Внеклассное мероприятие Математика — царица всех наук


Внеклассное мероприятие
на тему:
«Математика – царица всех наук»
Карл Фридрих Гаусс
Составитель:
Учитель математики
Курочкина Р.Ф.
Девиз:
«Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий»
Цель: Формирование представлений об истории математики, взаимосвязи математики с другими науками.
Учитель математики:
Математика со времени её зарождения как наука и много раньше была тесно связана не только с цивилизацией, с практикой, но и со всей общечеловеческой культурой – со всем миром. Математика всегда сопровождала человека в жизни. Она помогает развитию других наук, она развивает у человека такие важные качества личности, как: логическое мышление, целеустремленность, сильную волю, хорошую память, работоспособность, находчивость и смекалку. А такие качества, как интуиция, вдохновение, озарение, ведут к великим открытиям.
Систематические занятия математикой обогащают человека, облагораживают его. Тот, кто хоть раз испытал радостное чувство от решения трудной задачи, познал радость пусть маленького, но всё же открытия, так как каждая задача в математике – это проблема, к решению которой человечество порою шло долгие сто и тысячелетия, - тот будет стремиться познать ещё и использовать полученные знания в жизни.
Сегодня мы с вами ответим на вопросы: «Что дала людям математика? Что в ней интересного? С какими науками она связана?» Поэтому тема нашего внеклассного мероприятия как сказал великий Карл Гаусс в XVIII веке: «Математика – царица всех наук»
Звучит мелодия вальса Г. Свиридов к кинофильму «Метель».
Учитель математики:
Как сказал К. Вейерштрасс: «Нельзя быть настоящим математиком, не будучи немного поэтом».
Поэтому слово предоставляется учителю литературы.
Учитель литературы:
Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Служение математике С.В.Ковалевская представляла себе неотрывным от служения литературе.
"Мне кажется, - говорила она, - что поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. И это должен математик". В ней одновременно жили математик и поэт. Они одновременно родились, росли, учились, писали научные труды и стихи.
Для многих казалось странным, как она сочетает математику с поэзией. По этому поводу Ковалевская писала: "Многие, которым никогда не представлялось случая более глубоко узнать математику, считают её наукой сухой. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего времени говорит совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе".
Великий русский поэт М.Ю.Лермонтов был большим любителем математики и в своих вольных и невольных переездах из одного места службы в другое всегда возил с собою учебник математики.
Английский писатель XIX века Льюис Кэрролл, он же - Чарльз Лутвидж Доджсон, автор "Алисы в стране Чудес" и он к тому же был ещё профессор математики.
Учитель математики:
Вспомнить тему нашего мероприятия: Великий Карл Гаусс в 18 веке сказал:
«Математика – царица всех наук, а арифметика – царица математики».
В настоящее время нет предмета арифметика, есть просто математика с 1 по 6 класс.
Ещё в 1703 года Леонтий Магницкий издал первый русский учебник «Арифметика – сиречь наука числительная». На крышке учебника он изобразил храм наук. На троне – царица Математика, колонны храма – прикладные науки: астрономия, алгебра, физика, геология, геометрия, тригонометрия, география, а арифметика – это начальные ступени всего храма: сложение, вычитание, деление, умножение.
А ведь Карл Гаусс родился в Германии и был немец по национальности.
Слово предоставляется учителю немецкого языка.
Учитель немецкого языка:
В юности Карлу Гауссу одинаково нравились древние языки и математика. И если бы не правильный семнадцатиугольник, который построил он с помощью циркуля и линейки в 19 лет, может быть, знали бы Гаусса не как математика, а как лингвиста. После знакомства с работами Н.И. Лобачевского, Гаусс на 62-м году жизни занялся изучением русского языка. И через 2 года уже свободно читал русскую научную и художественную литературу. Сейчас переводами с иностранных языков занимаются специальные машины.
Учитель математики:
Основы математики все без исключения изучают уже с первых классов
школы, потому что эта наука нужна всем, особенно сейчас, когда математика проникла во все отрасли знаний - физику и химию, науки о языке и медицину, астрономию и биологию и т.д. Математики учат вычислительные машины сочинять стихи и музыку, измерять размеры атомов и проектировать плотины электростанций.
Сейчас слово предоставляется физике.
Звучат позывные передачи «Очевидное- невероятное».
Учитель физики:
Во многих случаях наблюдения над явлениями природы помогают человеку в решении его технических задач. Так, на заре развития авиации наши знаменитые учёные Н. Е. Жуковский (отец русской авиации) и С. А. Чаплыгин (один из основоположников аэродинамики) исследовали полёт птиц, чтобы сделать выводы относительно наивыгоднейшей формы крыла самолёта и условий его полёта.
Мы идём в магазин. Чтобы сделать покупку, мы решаем в уме задачу с данными: цена, количество, стоимость. Мы едем в путешествие и решаем для себя задачу с данными: скорость, время, расстояние. Экономисты на заводе каждый день решают массу задач с данными: работа, производительность труда, время. Инженер или техник на производстве решает задачи из "Сопротивления материалов".
Учитель математики:
Как сказал Леонардо да Винчи «Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математическое доказательство»
Звучит музыка из телевизионной передачи «В мире животных»
Слово предоставляется учителю биологии.
Учитель биологии:
Природа – удивительный творец и мастер. Все живое в природе обладает свойством симметрии.
Если сверху посмотреть на любое насекомое и мысленно провести посередине прямую (плоскость), то левые и правые половинки насекомых будут одинаковыми и по расположению, и по размерам, и по окраске. Ведь мы ни разу не видели, чтобы у жука или стрекозы, у любого другого насекомого лапы слева были бы ближе к голове, чем справа, а правое крыло бабочки или божьей коровки было бы больше, чем левое. Такого в природе не бывает, иначе бы насекомые не смогли бы летать. Свойство симметричности, присущее живой природе, человек использовал в своих достижениях: изобрел самолет, создал уникальные здания архитектуры. Да и сам человек является фигурой симметричной.
Симметрию можно увидеть среди цветов. Осевой симметрией обладают цветки семейства розоцветных, а центральной симметрией – семейство крестоцветных. Симметрию можно увидеть и на листьях деревьев.
Симметрия, характерная для представителей животного мира, называется билатеральной симметрией.
Роль математики в биологии состоит в том, что все исследования опираются на логические выводы. От простого наблюдения к абстрактному мышлению. Математические методы анализа и синтеза, установления связей между явлениями помогают открывать законы развития живой природы. Этому служит новая наука – математическая биология.

Звучит музыка М.И. Глинка «Славься, славься ты Русь моя».
Учитель математики:
Слово предоставляется учителю истории.
Учитель истории:
Мировое искусство во многом обязано математике. Пример этому – многочисленные древнейшие сооружения, кремли, башни, дворцы и другие произведения архитектуры.
Петр Первый хорошо знал адицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. В его времена эти действия знали далеко не все, и Петр настойчиво заставлял изучать это своих сподвижников. Сейчас это знает каждый школьник. Как он это называет? (+,-,*,/)
Ведь ещё Цицерон сказал о математике: «Греки изучали её, чтобы познать мир, а римляне – для того, чтобы измерять земельные участки».
В Сиракузах, в Греции есть площадь Архимеда. Он был не только великий учёный, но и великий патриот. Свои изобретения он использовал для защиты родного города от римлян. Архимед сжигал их корабли с помощью огромных увеличительных стёкол, которые сам сконструировал.
История помнит много учёных не только за их математические открытия, но и гражданскую позицию, их душевную щедрость и красоту.
Учитель математики:
На фоне позывных «Клуба кинопутешественников»
Слово предоставляется учителю географии.
Учитель географии:
География – интересный предмет, но немыслима без математики. До второго века нашей эры география была наукой описательной, затем древнегреческий ученый Птолемей впервые использовал градусы круга и, применив градусную сеть, начертил карту, которой пользовались несколько веков.
В эфире слышаться позывные «SOS!». В море люди терпят бедствие. Их голос услышан, но как их найти? Потерпевшие сообщают свои координаты. Что это такое? А это азимуты. Опять на помощь пришла математика, ведь азимут не что иное, как сектор круга. Графики и диаграммы, которыми так богата география,
- это сравнительные величины. На карте нельзя измерить расстояние, не прибегнув к математике.
Мы живём на земном шаре, хотя в действительности форма земли не шар, а более сложное тело – «эллипсоид вращения». У полюсов оно сплюснутое, отношение малой оси к большой составляет 299/300. Это не много, но эту величину приходится учитывать при составлении географических карт.
Заключительное слово учителя математики:
Математика – это орудие с помощью которого человек познаёт и покоряет себя окружающий мир. Чтобы сделать в математике открытие, надо любить её так, как любил её каждый из великих математиков, как любили и любят её десятки и сотни других людей. Сделайте хотя бы малую часть того, что сделал каждый из них и мир навсегда останется благодарным вам. Не забывайте слова великого математика Л. Магницкого: «В любом открытии есть 99% труда и потения и только 1% таланта и способностей». Поэтому учите и любите математику, чтобы познать тайны окружающего мира. Наше мероприятие завершают учащиеся, которые исполнят гимн математики на мотив песни «Чему учат в школе?».
ГИМН МАТЕМАТИКИ
Уравнения решать, радикалы вычислять-
Интересная у алгебры задача!
Интегралы добывать,
Дробь делить и умножать
Постараешься- придет тебе удача!
Геометрия нужна, но она ведь так сложна!
То фигура, то тела не разберёшься.
Аксиомы там нужны,
Теоремы так важны,
Их учи- и результата ты добьёшься!
Все науки хороши
Для развития души.
Их и сами все вы знаете, конечно,
Для развития ума математика нужна,
Это было, это будет, это вечно.