Статья Технология смыслового чтения как средство организации работы с текстом учебника на уроке географии. Из опыта работы.
СОТ как средство организации работы обучающихся с текстом учебника на уроках географии.
I. Обоснование выбора технологии.«Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания»А. Герцен
Технология смыслового или продуктивного чтения – ведущая СОТ современной школы. Ее активное применение на уроках педагогами различных школьных курсов предопределено требованиями общества и ФГОС. Мировая статистика свидетельствует, что уровень читательской компетентности российских школьников, т.е. способности использовать чтение как средство приобретения новых знаний, очень невысок. Например, в рамках PISA (Международной программы по оценке образовательных достижений обучающихся) раз в три года среди 15 летних подростков проводится исследование «способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества». Рейтинг российских школьников в оценке их читательской компетенции в 2012 году составил лишь 42 место. Во ФГОС НОО один из метапредметных результатов звучит как «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах». Во ФГОС ООО чтение рассматривается как универсальное учебное действие, как один из основных способов работы с информацией, как средство воспитания и развития учащегося и формулируется как «смысловое чтение». Это означает, что всеми учителями на различных ступенях обучения должна вестись систематическая работа по формированию и развитию у обучающихся навыков смыслового чтения.
II. Теоретические вопросы технологии. «Мы понимаем не текст, а мир, стоящий за текстом» А. А. Леонтьев
Современное общество является информационным и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является текст – по сути, законченное, устное, письменное, мысленное высказывание. Умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающих умений для человека. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вычитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. Обучение чтению предполагает, что педагог знает, как помочь человеку научиться читать, а обучающийся – хочет, готов и может научиться чтению. Учитель владеет методиками обучения, а обучающийся готов работать под его руководством. Главная обучающая задача смыслового чтения состоит в том, чтобы совершенствовать приемы понимания текста, которые обучающийся сможет применять тогда и в том порядке, какой будет задавать конкретный текст (под сформированностью приема понимается его перенос на любой текст, привычка употреблять прием, имеющая силу потребности). Обучение пониманию текста решает также развивающие задачи, так как предусматривает активизацию в процессе чтения психических процессов, участвующих в понимании (внимание, память, воображение, мышление, эмоции и т. д.), формирование навыков самоконтроля, развитие интеллектуальной самостоятельности, эстетических чувств, волевых качеств. И, наконец, основная задача, связанная с формированием общей культуры ученика, - растить Читателя, который понимает текст, может проявить и обосновать свою нравственную позицию при восприятии читаемого, свободно владеет речью. По степени глубины восприятия выделяют следующие виды чтения: а) просмотровое; б) ознакомительное, подвидами которого являются поисковое (выборочное) и реферативное чтение (со сжатием информации); в) смысловое (критическое, изучающее) чтение, когда требуется полное и точное понимание содержащейся в тексте информации. Владение навыками смыслового чтения позволяет ребятам продуктивно учиться по книгам всегда. Технология смыслового чтения предполагает использование способов приобретения, сохранения и использования информации, для получения позитивных результатов обучения. В основе технологии лежат стратегии предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности, которые предполагают формирование читательской компетенции обучающихся и использование различных приемов работы с текстом:
Этапы работы с текстом Виды деятельности Стратегии, методы, приемы
Предтекстовая деятельность Постановка задач чтения, выбор вида чтения, актуализация предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста,создание мотивации к чтению.
Мозговой штурм. Глоссарий. Ориентиры предвосхищения содержания.Батарея вопросов.Предваряющие вопросы.Рассечение вопроса.Поставь проблему. Предложи решение. Прогноз и впечатления. Алфавит за круглым столом и др.
Текстовая деятельность - работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанногоУправление процессом чтения: выдвижение гипотезы о смысле читаемого в структуре текста; ее подтверждение/опровержение в процессе чтения; контекстуальная и смысловая догадка о соотношении читаемой в данный момент части с текстом в целом; размышление во время чтения о содержании текста; собственная оценка понимания прочитанного и др. Путешествие по содержанию. Чтение с остановками. Карта осмысления и запоминания событий. Тайм-аут! (паузы для сохранения информации).Чтение в кружокЧтение про себя с вопросами. Чтение про себя с пометками (SMART, INSERT) и др.
Послетекстовая деятельность
Использование освоенного текстового материала в разных интеллектуальных ситуациях, формах применения, областях социально значимого знания. Включение его в более широкий контекст культурной активности.Освоение прочитанного за счет обсуждения его содержания, расширения и углубления возможностей его использования путем воспроизведения с различной степенью развернутости и сжатости и др. Паутина обсуждения. Пирамида фактов. Где ответ? «Тонкие» и «толстые» вопросы к тексту.Вопросы после текста.Аннотация – реферат – пересказ. Взаимовопросы. Синквейн. Проверочный лист.Изучение приведённых в тексте примеров и придумывание своих и др.
Читательская компетенция – это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни и служат залогом его жизненного успеха, а значит и эффективного функционирования общества.
III. Технология смыслового чтения на уроках географии. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Д. Дидро
Трудно не согласиться со словами Д. Дидро, жившего более 200 лет назад. «Развитие грамотности и культуры чтения в России, повышение интеллектуального уровня граждан страны, а, следовательно, и конкурентоспособности страны на мировой арене» – цели разработанной в стране «Национальной программы поддержки и развития чтения в России», в реализации которой (2007 -2020 гг.) важнейшим звеном становится современная российская школа. Такой подход нашёл отражение в нормативных документах, которые отражают государственный заказ образованию и определяют его содержание. ФГОС начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» (схема 1 «Группы метапредметных результатов, относящихся к смысловому чтению»).
Схема 1.
Задача учителя: формировать личность ученика, готового к самообразованию и саморазвитию, владеющую навыками продуктивного (смыслового) чтения – необходимого и обязательного условия формирования такой личности. Развивать навык смыслового чтения учебного текста на уроках географии важно на первой ступени обучения - в V и VI классах. Учителю необходимо планировать и строить свои уроки так, чтобы работа ученика с учебником вела его через понимание текста к пониманию и познанию мира. В данной части статьи приведены примеры практической реализации технологии смыслового чтения на уроках географии через возможности учебника «География. Начальный курс. 6 кл.», Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой , М, : Дрофа, 2014г. 1. Предтекстовая деятельность. Выстраивая алгоритм урока, ориентированного на использование технологии смыслового или активно-продуктивного чтения, учитель проектирует систему заданий, которая самостоятельное чтение учебного текста превращает в увлекательное и познавательное дело. Для этого он выбирает из возможных вариантов необходимые для реализации поставленных целей стратегии, практические приемы и методы. Например, на стадии вызова, актуализации имеющихся знаний по теме, пробуждения познавательной активности, создания мотивации к чтению и для приучения школьников к углубленной самостоятельной работе, возможно применение нескольких педагогических приемов. «Батарея вопросов» и «Кластер». Рассмотрим их применение на примере урока по теме «Земля и ее внутреннее строение» § 14. Прием «Батарея вопросов» позволяет учителю определить области «знания» и «незнания» у ребят по изучаемой теме. Вопрос учителя: «Каковы источники этой информации?», позволит определить не только многообразие источников, но их достоверность, сориентировать обучающихся на работу с текстом параграфа. Начинается урок с чтения учителем первых строки незнакомого ребятам параграфа: «Человечеству давно хотелось знать, что находится в глубине Земли. Но выяснить это не так-то легко» (стр.43). После паузы педагог обращается к детям: «Какие вопросы в связи с этим у вас возникают?» Возможные варианты вопросов – «Что мешает людям узнать больше о внутреннем строении Земли?», «Что на сегодня известно о внутреннем строении нашей планеты» или «Как мы получили информацию о внутреннем строении Земли». В завершении проделанной работы предложите ребятам ответить на вопрос: «А что вам известно о внутреннем строении планеты Земля?». Этот вопрос станем мостиком к составлению «Кластера», отражающему имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволит учителю диагностировать уровень подготовки класса к изучению новой темы или использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.
318135022161500148209022352000
210121521463000313944021780500
38538142139960087757020955000210121510160ВнутреннеестроениеЗемли
00ВнутреннеестроениеЗемли
168211519939000346329016764000
2234565279400016821153143250031394407175500298704031432500
Прием «Поставь проблему. Предложи решение». Теперь ребята без труда сформулируют проблему урока – «Что на сегодня человечеству известно о внутреннем строении Земли и как это удалось узнать?» Задание учителя: «Подумайте и предложите наиболее простой путь решения данной проблемы на уроке» позволит сориентировать ребят на работу с текстом параграфа, как доступного и научно достоверного источника информации. «Мозговой штурм» - это совместная работа по решению проблемы. На уроке по теме § 22 «Подземные воды», данный прием можно применить следующим образом: учитель предлагает ребятам внимательно прочитать название § и сформулировать свои ассоциации по теме в виде вопроса. Например, «Что такое подземные воды?», «Какими они бывают?», «Как образуются?» или «Как человек использует подземные воды?» И т. д. Главное, не прерывать ребят комментариями и не останавливать их пока ассоциации не иссякнут. Еще лучше все вопросы записать. Последующее просмотровое чтение текста (наложение вопросов на текст), выявит глубину знания темы обучающимися. 2. Текстовая деятельность. Совсем иначе данный прием используется на следующем этапе урока – стадии текстовой деятельности или непосредственной работы с текстом, предполагающей организацию активной работы ребят с информацией. Разделим класс на группы (можно по рядам) и поставим перед ребятами проблему (вопрос №1 стр.87) – «Объясните, почему за сутки вода просачивается через слой песка на 10 м в глубину, а через слой глины – только на 1 мм». Каждая группа по очереди высказывает свои предположения, опираясь на текст учебника или дополнительные знания по вопросу. Важно в совместной работе найти верное решение. Другие из возможных вариантов организации учебной деятельности ребят на данном этапе вдумчивого чтения учебного текста показаны на примере § 15 «Движение земной коры. Вулканизм». Прием «Чтение с остановками» позволит не просто ознакомиться с содержанием текста параграфа, но в сочетании с другими приемами технологии смыслового чтения, усвоить, структурировать и воспроизвести его содержание. Учитель просит вслух прочитать первый абзац текста 1-го пункта параграфа «Землетрясения» и ответить на вопрос «Как вы поняли, что такое землетрясение?». Затем ребятам предлагается найти в тексте авторский вариант ответа на поставленный вопрос - прием «Нахождение в тексте ответов на вопросы словами автора учебника». Данный приём используется с целью более точного воспроизведения научного факта, природного явления (процесса) или определения понятия. Задание можно усложнить: «Сравните свой ответ с ответом автора. Есть ли между ними принципиальные отличия. Повторите определение, стараясь не подсматривать в учебник». Данный пункт параграфа содержит новые для ребят понятия. Некоторые из них учащиеся находят в тексте без особого труда, так как они выделенные курсивом или жирным шрифтом, например, «землетрясение», другие могут выделить лишь после анализа текста – «сейсмология», «сейсмограф», «шкала Рихтера». Однако, чтобы школьники хорошо их усвоили, недостаточно одной только записи в тетради; необходимо провести дополнительную работу: разобраться в значении понятий, научиться правильно их произносить, найти в тексте или в словаре их объяснение. В завершении данной работы целесообразно использовать прием «Логическая цепочка» и предложить ребятам выполнить следующее задание: «Составьте из выделенных понятий цепочку, найдите ей логическое объяснение». Возможны следующие варианты ответа - «землетрясение (грозное природное явление) - сейсмограф (прибор, регистрирующий колебания земной коры) - шкала Рихтера (шкала, определяющая силу землетрясения) - сейсмология (наука о землетрясениях)». Наиболее важным приёмом для понимания и запоминания содержания текста является нахождение главных мыслей в тексте, который применяется как во время чтения, так и после него. Выделяя основное, значимое, учащиеся отвечают на вопросы учителя: «О чём здесь говорится?» и «Что об этом говорится?», «С какой фразы эта мысль начинается и с какой заканчивается?» В этом случае рекомендуется использовать короткий текст, например, один из пунктов или абзацев параграфа. Учащиеся читают текст, учитель предлагает учащимся выделить в нём главные мысли. Затем ученики формулируют краткие названия выделенным отдельным частям текста, либо формулируют название в виде вопроса. Данный приём хорошо сочетается на уроке с составлением плана текста. В результате работы над текстом ученики записывают в тетрадь план и учатся устной географической речи, простраивая её логично и последовательно. Прежде всего, ребятам необходимо пояснить, что план – это совокупность названий основных мыслей, выраженных в тексте. Каждый пункт плана – это краткая формулировка содержания части текста (абзаца). Перед составлением плана необходимо предложить ребятам памятку «Как составить план текста?»: 1. Прочитайте текст.2. Выделите в тексте главные мысли.3. Установите взаимосвязь и последовательность мыслей.4. Кратко сформулируйте главные мысли в виде пунктов плана. Первоначально такая работа проводится под руководством учителя. Рассмотрим это на примере 2-го пункта параграфа «Что такое вулкан?», где материал излагается в логической последовательности:1. Первая часть текста рассказывает об образовании и строении вулкана. При чтении учащиеся могут добавить свои пункты: «Что такое вулкан?», «Чем отличается магма от лавы?», «Какими могут быть извержения вулкана в зависимости от типа лавы?» 2. Во второй части текста раскрываются понятия вулканы «действующие», «уснувшие» и «потухшие», а также их география. 3. Заканчивается текст пункта параграфа темой «Вулканологи – люди изучающие вулканы». После составления плана по тексту учебника можно обратиться к детям с вопросом: «А какие пункты плана можете предложить вы сами? Что еще вам хотелось бы рассказать о вулканах?»3. Послетекстовая деятельность. На данном этапе работы с учебным текстом используемые педагогом методы и приемы позволяют применить содержание освоенного текстового материала в разных интеллектуальных ситуациях, формах применения, областях социально значимого знания. Прием «Изучение приведённых в тексте примеров и придумывание своих» помогает учащимся понять, как проявляются в действительности изучаемые факты, как надо применять полученные знания. Предложите ребятам следующее задание: «Изучите примеры хозяйственного освоения человеком гор, которые приводит автор учебника в пункте § 16 «Человек в горах», и перечислите их. Приведите свои примеры, доказывающие наличие хозяйственной деятельности в Жигулевских горах Самарской области». Организуя работу над пунктом § 17 «Различие равнин по высоте» предложите ребятам после анализа текста выбрать сведения необходимые для заполнения недостающих звеньев таблицы, то есть используем прием «Сворачивание текста»:
Виды равнин
Различия равнин по высоте
Примеры
Такая работа ориентирует учащихся на обобщение и систематизацию основного учебного материала. Для точности выполнения задания, обучающимся можно предложить памятку «Как заполнить таблицу?»: 1. Прочитайте текст, выделите в нем материал, соответствующий разделам таблицы.2. Сформулируйте его в краткой форме и занесите в соответствующие графы таблицы. Завершить эту работу можно выполнением задания № 6 после текста параграфа: «Если ваша местность находится на равнине, то составьте описание ее рельефа по плану, приведенному в задании 7 § 16 (пункта а) и б) применительно к равнинам)». Спросите ребят, какую карту они будут использовать при выполнении задания? Попросите объяснить, почему именно эту карту? Возможны и другие варианты работы с текстом на завершающей стадия урока – стадии рефлексии, самостоятельной систематизация нового материала. Например, прием «Синквейн». Синквейн - это стихотворение, состоящее из 5 строк, составляя которое ребята повторно и вдумчиво работают с текстом по заданию:
1. Одно слово – имя существительное тема синквейна.
2. Два слова – прилагательные, которые могут быть соединены союзами или предлогами.
3. Три слова – глаголы.
4. Четыре слова – предложение, которое выражает своё отношение к первой строке, теме синквейна.
5. Одно слово – ассоциация к первой строке – теме синквейна.
Приведу пример синквейна, составленного учениками к § 16 «Рельеф суши. Горы»
Горы
Высокие, молодые
Поднимаются, разрушаются, влекут
Кавказ – высочайшие горы России
Эльбрус.
Решение педагогами задачи «обучить детей осваивать учебный материал новыми, более эффективными средствами и способами для управления собственной учебной и образовательной деятельностью» возможно посредством СОТ, в том числе и технологии смыслового чтения, многообразие приемов которой учитель должен систематически использовать применительно к содержанию текста, теме и этапу урока.
IV. Заключение.
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением,одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга,начинается кропотливая работа над словами.В.А. Сухомлинский
Со словами В.А. Сухомлинского не поспоришь. Они остаются актуальными, так как чтение и сегодня является универсальной техникой получения знаний. А научить учащихся пользоваться учебным текстом и вообще книгой, использовать их для саморазвития является важнейшей задачей современной школы. Качество обучения находится в прямой зависимости от желания и умения учащихся активно работать с учебником, которая должна рассматриваться как обязательный учебный труд школьников. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития. Педагогу необходимо организовывать работу обучающихся с текстом учебника на всех этапах урока и целенаправленно обучать школьников умению работать со всеми его элементами. Не менее важно научить ребят использовать учебник географии в сочетании с другими средствами обучения: картами, учебными картинами, аудиовизуальными средствами, материалами внеклассного чтения и др. В настоящее время смысловое чтение рассматривается как одна из важнейших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, которая может изменить современное общество. Вот почему навыки смыслового чтения являются основой для освоения основного содержания образования, которое рассматривается как единство знаний, деятельности и развития обучающихся. (Схема 2 «Смысловое чтение – фундамент формирования УУД обучающихся»)
Схема 2.
Сегодня важнейшим критерием успеха становится доступ к информации и умение эффективно ее переработать. Мы, педагоги, особо нуждаемся в развитии тех качеств наших учеников, которые еще вчера казались естественными и не требующими специального внимания - быстро обучаться и переобучаться в любом возрасте, развивать свои потенциальные и расширять уже имеющиеся способности. А залогом успеха каждого учителя на этом поприще может стать овладение стратегией смыслового или продуктивного чтения, систематическое применение ее приемов на своих уроках.
В качестве пожелания педагогам приведу строки Ф. Тютчева «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…».Нам не дано предугадать,Как наше слово отзовётся.Посеять в душах благодать,Увы, не всякий раз дается.Но мы обязаны мечтатьО дивном времени, и веке,Когда цветком прекрасным статьСумеет личность человека.И мы обязаны творить,Презрев все тяготы мирские,Чтоб истин светлых заложитьЗачатки в души молодые,Чтоб верный путь им указать,Помочь в толпе не раствориться...Нам не дано предугадать,Но мы обязаны стремиться!
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // [Электронный ресурс]
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.2. Адлер М. Как читать книги. – М.: 2011. – 344 с.
3. Граник, Г.Г. Когда книга учит / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М. : Педагогика, 1991. – 256 с.
4. Королева Г.В. Технология эффективного чтения. – Ростов-на-Дону: 2009. – 307 с.
5. Галактионова Т.Г., Казакова Е.И., Гринева М.И. и др. Учим успешному чтению. – М.: Просвещение, 2011. – 88с.