Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Лирика Николая Гумилёва. Чтение и анализ стихотворений «Капитаны», «Заблудившийся трамвай» и др.
Дата:
Тема : Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Лирика Николая Гумилёва. Чтение и анализ стихотворений «Капитаны», «Заблудившийся трамвай» и др.
Тип урока : комбинированный
Цель: (формирование, овладение, развитие) и задачи урока (учить, развивать, воспитывать)
1).познакомить с жизнью и творчеством Н.С. Гумилёва; отметить особенности образа романтического героя Н.С. Гумилёва (яркость восприятия мира, действенность позиции, неприятие серости, обыденности существования); 2).формировать ключевые информационные и коммуникативные компетенции на основе анализа стихотворений Н.С. Гумилёва;
3).воспитывать уважение к отечественной культуре, языку, истории.
Умения (У): анализ-ть стих-ия ,нах-ть ср. выраз-ти
Знания (З): содерж-е стих-ий
Оснащение : книги,тетради,доклады,проектор
Методы обучения: практические,наглядные
Структура урока
Ход урока
1.Орг. момент. Мотивация изучения темы.
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. (Проверка домашнего задания).
(Выступл. студ-ов: доклады,поэтич.пятим-ка)
Словарная работа
Валёр - оттенок тона, выражающий какое-либо количество света и тени.
Вариант - авторское повторение произведения или его отдельных частей с некоторыми изменениями, внесенными в композиционное или цветовое решение, жесты и позы изображенных людей, расстановку предметов.
Интермедия-небольшая музыкальная пьеса, помещаемая между более важными частями крупного произведения.
Интермеццо-пьеса, связующая более важные по значению разделы; также название отдельных, преимущественно инструментальных, пьес различного характера и содержания.
ЭКВАТОР, -а, м. Воображаемая линия пересечения земной поверхности плоскостью, проходящей через центр Земли, перпендикулярно к земной оси, делящая земной шар на Северное и Южное полушария.
ЯЗЫКОВЕДЕНИЕ, - наука оязыке,лингвистика.
Эпиграф урока
По-моему глубокому убеждению, ...- поэт еще не прочитанный...А. Ахматова.
3.Усвоение новых знаний.
Слово учителя.
В 1911 году слушатели «Поэтической академии» основали новое литературное объединение - «Цех поэтов». В 1912 году было объявлено о возникновении нового поэтического течения. Из разных предложенных названий прижилось «акмеизм» (от греческого - высшая степень чего-либо, расцвет, вершина). Из широкого круга участников «Цеха» выделилась более узкая и эстетически более сплочённая группа поэтов, которые стали именовать себя акмеистами. К ним относились Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам. Другие участники «Цеха», не являясь правоверными акмеистами, составляли периферию течения.
- Каковы взгляды Н.С. Гумилёва на это новое течение?
В программной статье «Наследие символизма и акмеизм» Н.С. Гумилёв назвал символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало иной - «мужественно твёрдый и ясный взгляд на жизнь». Акмеизм, по мысли Гумилёва, есть попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от «нецеломудренного» стремления символистов познать непознаваемое: простой предметный мир значителен сам по себе. Главное значение приобретает художественное освоение многообразного и яркого земного мира.
Гумилёв Николай Степанович, 33 лет, дворянин, филолог, поэт, член коллегии «Издательство Всемирная литература», беспартийный, офицер был казнён в августе 1921 года по обвинению в принадлежности к «таганцевскому заговору». Недавно обнародованные материалы свидетельствуют о том, что это обвинение было ложным. Вы можете прочитать об этом подробно в журнале «Новый мир», №12, 1987 год.
- Каким же был этот один из самых ярких представителей акмеистической группы?
Исследователь творчества Гумилёва Н. Богомолов отмечал, что акмеизм Гумилёва конфликтен. Дело в том, что Гумилёв пробовал себя не в одной манере, «старался разрушить уже на глазах каменеющие традиции русского символизма», найти иные способы выражения, чем уже опробованные ранее. Его акмеизм тесно сближается с символизмом.
4.Закрепление.
Давайте вместе перелистаем «книгу поэзии» Николая Гумилёва
А). Характерной особенностью уже ранней лирики поэта стало перенесение себя и читателя в мир грёз.
И кажется - в мире, как прежде, есть страны,
Куда не ступала людская нога,
Где в солнечных рощах живут великаны
И светят в прозрачной воде жемчуга.
Стоит только дать волю грезе - и начинается карнавальная смена то ли масок , то ли жребиев: «Я конквистадор в панцире железном…», однажды сидел я в порфире златой, горел мой алмазный венец…», «Я - попугай с Антильских островов…»
Б). С ранних стихов Гумилёв утвердил исключительность своей мечты, спасающей от скуки обыденного существования. В сборнике «Романтические цветы» была развита тема «битвы» за небывалую красоту. На этом пути лирический герой смело зовёт «смерть любую»:
Я с нею буду биться до конца.
И, может быть, рукою мертвеца
Я лилию добуду голубую.
В). Поклонение «сокровищам немыслимых фантазий» проявилось и в стихах, написанных по впечатлениям от путешествий. Что это - жизнь или мираж - в стихотворении
«Лесной пожар»:
Резкий грохот, тяжкий топот,
Вой, мычанье, стон и рёв,
И зловеще - тихий ропот
Закипающих ручьев.
Вот несётся слон-пустынник,
Лев стремительно бежит,
Обезьяна держит финик
И пронзительно визжит.
С вепрем стиснутый бок о бок
Легкий волк, душа ловитв,
Зубы белы, взор не робок -
Только время не для битв.
- Прочитайте ещё два стихотворения об Африке.
Работа по вариантам
Самостоятельное чтение и анализ стихотворений с опорой на материал учебника.
1 вариант - стихотворение «Озеро Чад»
Основная мысль - трагическая обречённость естественной гармонии под напором греховных побуждений человеческой цивилизации.
2 вариант - стихотворение «Жираф».
Основная мысль - выражен идеал красоты автора. Красота экзотического животного здесь - спасение от скуки городов, скудного земного существования.
В конце 1903 года Николай Гумилёв познакомился с Аней Горенко - будущей Анной Ахматовой, которая станет его женой. В дальнейшем именно ей будут посвящены шедевры его любовной лирики.
Заранее подготовленный ученик читает
Много есть людей, что полюбив,
Мудрые дома себе возводят,
Возле их благословенных нив
Дети резвые за стадом бродят.
А другим - жестокая любовь,
Горькие ответы и вопросы,
С желчью смешана, кричит их кровь,
Слух их жалят злобным звоном осы.
А иные любят, как поют,-
Как поют и дивно торжествуют,
В сказочный скрываются приют;
А иные любят, как танцуют.
- Что поведал о «тайном пламени любви» поэт?
- Какие средства художественной выразительности помогают влюблённому поэту рассказать о своих чувствах?
Стихов о России у Гумилёва мало. Но это ни в коем случае не говорит о том, что Гумилёв не любил Родину. Удивительно было, что реальность словно бы не заботила поэта. Или - выразимся точнее - была скучна, неинтересна ему именно как поэту. Почему? Гумилёв сам ответил на этот вопрос:
Я вежлив с жизнью современною,
Но между нами есть преграда,
Все, что смешит её, надменную,
Моя единая отрада.
У Гумилёва вообще нет политических стихов. Он уклонился от прямого диалога с современностью. Он - так, во всяком случае, кажется на первый взгляд - промолчал о том, что творилось со страной и народом в огненное пятилетие 1917-1921 годов. Но это молчание истолковывалось и осознавалось как акт гражданского выбора, как недвусмысленная политическая позиция.
Гибель Гумилёва, при всей кажущейся случайности и трагической нелепости, глубоко закономерна. По-другому не мог уйти из жизни поэт, сам себе напророчивший:
И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще.
- Вернёмся к вопросу, поставленному в начале лекции.
Посмотрите свои записи и ответьте на вопрос: «Каким предстаёт лирический герой Гумилёва?»
Запись в тетради и на доске
Лирический герой Гумилёва
Мечтатель
РОМАНТИК
Боец
Путешественник
Страстный влюблённый
Патриот
Мужественный человек
5.Рефлексия учебной деятельности (личностные, метапредметные,предметные результаты).
- Сегодня я узнал…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Я понял, что…
-Теперь я могу…
-Я почувствовал, что…
-Я приобрел…
-Я научился…
-У меня получилось …
-Я смог…
6.Подведение итогов занятия.
В чем трагичность лирического героя Н. Гумилёва?
Как проявился идеал Гумилёва в цикле «Капитаны»?
Какие этапы своего творческого пути отразил Гумилёв в стихотворении «Память»?
7.Задание на дом.
-Марина Цветаева. Жизнь и судьба. Лирика особенности образа лирического героя. Тема трагической судьбы. Россия, любовь в поэзии Цветаевой.
-Подгот. доклады(опер.задание)
-Подгот-ся к поэтич.пятим-ке.