Программа элективного курса по английскому языку «Практика написания письма и эссе» (11 класс)


Программа элективного курса по английскому языку
«Практика написания письма и эссе»
( для учащихся 11 классов)

Составитель: Неижмак И.В.

учитель английского языка
МБОУ “Лицей ФМИ №40” при УлГУ,
г.Ульяновск

- 2014 –
Пояснительная записка
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 11-х классов и направлен на совершенствование навыков письменной речи и также для подготовки учащихся к сдаче экзамена в формате ЕГЭ. Именно письменная речь является одной из самых сложных и требует тщательной подготовки.
Компетентностный подход в современном образовании предполагает формирование способности человека использовать имеющиеся знания и умения для решения конкретных практических задач. Владение письменной речью позволяет реально использовать знание иностранного языка, находясь вне языковой среды, общаясь с носителями языка с помощью современных средств коммуникации. Возможность писать личные и официальные письма, необходимость заполнять анкеты, бланки документов, т.е. владение различными функциональными стилями деловой и личной переписки, мотивирует учащихся к активному овладению письменной коммуникацией на изучаемом языке для использования, как в дальнейшей профессиональной деятельности, так и в дальнейшей самостоятельной жизни в обществе.
Более того, сдавая экзамен по английскому языку в режиме ЕГЭ, учащиеся обязаны выполнить задания из раздела «Письмо», показав знание правил различных видов иноязычного письма.
Однако письмо выполняет в современном образовательном процессе лишь вспомогательную функцию. Не все УМК в достаточной степени уделяют внимание развитию письменной речи. Противоречием между потребностями учащихся, требованиями вероятной будущей профессии, требованиями к сдаче экзамена и содержанием обучения, обусловлена актуальность данного элективного курса.
Весь курс является практико-ориентированным с элементами анализа и самоанализа учебной деятельности учащихся.
Критерии отбора содержания учебного материала обусловлены спецификой формата ЕГЭ, требующего обобщения и систематизации полученных знаний и умений.
В ходе работы осуществляется как текущий контроль, позволяющий судить об успехах учащихся, так и итоговый - по окончании курса.
Основная цель данного курса: основной целью элективного курса является развитие у учащихся практических навыков использования базовых жанров и стилей иноязычной письменной формы языка для решения учебных (подготовка к ЕГЭ), личностных и, в дальнейшем, профессиональных задач обучаемых.
Данный элективный курс имеет следующие развивающие и воспитательные цели:
- развитие социокультурной компетенции, а именно умения участвовать в коммуникации в соответствии с нормами иноязычной письменной речи;
- развитие межкультурной компетенции, а именно умения участвовать в межкультурной коммуникации, учитывая особенности других культур;
- развитие ассертивности, а именно умения достигать поставленной цели, при необходимости преодолевая возникающие трудности;
- развитие компенсаторной компетенции, а именно умения использовать лингвистическую и контекстуальную догадку, использовать перифраз/толкование, синонимы, эквивалентные замены для дополнения, уточнения, пояснения мысли.
Задачи курса:
- обучить школьников различным видам иноязычного письма;
- обучить находить дифференциальные признаки текстов заданных жанров и стилей;
- обучить старшеклассников лексическим единицам в соответствии с определенными жанрами и стилями письменной речи;
- обучить созданию собственных творческих текстов аналогичного жанрово-стилевого формата письменной речи на иностранном языке;
- в учебно-познавательной области дать учащимся знания о различных типах деловых писем, особенностях электронной коммуникации, о правилах написания статьи в журнал и доклада, особенностях написания сочинения описательного характера и сочинения выражающего собственное мнение;
- развить творческий потенциал учащихся.
Содержание и принцип построения курса:
Курс рассчитан на 34 учебных часа и состоит из 11 тематических разделов по 3 урока каждый.
Обучение иноязычной письменной речи в рамках данного курса построено на лингвистическом или формально-структурном подходе, а именно учащимся предлагается текст и внимание учащихся привлекается к форме письменного текста. Они овладевают навыками оперирования конкретными моделями, которые формируются с помощью представленных учителем заданий из учебных пособий для подготовки к ЕГЭ, компьютерной программы, необходимого речевого и языкового материала (клише, правила, образцы). Через анализ образцовых текстов осознаются и изучаются признаки хорошего текста, затем пишутся собственные тексты: статья в журнал, доклад, e-mail, сочинение и т.д.
Для того чтобы создавать собственные письменные высказывания учащиеся должны овладеть умениями:
1.Планировать последовательность изложения материала.
2.Формулировать идею и развитие темы.
3.Учитывать ситуацию общения: куда, с какой целью пишется текст.
4.Использовать соответствующий стиль речи (разговорный, научно-деловой, художественно-публицистический).
5.Использовать соответствующие письменные формы выражения мысли – типы речи: описание (предмета, места, среды, человека), повествование, рассуждение и их комбинации.Поэтому в основе курса лежат следующие методические принципы:
- междисциплинарная интеграция с такими дисциплинами как развитие речи и русский язык;
- контекстуальное введение лексики;
- темы и материалы курса соответствуют возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся;
- обучение учащихся строится на основе сотрудничества;
- учитываются индивидуальные особенности учащихся ;
- учащиеся работают в группах, парах, индивидуально, коллективно.
Ожидаемые результаты изучения курса:
В результате прохождения курса старшеклассники:
- овладеют лексическим запасом в соответствии с темами письменной коммуникации;
- овладеют специфической лексикой, характерной для определенного жанра и стиля письменной речи;
- научатся находить определенные признаки текстов заданных жанров и стилей;
- научатся создавать собственные творческие тексты аналогичного жанрово-стилевого формата;
-научатся работать в команде, распределять обязанности в команде, отвечать за свою часть работы и за работу команды в целом;
Система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.
Контроль результатов обучения и оценка приобретенных школьниками умений и навыков производится при выполнении учащимися финальных продуктивных коммуникативных заданий каждого тематического раздела с помощью критериев оценки выполнения заданий части «Письмо» ЕГЭ, 2014 г., а также самими учащимися путем самооценки и самоконтроля.
Курс состоит из:
- Тематического плана
- Учебно-тематического планирования
- Методических разработок для учащихся по каждому занятию
- Учебно-тренировочные материалы для практических занятий
Исходя из цели курса, он построен с учётом следующих принципов:
- подбор заданий по письму строится на тематической основе;
- теоретические знания закрепляются разбором конкретных ситуаций в области написания различных видов писем и эссе;
- значительную часть курса занимают практические занятия. Практическая направленность занятий позволяет обеспечить коммуникативную и культурологическую подготовку старшеклассников к эффективному, грамотному владению иностранным языком.
Тематический план курса «Практика написания письма и эссе»
Предметное содержание речи Задание по письму
Проверяемые умения по письму
1. Знакомство с программой курса, требованиями, задачами, формами работы. Раздел "Письмо". Типы письменных заданий в формате ЕГЭ.
2. Моя семья, друзья и я. Заполнить анкету, формуляр, написать открытку, написать электронное письмо, написать сообщение о себе и своей семье. Уметь написать неформальное письмо другу. Виды неформальных писем.
Описательные сочинения- описание людей.
3. Организация свободного времени в России и в стране изучаемого языка. Уметь писать отзыв о фильме, спектакле, книге.
4. Здоровье и спорт. Дискуссионные сочинения. Сочинение "за" и "против" и сочинение "выражение собственного мнения"
5. Еда и покупки. Уметь написать письмо-жалобу о купленной вещи, уметь давать описание предмета.
Уметь приводить аргументы и доказательства в поддержку своих мыслей, следить за логикой высказывания.
6.Образование в России. Роль иностранного языка в современном мире. Уметь писать заявление о приёме на курсы, заполнять анкету, формуляр, писать резюме.
Уметь написать рекламу своей школе (описательное сочинение-описание места / объекта)
7. Планы на будущее и выбор профессии. Уметь писать заявление о приёме на работу, заполнять анкету, формуляр.
8. Города и России и Великобритании. Достопримечательности. Уметь писать личное письмо-совет, письмо-приглашение, письмо-запрос информации.
Написать письмо о посещении интересных мест (описательное сочинение-описание места, города, страны)
9. Праздники и знаменательные даты Уметь писать поздравительные открытки.
10. Природа и экология Уметь написать статью в газету по проблеме защиты окружающей среды. Дискуссионное сочинение-мнение.
11. Путешествия Уметь заполнить анкету в гостинице. Уметь писать письмо-жалобу о предоставлении услуг турфирмой. Дискуссионные сочинения. Сочинение "за" и "против" и сочинение "выражение собственного мнения".
Поурочное планирование курса «Практика написания письма и эссе».
Раздел №1 « Знакомство с программой курса, требованиями, задачами, формами работы»
Занятие 1: Формат и структура ЕГЭ по английскому языку. Общие стратегии подготовки к ЕГЭ. Специфика раздела "Письмо"- типы письменных заданий в формате ЕГЭ.
Занятие 2: Раздел "Письмо"- написание личного письма. Виды неформального письма.
Занятие 3: Раздел "Письмо"- написание сочинения. Дискуссионное сочинение: 1й тип-"За и Против". Дискуссионное сочинение: 2й тип-"Выражение мнения"
Раздел №2 «Моя семья, друзья и я»
Занятие 1: Заполнение анкет, формуляров, написание открыток, электронных писем.
Занятие 2: Виды неформальных писем. Написание неформального письма другу.
Написание сообщения о себе и своей семье.
Занятие 3: Описательные сочинения- описание людей.
Раздел №3 « Организация свободного времени в России и в стране изучаемого языка»
Занятие 1: Написание отзывов.
Занятие 2: Практическое занятие. Написание отзыва о фильме, спектакле, книге.
Занятие 3: Написание статьи в журнал «Как я провожу свободное время»
Раздел №4 «Здоровье и спорт»
Занятие 1: Типы дискуссионных сочинений.
Занятие 2: Сочинение "за" и "против" и сочинение "выражение собственного мнения"
Занятие 3: Практическое занятие. Сочинение «Как я отношусь к спорту»
Раздел №5 «Еда и покупки»
Занятие 1: Написание письма-жалобы о купленной вещи, умение давать описание предмета.
Занятие 2: Умение приводить аргументы и доказательства в поддержку своих мыслей, следить за логикой высказывания.
Занятие 3: Написание эссе по теме.

Раздел №6 «Образование в России. Роль иностранного языка в современном мире»
Занятие 1:Умение писать заявление о приёме на курсы, заполнять анкету, формуляр, писать резюме.
Занятие 2: Умение написать рекламу о своей школе.
Занятие 3: Описательное сочинение-описание места / объекта.
Раздел №7 « Планы на будущее и выбор профессии»
Занятие 1:Уметь писать заявление о приёме на работу, заполнять анкету, формуляры.
Занятие 2: Виды деловых писем.
Занятие 3: Как писать резюме.
Раздел №8 «Города и России и Великобритании. Достопримечательности»
Занятие 1: Умение писать личное письмо-совет , письмо-приглашение, письмо-запрос информации.
Занятие 2: Написание письма о посещении интересных мест ( описательное сочинение-описание места, города, страны)
Занятие 3: Сочинение «за» и «против» « Где лучше жить: в России или за рубежом?»
Раздел №9 « Праздники и знаменательные даты»
Занятие 1: Умение писать поздравительные открытки.
Занятие 2: Личное письмо. Структура написания.
Занятие 3: Практическое занятие. Письмо « Мои любимые праздники»
Раздел №10 «Природа и экология»
Занятие 1: Умение написать статью в газету по проблеме защиты окружающей среды.
Занятие 2: Дискуссионное сочинение-мнение.
Занятие 3: Практическое занятие. Написание статьи « Давайте сделаем нашу планету чистой!»
Раздел №11 «Путешествия»
Занятие 1: Умение заполнять анкету в гостинице. Умение писать письмо-жалобу о предоставлении услуг турфирмой.
Занятие 2: Дискуссионные сочинения. Сочинение "за" и "против" и сочинение "выражение собственного мнения"
Занятие 3: Заключительное занятие.
Используемая литература:
Волков И.В., Соколов М.В. Готовимся к ЕГЭ по английскому языку. Сборник тестов с ответами. Ростов – на – Дону : Феникс, 2010
Догаева Т.О. Вводный курс делового письма. 10 – 11 кл. М.: Дрофа, 2008
Колесник Н.Ю., Рыбина Е.А. Практикум по английскому языку: письмо 11 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2012
Мичугина С.В. , Михалёва Е.И. ЕГЭ. Английский язык. Практикум по выполнению типовых тествых заданий ЕГЭ: учебно – методическое пособие. М.: Издательство «Экзамен», 2010
Портал «Российское образование» www.edu.ru –программы элективных курсов, нормативные документы, разнообразные ресурсы для школы.
Романова Л.И. Анлийский язык. Письмо. М.: Айрис Пресс, 2010
Сайт специализированного учебно-научного центра Московского государственного университета им. М, В.Ломоносова; Школа им. А.Н. Колмогорова http://www/pms.ru./programmyi/15. html - программы элективных курсов по ряду предметов, включая английский язык.
Соловова Е.Н. ЕГЭ Тематические тестовые задания. М.: Экзамен, 2011
Юнёва С.А. Открывая мир с английским языком. 150 эссе для ЕГЭ. М.: Интеллект – Центр, 2013