Основы звукоизвлечения при работе со студентами колледжа без предварительной музыкальной подготовки.

Мещанова Надежда Ивановна
преподаватель ГАПОУ «Лениногорский
музыкально-художественный педагогический колледж»

Основы звукоизвлечения при работе со студентами колледжа без предварительной музыкальной подготовки.
Основные понятия и термины по теме: штрих, легато, нон легато, стаккато, туше, лига
План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):
1. Теоретические основы, необходимые для овладения приёмами игры легато, нон легато, стаккато
2. Особенности звукоизвлечения, связанные с исполнением произведений на фортепиано
3. Анализ произведений с точки зрения применения основных приёмов звукоизвлечения
Краткое изложение теоретических вопросов:
1. Штрих ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Strich - черта, линия) - способ (приём и метод) исполнения нот, группы нот, образующих звук. Штрихи определяют характер и другие характеристики звучания.
Лега
·то ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «связанный») в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - приём игры на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] исполнение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], при котором имеет место плавный переход одного звука в другой, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] между звуками отсутствует. Легато показывает, что ноты играются или поются гладко и связно. То есть, в переходе от ноты к ноте не должно быть никакой промежуточной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] легато обозначается дугообразной линией - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], объединяющей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], исполняемые связно.





Стаккато (итал. staccato, от staccare отрывать, отделять) - короткое, отрывистое исполнение звуков, четко отделяющее их друг от друга. Этот [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] противоположен [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Обозначается словом staccato или точками под или над нотами.




Нон легато (ит. non legato - не связывая) - способ исполнения, при котором переход от одного звука к другому происходит отделенно, но не отрывисто.



Туше (франц. louche, от toucher - трогать, прикасаться) - характер прикосновения (нажима, удара пальцев) к клавишам при игре на фортепиано, определяющий специфику звучания фортепиано у того или иного исполнителя.
2. При освоении фортепианных произведений нужно учитывать следующее. Для овладения приёмом игры legato, прежде всего, следует научиться играть глубоким звуком, используя вес руки. Палец нажимает клавишу и поднимается вместе с ней постепенно и спокойно. В момент поднятия одного пальца следующий «готовится» заранее на другой клавише, чтобы нажать её, а не ударить сверху. В идеале, пальцы должны находиться на клавишах до нажатия. Вышеизложенное не означает, что legato исполняется только одним способом. Есть разные способы игры legato, но все их объединяет недопустимость взятия клавиш резким, быстрым ударом. Пальцы в любом случае должны соприкасаться с клавишами постепенно, мягким движением. Для достижения связного звучания, прежде всего, надо уметь правильно «брать» клавишу чуть согнутым пальцем, держать её (чувствуя вес руки) столько, сколько требует длительность звука, потом переходить к следующей, перенося вес руки от одного пальца к другому. Необходимо отметить, что чем громче - тем тяжелее руки, и наоборот, тихое звучание требует использования лёгкого веса рук. При чём, при игре piano пальцы погружаются более осторожно, чем на forte, плечевые мышцы напрягаются больше, чтобы удержать тяжесть рук. Надо помнить, что необходимо ощущать вес, независимо от градаций динамики звучания (от ppp до fff). Исполнение legato требует особого мягкого, ласкающего приёма игры пальцами, гибкого, податливого, волнообразного движения кисти, особенно в местах, требующих относительно яркого выделения центров фраз. Движения эти должны быть экономны, рациональны, так как лишняя жестикуляция снимает опору, что отрицательно сказывается на звучании. Исполнение на legato, способствует лучшему ощущению веса руки в кончиках пальцев, а также развивает способность не только слушать, но и слышать себя. Конечным итогом такой работы является владение звуком и умение им управлять. Проигрывание всего произведения связно, используя legato как один из приёмов, с одной стороны, укрепляет пальцы, а с другой – помогает в выборе логичной, точной аппликатуры. Достигнутое с помощью приёма legato умение управлять весом руки используется также для выполнения разнообразных артикуляционных обозначений, таких как non legato, tenuto, staccato и пр.
В медленном темпе staccato исполняется всей рукой. Если, к примеру, надо сыграть четвертную ноту staccato, то рука, выдержав звук длительностью в одну восьмую, поднимается мягко, без рывка и толчка. Часто студенты при исполнении staccato дёргают рукой снизу вверх, считая именно этот приём правильным. На самом деле такой способ игры вызывает сильное напряжение руки в области предплечья, и в результате звучание становится сухим и резким. В более быстром темпе при исполнении staccato активные движения осуществляет предплечье с запястьем, а верхняя часть руки (плечевая) сравнительно неподвижна. Скорость движения руки как вверх, так и вниз одинакова. Приём станет более понятным, если представить свободные движения брошенного вниз мяча – вверх – вниз без лишних толчков. Во время исполнения в очень быстром темпе аккордов или пассажей staccato достигается с помощью кистевых движений. Вся рука движется горизонтально по направлению соответствующей фигурации – влево или вправо. Пальцевое staccato исполняется при относительно неподвижной кисти. В большинстве случаев пальцевое staccato применяется при очень быстром исполнении фигураций, состоящих из звуков мелкой длительности. Естественно, что ни вся рука, ни предплечье не могут выполнить такую задачу. Предельно активные пальцы после удара по клавишам, мгновенно отдёргиваются к ладони.
Извлечение нон легато на клавиатуре должно быть связано с глубоким, плотным погружением подушечки пальца до самого дна клавиши. Именно этот приём ведёт к образованию глубокого фортепианного звука. В игре не должно быть хлопанья и толкания клавиши, ненужных скольжений по ним, лишнего давления и стука. Необходимо привыкнуть связывать качество звука с соответствующим движением – полный красивый звук – со спокойным опусканием руки и кисти, с мягким и глубоким погружением округлого пальца в клавишу, «сухой и жёсткий» - с напряжённостью руки и пальцев. Хотя и при несвязной игре нет полной слитности звуковой линии, но вполне возможна, а иногда и необходима внутренняя, смысловая объединенность мелодии.
3. Анализ произведений с точки зрения применения основных приёмов звукоизвлечения.
При анализе музыкального произведения особое внимание нужно уделить определению приёмов звукоизвлечения с учётом художественного образа музыкального произведения. Один и тот же штрих может исполняться по разному, в зависимости от характера пьесы. Так, например, в пьесе Д. Кабалевского «Ёжик» стаккато должно быть очень острым, помогая создать образ колючего ёжика, а в пьесе «Ой ты дивчина, зарученная» легато максимально мягким, нежным, глубоким, рисуя лирический образ девушки.
Практические занятия
Выполнение упражнений на звукоизвлечение нон легато
Методические рекомендации.
Упражнение «Звукоизвлечение нон легато». Извлечение звука 3-м пальцем, сохраняя позицию «домика» - звукоизвлечением - non legato (не связно). Звук должен быть сочным, певучим, долго длящимся, без предварительного нащупывания. Играем сначала от плеча, вспоминая свободу движения при игре мячом, затем от локтя. Играть нужно со счётом. На счёт «раз» берём звук, на «и» - проверяем свободу локтя. Это упражнение необходимо выполнять поочерёдно всеми пальцами. При исполнении необходимо обращать внимание на опору (вспомнить отжимание от стены).
Выполнение упражнений на звукоизвлечение легато
Методические рекомендации.
Упражнение «Legato». Звукоизвлечение legato (связно) начинаем с игры со 2-го на 3-ий палец; с 3-го на 2-ой палец; со 2-го на 3-ий на 4-ый палец; и в обратном направлении. Играем со счётом. На счёт «раз» играем у пальца «домиком», на «и» - проверяем свободу запястья, локтя; опору на кончики пальцев. Рука должна быть ни жесткой или размягченной, а гибкой и упругой. Степень упругости определяется лёгким покачиванием.
Выполнение упражнений на звукоизвлечение стаккато
Методические рекомендации.
При игре стаккато без лишних движений рука совершает взлет от клавиши и дуговым движением через одну-две-три октавы опускается с опорой на другую клавишу. Затем стаккато в одной октаве, через несколько октав опять стаккато и возвращаемся на первую клавишу с опорой. Эти упражнения можно выполнять отдельно правой и левой рукой (вверх, вниз, в разные стороны по всей клавиатуре) одновременно перекрестными движениями рук. Такие «полетные» упражнения помогают полнее ощутить клавиатуру, почувствовать поддержку нижних мышц спины и поясницы, дают возможность ладони обрести эластичность и рессорность. Очень важно следить за тем, чтобы соприкосновение «подушечки» пальца с клавишей произошло еще до выполнения стаккато, за осанкой, за качеством звука и за тем, чтобы незанятые пальцы не напрягались.
Выполнение штриха нон легато в пьесах
Методические рекомендации.
При выполнении штриха нон легато в пьесах необходимо использовать навык исполнения штриха, освоенный при игре упражнений, учитывая характер и художественный образ музыкального произведения.
Выполнение штриха легато в пьесах
Методические рекомендации.
При выполнении штриха легато в пьесах необходимо использовать навык исполнения штриха, освоенный при игре упражнений, учитывая характер и художественный образ музыкального произведения.
Выполнение штриха стаккато в пьесах
Методические рекомендации.
При выполнении штриха стаккато в пьесах необходимо использовать навык исполнения штриха, освоенный при игре упражнений, учитывая характер и художественный образ музыкального произведения.

Список использованных источников:

Исенко А.И. Школа игры на фортепиано: учебное пособие / Под науч. ред. С.П. Исенко - М.: Форум, 2007. – 520 с., ил.
2. Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано / А.Д. Алексеев. – М.: Музгиз, 1981. – 115 с.
3. Арчажников, А.Г. Профессия – учитель музыки / А.Г. Арчажников. - М.: 1994. - 58с.
4. Кременштейн, Б.Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. / Б.Л. Кременштейн – М., 2003. – 65с.
5. Цыпин, Г.М. Обучение игре на фортепиано / Г.М. Цыпин – М., 1994. -64 с.
6. Шмидт-Шкловская, А.А. О воспитании пианистических навыков / А.А. Шмидт-Шкловская - М.: Классика-XXI, 2007.- 84 с., ил.
http://edu.ru - Федеральный портал «Российское образование»
http://music.edu.ru/ Российский образовательный портал (музыкальная коллекция)
http://stmus.nm/ru /«Старинная музыка»
http://classika-journal.ru / Интернет-журнал о классической музыке «Classical music»
http://Сlassic-Music.ru / Портал классической музыки
http://lifanovsky.com/links / Нотный каталог Бориса Лифановского
http://notes.tarakanov.net/ Нотный архив Тараканова


Заголовок 115