Консультация для родителей по преодолению тревожности и застенчивости у детей
Консультации для родителей по преодолению тревожности и застенчивости у детей
Застенчивые дети
Застенчивость является одной из самых распространенных и самых сложных проблем межличностных отношений. Известно, что застенчивость порождает ряд существенных трудностей в общении людей, среди них такие, как проблема познакомится с новыми людьми отрицательные эмоциональные состояния в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность, неумелое представления себя, скованность в присутствии других людей и т.д.
Наблюдение показали, что застенчивость появляется у многих детей уже в 3 4-х летнем возрасте и сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. Практически все дети, которые вели себя застенчиво в три года, сохраняли это качество до 7- ми лет. У некоторых детей это качество устойчивая черта личности, которая во многом усложняет и омрачает жизнь человека. Поэтому нужно вовремя распознать эту черту и остановить ее чрезмерное развитие.
В поведении застенчивых детей обычно происходит борьба двух противоположных тенденций: ребенок с одной стороны, хочет подойти к незнакомому взрослому, но по мере приближения останавливается, возвращается назад или обходит стороной.
При встрече с новыми обстоятельствами или в ходе общения с посторонними ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, который проявляется в робости, неуверенности, напряжении, выражении тревоги или страха.
Причиной подобного поведения является повышенная чувствительность ребенка к оценке взрослого (как реальной, так и ожидаемой). Удача вдохновляет и успокаивает их, но малейшее замечание вызывает новый всплеск робости и смущения.
Застенчивому ребенку трудно попросить о помощи. Поэтому при неудачах они не просят о помощи, а замыкаются в себе. С его точки зрения, его личностная ценность постоянно подвергается оценки.
Мучительное переживания своего я, своей уязвимости сковывает ребенка, не дает ему возможности проявить свои хорошие способности, выразить свои переживания.
Немало важную роль на формирование застенчивости оказывает семья. Сюда можно отнести через мерную опеку родителей, стремление оградить своего ребенка от всех негативных проявлений, а также лишение ребенка общения со сверстниками.
Рекомендации для родителей
Постепенно расширять круг общения детей, при этом учитывая тот факт, застенчивые дети легче вступают в контакт с младшими детьми, чем со сверстниками.
Как можно больше общаться со своим ребенком, а также стимулировать общение в быту: соседи, продавец магазина и тому подобное;
Посещать с малышом разные мероприятия: ходить в гости, приглашать гостей к себе домой, цирк, театр, дополнительные кружки, спортивные секции, обсуждая при этом увиденное, пережитое;
Проигрывать заранее предстоящие мероприятия: чтение стихов на утренники, роли на утренники, ситуации знакомства.
Очень часто родители сравнивают своего ребенка с другими детьми. Такие сравнения могут быть болезненными для застенчивого ребенка. Поэтому, никакого сравнения и критике не должно быть в общении с детьми. Как можно чаще говорит, что родители его любят, отмечать его успехи, поддерживать его, если что-то не получается. Но при этом не нужно что-то делать за ребенка, а только совместно, пока не научится [6].
Тревожный ребенок
(информационный материал для консультации родителей)
Все дети разные. Одни тихони, другие – забияки, третьи – задиры и шалуны. Все они нуждаются в любви, ласки и заботе. Все они достойны похвалы и поощрения. Но особенно в нашей помощи и поддержке нуждаются тревожные дети. Что такое тревожность? Как узнать имеется ли тревожность у Вашего ребенка? Как вести себя с тревожным ребенком?
Понятие «тревога» и «тревожность» имеют свое различие.
Тревога отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности ипроявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.
Тревожность индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонност человека кчастым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.
Следовательно, тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения. Тревожность – устойчивое состояние проявления тревоги.
Причины возникновения тревожности
- Прежде всего, роль наследственности: у тревожных родителей как правело вырастают тревожные дети. Причем это происходит не только за счет передачи генов, но и через образ жизни взрослых в семье.
- Причиной тревожности у детей является обстановка в семье, чаще всего нарушение отношений с родителями. Так, в случае если родитель придерживается стиля воспитания, который можно образно назвать "диктатура", или предъявляет к ребенку завышенные требования, то велика вероятность, что, пытаясь соответствовать папиным и маминым ожиданиям и предвосхищая их недовольство, ребенок станет очень тревожным.
Аналогично могут воздействовать и конфликтная атмосфера в семье, если родители ссорятся между собой, неудовлетворенность взрослых в семье своим уровнем дохода, работой, образом жизни.
- Также может вызывать повышение тревожности развод родителей.
Особенно травматично протекает этот период, если взрослые не могут договориться между собой, и непоследовательны в своем поведении. Например, если папа обещает завтра пойти с дочерью в парк, но потом пропадает на неделю, решая свои проблемы, или если мама, когда подходит время встречи с папой, начинает убеждать девочку, что ей нужно сегодня подготовиться к занятиям вместо полноценного досуга с отцом.
-Возникнет тревожность у детей в семьях, где нет согласия между взрослыми по вопросам воспитания или их действия спонтанны и непоследовательны.
- Тревожность может возникать, если за короткий промежуток жизни ребенка произошло много перемен, к которым ему приходится адаптироваться.
- Тревожность может сопровождать какие-то серьезные эмоциональные расстройства, физическими или психическими заболеваниями. Если есть основания подозревать возможность такой причины, то лучше проконсультируйтесь у специалистов.
Основные правила профилактики тревожности и помощи тревожному ребенку
Повышать самооценку ребенка.
Конечно, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Что можно делать?
Называть ребенка по имени.
Хвалить ребенка:
- хвалите в присутствии других людей;
- главное, похвала должна быть искренней, т .к . дети очень остро реагируют на ложь;
- ребенок обязательно должен знать, за что его хвалят, хвалить просто так нельзя;
- хвалите даже за незначительные успехи, для ребенка эти успехи важны.
Учитывайте возможности ребенка, не требуйте от него больше, что он может выполнить. Помогите ему лишний раз, окажите поддержку.
Откажитесь от слов унижающих достоинство ребенка («осел », «дурак » «баран» и т.д.)
Ни в коем случае не сравнивайте своего ребенка с другими! Сравнивайте достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад.
2. Формировать умение управлять своим поведением.
Как правило, тревожные дети не говорят о своих проблемах открыто, иногда даже скрывают их. И если ребенок говорит, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.
Желательно поговорит с ребенком о его чувствах, переживаниях в волнующих ситуациях. Показать, что смелый не тот, кто ничего не боится, а тот, кто умеет преодолевать свой страх. Такие беседы помогут ребенку понять, что и у других людей существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.
Сочиняйте вместе с ребенком сказки. Это научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И если даже он приписывает их вымышленному герою, то это помогает снять эмоциональное напряжение внутреннего переживания и в какой- то мере успокоит ребенка.
Играйте с ребенком. В игре ребенок учится управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. Например, игра в «Школу», где «грозный» учитель (мама) ведет урок. Ребенок в такой игре отрабатывает навыки ответа у доски на уроке такого педагога.
3. Снятие мышечного напряжения.
Релаксация под спокойную, приятную музыку отдыхает ребенок, рядом должен быть взрослый.
Игры на телесный контакт.
Массаж.
- Просто растирание тела (особенно напряженными у тревожных детей бывает живот, шея, голова – отсюда и частые головные боли);
- Ласковые прикосновения;
- «рисование» на спине.
Снятие напряжения с помощью дыхания.
- «глубокое дыхание » глубоко вздохнуть, задержать дыхание, счет до 5, медленный выдох [9].
Взаимодействие педагога с тревожными и застенчивыми детьми.
(информационный материал для консультации педагогов)
Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах (Кочубей Б. И., Новикова Е. В., 1998), мускульное напряжение (например, мышечные зажимы в области шеи, лица).
Поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить и выдёргивать волосы, крутить в руках разные предметы и др.
Рисунки тревожных детей отличаются обилием штриховки, сильным или слабым нажимом, маленькими размерами изображений, часто застревают на мелких деталях.
Тревожный ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности могут развиваться пассивность и зависимость. Это возникает в случае наличия личностной тревожности матери, имеющей симбиотические отношения с ребенком.
В критической ситуации ребёнок может проявлять раздражительность, нетерпеливость; тревожность также рассматривается как источник агрессивного поведения, может испытывать трудности при концентрации внимания на чем-либо; страх выполнения нового задания.
Высокий уровень тревожности отрицательно влияет на результаты деятельности. Отмечается зависимость тревожности и свойств личности, влияющих на учебную успеваемость. Давать только посильные задания, в которых ребёнок будет чувствовать себя успешным.
С тревожным ребенком необходимо постараться установить визуальный контакт, прямое общение «глаза в глаза » вселяет чувство доверия.
Для снятия мышечного напряжения рекомендуется чаще использовать тактильный контакт с ребенком: поглаживания, обнимание и т.д.
Необходимо как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых, отмечать достижения ребенка на специально оформленных стендах («Звезда недели», «Наши успехи», «Это мы можем» и т. д.), награждать ребенка грамотами, жетонами. Кроме того, можно поощрять таких детей, поручая им выполнение престижных в данном коллективе поручений (раздать тетради, написать что-либо на доске).
Отрицательное влияние оказывает сравнение результатов выполнения задания одних детей с другими. В случае взаимодействия с другими категориями детей (например, с гиперактивными) данный способ может сыграть положительную роль, но при общении с тревожным ребенком он просто недопустим. Если же педагог все-таки хочет провести сравнение, то лучше сравнить результаты данного ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад.
Не ставить ребёнка в ситуацию «кто первый», исключать публичные выступления.
При работе с тревожными детьми желательно избегать таких заданий, которые выполняются за определенное фиксированное педагогом время. Медлительность тревожных детей связана с тем, что они склонны к излишним самопроверкам.
Тревожных детей желательно спрашивать не в начале и не в конце занятия, а в середине. Не следует торопить и подгонять их с ответом. Если взрослый уже задал вопрос, он должен дать ребенку необходимо длительный срок для ответа, стараясь не повторять свой вопрос дважды или даже трижды. В противном случае ребенок ответит нескоро, так как каждое повторение вопроса он будет воспринимать как новый стимул [6; 9].
13PAGE \* MERGEFORMAT14715