Учимся управлять своими эмоциями


. «Учимся управлять своими эмоциями».
Цель: Учить детей управлять эмоциями (обида, страх, злость).
Задачи:
Развитие умения избирательно усиливать положительные переживания и гасить отрицательные.
Формирование эмоционального самоконтроля.
Коррекция социальных форм дезадаптации и отдельных черт характера ребёнка.
Материал: иллюстрации, отражающие обиду, страх, злость; карточки с пиктограммами; проблемные ситуации; аудиозапись песни «Жучка».
Вводная часть:
Игра «Эхо». Дети по очереди называют своё имя о слогам и с разной интонацией. Все остальные, как эхо повторяют слово.
Основная часть:
Рассматривание иллюстрации, отражающей обиду.
Приходилось ли вам обижаться?
Что вам хотелось сделать с обидчиком?
Как вы поступали в таком случае?
Удавалось ли вам самим справиться с обидой?
А что лучше – самому себе помочь или ждать помощи?
Давайте произнесём все хором: «Я себе хочу помочь! Уходи, обида, прочь!»
Упражнения-помощники «Если тебя обидели».
Не обращай внимания на глупого дразнилку, ведь умный ребёнок такого не скажет.
Отойди от обидчиков. Отвлекись, пройдись, пробегись, попрыгай на одной ноге, разомнись на спортивных снарядах.
Умойся холодной водой.
Зимой выйди на улицу и побросай снежки.
Если есть талисман, то можно пошептаться с ним.
Если есть рядом дерево, то прислонись к нему и постой несколько минут (берёза, дуб, тополь, каштан).
Упражнение «Хорошее и плохое настроение».
Педагог озвучивает фразы, ассоциирующиеся с каким-то определённым настроением. Дети находят соответствующую пиктограмму, если она выражает хорошее настроение, то поднимают руки вверх, а если плохое – опускают вниз.
«Я плохой», «у меня всё получится», «я не умею», «я не справился», «я научусь», «меня обидели», «я не буду бояться», «я помирюсь», «я боюсь», «всё будет хорошо».
Ситуация.
Мальчик испугал девочку, выбежал из-за угла и прокричал страшным голосом: «А-а-а!» Девочка испугалась, обиделась. У неё испортилось настроение. Но девочка потом подумала: «А почему он так сделал? Не нарочно же, а просто он играл с другим мальчиком в «Казаки-разбойники». Не буду бояться, я же не трусиха. И вообще, я тоже иногда поступала нехорошо, всякое бывало. Настроение у девочки улучшилось.
Вот так каждый может быть чуть-чуть волшебником, может сам исправить ситуацию в лучшую сторону, посмотреть на мир «другими глазами» - глазами человека «не буки», «не бурчалки», а доброго, весёлого, разумного человека. И тогда и другим людям рядом с тобой будет веселее и радостнее жить.
Обсуждение ситуаций.
Как выйти из положения, если ты испугался и виноват в том, что случайно:
разбил вазу, чашку, зеркало;
пролил чай, сок, суп;
оторвал пуговицу на рубашке;
сломал игрушку.
Рассматривание иллюстрации, отражающей испуг, страх.
Как помочь мальчику справиться с данной эмоцией? Ответы детей.
Игра «Проложи путь». Для этого используется карточка-решётка, состоящая из 25 клеток (5 на 5).


На поле выкладывается маршрут к спрятанному объекту. Дети двигаются по комнате согласно карте. Например: две клетки влево – два шага влево, одна клетка вверх – один шаг вперёд по ходу стрелки, две влево – два шага влево, три вверх – три шага вперёд, одна влево – один шаг влево и финиш. Объект найден.
Ситуация.
Сосед по парте взял без разрешения ваши фломастеры. Он виноват.
Что вы чувствуете в данный момент?
Что вы сделаете:
пожалуетесь;
расплачетесь;
накричите на него;
молча отберёте;
начнёте угрожать;
вежливо попросите вернуть.
Рассматривание иллюстрации, отображающей злость.
Как помочь самим себе выйти из подобного состояния?
Тренинг «Когда вы начинаете злиться»:
спойте весёлую песенку, потанцуйте;
послушайте любимую музыку;
поиграйте с домашним питомцем;
расскажите о своём чувстве близкому человеку;
полистайте альбом с фотографиями;
поиграйте в игру «Разрывание бумаги» и т. д.
Заключительная часть.
Прослушивание песни «Жучка».
Упражнение «Всем, всем до свидания».
Мир мудрых мыслей.
«Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет». С. Маршак.
«Против всего можно устоять, но не против доброты». М. Руссо.
«Путём зла не доходят до добра». В. Шекспир.
«Кто про доброту лишь в уши всем жужжит, тот часто только добр за счёт другого». И. А. Крылов.
«Добро по указу – не добро». И. С. Тургенев.
«Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает». Г. Торо.
«Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать». К. Бови.
«Только тот может горячо любить добро, кто способен от всей души непримиримо ненавидеть зло». В.Шекспир.
«Кто добр поистине, добро творит в молчании».
«Тот, кто делает добро другому, делает добро самому себе».