Статья «Работа с текстом в начальной школе»
Статья
Работа с текстом в начальной школе
Автор Филиппова Наталья Викторовна
Поэтапно от класса к классу учу приёмам работы с текстом, которые единые и можно использовать на всех предметах даже в старших классах.
1 этап
Приёмы понимания - диалог с текстом.
Поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов.
Вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос.
Самоконтроль- проверка своих предположений по тексту.
Что значит владеть умениями и навыками работы с текстом? Это значит уметь выделить концепт текста, уметь понимать фактуальную и подтекстовую информации, учить составлять эпизоды к рассказам и рассказы, уметь прогнозировать, понимать системы взглядов автора - а это и есть формирование важных интеллектуальных способностей - мыслить, рассуждать, обобщать.
Ещё Гёте считал: «Мыслить-судить, наслаждаясь текстом, и наслаждаться, рассуждая». Все мы прекрасно понимаем, как важно формировать способы понимания; да, пересказать гораздо легче, по навыки пересказа текста индефференты к предметности текста. Поэтому важно формировать способы понимания текста, начиная с 1 класса. Ученики с 1 класса учатся развивать устную речь, учатся слышать другого, обучаются диалогу с текстом, следовательно, дети получают удовлетворение от возможности сотрудничества с книгой и сотрудничества друг с другом. Учитель никогда не оставляет ученика один на один с заданием на понимание, он создаёт проблемную ситуацию и направляет ребёнка, показывает приёмы работы, создавая учебную ситуацию на уроке, в процессе которой ребёнок самостоятельно находит правильный ответ. Учитель специально создаёт на уроке ситуации, которые могут помочь понять непонятное в тексте школьнику, а в процессе совместной работы, беседуя с текстом, ученик непроизвольно включается в овладение приёмами понимания. Такой элементарный такт процесса понимания: от непонимания к вопросу и далее к пониманию, с последующим восстановлением способа движения, необходимое условие для формирования способности понимания текста. Диалог начинается с заголовка текста, размышление над которым создаёт установку на понимание (учитель советует ребёнку уже на «пороге» текста задуматься, о чём пойдёт речь в тексте).К подобной мыслительной работе подталкивает учеников и формулировка заголовков в учебнике. Пусковым механизмом размышлений являются приёмы в форме прямого вопроса. ( Придумайте заголовок к тексту, сравните с авторским).
2 этап
Работа над смыслом текста. Извлечь концепт – системы взглядов автора.
Умение видеть – основную мысль – концептуальную.
Умение видеть фактуальную мысль.
Умение видеть подтекстовую информацию.
Одним из самых трудных этапов понимания является выделение концепта текста – мыслей текста, подчинённых главной. Выделение главной мысли – результат понимания.
Обучение выделения концепта текста (системы взглядов автора) начинаем на мини – тексте, т.к. учитель решает одну из важных задач, а именно, применить, осуществлять перенос мысли. И наконец, творческим компонентом может быть создание по подобию, как у автора.
Подросшие второклассники способны уже не просто сочинить свои эпизоды, отдельные главы, но подобреть их по замечаниям и рекомендациям учителя. Даная работа является одним из способов по развитию навыков размышления, умение навыков своими словами выразить понятую мысль текста.
3 этап
Развитие читательского воображения.
Развитие воссоздающего воображения.
Развитие творческого воображения.
Осмысление
Разных образов;
Разных точек зрения.
Практические действия
Способность изменить ход событий;
Способность придумать завязку;
Способность сочинить развязку истории.
Чтобы помочь ребёнку лучше разобраться в фактах, событиях, описанных в тексте, проконтролировать своё понимание, ему предлагаются различные творческие задания, включающие воображение ребёнка. Сложнее обучать вычерпыванию подтекстовой информации, развивать умение читать «между строк». С этой целью на уроках «Детской риторики», «Этики» в процессе коллективной работы в мини – группах ребятам предлагается составлять рассказы по предложениям, делать ремарки к репликам персонажей, восстановить текст и другие задания.
Данная работа с текстом превращается в увлекательное занятие, у ребят появляется желание делиться со своими одноклассниками творческими мини – рассказами , сочинениями, формируется культура учения. А самое главное – умение работать с текстом благодаря механизму переноса помогает ученику в овладении всеми учебными предметами. На занятиях курса «Детская риторика» учитель создаёт специальные ситуации противоречия. В таких ситуациях ученики перестают спрашивать «а как правильно?» или «а как на самом деле», они включают все силы своего воображения, логику, начинают размышлять версию, способную противостоять критике. Технология работы с противоречием включает обязательную работу в микрогруппах – для подготовки к основному этапу работы – обнаружить суть конфликта. Следовательно ребёнок не только получает предметные знания, но и овладеет навыками элементарного вхождения в сложную философскую дискуссию.
Для понимания текста используем приём деформации текста.
Деформируя текст, легко заметить, что восприятие меняется, делается видимой связь между текстом и возникающим образом, создаются условия, в которых дети выработают личное отношение к тексту. Приём деформации текста позволяет добиться того, чтобы дети реально принимали поставленную перед ними задачу глубокого понимания текста, охотно продолжали разговор, требующий повторного (более внимательного) чтения.
Такой анализ уточняет, углубляет читательские переживания, формирует навыки, и умения переносить мысли на другие тексты.
4 этап
Внимание к слову и видам текстовой информации.
Умение осуществлять перенос мысли на другие тексты.
Создание своих пословиц, рассказов.
Формирование исследовательских навыков.
Различение принадлежности текстов.
Выделение приёмов, придающих тексту изобразительность.
Сравнительный анализ текстов по предложенному основанию.
У школьников с раннего детства формируются приёмы понимания текста, которые они переносят при чтении текстов на различных уроках. Тем самым закладывается одно из важных в начальной школе умений – умение учиться в процессе такой работы у ребят появляется потребность соучаствовать, создаётся новая коммуникативное пространство урока. Таким уроком в большей степени свойственно диалогичность, открытость многих вопросов, импровитизированность. При таком подходе к обучению «говорение» в начальной школе становится «субъективным говорением», а не сообщением отвлечённой «(общей информации), а само обучение – развивающим » и личностно – направленным, что создаёт благоприятные условия для самообразования и самоопределения для каждого ребёнка.