Конспект урока русского языка. Урок-путешествие по стране «Лексика» — «Антонимы» (5 класс)
Урок-путешествие по стране «Лексика» - «Антонимы». 5 класс
Цели урока:
Образовательные: расширить и углубить знания учащихся об антонимах, их роли в речи; формировать умения подбирать антонимы, находить их в тексте, употреблять в речи, обогащать словарный состав языка.
Развивающие: развивать познавательные способности, творческое мышление, разные виды памяти, внимания учащихся, логично и последовательно излагать свои мысли.
Воспитательные: повысить интерес к русскому языку, к лексике, антонимам; способствовать формированию личностных качеств, уверенности в своих силах, желания добиться больших результатов.
Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ (презентации): закрепление и применение новых знаний на практике.
Форма урока: урок-путешествие по теме «Лексика». «Антонимы» - это последняя тема изучения нового материала по данному разделу.
Методы и приёмы: словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, сопоставление слов и понятий.
Оборудование: презентация, карточки личного участия каждого ученика, по которым будет оцениваться работа по новой теме, в виде карты путешествия, словари.
I. Организационный момент. (Знакомство с целью и структурой урока)
Учитель:
В стране родного языка
Не все известно нам пока,
Но путешествовать начнем
И сами до всего дойдём.
- Ребята, как вы уже поняли, сегодня у нас не простой урок, а урок-путешествие. Мы перенесемся на волшебный материк, который называется Лексика. Мы будем путешествовать и узнаем всё-всё об одной стране на этом материке. И хотя путешествие будет только на карте, зато задания, которые встретятся на пути, - самые настоящие.
- К любому путешествию надо тщательно готовиться: проверить снаряжение (полученные знания на прошедших уроках), за это вы получите карту путешествия по новой теме.
II. Повторение изученного- Мы отправляемся в плавание по океану знаний на волшебном кораблике. Итак, мы с вами на волшебном материке. А как мы можем представить наше путешествие без карты. (На доске висит карта, на которой написано Лексика, обозначены страны, но не подписаны).
- Ребята, какие страны, расположенные на этом материке вы знаете?
1. Терминологический диктант: (слайд с изображением карты, на которой открываются названия стран-разделов лексики)
Словарный состав языка изучает… (лексика)
Слова, имеющие одно лексическое значение, называются… (однозначными)
Слова, имеющие несколько лексических значений, называются …(многозначными)
Слова, одинаковые по написанию и произношению, но совершенно различные по лексическому значению, называются… (омонимами)
Слова, имеющие близкое значение, называются …(синонимами)
2. Какое из словосочетаний употреблено в переносном значении?(Слайд)
Тяжёлый характер;
Золотое кольцо;
Чёрствый хлеб;
Лёгкий портфель.
3. Разгадайте загадки. Каково значение этих слов? Запишите. Как называются такие слова? (Слайд)
Может напоить водою, Есть она у чемоданаМожет гайку отвинтить, И у школьницы любой,А еще замок откроет, Есть у двери ресторанаЧтоб хозяев в дом впустить.(Ключ) И у чашки голубой. (Ручка)
(Ключ родник, инструмент, чтобы открыть замок)
(Ручка – держать предмет; шариковая, чтобы писать; дверная; за которую держат чашку)
- Шутливые загадки построены на явлении омонимии.
4. Почему бежало судно, а пристать велят кораблю? (слайд)
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна…
И знакомая страна
Вот уж издали видна…
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
- Как называются слова судно – корабль?
Это слова синонимы, они использованы для большей выразительности и чтобы не было повтора.
- Укажи лишнее слово в ряду синонимов:
Жёлтый;
Янтарный;
Лимонный;
Багряный.
- Слово лимонный разбирают по составу.
Или
- Подберите синонимы к словам храбрый(смелый, отважный, мужественный, бесстрашный, доблестный, героический, решительный);бояться (страшиться, трепетать, робеть, пугаться, опасаться, побаиваться).
III.Изучение нового материала
- Итак, мы успешно преодолели все препятствия, подошли к границе этой страны.Что случилось: наш корабль не плывёт дальше, он остановился такой красивый. Но чего-то у него не хватает. Кто догадался? Чтобы они снова появились, нужно их поднять. И в этом нам помогут ваши правильные ответы. За каждый правильный ответ вы получаете парус и работаете вместе командой, а в конце узнаем, какой экипаж быстрее поможет судну добраться до финиша.
Каждый корабль должен иметь своё название. У нас будет три судна: первое под названием «Слабые», второе – «Трусливые», третья - «Робкие». Но это временно. Вы можете изменить себе название, а как узнаете потом.
- Мы распределились на три экипажа, но какой экипаж без капитана. Поднимать паруса будет именно он. За каждый правильный ответ корабль получает парус. В путь!
1. Мы приближаемся к новому городу под названием антонимы. По дороге сыграем в игру «Наоборот».
Стихотворение Д. Чиард. «Ещё одно эхо»? (доскажи словечко)
И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово
ВЫСОКО,
А ты ответишь
……………….. .
Скажу я слово
ДАЛЕКО,
А ты ответишь
……………….. .
Скажу я слово
ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты
………………... .
Скажу тебе я слово
ТРУС,
Ответишь ты
…………. .
НАЧАЛО
Я скажу.
Ну отвечай
……………. .
Слова, которые мы говорили наоборот называются антонимы. Обратимся к карте и выполним первое задание.
Антонимы – это… (слайд)
Слово произошло от греческого Анти – против, Онима – имя.
-Существует словарь антонимов, в нем вы можете найти ответы на вызвавшие затруднения вопросы.
- Теперь вы узнали, что такое антонимы, подберите антоним своей команде, и ваш корабль будет называться по-другому.
Сильные, смелые, решительные.
- Продвигаемся по карте дальше… (показывают стрелочкой).
2. У одного и того же слова в зависимости от того, в каком значении оно употребляется, могут быть разные антонимы.
Стрый капитан – молодой; старый корабль – новый; старая газета - свежая; свежий ветер – тёплый, свежие яблоки – сушеные, свежий хлеб - чёрствыйЛёгкое задание – трудное; лёгкая сумка – тяжёлая.
3. Слова противопоставляются по одному признаку
Время Пространство Чувства, характер человека
Рано (поздно) Далёкий (близкий) Весёлый (грустный)
Утро (вечер) Длинный (короткий) Умный (глупый)
День (ночь) Узкий (широкий) Добрый (злой)
4. Закрепление по карте
Напишите, какие из данных ниже пар слов, противоположных по смыслу обозначают
Тяжёлый - … место
Далёкий - …время
Ранний - … характер
Высокий - … пространство
Жестокий - … вес
Разминка (Подвижная форма работы)
К словам из левого столбика подберите слова, противоположные по значению, из правого столбика. Соедините линиями. Проверяем по цепочке
Север Болезнь
Высокий Ленивый
Уехать Польза
Мокрый Лёгкий
Завязать Закрыть
Прилежный Юг
Светлый Низкий
Вред Приехать
Здоровье Тёмный
Открыть
Тяжёлый Развязать
Сухой
Следующая станция.
5. Активно антонимы используются в жанрах фольклора: пословицах и поговорках. Найдите в пословицах слова антонимы. (Слайд)
Старый друг лучше новых двух.
Раздружиться друг – хуже недруга.
- На какую тему эти пословицы? (дружба). Да, действительно моряки должны быть дружными, ведь они долгое время путешествуют вместе. А ещё они какие, мы узнаем из следующих пословиц.
Дело веди, а безделье гони.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Выпишите антонимы.
Антонимы используются для большей выразительности и понимания пословицы.
Следующая станция.
6. «Угадайка» Отгадайте загадки.
Я - антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна.
Да и в школе я нужна.
Называюсь…
Я - антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня - …
Я – антоним к слову «смех».
Не от радости, утех,
Я бываю по неволеОт несчастья и от боли,
От обиды, неудач
Догадались? Это…
Я – антоним слова «лето»,
В шубу зимнюю одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …
Игра «Шифровка»
В известной фразе (предложении, названии сказки, песне) каждое слово зашифровывается, заменяется его антонимом.
Собака без шляпы (Кот в сапогах).
Жаба-домоседка (Лягушка-путешественница).
Злая медсестра Здоровяка (Добрый доктор Айболит).
Наш Иванушка смеётся – вынул шайбу из болотца.
(Наша Таня громко плачет – уронила в речку мячик).
Черносмолка без трёх троллей (Белоснежка и семь гномов).
7. Нам пришло послание из другого острова, где живут необычные люди, они любят говорить наоборот. Чтобы понять их жизнь, нужно к выделенным словам подобрать антонимы, и тогда мы узнаем о них правду.
В нашей стране «Наоборот» живут враждебные ... () люди. Мы обожаем солёную ... ()пищу. По натуре мы очень ленивые ... () , ведём больной... () образ жизни. Нелюбимое ... () наше занятие – прогулка ночью ... (). У нас в стране всегда очень холодно ... () , поэтому растут невкусные ... () фрукты.
Какая команда быстрее справится?
Группе, которая быстрее выполнила работу по одному парусу (С парусами).
Подведение итогов
- Молодцы, хорошо потрудились!
В какой стране мы побывали? Что нового узнали? Что такое антонимы? Понравилась ли вам тема? О каком словаре мы узнали?
IV. Рефлексия.
Мне хочется у вас узнать, какое настроение было у вас во время путешествия? И какая погода сопутствовала нам в дороге. Если вы поднимите солнышко – хорошо поработали; если туча и солнце – пасмурно, надо ещё потрудиться, если туча, то плохая погода.
Домашнее задание:
1. Подобрать пословицы, стихи с антонимами, подчеркнуть их.
2.Составить кроссворд на тему «Лексика».
3.Написать сочинение-миниатюру о зиме и лете, используя антонимы.
4. §69, упр. 362