Элективный курс 10 класс.Текст.Теория и практика
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 города Новоалтайска Алтайского края
Рабочая программа
Элективного курса «Текст. Теория и практика»
для 10А
класса
Базовый уровень
на 2016-2017 учебный год
Составитель
И.А.Кузьмина,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Новоалтайск-2016
Пояснительная записка
Курс по русскому языку «Текст. Теория и практика» для учащихся 10 класса входит в образовательную область «Филология», составлен на основе Федерального компонента основного общего образования и авторской программы элективного курса Полуниной Г.М. «Текст. Теория и практика», «Элективные курсы по русскому языку» Москва «Чистые пруды», 2009. Рабочая программа полностью соответствует авторской и рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Курс позволит обучающимся развить культуру читательского восприятия художественного текста, совершенствовать речевую культуру, удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку к экзаменам по русскому языку и литературе, в том числе и в формате ЕГЭ.
Учащиеся должны уметь выражать свои мысли, создавать связный рассказ на заданную тему. Если выпускники будут хорошо говорить и писать, то общение с людьми принесет им удовлетворение и радость, они смогут поделиться со всеми своими знаниями, отстоять правоту своих убеждений. Развивать дар слова, составлять тексты разных жанров поможет факультативный курс «Текст. Теория и практика».
Курс необходим и актуален в связи с тем, что в современных условиях модернизации образования возникает новая форма экзамена по русскому языку за курс основной школы. Учебно-исследовательская деятельность учащихся на занятиях поможет им выразить свою позицию по теме, предложенной на экзамене, привести аргументы, подтверждающие их точку зрения.
Цели курса:
курс по русскому языку предназначен для учащихся 10-х классов. Программа тесно связана с основным курсом обучения русскому языку. Важнейшей целью курса является повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся.
Задачи курса:
1) Совершенствование умений анализировать текст в единстве формы и содержания;
2) Формирование умений соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе и орфографические и пунктуационные;
3) Воспитание личности, бережно относящейся к слову как неотъемлемой части русской национальной культуры.
Формы обучения:
1) лекции, индивидуальные консультации учителя, работа в группе;
2) семинарские занятия; проектно-исследовательская деятельность.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися путем выполнения заданий, содержащих:
примеры из литературных произведений, в которых использованы изобразительные возможности лексики;
высказывания выдающихся людей, размышляющих о языке;
лингвистические справки о происхождении терминов;
определение новых понятий.
Методические принципы построения курса:
нелинейность (каждая тема в определенной степени самодостаточна и автономна);
избыточность предлагаемого материала; проблемность заданий;
минимизация репродуктивности, необходимой, тем не менее, для формирования алгоритма, за счет усиления творческого и рефлексивного начала;
равноразделенная ответственность учителя и обучающихся за достижение поставленных целей.
Курс носит практико-ориентированный характер. Обучающиеся вовлекаются в различные виды деятельности (практическая, творческая, исследовательская), что способствует развитию и совершенствованию навыков самостоятельной работы.
Занятия в соответствии с программой курса предполагают:
повторение теоретико-литературного материала, изученного в среднем звене, часто с его расширением;
выполнение упражнений, помогающих соотнести теоретические знания с практикой языкового анализа художественного текста;
выполнение обучающимися устных и письменных исследовательских работ по отдельным аспектам анализа.
Таким образом, каждое учебное занятие предусматривает двусторонний подход (теоретическая и практическая часть).
Работа по данной программе обеспечивается учебно-методическим комплектом, включающим
электронное учебное пособие, имеющее печатный аналог, содержание которого призвано научить обучающихся самостоятельно ставить и решать проблемы, т.к. в нем используется проблемный стиль изложения учебного материала. В учебном пособии представлен справочно-методический аппарат: схемы, контрольные вопросы, творческие задания, шрифтовые выделения (термины, смысловые акценты, примеры, интересные факты и т.п.);
список литературы для учащихся;
методические рекомендации к отдельным занятиям, включающие методику проведения практических и лабораторных занятий, примерные темы творческих заданий;
тексты для анализа.
Программа снабжена списком рекомендуемой литературы, которая окажет учителю дополнительную методическую помощь.
В программу включен пример планирования работы с обучающимися по курсу, где определены основные понятия, обозначена аналитическая и речевая деятельность учащихся, творческие задания, указано примерное распределение учебного времени.
Материалы для контроля
отрывки из художественных произведений;
тексты;
вопросы для обсуждения;
тесты.
сочинение на свободную тему.
Ожидаемый результат
На занятиях курса «Текст. Теория и практика» через нетрадиционные формы занятий учащиеся научатся понимать текст, его основную мысль, делать переходы от одной части своего сочинения к другой, вводить аргументы.
Такие умения явятся хорошей подготовкой к выпускному экзамену и учебе в вузе.
Программа курса предполагает выход за рамки учебной программы по русскому языку, поэтому ребята познакомятся с высокохудожественными текстами, различными видами их разбора (лингвистический, стилистический, композиционный). Занимаясь по программе данного курса ,ученики приобретут навык создания на основе чужих текстов собственного, при этом логично выстроенного. Данный курс поможет развить у школьников общеучебные, исследовательские, коммуникативные умения и навыки.
Главный результат курса – воспитание творческой личности, умеющей пользоваться всеми достижениями языковой культуры и создавать собственные тексты разных жанров
Информационно-методическое обеспечение
Глебов Б.Ф. Упражнения по развитию речи.М.,1999г
А.И.Горшков Русская словесность. «Просвещение»2001г
Т.А.Ладыженская Развивайте дар слова.М.,1990г
Т.М.Пахнова. Готовимся к экзаменам по русскому языку.
Русский язык. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9класс. М., Дрофа.2006г
Анализ художественного текста: Сборник статей. - М., 1975.
Китайгородская М.В, Розанова Н.Н. Речевые одежды Москвы: русская речь, №3 - 1994.
Колесов В.В. История русского языка в рассказах: Кн. для учащихся старших классов. - М., 1982.
Лаптева О.А. Русский разговорный синтаксис. - М., 1976.
Лингвистические знания - основа умений и навыков: Сборник статей из опыта работы. Сост. Т.А. Злобина. - М., 1985.
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М., 2001.
Сахарный Л.В. К тайнам мысли и слова : Кн. для внеклассного чтения. - М., 1983.
Тематическое планирование
№
Тема занятия
Кол-во часов
Виды деятельности обучающихся
Предполагаемый результат
1
Понятие о тексте.
1
Исследовательская деятельность. Анализ и систематизация материала. Составление понятийного словаря
Сочинение-рассуждение "Создать язык невозможно, ибо его творит народ; филологи только открывают его законы:, а писатели только творят на нем сообразно с сими законами" (В Белинский)
2
Понятие о тексте
1
3
Способы выражения темы
1
Лекция учителя
Практическая работа со стихотворными текстами
Создание текста по предложенным темам
4
Способы выражения темы
1
5
Заглавие текста
1
Исследовательская и аналитическая деятельность. Составление обобщающих тематических таблиц
Создание презентационных материалов учебного занятия
6
Заглавие текста
1
7
Ключевые (опорные) слова.
1
Исследовательская деятельность. Наблюдение, формирование выводов, оформление итоговых выводов. Работа со справочной литературой.
Провести исследование "Выбор ключевых слов".
8
Ключевые (опорные) слова.
1
9
Синтаксис текста.
1
Исследовательская деятельность. Работа со справочной литературой. Сравнение, сопоставление, наблюдение.
Сочинение: "Какие герои в прочитанных мною произведениях кажутся мне положительными, а какие - отрицательными", с использованием 10контрастных сопоставлений.
10
·Синтаксис текста
1
11
Способы связи предложений в тексте
1
Работа со справочной литературой. Наблюдение, анализ, сопоставление.
Творческая работа по теме: "О чем говорят имена литературных героев"
12
Способы связи предложений в тексте
1
13
Средства связи смысловых частей текста.
1
Исследовательская деятельность. Анализ языкового материала. Работа со справочной литературой. Составление обобщающих тематических таблиц.
Написать письмо в стиле выбранной исторической эпохи.
14
Средства связи смысловых частей текста.
1
15
Лексические средства связи (антонимы, синонимы, лексические повторы)
1
Исследовательская деятельность, анализ и систематизация материала, составление обобщающих тематических таблиц.
Сочинение, основной мыслью которого станет высказывание А.Н. Толстого: "Не нужно от них открещиваться, не нужно ими злоупотреблять".
16
Лексические средства связи (антонимы, синонимы, лексические повторы
1
17
Лексические средства связи (синонимы)
1
Исследовательская деятельность. Работа со справочной литературой. Составление обобщающих тематических таблиц.
Сочинение о дружбе, долге, чести, труде, с использованием синонимов.
18
Лексические средства (синонимы)
1
19
Лексические средства связи (лексические повторы)
1
Наблюдение, сравнение, сопоставление и анализ. Систематизация материала. Работа со справочной литературой.
Сочинение: "Богатство языка есть богатство мыслей" (Н. Карамзин), с использованием стилистических возможностей пословиц, поговорок, афоризмов и др.
20
Лексические средства связи (лексические повторы)
1
21
Стилистическая роль синонимов и антонимов
1
Исследовательская работа. Поиск изобразительно- выразительных средств.
Сочинение-миниатюра
22
Стилистическая роль синонимов и антонимов
1
23
Местоимения и союзы в связующей функции.
1
Работа с текстом, подбор материала учащимися, лекция учителя
Подбор стихотворных текстов с местоимениями и союзами в связующей функции.
24
Местоимения и союзы в связующей функции.
1
25
Парцеллированные конструкции.
1
Лексико-фразеологический анализ
Подбор материала с указанными конструкциями
26
Парцеллированные конструкции
1
27
Понятия о типах речи. Повествование. Языковые средства повествования.
1
Исследовательская деятельность. Анализ и систематизация материала. Составление понятийного словаря
Сочинение-рассуждение о типах речи
28
Понятия о типах речи. Повествование. Языковые средства повествования.
1
29
Описание. Языковые средства описания.
1
Лекция учителя
Практическая работа со стихотворными текстами
Создание проекта «Языковые средства описания» (на примере одного произведения)
30
Описание. Языковые средства описания
1
31
Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения.
1
Исследовательская и аналитическая деятельность. Составление обобщающих тематических таблиц
Создание презентационных материалов учебного занятия
32
Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения.
1
33
Анализ и составление текстов описание, рассуждение, повествование
1
Исследовательская деятельность. Наблюдение, формирование выводов, оформление итоговых выводов. Работа со справочной литературой.
Составление презентации по теме
34
Анализ и составление текстов описание, рассуждение, повествование
1
35
Тексты разных стилей. Языковые особенности публицистического стиля.
1
Исследовательская деятельность. Работа со справочной литературой. Сравнение, сопоставление, наблюдение.
Сочинение: "Какие герои в прочитанных мною произведениях кажутся мне положительными, а какие - отрицательными", с использованием контрастных сопоставлений.
36
Тексты разных стилей. Языковые особенности публицистического стиля.
1
37
Анализ и составление текстов публицистического стиля речи.
1
Работа со справочной литературой. Наблюдение, анализ, сопоставление.
Творческая работа по теме: "Публичное выступление"
38
Анализ и составление текстов публицистического стиля речи.
1
39
Тексты разных стилей. Языковые особенности научного стиля.
1
Исследовательская деятельность. Анализ языкового материала. Работа со справочной литературой. Составление обобщающих тематических таблиц.
Написать письмо в стиле выбранной исторической эпохи.
40
Тексты разных стилей. Языковые особенности научного стиля.
1
41
Анализ и составление текстов научного стиля речи.
1
Исследовательская деятельность, анализ и систематизация материала, составление обобщающих тематических таблиц.
Сочинение-миниатюра, основной мыслью которого станет высказывание С. Маршака: "Словарь языка отражает все изменения, происходящие в мире"
42
Анализ и составление текстов научного стиля речи.
1
43
Тексты разных стилей. Языковые особенности официально-делового стиля.
1
Исследовательская деятельность. Работа со справочной литературой. Составление обобщающих тематических таблиц.
Создание текстов указанных жанров
44
Тексты разных стилей. Языковые особенности официально-делового стиля.
1
45
Анализ и составление текстов официально-делового стиля
1
Наблюдение, сравнение, сопоставление и анализ. Систематизация материала. Работа со справочной литературой.
Создание текстов указанных жанров
46
Анализ и составление текстов официально-делового стиля
1
47
Тексты разных стилей. Языковые особенности разговорного стиля.
1
Исследовательская работа. Поиск изобразительно- выразительных средств.
Создание проекта «Диалектизмы и их роль в художественном произведении» (на примере одного произведения)
48
Тексты разных стилей. Языковые особенности разговорного стиля
1
49
Тексты художественного стиля речи
1
Работа с текстом, подбор материала учащимися, лекция учителя
Творческая работа
50
Тексты художественного стиля речи
1
51
Выразительные средства языка.
1
Лексико-фразеологический анализ
Создание проекта «Средства художественной выразительности» (на примере одного произведения)
52
Выразительные средства языка
1
53
Стилистические фигуры
1
Исследовательская деятельность. Анализ и систематизация материала. Составление понятийного словаря
Творческая работа «Роль стилистических фигур в произведении»
54
Стилистические фигуры
1
55
Анализ текстов художественного стиля речи
1
Лекция учителя
Практическая работа со стихотворными текстами
Создание фрагментов поэтического текста , используя звукопись
56
Анализ текстов художественного стиля речи
1
57
Составление текстов художественного стиля речи.
1
Исследовательская и аналитическая деятельность. Составление обобщающих тематических таблиц
Создание презентационных материалов учебного занятия
58
Составление текстов художественного стиля речи.
1
59
Оформление итоговых работ
1
Исследовательская деятельность. Наблюдение, формирование выводов, оформление итоговых выводов. Работа со справочной литературой.
Используя различные словари, провести исследование "Стилистические особенности текстов".
60
Оформление итоговых работ
1
61
Презентация и защита выполненных работ.
1
Исследовательская деятельность. Работа со справочной литературой. Сравнение, сопоставление, наблюдение.
Сочинение: "Какие герои в прочитанных мною произведениях кажутся мне положительными, а какие - отрицательными", с использованием контрастных сопоставлений.
62
Презентация и защита выполненных работ
1
63
Обобщение и систематизация изученного
1
Работа со справочной литературой. Наблюдение, анализ, сопоставление.
Творческая работа по теме: "О чем говорят названия текстов"
64
Обобщение и систематизация изученного
1
65
Итоговый тест.
2
66
Анализ итогового теста
67
Подведение итогов проведенной работы. Выставка творческих работ.
2
68
Подведение итогов проведенной работы
Итого:68 часов.
Дополнительная литература:
Лаптева О.А. Русский разговорный синтаксис. - М.: Издательство АН СССР 1976.
Лингвистические знания - основа умений и навыков: Сборник статей из опыта работы. Сост. Т.А. Злобина. - М.Просвещение, 1985.
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование. 2001.
Сахарный Л.В. К тайнам мысли и слова : Кн. для внеклассного чтения. - М.:Просвещение, 1983.
Лист изменений и дополнений в рабочую программу
Дата внесения изменений
Содержание
Реквизиты документа(дата, № приказа)
Подпись лица, внесшего запись
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141215
Рисунок 3Заголовок 115