Технологическая карта урока на тему Стилистическая окраска фразеологизмов
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тип урока: Урок открытия нового знания
Тема: Стилистическая окраска фразеологизмов
Класс: 6
Цели:
Образовательные:
сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
Развивающие:
способствовать развитию навыков правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формированию навыков определения специфических особенностей фразеологических оборотов, умения отличать их от других речевых единиц в потоке речи; содействовать развитию творческих способностей и образного мышления школьников; обогащать словарный запас школьников.
Воспитывающие:
способствовать воспитанию любви к родному языку, его красоте и многозначности.
Используемые технологии: Здоровьесберегающая, игровая.
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Включение в деловой ритм.
Фронтальная работа с классом. Подготовка класса к уроку.
Настрой на урок. Ответы на вопросы учителя..Личностные
(мотивация).
Коммуникативные
(формированиеустной речи).
Познавательные
(анализ).
Этап актуализации знаний.
Акцентирует внимание учащихся знаках препинания.
- Для чего нам нужны знаки препинания?
Выразительное чтение текста учителем. Отвечают на вопросы.
Обсуждают.
Пишут текст по памяти Коммуникативные (сотрудничество)
Познавательные (работа с информацией)
3) Этап выявления места и причины затруднения.
Создание проблемной ситуации.Чтение стихотворения В.Суслова «Как работает слово?»
Бывает частенько, что слово одно,Но очень по-разному служит оно.Примеры тут можно найти без труда,Возьмём хоть короткое слово «вода».Вот был я мальчишкой, да детство прошло.С тех пор уж немало воды утекло.О смелом мы вправе сказать наперёд:«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»А гуси и утки-сухие всегда.Заметили люди: «Как с гуся вода».Случилось с тобою: ты правил не знал,Молчал при опросе! Воды в рот набрал!Лентяй отдыхает, а время идёт-Под камень лежачий вода не течёт.Сказать болтуну мы порою не прочь:«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!Не прочь и другому сказать невзначай:«Довольно лить воду! Ты дело давай!»Работать впустую!... Что скажут потом?На дело, мол, воду носить решетом!Стихи я пишу, не жалея труда,Чтобы вы не сказали: «В стихах-то вода».
Обратите внимание на выделенные слова? Как называются эти слова?
Как будет звучать тема нашего урока?
Какие цели поставим перед собой?
Анализируют проблемную ситуацию. Формулируют тему и цель урока. Познавательные
(постановкапроблемы).
Этап построения проекта выхода из затруднения.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
1. Фронтальная беседа.
Что вы знаете о фразеологизмах? Источники фразеологизмов?
Как называется раздел языкознания, изучающий устойчивые сочетания слов?
Приведите примеры.
Учитель консультирует, организует изучение материала. Отвечает на интересующие детей вопросы. Составляют план работы
Организует физкультминутку Отвечают на вопросы, обсуждают план.
Выполняют упражнения Коммуникативные
(сотрудничество,формирование
устной речи).
Познавательные
(работа синформацией).
Регулятивные
(целеполагание кзаданиям,
планирование
работы).
5) Этап реализации построенного проекта.
1. Аналитическая работа с упражнением 59 (стр. 251)
2.Формулирование правила.
3. Чтение правила (с. 251).
Читают, выполняют задание, делают выводы, формулируют правило своими словами. Затем читают правило в учебнике, сравнивая с устным ответом. Коммуникативные (сотрудничество, формирование устной речи).6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Учитель организует работу в парах.
1. Упр. 61 на стр. 252.
Составьте словарик фразеологизмов: расположите по алфавиту, укажите стилистическую окраску и дайте толкование.
Игровое задание.
- Чтобы ответить на шуточные вопросы, вам нужно вспомнить фразеологизмы. (упр. 64, стр. 254)
Придумайте свои вопросы для игры.
Выполняют работу в паре. Устно указывают стилистическую окраску.
Отвечают на вопросы, придумывают свои. Коммуникативные (сотрудничество, формирование устной речи). Познавательные (работа с текстом, логические – анализ, сравнение). Регулятивные УУД
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Объясняет задание самостоятельной работы.
Спишите, объясните значение.
Ломать голову, как за каменной стеной, седьмая вода на киселе, повесить нос, бить баклуши, у чёрта на куличках, не в своей тарелке, как снег на голову. Выполняют работу, затем получаю ключи и проверяют. Познавательные (логические – анализ, сравнение). Регулятивные (самопроверка, взаимопроверка). Коммуникативные.
8) Этап включения в систему знаний и повторения. Работа в малых группах.
Соедините слова правого столбика со словами левого (упр. 62) Работают в группах, обсуждают, сравнивают, анализируют Познавательные
(общеучебные)
Регулятивные
(самоконтроль,самооценка).
Коммуникативные
(сотрудничество)
9) Домашнее задание Учитель дает дифференцированное домашнее задание.
Базовый: правило выучить, упр. 65
Повышенный: подобрать фразеологизмы, в которых есть цифра 7 и найти происхождение 1 фразеологизма. Записывают, обсуждают, уточняют. Коммуникативные (развитие устной речи). Познавательные.
10) Этап рефлексии учебной деятельности. Закончите фразу:
Я узнал…
Я понял…
Я научился…
Мне понравилось…
Мне не понравилось…
Оценивает работу детей. Вспоминают и
формулируют цели урока.
Определяют выполнение
целей урока. Анализируют
свою деятельность Коммуникативные (развитие устной речи). Личностные (рефлексия).