, что выбрали для вас другие. А чтобы выборы проходили правильно, и никто не был обманут, существуют законы «О выборах». Такие законы делают выборы демократическими. Демократия – это порядок в государстве, основанный на власти народа, свободе и равенстве людей.
Ведущий: Давайте поговорим о том, что же такое признаки демократии. Проверим, насколько хорошо вы знаете предмет «обществознание»
Проведем небольшой блиц-опрос в виде голосования. Если вы согласны с утверждением, прошу вас поднять правую руку. Если вы не согласны с утверждением, руку не поднимайте.
По каким признакам можно определить, есть ли в твоем государстве демократия?
1. Взрослые не боятся высказывать разные мнения, спорят друг с другом о политике. Одни считают, что в государстве все идет хорошо, а другие, что плохо. Это демократия, Да или нет?
2. Все взрослые, говоря по телевизору про политику, высказывают одинаковые мнения, громко и дружно хвалят президента, правительство и государство, а дома шепотом ругают. Это демократия, да или Нет?
3. Права одного человека важнее интересов всего государства, главная и единственная цель государства защищать права своих граждан. Это гражданин имеет право требовать от государства уважения и защиты своих прав. Это демократия, Да или нет?
4. Гражданин ничего не должен требовать от своего государства, государство важнее, чем какой-то один человек и может сделать с ним все, что считает правильным. Это демократия, да или Нет?
5. Перед выборами главы государства взрослые спорят, за кого надо голосовать, выбирают одного из нескольких кандидатов. Побеждает тот, за кого проголосовало больше взрослых. После выборов взрослые, если они голосовали против того, кого все- таки выбрали, не скрывают это друг от друга. Это демократия, Да или нет?
6. Во время выборов на место главы государства всегда один и тот же кандидат, тот, кто уже и так глава государства. Взрослые никогда не признаются, что голосовали против главы государства. Это демократия, да или Нет?
(В зависимости от уровня подготовки учащихся, можно обсудить данные вопросы, можно перейти к следующему пункту)
Ведущий: Демократические выборы, это значит, что они подчинены правилам. Вот эти правила
1. Добровольное участие в выборах. То есть люди приходят на выборы, если хотят. Никто не может заставить их идти на выборы или голосовать не так, как они хотят. Кроме того, никто не может запретить им голосовать, если они хотят.
2. Равное право людей на участие в выборах. Это значит, что каждый гражданин РФ, независимо от того, кто он – мужчина или женщина, где он родился и какой у него цвет кожи, имеет право прийти на выборы.
3. Прямое голосование. Оно означает, что каждый человек приходит на выборы и голосует сам. Нельзя послать на выборы вместо себя папу или маму, дядю или тетю, даже если они проголосуют так, как ты хочешь.
4. Тайное голосование. Это значит, что никто не следит за тем, за кого ты голосуешь. Никто не узнает, как ты проголосовал, пока ты сам этого не скажешь. Мы выбираем людей в органы законодательной власти, выбираем также и президента государства. Представителей в органы исполнительной и судебной власти назначает сам президент. Президента выбирает народ и ему не безразлично, кто будет управлять страной. Это должен быть самый лучший и самый достойный человек. Народ выбирает президента для того, чтобы он защищал и охранял права своих граждан. Эти права прописаны в таком важном документе как Конституция РФ. Получается, что народ сам управляет страной. Вот почему выборы важны для народа и государства!
Ведущий: Давайте подведем итог нашего разговора. Я предлагаю вам термины и прошу дать им толкование (если у детей возникает затруднение, необходимо дать подсказку)
ВЫБОРЫ (выражение воли людей, при котором они сами определяют, кто достоин быть законодателями, исполнителями и другими лицами, указанными в законе)
ГОЛОСОВАНИЕ НА ВЫБОРАХ (участие жителей страны в выборах путем заполнения избирательных бюллетеней)
ЯЩИК ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ (специальная емкость с прорезью для хранения избирательных бюллетеней)
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ (орган, который проводит выборы)
ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ (призывы к жителям страны во время выборов проголосовать за или против какого-нибудь кандидата)
КАНДИДАТ НА ВЫБОРАХ (человек, который решил использовать свое право быть избранным и заявил об этом в государственный орган)
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ (специальный листок бумаги, который избирателю выдается на избирательном участке)
ИЗБИРАТЕЛЬ житель страны, который может прийти на выборы и проголосовать за какого-нибудь кандидата
Ведущий: Как вы думаете, возможно ли провести выборы в нашем классе? (ответы детей).
Я предлагаю вам провести выборы старосты нашего класса по всем правилам проведения выборов. Для этого предлагаю подумать и предложить 2-3 кандидатов в старосты, которые вам кажутся наиболее достойными. Если есть желающие сами участвовать в выборах – прошу принимать участие. Для проведения выборов нам необходимо: (дети могут помогать в составлении плана, даже если пункты будут идти в другом порядке)
Выдвинуть КАНДИДАТОВ
Провести ПРЕДВЫБОРНУЮ АГИТАЦИЮ
Изготовить ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ БЮЛЛЕТЕНИ по количеству учащихся в классе
Подготовить ЯЩИК ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ
Выбрать СЧЕТНУЮ КОМИССИЮ (для чистоты выборов можно пригласить из параллельного класса)
Провести ГОЛОСОВАНИЕ.
2 этап.
На следующий день регистрируем кандидатов. Каждый кандидат подбирает себе команду (2-3 человека). Проводится общий инструктаж для команд по ведению предвыборной агитации (формы проведения – плакаты, листовки, выступления групп поддержки; правила проведения – нельзя оскорблять других кандидатов, использовать подкуп избирателей, ругаться с другими кандидатами)
В течение недели проводится агитация с использованием плакатов, листовок, выступлением групп поддержки на переменах.
В это же время кандидатам дается задание подготовить предвыборную речь, которая будет содержать общую позицию кандидата по ведению жизни класса, планы, проекты. Для подготовки речи можно использовать литературу, Интернет, помощь родителей.
За 3-4 дня до выборов изготавливаются избирательные бюллетени (этим занимаются 2-3 человека в классе, не включенные в команды кандидатов). Дизайн бюллетеня придумывают сами, классный руководитель дает необходимую информацию по содержанию бюллетеня. Так же изготавливается ящик для голосования силами учащихся.
За 3 дня до голосования проводятся выступления кандидатов с предвыборной речью (присутствует весь класс).
За 1 день до голосования наступает «День тишины». Классный руководитель дает пояснения, что это такое и для чего проводится.
В день голосования проводятся выборы с привлечением счетной комиссии (из другого класса). По окончании голосования счетная комиссия в присутствии всего класса вскрывает ящик для голосования и ведет подсчет голосов. Результат объявляется сразу.
Результатом игры является выбор старосты (президента, председателя, премьер-министра) класса.
Для анализа воспитательной значимости мероприятия можно воспользоваться следующими критериями:
Личная значимость для учащихся
Комфортность, благоприятный психологический климат
Возможность для проявления и развития индивидуальности и творческих способностей школьников
Обогащённость жизненного опыта учащихся
Вовлечённость учащихся в подготовку и проведение мероприятия
Духовно – нравственная ценность
Как будет учтен опыт этого занятия в Вашей дальнейшей работе