Консультация для родителей на тему Агрессивное поведение дошкольников
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Проявления детской агрессии является одной из частых проблем в детском коллективе. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются. Обычно с усвоением норм и правил поведения эти непосредственные проявления детской агрессии проходят, уступая место более спокойным формам поведения. Однако у некоторых детей агрессия не только не проходит, но и развивается, превращаясь в устойчивое качество личности.
Агрессивность понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому.
Уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности. Дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только поведением, но психологическим характеристикам.
Агрессивное поведение даже в дошкольном возрасте принимает различные формы. Выделяют вербальную и физическую агрессию.
Вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. Это могут быть жалобы, демонстративные угрозы. Традиционными «детскими» формами вербальной агрессии являются дразнилки.
Вербальная агрессия— это выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг, так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).
Физическая агрессия направлена причинение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. В дошкольном возрасте это могут быть:
Разрушение продуктов деятельности другого ребенка (рисунка, поделки, постройки)
Уничтожение или порча чужих вещей
Нападение на другого ребенка и нанесение ему физической боли или унижения
Наиболее часто у детей наблюдается вербальная агрессия – от жалоб до прямых оскорблений.
Существуют некоторые ситуации, провоцирующие агрессивное поведение детей:
Привлечение к себе внимания
Ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство
Защита и месть
Стремление быть главным
Стремление получить желанный предмет
Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства детей.
Существуют некоторые принципы общения с агрессивными детьми.
Запрет и повышение голоса — самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, можно надеяться, что агрессивность ребенка будет снята.
Дать ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить ее на другие объекты. Можно разрешить поколотить подушку или разорвать «портрет» его врага.
Показывать ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускать при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести».
Ребенок в каждый момент времени должен чувствать, что его любят, ценят и принимают. Не стоит стесняться лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть ребенок видит, что он нужен и важен для взрослого.
Основные приемы взаимодействия с детьми
В случаях проявления физической агрессии:
В том случае, когда взрослый видит, что ребенка уже некогда отвлекать и нападение вот-вот состоится — наилучшей реакцией взрослого будет просто отвести руку ребенка или удержать его за плечи. При этом нужно резко сказать ребенку «Нельзя!». Если взрослый находится поодаль, оклик тоже может остановить ребенка, знающего из прежнего опыта, что такие выходки не позволены.
Резкое слово агрессивному ребенку и благосклонное внимание пострадавшему могут явно показать ребенку, что он проигрывает от последствий своего поведения. (Конечно, очень важно, чтобы в обычное время виновник пользовался таким же вниманием).
Не стоит принуждать ребенка к извинению — некоторые дети быстро заучивают формулу «Прости», чтобы избежать недоброго внимания взрослых.
У агрессивного ребенка необходимо стимулировать возникновение гуманных чувств по отношению к обиженному им ребенку («Саша, неужели тебе не жалко других детей?», «Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет»).
Ребенка, совершившего агрессивный поступок, необходимо подводить к осознанию и пониманию им причин своего поведения, а также его ближайших и отдаленных последствий («Ты стукнул Веру потому, что., а еще почему. ?»).
Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения.
В случаях проявления вербальной агрессии:
Некоторые дети ругаются совершенно невинно. Они не знают значения слов и не намерены кого-то шокировать. В подобном случае наиболее эффективным будет просто сказать, что это грубое или неприятное слово и лучше его не использовать.
Не понимая значения слова, дети часто знают, что оно запрещено. Ребенок использует его для эффекта, чтобы огорчить взрослых или досадить кому-то. Игнорировать брань ребенка и уделять ему внимание в другое время — один из эффективных методов, который может помочь. Ребенок разочаруется в ругательстве, если не будет видеть желаемого эффекта.
Бывает необходимо сделать выговор ребенку, особенно если он знает, какие слова бранные, а какие нет. В этом случае резкое, неодобрительное «Довольно!» действует лучше длительной неодобрительной тирады. Также лучше воздержаться от привлечения внимания других взрослых к сквернословия.
Дети, как и взрослые, нуждаются в выражении эмоций. Поэтому полезно давать им альтернативу брани — слова, которые можно произнести с чувством, когда ребенок ушибется или расстроится, слова для ответа на дразнилки и слова для усиления выразительности.
Если обидные слова ребенка адресуются взрослым, надо как меньше обращать на них внимание. Целесообразно игнорировать ребенка, привыкшего оскорблять людей. Если и другие дети тоже научатся не обращать на него внимания, когда он грубит, ребенок поймет, что продолжать не стоит.
Составлена на основе статей:
«Причины и особенности агрессивного поведения старших дошкольников» В.А. Кулганов, И.Т. Амирева, С.С. Жанибекова, Б.К. Жумахметова, И.Т. Камбаралиева. Дошкольная педагогика, декабрь, 2016
«Некоторые принципы общения с агрессивными детьми» Татьяна Дедловская