«Разработка, совершенствование и предложение инновационной учебной программы по физическому воспитанию»
«Разработка, совершенствование и предложение инновационной учебной программы по физическому воспитанию»
В связи с вашим предложением организовать работу по совершенствованию, разработке инновационных учебных программ, методик, технологий физкультурно-спортивного воспитания и обучения, предлагаю разработку учебной программы.
Исходной позицией для построения школьной программы по физической культуре должен служить четко выраженный социальный заказ на выпускника общеобразовательной школы.
Такой заказ конкретизируется в цели физического воспитания и модели выпускника (9-11 классы) содержащей конкретные показатели его физической подготовленности (уровень развития двигательных качеств и набор жизненно важных двигательных навыков и умений), физического развития и состояния здоровья, специальных знаний, методических знаний и умений.
Цель физического воспитания разбивается на подцели- задачи с учётом возрастных особенностей и возможностей учащихся с 1 по 11 класс.
Модельные характеристики выпускников школы по основным параметрам служат отправным моментом в определении модельных требований для учащихся всех классов по нисходящей, вплоть до 1-го класса.
Цель физического воспитания и конкретные задачи по классам, а также модель выпускника и модельные характеристики учащихся всех классов «Задают» содержание и структуру процесса физического воспитания школьников, что исходит своё отражение, прежде всего в программе, а также в учебных пособиях для учителей и в учебниках для учащихся.
Важное значение имеет дифференциация задач в возрастном аспекте по группам классов 1-4; 5-9; 10-11 и для каждого класса внутри этих групп с учётом возрастно-половых особенностей и возможностей учащихся. Ведущее значение имеют задачи:
Обучение определённому объёму знаний в области физической культуры, гигиены и медицины;
Обучение необходимому набору жизненно важных двигательных навыков и умений
Развитие двигательных качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости;
Развитие профессионально значимых двигательных и психических качеств, двигательных навыков;
Интегральное совершенствование двигательных качеств и двигательных навыков в усложнённых условиях и при высокой интенсивности;
Привитие организаторско-методических умений.
Дальнейшее разукрепление задач проводится примирительно к каждому классу, при этом отмечаются особенности этих задач для девочек (девушек) и мальчиков (юношей).
В процессе реализации названных групп задач осуществляется воспитание нравственных и волевых качеств; воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями для физического совершенствования, готовности к труду и защите отчизны; содействия укреплению здоровья и закаливанию.
Общая цель и её разукрупнение на подцели-задачи в единстве с модельными показателями образуют своеобразное древо целей, которое и составляет основу для системного построения физического воспитания школьников.
Древо целей и модельные характеристики определяют наличие в структуре программы соответствующих разделов.
Первый – «Система знаний»- содержит перечень знаний, которые надо передать (привить) учащимся соответствующего класса. Развертываясь последовательно во времени- с 1 по 11 класс, у учащихся, в конечном счете формируется система знаний о физической активности человека, режиме здорового образа жизни, методике проведения занятий физическими упражнениями, прежде всего самостоятельных, и т.д.
Второй раздел – «Система двигательных навыков» - включает в себя перечень жизненно важных двигательных навыков и умений, которыми должны овладеть учащиеся соответствующего класса, чтобы затем умело применять их при решении двигательных задач различной сложности. Кроме этого, даются физические упражнения, подвижные и спортивные игры, которые направлены на овладение и совершенствование жизненно важных навыков и умений. Здесь необходимо предусмотреть возможности широкого выбора средств и игр для решения задач: с учётом условий школы, особенностей региона, климато-географических и национальных.
Третий раздел - «Двигательные качества» - посвящены развитию силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. Соответственно задачам по развитию качеств в каждом классе предусматриваются физические упражнения, подвижные спортивные игры, способствующие развитию этих качеств, определяются допуски в физической нагрузке для каждого класса с учётом возраста и пола учащихся.
Набор средств должен быть достаточно широким, чтобы полнее можно было использовать условия школы, региона, национальные виды физических упражнений и игр.
Широко должны применяться тренировочные средства из практики подготовки юных спортсменов.
Четвёртый раздел – «Интеграция двигательных навыков и двигательных качеств»- направлен, во- первых, на конкретное развитие двигательных качеств, во-вторых, на комплексное совершенствование двигательных навыков; в-третьих на совершенствование навыков и развитие качеств в единстве (целостно) на основе двух предыдущих позиций.
Наряду с дифференцированным развитием отдельных двигательных качеств и освоением двигательных навыков широко надо использовать интегральный подход – в сочетании двух или нескольких навыков, совмещённое (сопряжённое) развитие качества и совершенствование навыков. Программный материал данного раздела строится на основе двух предыдущих, особенно эффективны различные полосы препятствий, подвижные и спортивные игры, соревнования. Такой подход на деле обеспечит тесную взаимосвязь в формировании двигательных навыков и развитие двигательных качеств. Ведь важнейшим критерием физического совершенствования выпускника школы служит умение максимально реализовать свой физический потенциал через разнообразные двигательные навыки, причём в усложнённых, экстремальных условиях.
Пятый раздел – «Профессиональная физическая подготовка» - содержит материал, при помощи которого совершенствуются двигательные и психические качества и двигательные навыки, способствующие более успешной подготовке учащихся к освоению определённых профессий.
Шестой раздел – «Методические навыки» - слагается из материала, на основании которого у учащихся формируется умение подобрать для себя, своих сверстников или младших школьников физические упражнения, определить дозировку, навыки самоконтроля и т.д. Эти задачи в известной мере решаются в процессе реализации предыдущих разделов программы.
При таком подходе к построению учебной программы можно избежать традиционного наличия в ней разделов, которые по названию идентичны видам спорта (гимнастика, лёгкая атлетика, спортивные игры и др.)
Кстати, многие годы программный материал подбирался по характеру разнообразного воздействия физических упражнений на организм учащихся. «Спортивный» принцип подбора материала был введен в 1937 г, когда широкое развитие спорта в нашей стране нашло отражение и в массовых формах занятий физической культурой.
В своё время выделение в школьной учебной программе видов спорта сыграло положительную роль. Но как быть сейчас, когда видов спорта более 100? Да и в какой мере материал программы весом с точки зрения «видов спорта». Скорее, это пародия на виды спорта. Но беда даже не в этом. Самое главное состоит в том, что такие разделы «сбивают прицел» они ориентируют не на конечную цель решения задач, о которых речь шла выше, а на осуществление задач, присущих каждому разделу- виду спорта. Отсюда неразрешимые споры о том, что лучше: гимнастика или спортивные игры и сколько часов надо выделять на их изучение. При подборе же средств для достижения целевых установок эти вопросы можно решить без излишнего драматизма. В известной мере, легче будут решаться вопросы оборудования и инвентаря.
Виды же спорта, как таковые, должны, быть широко представлены во внеклассной работе, в других формах физического воспитания, соревнованиях. Будет устранена и основа преимущественного сезонного изучения программного материала (лёгкая атлетика, например, сейчас изучается в первой и четвертой четвертях или в одной из них и затем только через год).
В конечном счёте предлагаемый подход, хочется верить, даст возможность выйти на предмет «Физическая культура» как на целостное явление, соответствующее основной идее дисциплины учебного плана.
По каждому из шести перечисленных разделов программы должны быть представлены показатели в требованиях к учащимся по оценке успеваемости по предмету «Физическая культура». Требования эти основываются на задачах и модельных характеристиках для выпускников школы и учащихся всех остальных классов.
Настоящий уровень физической подготовленности учащихся можно взять как одним из компонентов входящих в систему требований.
Целесообразно, чтобы требование носили интегрированный характер, т.е. чтобы в них находили отражения количественные показатели и качественная оценка двигательных действий (техники).
Это будет с одной стороны, стимулировать методику интегрального развития двигательных качеств и совершенствования навыков, с другой- более полно отражать степень решения задач физического воспитания учащихся.
В младших классах преимущество должно быть за оценкой качества выполнения упражнений по сравнению с количеством. В старших классах на первый план выступает количественный результат.
Важнейшим условием достижения цели, полного решения задач и выполнения модельных требований является обеспеченность занятий физическими упражнениями, которые предусмотрены программой: по кадрам, материально-техническому оснащению, финансированию и т.д. Только в этом случае программа будет эффективным проводником государственных установок на физическое воспитание подрастающего поколения.
В конечном счете, должен быть создан учебно-методический комплекс: новая учебная программа, новое учебное пособие для учителей физической культуры, новый учебник по физической культуре учащихся 1-11 классов.
Предложения о содержании программы по физической культуре для общеобразовательной школы существенно затрагивают и вопросы подготовки учителей физической культуры в высших и средних специальных учебных заведениях. Необходимо с системных позиций рассматривать как целостное единство следующие компоненты: модель выпускников школы и модели учащихся всех классов, модель процесса физического воспитания учащихся на основе учебной программы; модель учителя физической культуры; модель профессиональной подготовки студентов вузов и учащихся средних специальных учебных заведений на основе учебных планов и учебных программ.
Из сказанного следует, что также системно надо изучать, анализировать, обобщать практический опыт и проводить научные исследования. Нельзя полноценно, научно решать задачи физического воспитания, не затрагивая вопрос (и не учитывая его) о том, как готовят учителей физической культуры, которые осуществляют школьную физическую культуру. В свою очередь, не может быть полноценной подготовка будущего учителя, если не знать, не исследовать физическое воспитание школьников-сферу приложения труда будущих специалистов.
И в заключение, в этой программе возможно много недостатков, но подготовка и разработка новой программы требует коллективных усилий ученых, методистов, учителей, специалистов физического воспитания. Кардинальная инновация программы требует серьезных научных исследований в широком плане и большой практической работы.
А. Е. Кобылкинучитель физической культуры и ОБЖ
1-й категории
МБОУ Коммунаровской СОШ №2