Рабочая программа Русский язык для 10-12 классов заочной формы обучения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 65»
Русский язык
Рабочая программа
для обучающихся 10-12 классов
заочной формы обучения
Обсуждено на заседании
методического объединения
Протокол № 3 от 13.03.2012г.
Руководитель МО Т.Т. Чудинова
Составитель:
Трунова И.А.,
учитель русского языка
МБОУ «СОШ № 65»
Утверждено педагогическим советом
Протокол № 4 от 24.03.2012г.
Директор школы Л.А.Пятибратова
Экспертное заключение МОУ ДПО «НМЦ»
№ 2647
Кемерово, 2012 г.
Содержание
Пояснительная записка3-6
Учебно-тематический план.7
Содержание программы.8-12
Список литературы для учителя ..13
Список литературы для обучающихся 14
Перечень ключевых слов..15-17
Контрольные вопросы....18-20
Пояснительная записка
Рабочая программа «Русский язык» для обучающихся 10-12 классов вечерней (заочной) формы обучения средней (полной) общеобразовательной школы составлена на основе Федерального образовательного стандарта среднего (полного) образования и программы «Русский язык» 10-11 классы (составители Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. - М.: Просвещение, 2011 год). В соответствии с Базисным учебным планом для вечерней (заочной) формы обучения и учебным планом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 65» отведен 0,5 часа в неделю в 10 - 11 классах, 1 час в неделю в 12 классе (всего 72 часа).
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности между различными разделами курса.
Обращение к этой программе вызвано следующими причинами:
- отсутствием специальной программы по русскому языку для вечерней школы;
- особым контингентом учащихся, их слабой подготовленностью, огромными пробелами в их знаниях;
- неумением данной категории обучающихся грамотно выразить свои чувства и мысли; отсутствием навыков в работе с текстом.
Изучение русского языка в 10-12 классах направлено на повышение речевой культуры обучающихся, совершенствование их опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка, расширение культурного кругозора, в основе которого лежит высокий уровень коммуникативной компетенции.
Цели изучения русского языка в 10-12 классах:
- расширение знаний о единстве и многообразии языкового пространства России и мира; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;
- овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения; выявление специфики использования языковых средств в текстах разной функционально – стилевой и жанровой принадлежности;
- формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения: совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;
- приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными способами информационной переработки текста;
- расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного владения синонимическими средствами языка
( лексическими , грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения;
- развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении высшего образования по избранному профилю, готовности использования разных форм учебно –познавательной деятельности в вузе.
Задачи обучения русскому языку в 10-12 классах:
- закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
- дать общие сведения о языке в соответствии с «Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования»;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
- обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;
- способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
Программа предполагает изучение различных стилей речи, отводит много часов на написание творческих работ, все это способствует развитию навыков связной речи, умению составлять различного рода тексты.
Программа отводит достаточно много часов на повторение основных разделов русского языка, необходимое для подготовки к ЕГЭ - лексики, фонетики, словообразования, на закрепление и обобщение важнейших знаний по орфографии и пунктуации.
Программа предусматривает с целью отработки практических навыков проведение традиционных уроков, семинаров, различных видов диктантов (предупредительный, выборочный, свободный, словарный), самостоятельных работ, уроков по развитию речи ( изложений, изложений с элементами сочинений, сочинений разных жанров).
Особое внимание уделяется стилям речи: научному, публицистическому, художественному. Это диктуется социальной значимостью названных стилей, требованиями, предъявляемыми к школе с точки зрения современных задач общества, практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с окончанием школы и вступлением в активную самостоятельную жизнь.
Предлагаемая программа ориентирована на работу с текстом, задания для обучающихся будут носить комплексный характер, то есть анализ стилевых особенностей текста, содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства, работу с пунктуацией, орфографией.
Для оценки достижений учащихся используются следующие виды и формы контроля: срезы, тексты, зачеты, контрольные диктанты, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, доклады, рефераты, соответствующие виды разбора, собеседования.
По окончании 12 класса учащиеся должны знать:
- общие сведения о русском языке, о лингвистике как науке;
- признаки и особенности употребления в речи основных единиц языка;
Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь:
- создавать высказывания на лингвистическую тему в устной и письменной форме;
- оценивать предложенное высказывание на лингвистическую тему;
- анализировать особенности употребления основных единиц языка в устной и письменной речи с точки зрения соблюдения норм и требований выразительности речи;
- соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;
- владеть приемами редактирования текста (использовать возможности лексической и грамматической синонимии, устранять неоправданный повтор слов, неуместное употребление слов и выражений и т.п.);
- передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в виде плана, тезисов, конспектов, аннотаций, сообщений, рефератов; уместно использовать цитирование;
- анализировать текст с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей и использования изобразительно-выразительных средств языка;
- готовить рецензию, отзыв (в устной и письменной форме) на статью, книгу, фильм, спектакль.
Программа « Русский язык.10-12 класс» общим объемом в 72 часа реализуется в течение трех лет.
Учебно - тематический план
п/п
Название темы
Кол-во часов
Формы контроля
10 класс
1
Повторение изученного в основной школе. Общие сведения о языке
5
Изложение
2
Русский язык как система средств разных уровней
2
Сжатое изложение с элементами сочинения
3
Фонетика и графика. Орфография. Орфоэпия.
4
Контрольная работа
4
Лексика и фразеология.
7
Контрольный диктант
Итого
18
11 класс
1
Состав слова (морфемика) и словообразование
4
Контрольная работа
2
Морфология и орфография
6
Контрольный диктант
3
Речь. Функциональные стили речи.
3
Сочинение
4
Научный стиль.
5
Итоговая контрольная работа
Итого
18
12 класс
1
Официально – деловой стиль речи
4
Изложение
2
Синтаксис и пунктуация
6
Контрольный диктант
3
Публицистический стиль речи
6
Сочинение
4
Разговорная речь
4
Сочинение
5
Язык художественной литературы
6
Сочинение
6
Общие сведения о языке
4
Контрольный диктант
7
Повторение
6
Итоговая контрольная работа
Итого
36
Всего
72
Содержание программы
10 класс
1.Повторение изученного в основной школе.
Общие сведения о языке. ( 5 часов)
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятие христианства: период возникновения языка великорусской народности XV-XVII в.в.; период выработки норм русского национального языка. Функции русского языка как учебного предмета. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.
2. Русский язык как система средств разных уровней. ( 2часа)
Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка. Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке. Фонетика. Лексика и фразеология. Состав слова (морфемика) и словообразование. Морфология. Синтаксис.
3.Фонетика и графика. Орфоэпия. Орфография. (4часа)
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфографии и орфоэпии.
Понятие фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.
Основные нормы современного русского литературного произношения и ударения.
Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.
Написание, подчиняющееся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам написания русской орфографии.
Фонетический разбор.
4.Лексика и фразеология. (7часов)
Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова.
Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая, разговорно-бытовая и книжная лексика. Просторечие. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования использование их в художественной речи.
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический анализ текста.
11 класс
1.Состав слова ( морфемика) и словообразование. (4 часа)
Повторение: морфемы и их функции в слове. Производная и непроизводная основа. Корень слова. Чередование гласных и согласных в корне. Приставка. Суффикс. Словообразующие и формообразующие морфемы. Средства образования слов (морфемы, перестановка, ударение, чередование гласных, согласных, сокращение основ слов, перестановка основ, перестановка слов, сложение основ слов и слов, сращение слов). Способы образования слов. Словообразование частей речи.
Словари морфем русского языка и словообразовательные словари.
Выразительные словообразовательные средства. Словообразовательный разбор.
2. Морфология и орфография. (6часов)
Обобщающее повторение морфологии. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.
Изобразительно – выразительные возможности морфологических форм.
Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.
Морфологический разбор частей речи.
3.Речь. Функциональные стили речи. (3часа)
Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Устная речь. Письменная речь. Диалог, полилог, монолог.
Текст и его строение. Виды преобразования текста. Аннотация. План. Тезисы. Конспекты. Выписки. Реферат.
Речеведческий анализ художественного и научно – популярного текста. Оценка текста. Рецензия. Функциональные стили речи, их общая характеристика.
4.Научный стиль речи. (5часов)
Назначение научного стиля, его признаки и разновидности (подстили) Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термины и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи. Использование учащимися средств научного стиля.
12 класс
1.Официально – деловой стиль речи. (4часа)
Официально – деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально – делового стиля: точность, неличный характер, стандартизованность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические , морфологические, синтаксические особенности делового стиля.
Основные жанры официально – делового стиля: заявление, доверенность , расписка, объявление. Деловое письмо , резюме, автобиография. Форма делового документа.
2.Синтаксис и пунктуация. (6 часов)
Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложение с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование.
Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи. Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Синтаксический разбор словосочетания простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.
3. Публицистический стиль. (6часов)
Назначение публицистического стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.
Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эссе.
Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.
4.Разговорная речь. (4часа)
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность , автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма.
Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи
Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. Особенности речевого этикета в официально – деловой, научной и публицистической сферах общения.
5.Язык художественной литературы. (6часов)
Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы). Образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других стилей, выражение в нем эстетической функции национального языка. Язык как первоэлемент художественной литературы. Языковая личность автора в произведении. Подтекст.
Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно - выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса. Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы образных средств эмоционального и эстетического содержания произведения. Отзыв.
6.Общие сведения о языке. (4часа)
Язык как система. Основные уровни языка. Нормы современного литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках.
Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. Выдающиеся ученые – русисты.
7.Повторение (6часов)
Обобщающее повторение. Систематизация знаний и умений по темам : «Русский язык как система средств разных уровней», «Фонетика и графика», «Морфология и орфография», «Лексика и фразеология», «Синтаксис и пунктуация», « Функциональные стили речи». Защита рефератов, проектов на лингвистическую тему.
Список литературы для учителя :
Кузнецова, И. А. ЕГЭ -2010. Русский язык : сдаем без проблем! [Текст]/ И. А. Кузнецова. – М. : Эксмо, 2010. – 320 с.
Назарова,Т. Н. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 2(В).[Текст]/ Т. Н. Назарова, Е. Н. Скрипка. – М. : Экзамен, 2010.
-174 с.
Розенталь, Д. Э. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи. [Текст]/ Д. Э. Розенталь, И. Б.Голуб. – М. : Махаон, 2009. – 256 с.
Тихонова, В. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 10-11 классы : Методическое пособие. [Текст]/ В. В. Тихонова, Т. Е. Шаповалова. – М. : Дрофа, 2010. – 144 с.
Ткаченко, Н. Г. 300 диктантов для поступающих в ВУЗы. [Текст]/Н. Г.. Ткаченко. – М. : Айрис,2007. – 384 с.
Тропкина, Л. А. Русский язык.10 класс. Поурочные планы (по учебнику А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой « Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10 -11 класс». [Текст]/Л. А. Тропкина. – Волгоград : Учитель, 2008. – 99 с.
Щербинина, Ю.В.Русский язык. Экспресс-курс. Материалы для подготовки к ЕГЭ. [Текст]/ Ю. В. Щербинина. – М. : Экзамен, 2010. – 349 с.
Список литературы для обучающихся:
Баранов, М. Т. Русский язык : справочные материалы.[Текст]/ М. Т. Баранов, Т. А. Костяева, А. В. Прудникова. – М. : Просвещение, 2009. – 185 с.
Власенков, А. И. Русский язык : грамматика. Текст. Стили речи : учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.[Текст]/ А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. _ М. : Просвещение, 2010. – 350 с.
Перечень ключевых слов :
Антонимы
Активный словарный запас
Аллегория
Антитеза
Безличное предложение
Безударные гласные
Бессоюзное сложное предложение
Благозвучие речи
Вводные слова
Второстепенные члены предложения
Главные члены предложения
Грамматическая основа предложения
Диалог
Дефис
Деепричастие
Диалектные слова
Заимствованные слова
Знаки препинания
Интонация
Изобразительно-выразительные средства языка
Именные словосочетания
Иноязычные слова
Ирония
Качественные прилагательные
Канцеляризм
Культура речи
Косвенная речь
Краткая форма прилагательного, причастия
Лексика
Лексическое значение слова
Лингвистический словарь
Литературный язык
Личные окончания глагола
Логическое ударение
Междометие
Международный язык
Многозначное слово
Монолог
Морфологический разбор
Морфология
Морфологические признаки
Назывное предложение
Наклонения глагола
Научный стиль
Неопределенно-личное предложение
Несогласованное определение
Неологизм
Обобщающее слово
Обособленные члены предложения
Обращение
Общеупотребительные слова
Однородные члены предложения
Односоставные предложения
Окончание слова
Омонимы
Описание
Определение
Определенно-личное предложение
Орфография
Орфоэпия
Основа слова
Официально-деловой стиль
Параллельное подчинение придаточных предложений
Переносное значение слова
Повествование
Подлежащее
Подчинительные союзы
Последовательное подчинение придаточных предложений
Превосходная степень прилагательного
Предложение
Придаточное предложение
Приложение
Примыкание
Причастный оборот
Производные предлоги
Простое глагольное сказуемое
Простое предложение
Противительные союзы
Профессионализм
Прямая речь
Публицистический стиль
Пунктуационное правило
Пунктуация
Разбор слова по составу
Разговорный стиль
Разделительные союзы
Разноместное ударение
Рассуждение
Риторический вопрос
Риторическое обращение
Самостоятельные части речи
Синонимы
Синтаксис
Синтаксический разбор
Слова автора
Словарь
Словарный состав
Слово
Словообразование
Словообразовательный разбор
Словосочетание
Сложное предложение
Сложноподчиненное предложение
Сложносочиненное предложение
Служебные части речи
Соединительные союзы
Согласование
Состав слова
Составное глагольное сказуемое
Составное именное сказуемое
Сочинительные союзы
Стилистика
Стили литературного языка
Стиль художественной литературы
Текст
Тире
Толковый словарь
Управление
Уточняющие члены предложения
Фонетика
Художественный стиль
Цитата
Части речи
Члены предложения
Чужая речь
Энциклопедический словарь
Контрольные вопросы:
Самостоятельные и служебные части речи: их грамматические значения, грамматических формы и синтаксические функции.
Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, их словообразование и правописание.
Текст, его строение, виды его преобразования. Тезисы, конспект, выписки, реферат, аннотация.
Функциональные стили речи (разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный), их общая характеристика: назначение каждого из стилей, сфера его использования, речевые жанры, стилевые особенности (лексические, морфологические, синтаксические, композиционные, художественно-языковые). Толкование термина «функциональные стили».
Назначение, стилевые признаки и разновидности (подстили) научного стиля речи.
Лексика научного стиля речи: нейтральная (межстилевая), общенаучная и специальная (терминологическая, профессиональная).
Типы связей в словосочетании и предложениях разных типов.
Построение предложений с прямой речью, преобразование их в предложения с иным оформлением чужой речи (использование с этой целью косвенной речи, вводного слова, дополнения).
Принципы и функции русской пунктуации.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Виды синтаксического разбора (словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью).
Особенности публицистического стиля, используемые в нем средства эмоциональной выразительности.
Очерк. Эссе. Устное выступление. Дискуссия. (правила деловой дискуссии, требования к ее участникам; выбор темы; подготовка альтернативных тезисов и аргументов; сбор материала из окружающей действительности, литературы, средств массовой информации (убедительных фактов, наглядных примеров, аргументов, авторитетных высказываний); проведение дискуссии (организационные функции: руководство дискуссионным обсуждением, ведение протокола, выработка компромиссных заключений, выводов, решений) .
Общая характеристика художественного стиля: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств и языковых средств других стилей, выражение в нем эстетической функции русского национального языка .
Виды тропов и стилистических фигур.
Нормы современного русского литературного языка (орфоэпические, акцентологические, лексико-фразеологические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные); их описание и закрепление в словарях, учебниках, справочниках.
Выдающиеся ученые-русисты (сообщения учащихся по рефератам).
Язык и общество. Язык и культура. Понятие национальной культуры в широком ее значении, отражение культуры в языке.
Язык и история народа. Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета. Литературный язык и язык художественной литературы.
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка. Язык как система. Основные уровни языка.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.
Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи; звукопись как изобразительное средство.
Правописание корней, приставок, окончаний. Правописание суффиксов в различных частях речи. Слитное, дефисное и раздельное написание слов .
Лексика русского языка. Разграничение лексических и грамматических значений слова. Контекстуальные синонимы и антонимы.
Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова .
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Градация. Антитеза.
Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая, книжная. Лексика товарно-рыночных отношений.
Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы; индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.
Понятие фразеологизма в его узком и широком значениях. Сходство и различие фразеологизма и слова.
Происхождение фразеологизмов, их стилистическая окраска, нормативное употребление в соответствии со значением и стилистическими свойствами.
Официально-деловой стиль, сфера его использования, основные признаки. Основные жанры официально-делового стиля. Культура официально-делового общения, особенности речевого этикета в сфере делового общения
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
№ђЗаголовок 115