Элективный курс Теория и практика написания изложений и сочинений
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УСТЬ – БЫСТРЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю»
Директор МБОУ УБСОШ
__________/Бирюкова Л.В./
Приказ от 31.08.2016 года № 123.
Рабочая программа
по элективному курсу «Теория и практика написания изложений и сочинений»
Уровень общего образования (класс):основное общее образование - 9 класс
Количество часов: 34 ч.
Учитель: Болотова Валентина Дмитриевна
Программа разработана на основетребований к обязательному минимуму содержания основной общей образовательной программы; программно-методических материалов по русскому языку.
1.Пояснительная записка.
Элективный курс разработан на основе требований к обязательному минимуму содержания основной общей образовательной программы.
Уже не первый год государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе проводится в новой форме (ОГЭ). Согласно этой модели экзамена выпускники пишут сжатое изложение, выполняют тестовые здания и создают сочинение-рассуждение. Контролю подлежат все виды компетенции: языковая, лингвистическая, коммуникативная.
Экзамен сложный, проверяющий комплекс речевых умений и навыков по русскому языку у учащихся.
Успешность сдачи экзамена в новой форме в первую очередь определяется тем, насколько девятиклассники будут к нему подготовлены. Объем программного материала, минимальное количество недельных часов (2 часа) не позволяют провести эффективную подготовку к экзамену на уроках русского языка. Этим обусловлено введение элективного курса «Теория и практика написания изложений и сочинений» (34 часа).
Актуальность.
Представленный элективный курс поможет обучающимся подготовиться к изложению и сочинению – рассуждению, предусмотренным новой формой итоговой аттестации в 9 классе.
Новизна курса - в предоставлении большего количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор текстов осуществлен с точки зрения нравственного и этического воспитания. Акцентирование внимания на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов.
Задача - провести эффективную подготовку к экзамену на уроках русского языка. Этим обусловлено введение элективного курса «Теория и практика написания изложений и сочинений»
Цели образовательной области и учебного курса:
Теоретические:
- освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи.
Развивающие:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
Практические:
- совершенствование коммуникативных умений;
- овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание.
Воспитательные:
- воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения;
- воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни.
2. Планируемые результаты освоения учебного курса.
В результате обучения на основе данной программы учащиеся должны овладеть умениями:
- адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- обрабатывать информацию звучащего текста;
- адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
- интерпретировать информацию прочитанного текста;
- использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента;
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять функционально-смысловой тип речи;
- создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
- последовательно излагать собственные мысли;
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
- использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
- текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
- промежуточный (проводится в форме творческих работ).;
- итоговый.
2.Содержание учебного курса.
Введение (1ч.)
Введение. Цели и задачи элективного курса.
Текст и его особенности(2 час)
Текст и его особенности. Содержательный анализ прослушанного текста: тема (микротемы), проблема, идея, ключевые слова
Сжатое изложение текста (9 ч.)
Сжатое изложение как передача в краткой обобщенной письменной форме основного содержания прослушанного текста.
Извлечение информации при аудировании: понимание смысла текста, главного и существенного в нем, определение проблемы и идеи, стиля и функционально-смыслового типа речи.
Способы сжатия текста (компрессии): исключение второстепенной информации, подробностей, деталей; обобщение единичных (однородных) явлений и фактов; сочетание исключения и обобщения.Основные языковые приемы компрессии: замена (однородных членов обобщающим наименованием, фрагмента предложения синонимичным выражением, предложения или его части указательным, определительным или отрицательным местоимениями, сложноподчиненного предложения простым, прямой речи косвенной); исключение (отдельных членов предложения, некоторых однородных членов, повторов, фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение, одного или нескольких синонимов, предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком широко и полно); слияние (образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи).
Сочинение-рассуждение (22 ч.)
Рассуждение как тип речи: структура (композиция), смысловая целостность, аргументация (авторская позиция, собственная точка зрения).
Тезис – главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть.
Аргументация – приведение фактов, примеров, утверждений, объяснений, подтверждающих тезис.
Вывод – общий итог.
Понимание и анализ авторской позиции, выражение собственной точки зрения, совпадающей или не совпадающей с мнением автора, аргументируемой примерами из жизненного, общественного или литературного опыта.
Стилистическое и речевое оформление текста. Грамотность письменной речи (грамматические нормы, орфография и пунктуация).
Повторение. (1 час)
Виды деятельности: индивидуальная, коллективная.
Анализ текста, работа с текстом (определение проблемы текста и т.д.) , написание сжатого изложения.
4.Тематическое планирование.
№ Раздел по программе. Кол-во часов по программе.
1 Введение. Цели и задачи элективного курса 9 1
2 Текст и его свойства: целостность, стилистическое единство, функциональные типы речи 1
3 Содержательный анализ прослушанного текста: тема (микротемы), проблема, идея, ключевые слова 1
4-5 Сжатое изложение: способы компрессии текста (2ч.) 2
6 Приемы сжатия 1
7 Урок – практикум «Работа с текстом. Приемы сжатия текста» 1
8-9 Анализ предложенного текста: проблема (или идея), позиция автора или героя, характеристика героя, лексическое и контекстуальное значение слов, синонимия и антонимия 2
10 Анализ предложенного текста. Средства речевой выразительности 1
11 Подготовка к написанию сжатого изложения .1
12 Написание сжатого изложения 1
13 Альтернативность творческих заданий (сочинение- рассуждение на лингвистическую или морально- этическую темы)1
14 Рассуждение как – тип речи: структура (композиция), смысловая целостность, аргументация (авторская позиция, собственная точка зрения)(1
15-16 Тезис – главная мысль автора текста 2
17 Проблема текста. Формулировка проблемы 1
18 Комментирование проблемы как аналитико-синтетическая работа с текстом. Типы комментирования. 1
19-20 Выявление и формулировка авторской позиции 2
21 Аргументация собственной позиции. Виды аргументов 1
22 Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части 1
23-25 Анализ текста публицистического стиля
(из сборника для подготовки к экзаменам) 3
26-28 Анализ текста художественного стиля
(из сборника для подготовки к экзаменам) 3
29-31 Работа с текстом. Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему 3
32-33 Алгоритм написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему. 2
34 Повторение 1
Виды деятельности: составление алгоритма определения типов речи; работа со словарём; определение средств речевой выразительности; комплексный анализ текста; способы компрессии текста.
4.1. Календарно – тематическое планирование.
№ п/п Раздел, тема урока. Количество часов по разделу, теме Дата проведения.
1. Введение. Цели и задачи элективного курса 1 06.09.16
2. Текст и его свойства: целостность, стилистическое единство, функциональные типы речи 1 13.09.16
3. Содержательный анализ прослушанного текста: тема (микротемы), проблема, идея, ключевые слова 1 20.09.16
4-5.
Сжатое изложение: способы компрессии текста 2 27.09.16
04.10.16
6. Приемы сжатия 1 11.10.16
7. Урок – практикум «Работа с текстом. Приемы сжатия текста» 1 18.10.16
8-9.
Анализ предложенного текста: проблема, позиция автора или героя, характеристика героя, лексическое значение слов. 2 25.10.16
08.11.16
10. Анализ предложенного текста. Средства речевой выразительности 1 15.11.16
11. Подготовка к написанию сжатого изложения. 1 22.11.16
12. Написание сжатого изложения 1 29.11.16
13. Альтернативность творческих заданий (сочинение- рассуждение на лингвистическую или морально- этическую темы)1 06.12.16
14. Рассуждение как – тип речи: структура (композиция), смысловая целостность, аргументация (авторская позиция, собственная точка зрения)1 13.12.16
15-16.
Тезис – главная мысль автора текста 2 20.12.16
27.12.16
17. Проблема текста. Формулировка проблемы 1 10.01.17
18. Комментирование проблемы как аналитико-синтетическая работа с текстом. Типы комментирования. 1 17.01.17
19. Выявление и формулировка авторской позиции 1 24.01.17
20. Выявление и формулировка авторской позиции 1 31.01.17
21. Аргументация собственной позиции. Виды аргументов 1 07.02.17
22. Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части. 1 14.02.17
23- 25. Анализ текста публицистического стиля
(из сборника для подготовки к экзаменам) 3 21.02.17
28.02.17
07.03.17
26-28.
Анализ текста художественного стиля
(из сборника для подготовки к экзаменам) 3 14.03.17
21.03.17
04.04.17
29-31.
Работа с текстом. Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему 3 11.04.17
18.04.17
25.04.17
32-33.
Алгоритм написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему 2 02.05.17
16.05.17
34. Повторение 1 23.05.17
СОГЛАСОВАНОСОГЛАСОВАНОПротокол заседания МО Заместитель директора по УР
МБОУ УБСОШ _________/Петренко Н.В./
от 29.08.2016 № 1 «30» августа 2016 года.
Руководитель МО
_______/ Разуваева И.Ю./