Гармония жизни Программа формирования эмоционально-личностной сферы воспитанников детского домаание разработки:
Ю.С. Денисенко
Гармония жизни
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, остававшихся без попечения родителей, детский дом «Ласточкино гнездышко»
Ю. С. Денисенко
Гармония жизни
Программа
формирования эмоционально-личностной сферы воспитанников
детского дома
Нововосточный, 2014
Автор – составитель Ю.С. Денисенко, педагог – психолог муниципального казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом «Ласточкино гнездышко»
Программа «Гармония жизни» способствует формированию эмоционально – личностной сферы воспитанников детского дома, через снижение тревожности, агрессивности и враждебности, формирование адекватной самооценки, чувства толерантности и способности к эмпатии, развития коммуникативных способностей, осознание ребенком своей индивидуальности.
Программа предназначена для воспитанников младшего, среднего и старшего (подросткового) возраста.
Данный материал может использоваться педагогом – психологом, воспитателями, социальным педагогом.
Пояснительная запискаПсихическое и личностное развитие детей, воспитывающие вне семьи, без попечения родителей, в настоящие время является очень острой и актуальной проблемой. Изучению особенностей развития детей, воспитывающихся в детских учреждениях интернатного типа, посвящены исследования психологов и педагогов И.В. Дубровиной, Е.О. Смирновой, А.М. Прихожан, А.А. Сидоренко.
Дети, живущие в детских домах, школах – интернатах, чаще всего имеют нарушения в эмоциональной сфере. Последствия социально – эмоциональных нарушений, усиленные биологическими и педагогическими факторами, а также спецификой жизни ребенка в ограниченном замкнутом коллективе, достаточно серьезны. Прежде всего, это искажения характера и форм общения, затрудняющие становление личности, высокий уровень агрессивности, эмоциональная холодность, тревожность и враждебность по отношению к окружающим, аффективность поведенческих проявлений, не способность конструктивного выхода из конфликта и др.
Аффективные нарушения проявляются как постоянный фон депрессивного настроения в виде грусти, скуки, апатии, безучастности, так и временный - углубление состояния вплоть до «депрессивного аутизма». Эмоциональные нарушения тесно сочетаются и искажением коммуникативных функций в виде аутистических тенденций. Низкий уровень развития вербального интеллекта, бедный словарный запас, слабо развитая рефлексия, трудности в формировании своих мыслей, описании ситуации и затруднительность рассказа о себе. Приводят сироту в тупик, из которого он видит только один выход – вспышки агрессии, гнева, импульсивность.
Дети – сироты значительно более инфантильны, зависимы в поведении, в самооценке от окружающих, чем дети из семьи. Так дети из детских домов в отличие от «домашних», которые открыто, выражают свое стремление к самостоятельности и протестуют против опеки и контроля, признают необходимость контроля над собой.
Воспитанник детского дома чаще всего характеризуется отсутствием адекватности самооценки и реального восприятия действительности. Не могут адекватно оценить свою роль и место в коллективе, не стремиться соблюдать общепринятые нормы и правила поведения. Ребенок из семьи может вести борьбу со своими отрицательными качествами, но при этом любить себя. У детей из детских домов отношение к себе более однозначное, часто наблюдается дискомфорт успеха. Это объясняется тем, что человеку важнее сохранить привычное отношение к себе, пусть даже отрицательное, чем иметь неопределенное, спутанное представление о себе, спутанную идентичность. Так же пагубно сказывается развитость «чувства Мы», ориентация в самооценке на мнение других.
Цель программы: развивать и формировать эмоционально – личностную сферу воспитанника, для дальнейшей успешной адаптации в социуме.
Основные задачи программы заключаются в следующем:
- снижение тревожности и повышение уровня уверенности в себе, за счет развития толерантности и способности к эмпатии, осознания собственной индивидуальности;
- выработка адекватной самооценки и коррекция своего поведения;
- формировать осознанное восприятие эмоций;
- развивать произвольную регуляцию поведения;
- снимать агрессию и враждебность;
- формировать коммуникативные навыки;
- формировать Я - концепцию.
Принципы проведения: доверие, искренность в общении; активность участников; творческая позиция; диалогичность; осознание поведения.
Формы: групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа, фронтальная работа.
Методы: диалоговые методы (беседа, эвристическая беседа, дискуссия); развивающие упражнения и обучающие игры; рефлексивные методы; методы предъявления и обыгрывания психологической информации; «Мозговой штурм»; ролевые методы; «Рабочие листы».Приемы: «Неоконченные предложения», «Дискуссионные качели», «Чужие проблемы», обсуждение притчи, рассказ о себе и других, распределение ролей, «Активное слушание», «Я-высказывания», распределение инициативы, инструктирование.
Для каждого возраста проводиться 11 – 13 занятий. Продолжительность занятия 1 час. Занятия проводятся во второй половине дня, 1 раз в неделю. Программа предполагает групповые занятия.
Срок реализации программы: 1 год.
Тематический план«Гармония жизни»
Практические занятия для воспитанников
старшего дошкольного и младше школьного возраста
№
п/пТема занятий Кол-во часов
1.1 Давай знакомиться! 1
1.2 Я 1
1.3 Три настроения 1
1.4 Путь к дружбе 1
1.5 Калейдоскоп эмоций 1
1.6 Сказочная страна 1
1.7 Мы так похожи 1
1.8 Автопортрет 1
1.9 Страна Внимания 1
1.10 Страна Внимания (продолжение) 1
1.11 Будь внимательней! 1
1.12 Будь внимательней! (продолжение) 1
1.13 Кто настоящий друг? 1
Итого 13
Практические занятия для воспитанников
среднего школьного возраста
№
п/пТема занятий Кол-во часов
2.1 Я хочу общаться! 1
2.2 Учимся открыто выражать свои чувства 1
2.3 Условия бесконфликтного общения 1
2.4 Тропа доверия 1
2.5 Давайте жить дружно 1
2.6 Я среди людей 1
2.7 Привет, индивидуальность, или Чем я отличаюсь от других 1
2.8 Я и ОНИ 1
2.9 Поведение и культура 1
2.10 Комплимент – дело серьезное? 1
2.11 На пути к гармонии… 1
2.12 Знаю ли я себя: Вот какой Я? 1
2.13 А без друзей на свете трудно жить… 1
Итого 13
Практические занятия для воспитанников
подросткового возраста
№
п/пТема занятий Кол-во часов
3.1 Общение в жизни человека 1
3.2 Могу ли я сказать: нет! 1
3.3 Зачем нужно знать себя? 1
3.4 Я глазами других 1
3.5 Самооценка 1
3.6. Мои внутренние друзья и враги 1
3.7 Ярмарка достоинств 1
3.8 Ищу друга 1
3.9 Почему люди ссорятся? 1
3.10 Нужна ли агрессия? 1
3.11 Уверенное не уверенное поведение 1
3.12 Компания и Я 1
3.13 Кто я среди других? 1
Итого 13
Список литературыАлиева, М.А. Я сам строю свою жизнь. Программа психологического содействия социальной адаптации подростков [Текст] / М.А. Алиева, Л.В. Лобанова, Е.Т. Трошихина. – Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 240 с.
Алябьева, Е.А. Психогимнастика в начальной школе. Методические материалы в помощь психологам и педагогам [Текст] / Е.А. Алябьева. - Москва: Сфера, 2005. – 147 с.
Баныкина, С.В. Учимся толерантности: Методическое пособие для проведения классных часов, бесед и тренинговых занятий с учащимися 7-11 классов [Текст] / С.В. Баныкина, В.К. Егоров. – Москва: АРКТИ, 2007. – 128 с.
Елисеева, О.П. Практикум по психологии личности [Текст] / О.П. Елисеева. – Санкт-Петербург: Питер, 2002. – 512 с.
Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми [Текст] / Л.М. Костина. – Санкт-Петербург: Речь, 2001. –160 с.
Матвеева, О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми 6-12 лет [Текст] / О.А. Матвеева. – Москва: Педагогическое общество России, 2001. – 160 с.
Михайлина, М.Ю. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги [Текст] / М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова. – Волгоград: Просвещение, 2009. – 316 с.
Нелюбова, Я.К. Помощь детям, пострадавшим от насилия в семье: правовые аспекты, тренинговые занятия, рекомендации [Текст] / Я.К. Нелюбова. - Волгоград: Учитель, 2009. – 112 с.
Павлова, М.А. Психогимнастические упражнения для школьников: разминки, энергизаторы, активаторы [Текст] / М.А. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2009. – 187 с.
Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. – Москва: Речь, 2000. – 304 с.
Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков [Текст] / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова. - Москва: Генезис, 2000. – 216 с.
Фопель, К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения [Текст] / К. Фопель. – Москва: Генезис, 2006. – 187 с.
Фопель, К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие [Текст] / К. Фопель. – Москва: Генезис, 2001. – 212 с.
Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников [Текст] / О.В. Хухлаева. – Москва: Генезис, 2001. – 280 с.
Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в 7-8 классах [Текст] / О.В. Хухлаева. – Москва: Генезис, 2006. – 245 с.
Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (5-6 класс) [Текст] / О.В. Хухлаева. – Москва: Генезис, 2006. – 206 с.
Юдина, И.Г. Когда не знаешь, как себя вести… Тренинг устойчивости подростков к коммуникативному стрессу [Текст] / И.Г. Юдина. - Москва: Речь, 2007. – 112 с.