Мониторинг уровня тревожности обучающихся


Мониторинг уровня школьной тревожности
учащихся ГПД за 2009 – 2010 у. г.

Цель:
выявление страхов и тревоги школьников среднего звена в различных сферах общения и деятельности.
Метод проведения мониторинга:
методика неоконченных предложений.
Результаты:
В обследовании приняли участие 25 человек. В соответствии с методикой ребятам было предложено закончить 9 предложений. Из них первые два связаны с мыслями о школе вне школе; 3 – 9 – с переживаниями учащихся внутри школы в разных ситуациях: при звуке звонка, при встрече с учителем, на контрольной работе, при ответе у доски и др. Результаты проведенного мониторинга отражены в таблице:


Показатели
итого

1
Положительные эмоции, связанные с мыслями о школе испытывают
49%


Нейтральные эмоции, связанные с мыслями о школе испытывают
36%


Страхи и тревожность, связанные с мыслями о школе испытывают
32%

2
Положительные эмоции, связанные с проведением контрольных работ испытывают
3%


Нейтральные эмоции, связанные с проведением контрольных работ испытывают
21%


Страхи и тревожность, связанные с проведением контрольных работ испытывают
68%

3
Положительные эмоции, связанные с ответами у доски испытывают
16%


Нейтральные эмоции, связанные с ответами у доски испытывают
22%


Страхи и тревожность, связанные с ответами у доски испытывают
44%

4
Положительные эмоции, связанные с получением «2» испытывают
-


Нейтральные эмоции, связанные с получением «2» испытывают
27%


Страхи и тревожность, связанные с получением «2» испытывают
59%

5
Положительные эмоции, связанные со встречей с учителем испытывают
16%


Нейтральные эмоции, связанные со встречей с учителем испытывают
48%


Страхи и тревожность, связанные со встречей с учителем испытывают
9,5%











Анализ мониторинга уровня
школьной тревожности .


Анализ приведенных данных показывает, что большинство учащихся испытывают положительные или нейтральные эмоции при мысли о школе. Среди названных переживаний преобладают чувство радости, иногда смешанное с грустью, размышления о предстоящем дне, о друзьях, о прошедших уроках, мероприятиях. Спортивных соревнованиях. Однако 32% учащихся испытывают отрицательные эмоции, связанные с мыслями о школе: грусть, страх, нежелание идти в школу, дурные предчувствия. Отдельных учащихся волнуют («терзают») мысли о предстоящих экзаменах. Есть школьники, которые не высыпаются и уже с утра чувствуют усталость, у кого-то при мысли о школе сразу начинает что-то болеть.
При проведении контрольных работ лишь 3% (2 ученика) учащихся испытывают положительные эмоции и 13% подходят к проведению контрольных работ конструктивно: начинают вспоминать изученный материал, настраиваться, искать совета и др. Большинство же учащихся – 48% - испытывают отрицательные эмоции, причем не только естественное волнение, но и жуткий страх, у отдельных учащихся начинается истерика, напряжение, «стучит сердце», «становится плохо».
Ответы у доски вызывают положительные или нейтральные эмоции у 38% учащихся, которые не волнуются, отвечают спокойно, начинают вспоминать материал, стараются ответить лучше, получить хорошую оценку. 44% учащихся при ответах у доски испытывают отрицательные эмоции. Они теряются, боятся, забывают то, что учили, стесняются, нервничают, сильно переживают.
Получение «2» не вызывает положительных эмоций ни у кого, но 16% учащихся действуют в этой ситуации конструктивно: стараются исправить оценку. 41% учащихся расстраиваются, грустят, боятся идти домой, некоторые ученики испытывают злость, отдельным учащимся становится стыдно.
При встрече с учителем 64% учащихся испытывают положительные или нейтральные эмоции. Среди них – радость, желание узнать что-то новое. Большинство при встрече с учителем здороваются с ним. Однако 9,5% учащихся при встрече с учителем теряются, волнуются, боятся, вспоминают свои «долги».
Выводы:
Тревожные состояния в школе испытывают до 68% учащихся.
Самые сильные отрицательные эмоции учащихся вызывают контрольные работы, получение «2» и ответы у доски. При этом учащиеся испытывают не только естественное состояние волнения, напряжения, мобилизации, но и негативные эмоции, чрезмерное напряжение организма, сопровождающиеся соответствующими психофизическими реакциями (стучит сердце, трясет и др.).
Многие учащиеся испытывают «стресс получения оценки».
У большинства учащихся не сформировано правильное отношение к ошибкам, умение вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха.




Директор МБОУ СОШ №3 г. Льгова ______________ Клемешов С.А.
15