Факультатив Теория и практика написания сочинения
ПРОГРАММА факультативного занятия «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ»
Руководитель: Волкова Е. В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.
Цель данной программы: помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей; совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям. Программа рассчитана на 34 часа / 1 час в неделю в 11 классе.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны:
Понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;
Знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
Умение определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;
Хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
Воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности художественной речи ( эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;
Уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературоведческими понятиями и терминами: роды художественной литературы и их основные жанры; литературные направления и течения; стихотворные размеры;
Самостоятельно работать с текстом и создавать собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.
Учебно-тематический план к факультативу
«Теория и практика написания сочинений». 11 класс
(34 учебных часа)
№ Дата Тема занятия
1 Тип сочинения – речевая характеристика персонажа. Составление обобщающих таблиц – анализов речи героя.
2 Составление плана сочинения – речевой характеристики. Подбор фактического материала, написание вступления
3 Обсуждение работ. Знакомство с рецензией на сочинение, совершенствование написанного.
4 Предупреждение речевых ошибок
5 Сочинение – анализ эпизода. Технология написания, задачи, возможные ошибки, постановка вопросов к анализу эпизода.
6 Составление плана – анализа эпизода, подбор фактического материала, написание вступления.
7 Обсуждение работ, знакомство с рецензией на сочинение. Совершенствование написанного.
8 Стилистические упражнения
9 Сочинение – характеристика образа автора.
10 Составление плана сочинения – характеристики образа автора, подбор фактического материала, написание вступления.
11 Обсуждение работ. Знакомство с рецензией на сочинение, совершенствование написанного.
12 Нормы литературного языка
13 Сочинение – характеристика лирического героя
14 Составление плана сочинения – характеристики лирического героя. Подбор фактического материала, написание вступления.
15 Обсуждение работ, знакомство с рецензией на сочинение, совершенствование написанного.
16 Практикум анализа стиха.
17 Темы. Частные темы. Тематические мотивы. Сочинение по теме литературного произведения.
18 Подготовительный этап к сочинению по теме литературного произведения.
19 Совершенствование написанного.
20 Определение темы прозаических и стихотворных произведений.
21 Предупреждение речевых ошибок.
22 Сочинение – обобщение по теме.
23 Подготовительный этап к сочинению – обобщению по теме.
24 Совершенствование написанного.
25 Стилистические упражнения
26 Проблема и идея. Типология проблематик литературных произведений. Сочинение по проблеме и идее литературного произведения.
27 Подготовительный этап к сочинению по проблеме и идее произведения
28 Совершенствование написанного29 Нормы литературного языка
30-31 Жанры эпоса, лирики, драмы. Трудности в определении жанровой природы. Сомнительные в жанровом отношении произведения русской художественной литературы.
32 Сочинение о жанровой природе литературного произведения
33 Подготовительный этап к сочинению о жанре
34 Обсуждение работ .Редактирование отрывков из сочинений.
Список литературы.
Озеров Ю. А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. - М.:Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982
Иконников С. Н. Стилистика в курсе русского языка. – М.: Просвещение, 1979
Рыжова Н. В. Методика написания экзаменационного сочинения. М.: Экзамен, 2004