Родительское собрание в 6 б классе Чтобы ребенок учился


Родительское собрание «Чтобы ребенок учился».
Подготовка:
1.   Каждый учащийся готовит два листочка (в форме листа дерева) – зеленого и желтого цвета.
2.   На классном часе проводится погружение учащихся в проблему: «Снижение познавательного интереса к учению, увеличение количества неудовлетворительных оценок». Педагог обращается к школьникам со следующим заданием:                                               
«Оценка – это цена вашего труда. Почему же она становится все ниже и ниже? В чем причина возрастающего количества неудовлетворительных оценок?                                                       
Перед вами на доске нарисовано дерево. Оно пока без листьев. Это «дерево проблем», перед вами листочки двух цветов.
На листочке зеленого цвета выразите одним-двумя словами причину получения вами неудовлетворительных оценок либо причину нежелания учиться. (К заданию приступают лишь те учащиеся, которые считают, что данная проблема для них характерна). Учащиеся приступают к заданию. Затем они подходят к дереву и наклеивают листья.
В качестве основных причин учащиеся обычно выделяют такие: лень, влияние друзей, телевизор, не нравится предмет, не получается, не хватает времени, не понимаю предмет. Учитель анализирует эти высказывания, озвучивает их и ставит другие вопросы:
«В чем причина лени, недостачи времени, непонимания предметов? Почему друзья являются тоже причиной снижения успеваемости?»
Учащиеся уже работают с листочками другого (желтого) цвета.
Затем они наклеивают их на «дерево проблем».
Появились такие высказывания: невнимательность, нет помощи, часто отвлекают друзья, много времени смотрю телевизор, долго гуляю на улице, не обращаюсь за помощью.
Все перечисленные высказывания взаимосвязаны. Учащиеся чувствуют проблему, но не видят в достаточной мере ее корней.
На втором этапе школьникам предлагается заполнить анкету. Ее цель – изучить взаимоотношения «ребенок-родитель». Учитель просит учащихся подписать свои имя и фамилию по желанию.
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Допустимые ответы: да, нет, иногда, отчасти.
1.   Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с родителями?
2.   Говорят ли с вами ваши родители по душам, советуются ли с вами по своим личным делам?
3.   Интересуются ли родители вашей учебой, проблемами по отдельным предметам, проблемами с учителями и одноклассниками?
4.   Знают ли родители ваших друзей?
5.   Участвуете ли вы в хозяйственных  делах вместе с родителями?
6.   Проверяют ли постоянно ваши родители, как вы готовите уроки?
7.   Есть ли у вас и ваших родителей общие занятия, увлечения?
8.   Участвуете ли вы в подготовке семейных праздников?
9.    Хотите ли вы всегда проводить свои праздники без взрослых?
10.       Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги, газеты?
11.       А телевизионные передачи, фильмы?
12.       Бываете ли вы вместе с родителями на прогулках,  в походах?
13.       Нравится ли вам проводить вместе с родителями отпуск?
Учитель подсчитывает результаты. За каждое «да» - 2 балла, «отчасти, иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. Полученный результат записывается – он пригодится для проведения родительского собрания.
Ход собрания
I.   Вступительное слово классного руководителя.    Оценки, которые получают наши дети, это цена их труда. Так получилось, что успеваемость в сентябре – октябре по сравнению с прошлым учебным годом снизилась на 10%. Почему же дети получают двойки, не хотят учиться? Для того чтобы это понять, надо учесть ряд самых разнообразных обстоятельств. Давайте попробуем разобраться. С этой целью мы с учащимися рисовали «дерево проблем». Давайте попробуем подобную работу провести и с вами.
    Родителям предлагается ответить на те же вопросы, которые предлагались детям на классном часе. Причины они записывают на зеленых и желтых листочках деревьев. Работа проводится аналогично – в два этапа. На первом этапе родители, как правило, отмечают те же причины неуспеваемости, что и дети. Но в большинстве случаев они не могут установить их на втором этапе. Они не замечают, что один из корней этой проблемы находится в них самих.
   По окончании работы учитель демонстрирует «дерево проблем» учащихся.
II.   Анкетирование.
   Прежде чем предложить родителям ответить на вопросы анкеты, подобной той, что была предложена детям, учитель (один на один) сообщает им результаты анкетирования учащихся. Эта работа необходима для того, чтобы каждый из родителей задумался о своих отношениях с ребенком, сопоставив обе цифры: свою и своего ребенка.
                                                АНКЕТИРОВАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Допустимые ответы: да, нет, отчасти, иногда.
1.   Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
2.   Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по «личным делам»?
3.   Интересуются ли  они вашей работой?
4.   Знаете ли вы друзей ваших детей?
5.   Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?
6.   Проверяете ли вы, как они учат уроки?
7.   Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?
8.   Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
9.   На «детских праздниках» - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их «без взрослых»?
10.    Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты, журналы?
11.    А телевизионные передачи и фильмы?
12.    Бываете ли вместе в гостях, музеях, на выставках и концертах?
13.    Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах?
14.    Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?
За каждое «да» - 2 балла, «отчасти, иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов.Более 20 баллов: ваши отношения с детьми можно считать  благополучными.
От 10 до 20 баллов: отношения оцениваются как удовлетворительные и недостаточно многосторонние.
Менее 10 баллов: контакты с детьми явно недостаточные. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.
Родители сопоставляют свои результаты с результатами детей и общей интерпретацией. Можно поинтересоваться, ожидали ли они подобных данных?
III.   Учитель продолжает родительское собрание.
Мы видим причины нашей проблемы и теперь вы уже знаете, ходит ли Ваш ребенок в школу с удовольствием или нет, зависит не только от школы, но и от семьи. Давайте попробуем поучиться находить решение этой проблемы. Далее классный руководитель предлагает родителям познакомиться с методическими советами и обсудить их.
ВАРИАНТ 1
Сделайте так, чтобы ребенку захотелось рассказать о том, что они изучают в школе. Расскажите ему, что его нелюбимый предмет в школе был вашим самым любимым. Попросите его показать, по какому учебнику он занимается. Сравните вместе с ним, что вы изучали раньше и что он изучает сейчас.  Заодно вы поймете, насколько он знает материал параграфа. Докажите личным примером, что уметь решать трудные уравнения интересно.
ВАРИАНТ 2
Могут помочь заповеди доктора Добсона:
1)   Не унижайте своего ребенка. Не используйте фразы: «А лучше ты придумать не мог? У тебя вообще есть голова на плечах?» и т.д.
2)   Не угрожайте: «Если ты еще раз так сделаешь – ты у меня получишь!» Всякий раз, когда мы угрожаем ребенку, мы учим его бояться и ненавидеть себя. Угрозы всегда относятся к будущему, а ребенок живет в настоящем. Угрозы совершенно бесполезны – от них поведение не улучшится, а результатов не прибавится.
3)   Не вымогайте обещаний. Обещания тоже относятся к будущему. Слово – это одно, а дело – совсем другое.
ВАРИАНТ 3
У психологов есть понятие «тактильного голода». Это дефицит любви родителей. Прижмите, поцелуйте, потормошите своего ребенка. Может быть, эти ощущения послужат толчком к решению проблемы             
ВАРИАНТ 4
 Воспользуйтесь советами Карнеги – «девять способов, как изменить человека, не нанеся ему обиды и не вызывая негодования»:
1)   Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств ребенка.
2)   Обращая внимание на ошибки, делайте это в косвенной форме.
3)   Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
4)   Задавайте вопросы вместо приказаний.
5)   Дайте возможность человеку спасти свое лицо.
6)   Хвалите человека даже за скромный успех и будьте при этом искренними.
7)   Создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
8)   Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы его хотите увлечь, легко выполнимым.
9)   Делайте так, чтобы ребенку было приятно исполнить то, что вы хотите.
ВАРИАНТ 5
Проблема, как снежный ком: если ее не решить, она будет расти. Рано или поздно она все равно разрешится, но неприятных последствий будет больше. Составьте с ребенком план решения своей проблемы.           
1-я – вижу свою проблему (этот этап выполнили в классе),
2-я – знаю про свою проблему все (этот этап выполнили в классе),
3-я – хочу решить свою проблему (осознание этого желания вместе с родителями),
4-я – составляю план действий (вместе с родителями составляют письменный план своих действий: сходить к учителю, договориться о возможности ликвидации пробелов, составить распорядок дня, посоветоваться с психологом и т.д.),
5-я – действую (здесь важно деликатное родительское сопровождение ребенка в том, где он что-то не сможет сделать сам),
6-я – изучаю результат (получили ли то, что ожидали),
7-я – даю оценку того, что сделано (возможно учитывать не только свое мнение, но и мнение педагогов и обязательно родителей).
IV. Подведение итогов
  Безусловно, нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Все дети разные. Каждый ребенок уникален и точно также уникальны и наши с ними отношения. Вы должны объяснить ребенку, что он должен быть знающим, трудолюбивым, красивым и у него есть все возможности реализовать себя. Мы (и педагоги, и родители) – сотрудники в этой работе. Но семья значит гораздо больше, чем сто учителей.
   Великий ученый Ж.-Ж. Руссо говорил: «Дети пусть делают то, что они хотят, а хотеть они должны то, чего хочет педагог». А мы действительно хотим, чтобы у наших с вами детей не возникали проблемы неуспеваемости, нежелания и неспособности учиться, а для этого нужно усерднее работать в этом направлении. И на сегодняшнем собрании мы задумались о необходимости полноценного общения родителей с детьми, более ответственного подхода к воспитанию. Надеюсь, что действия окажутся результативными. Залогом воспитательного успеха будут отличные знания наших детей. Давайте же учиться быть хорошими родителями.
5.Решение родительского собрания.
* Рекомендовать родителям проводить больше времени с детьми и совместно разработать программу действий по решению возникших проблем.
* напомнить о возможных формах общения с детьми (раздать памятки с обсуждаемыми сегодня вариантами).
* Не забывать о постоянном сотрудничестве детей, родителей, педагогов.
Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.
Допустимые ответы: да, нет, иногда, отчасти.
1.   Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с родителями?
2.   Говорят ли с вами ваши родители по душам, советуются ли с вами по своим личным делам?
3.   Интересуются ли родители вашей учебой, проблемами по отдельным предметам, проблемами с учителями и одноклассниками?
4.   Знают ли родители ваших друзей?
5.   Участвуете ли вы в хозяйственных  делах вместе с родителями?
6.   Проверяют ли постоянно ваши родители, как вы готовите уроки?
7.   Есть ли у вас и ваших родителей общие занятия, увлечения?
8.   Участвуете ли вы в подготовке семейных праздников?
9.    Хотите ли вы всегда проводить свои праздники без взрослых?
10.       Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги, газеты?
11.       А телевизионные передачи, фильмы?
12.       Бываете ли вы вместе с родителями на прогулках,  в походах?
13.       Нравится ли вам проводить вместе с родителями отпуск?
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.
Допустимые ответы: да, нет, иногда, отчасти.
1.   Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с родителями?
2.   Говорят ли с вами ваши родители по душам, советуются ли с вами по своим личным делам?
3.   Интересуются ли родители вашей учебой, проблемами по отдельным предметам, проблемами с учителями и одноклассниками?
4.   Знают ли родители ваших друзей?
5.   Участвуете ли вы в хозяйственных  делах вместе с родителями?
6.   Проверяют ли постоянно ваши родители, как вы готовите уроки?
7.   Есть ли у вас и ваших родителей общие занятия, увлечения?
8.   Участвуете ли вы в подготовке семейных праздников?
9.    Хотите ли вы всегда проводить свои праздники без взрослых?
10.       Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги, газеты?
11.       А телевизионные передачи, фильмы?
12.       Бываете ли вы вместе с родителями на прогулках,  в походах?
13.       Нравится ли вам проводить вместе с родителями отпуск?
Приложение 2
АНКЕТИРОВАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Допустимые ответы: да, нет, отчасти, иногда.
1.   Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
2.   Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по «личным делам»?
3.   Интересуются ли  они вашей работой?
4.   Знаете ли вы друзей ваших детей?
5.   Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?
6.   Проверяете ли вы, как они учат уроки?
7.   Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?
8.   Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
9.   На «детских праздниках» - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их «без взрослых»?
10.    Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты, журналы?
11.    А телевизионные передачи и фильмы?
12.    Бываете ли вместе в гостях, музеях, на выставках и концертах?
13.    Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах?
14.    Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?
АНКЕТИРОВАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Допустимые ответы: да, нет, отчасти, иногда.
1.   Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
2.   Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по «личным делам»?
3.   Интересуются ли  они вашей работой?
4.   Знаете ли вы друзей ваших детей?
5.   Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?
6.   Проверяете ли вы, как они учат уроки?
7.   Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?
8.   Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
9.   На «детских праздниках» - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их «без взрослых»?
10.    Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты, журналы?
11.    А телевизионные передачи и фильмы?
12.    Бываете ли вместе в гостях, музеях, на выставках и концертах?
13.    Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах?
14.    Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?
За каждое «да» - 2 балла, «отчасти, иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов.Более 20 баллов: ваши отношения с детьми можно считать  благополучными.
От 10 до 20 баллов: отношения оцениваются как удовлетворительные и недостаточно многосторонние.
Менее 10 баллов: контакты с детьми явно недостаточные. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.
Приложение 3
ВАРИАНТ 1
Сделайте так, чтобы ребенку захотелось рассказать о том, что они изучают в школе. Расскажите ему, что его нелюбимый предмет в школе был вашим самым любимым. Попросите его показать, по какому учебнику он занимается. Сравните вместе с ним, что вы изучали раньше и что он изучает сейчас.  Заодно вы поймете, насколько он знает материал параграфа. Докажите личным примером, что уметь решать трудные уравнения интересно.
ВАРИАНТ 2
Могут помочь заповеди доктора Добсона:
1)   Не унижайте своего ребенка. Не используйте фразы: «А лучше ты придумать не мог? У тебя вообще есть голова на плечах?» и т.д.
2)   Не угрожайте: «Если ты еще раз так сделаешь – ты у меня получишь!» Всякий раз, когда мы угрожаем ребенку, мы учим его бояться и ненавидеть себя. Угрозы всегда относятся к будущему, а ребенок живет в настоящем. Угрозы совершенно бесполезны – от них поведение не улучшится, а результатов не прибавится.
3)   Не вымогайте обещаний. Обещания тоже относятся к будущему. Слово – это одно, а дело – совсем другое.
ВАРИАНТ 3
У психологов есть понятие «тактильного голода». Это дефицит любви родителей. Прижмите, поцелуйте, потормошите своего ребенка. Может быть, эти ощущения послужат толчком к решению проблемы             
ВАРИАНТ 4
 Воспользуйтесь советами Карнеги – «девять способов, как изменить человека, не нанеся ему обиды и не вызывая негодования»:
1)   Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств ребенка.
2)   Обращая внимание на ошибки, делайте это в косвенной форме.
3)   Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
4)   Задавайте вопросы вместо приказаний.
5)   Дайте возможность человеку спасти свое лицо.
6)   Хвалите человека даже за скромный успех и будьте при этом искренними.
7)   Создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
8)   Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы его хотите увлечь, легко выполнимым.
9)   Делайте так, чтобы ребенку было приятно исполнить то, что вы хотите.
ВАРИАНТ 5
Проблема, как снежный ком: если ее не решить, она будет расти. Рано или поздно она все равно разрешится, но неприятных последствий будет больше. Составьте с ребенком план решения своей проблемы.           
1-я – вижу свою проблему (этот этап выполнили в классе),
2-я – знаю про свою проблему все (этот этап выполнили в классе),
3-я – хочу решить свою проблему (осознание этого желания вместе с родителями),
4-я – составляю план действий (вместе с родителями составляют письменный план своих действий: сходить к учителю, договориться о возможности ликвидации пробелов, составить распорядок дня, посоветоваться с психологом и т.д.),
5-я – действую (здесь важно деликатное родительское сопровождение ребенка в том, где он что-то не сможет сделать сам),
6-я – изучаю результат (получили ли то, что ожидали),
7-я – даю оценку того, что сделано (возможно учитывать не только свое мнение, но и мнение педагогов и обязательно родителей).