Коррекционная программа Коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 35»
Г. Братска
Коррекционная программа
Коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста
Педагог-психолог МБОУ «СОШ № 35» Станчик В.И.
Братск,2016
ВВЕДЕНИЕ
Новое время диктует новые вопросы. И, пожалуй, чаще всего, люди задают сегодня вопрос: “ Почему?” Многочисленные реформаторы школы как будто не слышат этого вопроса и активно спорят по поводу того, сколько и каких языков должен знать ребёнок . Но разве не всё равно , какими и в каком количестве знаниями будет владеть ученик на выходе из школы , если в душе у него не будет мира. Если он не будет способен жить счастливо и развиваться, принося радость окружающим и стране в целом. На самом деле все прекрасно понимают, что российское общество пребывает в состоянии глубокого социально- экономического, духовно- нравственного кризиса. Современная медицина утверждает, что 30-40 % хронических заболеваний имеет психогенную основу. Поэтому с особой остротой встаёт вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях сохранить здоровье и душевный комфорт.
Психологическое здоровье детей долгое время оставалось вне внимания взрослого. Модель психологически здоровой личности должна включать следующие компоненты:
наличие позитивного образа “Я”, т.е. абсолютного принятия человеком самого себя и других людей;
владение рефлексией, как средством познания себя;
наличие у человека потребности в саморазвитии, самоизменении, личностном росте.
Основываясь на результатах современных исследований, можно говорить о сильной зависимости между нарушениями психологического здоровья и учебной успешности детей. Нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания, в особенности произвольного. У детей с защитной агрессивностью внутреннее напряжение может обусловить повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины. Учащиеся с наличием выраженных страхов будут, как правило, пребывать в состоянии постоянного напряжения, что обусловит повышенную утомляемость и снижение работоспособности. У школьников с деструктивной агрессивностью и социальными страхами можно наблюдать трудности при ответах у доски, на контрольных. Учащиеся с демонстративной агрессивностью вырабатывают стереотип поведения, направленный на получение негативного внимания. Они мешают проводить уроки.
Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребёнок в будущем был счастливым. Именно поэтому делается упор на хорошее здоровье, высокую успеваемость, адекватное поведение.
По результатам публикаций и опросов населения, проведённых за десятилетний период, следует, что на протяжении последних лет число неудовлетворённых жизнью устойчиво удерживается на уровне 73-75 %, в то время как прекрасное настроение отмечают только 3 % опрошенных. По мнению исследователей, формирование способности быть счастливым, как черты характера должно начинаться ещё в детстве. Для этого родителям необходимо воспитывать у детей, прежде всего, установку для радостного восприятия жизни, учить находить разнообразные источники нахождения положительных эмоций. У ребёнка, выросшего среди счастливых родителей, на 10-20 % больше шансов самому стать счастливым.
Таким образом, психологическое здоровье необходимо ребёнку и в настоящем и в будущем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Составленная мной программа по укреплению психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста ориентирована на решение некоторых проблем в развитии.
Поводом для написания программы занятий послужило увеличение обращений в центр педагогов и родителей детей с различными нарушениями: повышенная тревожность, страхи, повышенная напряжённость, агрессивность, неуверенность, двигательная расторможенность, замкнутость, нарушения в общении и т. д.
Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые, эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических особенностей ребёнка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. К сожаленью, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и идея разработанной мной программы – предупредить возможность проявления страхов и тревожности и устранить проблемы у детей уже имеющихся нарушений, вызванных семейными неурядицами, душевной чёрствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью. Не последнюю роль в воспитании детей играют и специалисты образовательного учреждения, в которое попадает ребёнок. В силах педагога, психолога - создание благоприятного психологического климата в группе, формирование у ребёнка чувства защищённости, уверенности в себе адекватной самооценки. По данным психологического исследования, почти у 50 % -60 % детей детских садов и школ города имеются нарушения психологического здоровья. Актуальной становится проблема по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного и школьного возраста.
Созданная мной программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи. В настоящее время психологи разрабатывают и реализуют программы, которые направлены на коррекцию эмоциональной сферы детей, где включаются упражнения по коррекции страхов или даже целые занятия. Данная программа полностью направлена на работу с различными страхами , возникающими у детей дошкольного и школьного возраста.
Цель программы – снизить уровень тревожности детей дошкольного и младшего школьного возрастов.
Задачи программы:
Снизить тревожность.
Усилить «Я» ребёнка.
Актуализировать чувство страха.
Повысить психический тонус ребёнка.
Повысить уверенность в себе.
Объект: тревожность.
Предмет: тревожность у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Критерии эффективности программы:
повышение уверенности в себе;
снижение тревожности;
снижение количества страхов;
улучшение взаимоотношений родитель - ребёнок
Методы и техники, используемые в программе:
Релаксация.Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.
Концентрация.Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
Функциональная Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.
Игротерапия.Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.
Телесная терапия.Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.
Арт-терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.
Время и форма работы: Цикл практических занятий рассчитан на 7 часов, т.е. 10 занятий. Занятия проводятся с одной группой два раза в неделю. Данная программа коррекционно - развивающих занятий рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста (5 –12 лет). В каждой группе 5-6 человек. Занятия подобраны так, чтобы на протяжении всего занятия и всего курса сохранялся интерес и у малышей и у детей постарше. Идеальный вариант – одновозрастные группы, но группы могут быть разновозрастные.
Условия проведения занятий:
1) принятие ребёнка таким, какой он есть;
2) нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;
3) учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;
4) начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершённости занятия;
5) игра не комментируется взрослым;
6) в любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.
СТРУКТУРА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Программа состоит из 4 блоков:
1.Диагностический блок.
Цель: изучить нарушения психологического здоровья у детей.
1.Тест «Страхи в домиках»
2. Рисуночный тест «Кактус»
2.Установочный блок.
Методы:
1.Релаксация
2.Игротерапия
Цель: информирование родителей и педагогов об имеющихся нарушениях в развитии детей.
Упражнение «Доброе утро»
Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т.д., которые нужно пропеть.
Упражнение: «Лягушки на болоте»
Цель: расслабление мышц, снятие мышечного напряжения.
Дети превращаются в лягушек. На полу выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть на все кочки по порядку.
3.Коррекционный блок.
Цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей.
Упражнение «Иголка и нитка»
Цель: снять эмоциональное напряжение, развить эмоционально-волевую сферу.
Включается веселая музыка. Выбирается водящий, играющий роль иголки, остальные дети – играют роль нитки. «Иголка» бегает между стульями, «нитка» (группа детей друг за другом) – за ней.
Упражнение: «Возьми и передай»
Дети садятся на стулья. Они должны представить какой-нибудь предмет и передать соседу, называя его и демонстрируя. Например, Саша передает Насте тяжелый чемодан. Настя должна продемонстрировать, какой он тяжелый.
4.Оценочный блок.
Цель: определение эффективности коррекционной работы.
Упражнение: «Разрывание бумаги»
Цель: снижение напряжения, дать детям возможность выразить эмоции и снизить состояние тревоги.
В начале игры взрослый может, не объясняя правил, просто предложить детям рвать бумагу. Затем ребята сами берут газеты, журналы и начинают их рвать и бросать кусочки в центр комнаты. Если кто-то из детей сразу не подключается к работе, его нельзя заставлять. Как правило, дети включаются в игру. Когда куча в центре комнаты становится большой, психолог предлагает ребенку поиграть с кусочками и начинает энергично подбрасывать их вверх, разбрасывая по комнате. Можно также делать кучки и прыгать на них, обсыпать кусочками друг друга или подбрасывать кусочки бумаги горстями вверх.
Структура игрового занятия.
Ритуал приветствия – 2 минуты.
Разминка - 10 минут.
Коррекционно-развивающий этап- 20 минут
Подведение итогов- 6 минут.
Ритуал прощания – 2 минуты.
Тематическое планирование занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
№ Темы программы Кол.часов1 Занятие 1 «Здравствуйте, это Я!» 40 мин.
2 Занятие 2 «Моё имя» 40 мин
3 Занятие 3 «Настроение» 40 мин.
4 Занятие 4 «Настроение» 40 мин.
5 Занятие 5 «Наши страхи» 40 мин.
6 Занятие 6 «Я больше не боюсь!» 50 мин
7 Занятие 7 «Волшебный лес» 40 мин
8 Занятие 8 «Сказочная шкатулка» 40 мин
9 Занятие 9 «Волшебники» 40 мин.
10 Занятие 10 «Солнце в ладошке» 50 мин
Всего часов: 7 часов
ЗАНЯТИЕ 1.
«ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я!»
Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.
Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски, макеты кочек.
Разминка: Упражнение «Росточек под солнцем»
Упражнение «Доброе утро…»
Упражнение «Что я люблю?»
Упражнение «Качели»
Упражнение «Угадай по голосу»
Упражнение «Лягушки на болоте»
Упражнение «Художники – натуралисты»
ЗАНЯТИЕ 2.
«МОЁ ИМЯ»
Цель: раскрытие своего “Я”. Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости .Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомы для рисования.
1. Упражнение «Росточек под солнцем»
2. Упражнение «Узнай по голосу»
3. Игра «Моё имя»
4. Игра «Разведчики»
5. Рисование самого себя.
6. Упражнение «Доверяющее падение»
7. Упражнение «Горячие ладошки»
ЗАНЯТИЕ 3.
«НАСТРОЕНИЕ»
Цель: осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы; “пружинки” на отдельных листах.
1. Упражнение «Росточек под солнцем»
2. Упражнение «Возьми и передай»
3. Упражнение «Неваляшка»
4. Упражнение «Превращения»
5. Рисование на тему «Моё настроение»
6. Упражнение «Закончи предложение»
7. Упражнение «Пружинки»
8. Упражнение «Горячие ладошки»
ЗАНЯТИЕ 4.
«НАСТРОЕНИЕ»
Цель: осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.
Материал к занятию: магнитофон, спокойная музыка; краски, ватман; песочница; мел.
1. Упражнение «Росточек под солнцем»
2. Упражнение «Злые и добрые кошки»
3. Игра «На что похоже моё настроение?»
4. Упражнение «Ласковый мелок»
5. Упражнение «Угадай, что спрятано в песке?»
6. Рисование на тему «Автопортрет»
7. Упражнение «Горячие ладошки»
ЗАНЯТИЕ 5.
«НАШИ СТРАХИ»
Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, большой лист бумаги, подушка.
1. Упражнение «Росточек под солнцем»
2. Упражнение «Петушиные бои»
3. Упражнение «Расскажи свой страх»
4. Рисование на тему «Чего я боялся, когда был маленьким…»
5. Упражнение «Чужие рисунки»
6. Упражнение «Дом ужасов»
7. Упражнение Горячие ладошки»
ЗАНЯТИЕ 6.
«Я БОЛЬШЕ НЕ БОЮСЬ»
Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, подушка, задорная музыка.
1. Упражнение «Росточек под солнцем»
2. Упражнение «Смелые ребята»
3. Упражнение «Азбука страхов»
4. Упражнение «Страшная сказка по кругу»
5. Упражнение «На лесной полянке»
6. Упражнение «Прогони Бабу – Ягу»
7. Упражнение «Я тебя не боюсь»
8. Упражнение «Горячие ладошки»
ЗАНЯТИЕ 7.
«ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС»
Цель: развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, ватман или кусок обоев, макеты кочек.
1. Упражнение «Росточек под солнцем
2. Упражнение «За что меня любит мама…папа…сестра…и т. д.»
3. Упражнение «Лягушки на болоте»
4. Упражнение «Неопределённые фигуры»
5. Игра «Тропинка»
6. Коллективный рисунок по сочинённой общей истории на тему: «Волшебный лес»
7. Упражнение «Доверяющее падение»
8. Упражнение «Горячие ладошки»
ЗАНЯТИЕ 8.
«СКАЗОЧНАЯ ШКАТУЛКА»
Цель: Формирование положительной “Я-концепции”, самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, шкатулка, мяч, краски, альбомные листы, начало страшной сказки.1. Упражнение «Росточек под солнцем»
2. Игра «Сказочная шкатулка»
3. Упражнение «Конкурс боюсек»
4. Игра «Принц и принцесса»
5. Упражнение «Придумай весёлый конец»
6. Рисование на тему «Волшебные зеркала»
7. Упражнение «Горячие ладошки»
ЗАНЯТИЕ 9.
«ВОЛШЕБНИКИ»
Цель: снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка,
1. Упражнение «Росточек под солнцем»
2. Игра “ Путаница”
3. Игра «Кораблик»
4. Упражнение «Кони и всадники»
5. Упражнение «Волшебный сон»
6. Упражнение «Рисуем, что увидели во сне»
7. Упражнение «Волшебники»
8. Упражнение «Горячие ладошки»
ЗАНЯТИЕ 10.
«СОЛНЦЕ В ЛАДОШКЕ»
Цель: освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, фотографии детей, краски альбомные листы.
1. Упражнение «Росточек под солнцем»
2. Упражнение «Неоконченные предложения»
3. Игра «Баба - Яга»
4. Игра «Комплименты»
5. Упражнение «В лучах солнышка»
6. Упражнение «Солнце в ладошке»
7. Упражнение «Горячие ладошки»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основываясь на результатах современных исследований, можно говорить о сильной зависимости между нарушениями психологического здоровья и учебной успешности детей. Нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания, в особенности произвольного. У детей с защитной агрессивностью внутреннее напряжение может обусловить повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины.
Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребёнок в будущем был счастливым. Именно поэтому делается упор на хорошее здоровье, высокую успеваемость, адекватное поведение.
Данная коррекционная программа предназначена для коррекции тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Цель данной работы - снизить уровень тревожности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Поставленные задачи были достигнуты в ходе работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баркан А. Я. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. М., 1999.
2. Барташникова И. А., Барташников А. А. Учись, играя. Харьков, 1997.
3. Брель Е.Ю. Социально – психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции. Томск, 1996.
4. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. М., 2003.
5. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология. М., 1994.
6. Гурин Ю. Море чудес и другие игры на бумаге. СПб., 1998.
7. Захаров А. И. Как преодолеть страх у детей. М., 1986.
8. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 1997
9. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.
10. Клюева Н. В., Филиппова Ю. В. Общение. Дети 5-7 лет. Ярославль, 2001.
11. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., 2000.
12. Психологический словарь /Под редакцией В.П. Зинченко, Б.Г.Сещерякова. М., 1997
13. Раншбург Й., ПопперП. Секреты личности. М., 1983.
14. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Ч. 1 – 4. М., 1998
15. Хухлаева О., Хухлаев О., Первушина И. Маленькие игры в большое счастье. М., 2001.
16. Хэдъюсон X., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб., 2000.
17. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1995.
18. Шишова Т. Застенчивый невидимка, М., 1997.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Разминка: Упражнение «Росточек под солнцем»
Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку.
Все движения выполняются под музыку.
Упражнение «Доброе утро…»
Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т.д., которые нужно пропеть.
Упражнение «Что я люблю?»
Дети в кругу, каждый говорит по очереди, что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д.
Упражнение «Качели»
Дети в парах. Один из участников становится в позу эмбриона, другой его раскачивает. Далее меняются.
Упражнение «Угадай по голосу»
Один из игроков выходит за двери, остальные должны обнаружить, кто вышел из комнаты, и описать его.
Упражнение «Лягушки на болоте»
Дети превращаются в лягушек. На полу выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть на все кочки по порядку.
Упражнение «Художники – натуралисты»
Дети рисуют совместный рисунок по теме “ Следы невиданных зверей”.
Упражнение «Узнай по голосу»
Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встаёт в центр круга и старается узнать детей по голосу.
Игра «Моё имя»
Психолог задаёт вопросы; дети по кругу отвечают.
Тебе нравится твоё имя?
Хотел бы ты , чтобы тебя звали по-другому? Как?
При затруднении в ответах психолог называет ласкательные производные от имени ребёнка, а тот выбирает понравившееся.
Психолог говорит: “ Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете, и имя подрастёт вместе с вами и станет полным, например: Маша – Мария; Дима – Дмитрий и.т.д.
Игра «Разведчики»
Дети выстраиваются змейкой друг за другом. В зале расставляются стулья беспорядочно .Первый в колонне ведёт запутывая, а последний запоминает этот путь и должен будет потом его воспроизвести.
Рисование самого себя.
Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах:
в зелёном – такими, какими они представляются себе;
в голубом – какими они хотят быть;
в красном, – какими их видят друзья.
Упражнение «Доверяющее падение»
Дети встают друг против друга и сцепляют руки. Один из детей встаёт на стульчик и падает спиной на сцепленные руки.
Упражнение «Возьми и передай»
Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.
Упражнение «Неваляшка»
Дети делятся по три человека. Один из них неваляшка, двое других раскачивают эту неваляшку.
Упражнение «Превращения»
Психолог предлагает детям:
нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек;
позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок, у которого отняли мяч;
испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец, упавший из гнезда;
улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;
Рисование на тему «Моё настроение»
После выполнения рисунков дети рассказывают, какое настроение они изобразили.
Упражнение «Закончи предложение»
Детям предлагается закончить предложение:
Взрослые обычно боятся….; дети обычно боятся….; мамы обычно боятся….; папы обычно боятся….
Упражнение «Пружинки»
Детям предлагается обвести как можно точнее уже нарисованные пружинки.
Упражнение «Злые и добрые кошки»
Чертим ручеёк. По обе стороны ручейка находятся злые кошки. Они дразнят друг друга , злятся друг на друга. По команде встают в центр ручейка и превращаются в добрых кошек, ласкают друг друга, говорят ласковые слова. Далее анализируем возникшие чувства.
Игра «На что похоже моё настроение?»
Дети по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог: “ Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе”.
Упражнение «Ласковый мелок»
Дети разбиваются на пары. По очереди рисуют на спине друг другу различные предметы. Тот, кому рисуют должен угадать, что нарисовано. Анализируем чувства и ощущения.
Упражнение «Угадай, что спрятано в песке?»
Дети разбиваются на пары. Один прячет что – то в песке, другой пытается найти.
на тему «Автопортрет»
Детям предлагается нарисовать себя с тем настроением, с которым они пойдут с занятия.
Упражнение «Петушиные бои»
Дети разбиваются на пары – петушки. Они, стоя на одной ноге дерутся подушками. При этом они стараются сделать так, чтобы соперник наступил обеими ногами на пол, что означает его проигрыш.
Упражнение “ Расскажи свой страх”
Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают, что они боялись. когда были маленькими.
Рисование на тему «Чего я боялся, когда был маленьким…»
Дети рисуют свои страхи, не показывая никому.
Упражнение «Чужие рисунки»
Детям по очереди показывают рисунки “страхов”, только что нарисованных, все вместе придумывают, чего боялись эти дети и как им можно помочь.
Упражнение «Дом ужасов»
Детям предлагается нарисовать обитателей дома ужасов.
Все страхи и ужасы остаются в кабинете у психолога.
Упражнение «Смелые ребята»
Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребёнок становиться на стул и говорит грозным голосом: “ Бойтесь, меня бойтесь!” Дети отвечают: “Не боимся мы тебя!” Так повторяется 2-3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается (ребёнок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать, летать по комнате.
Упражнение «Азбука страхов»
Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена. Далее дети рассказывают о том, что нарисовали. Далее каждому ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.
Упражнение «Страшная сказка по кругу»
Дети и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди, по 1-2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного, чтобы это страшное превратилось в смешное.
Упражнение «На лесной полянке»
Психолог предлагает детям представить, что они попали на залитую солнцем полянку. На неё со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители – всевозможные букашки , таракашки
Звучит музыка, дети превращаются в лесных жителей. Выполняют задания , соответственно каждому персонажу (кузнечику, бабочке, муравью и т. д.)
Упражнение «Прогони Бабу – Ягу»
Ребёнка просят представить, что в подушку залезла Баба – Яга, её необходимо прогнать громкими криками. Можно громко стучать по подушке палкой.
Упражнение «Я тебя не боюсь»
Один ребёнок стоит перед психологом , остальные дети начинают его пугать по очереди. Ребёнок громким уверенным голосом говорит: “Я тебя не боюсь!”
Упражнение «Неопределённые фигуры»
Психолог на доске рисует различные фигуры, ребята говорят, на какие страшные существа они похожи.
Игра «Тропинка»
Дети выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде психолога по команде они преодолевают воображаемые препятствия. “ Спокойно идём по тропинке … Вокруг кусты , деревья, зелёная травка… Вдруг на тропинке появились лужи …Одна…Вторая…Третья.. Спокойно идём по тропинке.… Перед нами ручей. Через него перекинут мостик. Переходим по мостику, держась за перила. Спокойно идём по тропинке… и т.д.
Коллективный рисунок по сочинённой общей истории на тему: «Волшебный лес»
Психолог предлагает детям представить тот лес, по которому шли по тропинке. Далее обсуждаем, что получилось, что удалось нарисовать вместе.
Игра «Сказочная шкатулка»
Психолог сообщает детям , что Фея сказок принесла свою шкатулку – в ней спрятались герои сказок . Далее он говорит : “Вспомните своих любимых сказочных героев и скажите какие они, чем они вам нравятся , как они выглядят. Далее с помощью волшебной полочки все дети превращаются в сказочных героев.
Упражнение «Конкурс боюсек»
Дети по кругу передают мяч. Получивший должен назвать тот или иной страх, произнося при этом громко и уверенно “ Я….. этого не боюсь!”
Игра «Принц и принцесса»
Дети стоят по кругу. В центр ставится стул – это трон. Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребёнок садится по желанию на трон. Остальные оказывают ему знаки внимания, говорят что-то хорошее.
Упражнение «Придумай весёлый конец»
Психолог читает ребятам начало детской страшной сказки. Необходимо придумать смешное продолжение и окончание.
Рисование на тему «Волшебные зеркала»
Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах , но не простых , волшебных : в первом- маленьким и испуганным; во-втором – большим и весёлым; в третьем- небоящимся ничего и сильным.
После задаются вопросы, какой человек симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое зеркало ты чаще смотришься?
Игра “ Путаница”
Выбирается один водящий. Остальные дети запутываются, не расцепляя руки. Водящий должен распутать клубок.
Игра «Кораблик»
Матрос – один из детей, остальные дети – кораблик в бушующем море. Матрос, находящийся на корабле должен перекричать бурю: “ Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!”
Упражнение «Кони и всадники»
Дети делятся на пары – один ребёнок превращается в “коня”, другой во “ всадника”. “Коням” завязывают глаза , а всадники встают сзади , берут за локти и готовятся ими править. На скачках задача “коня” - бегать быстрее, а задача “всадника” – не допускать столкновения с другими конями.
Упражнение «Волшебный сон»
Все дети отдыхают, и всем снится один и тот же сон, который рассказывает психолог.
Упражнение «Рисуем, что увидели во сне»
Каждый ребёнок вспоминает, что он увидел во сне и рисует эту картинку.
Упражнение «Волшебники»
Один из детей превращается в волшебника. Ему завязывают глаза и предлагают догадаться , кто будет к нему подходить ; он ощупывают кисти рук.
Упражнение «Неоконченные предложения»
Детям предлагается предложения , которые нужно закончить.
“Я люблю…”, “Меня любят…”, “ Я не боюсь…”, “Я верю…”
“ В меня верят…”, “ Обо мне заботятся…”
Игра «Баба - Яга»
По считалке выбирается Баба - Яга. В центре комнаты рисуем круг. Баба - Яга берёт веточку- помело и становится в круг. Дети бегают вокруг Бабы - Яги и дразнят её. “ Баба-Яга, костяная нога . С печки упала, ногу сломала . Пошла в огород, испугала весь народ. Побежала в баньку испугала зайку!” Баба-Яга выпрыгивает из круга и старается коснуться ребят помелом.
Игра «Комплименты»
Стоя в кругу , все берутся за руки. Глядя в глаза соседа , ребёнок говорит : “ Мне нравится в тебе….” Принимающий кивает головой и отвечает: “ Спасибо, мне очень приятно!”
Упражнение продолжается по кругу. Далее обсуждаем чувства, которые испытали дети при выполнении данного задания.
Упражнение «В лучах солнышка»
Психолог рисует солнышко, в лучах которой находятся фотографии детей . По сигналу психолога дети по очереди называют понравившиеся качества данного ребёнка , которые он показал на занятиях.
Упражнение «Солнце в ладошке»
Психолог зачитывает стихотворение, затем дети рисуют и дарят подарки (рисунки) друг другу.
Солнце в ладошке, тень на дорожке,Крик петушиный, мурлыканье кошки,Птица на ветке, цветок у тропинки,Пчела на цветке, муравей на травинке,И рядышком - жук, весь покрытый загаром.-И всё это - мне, и всё это - даром!Вот так – ни за что! Лишь бы жил я и жил, Любил этот мир и другим сохранил….