Статья Формирование личности учащегося через развитие критического мышления

Формирование личности учащегося через развитие критического мышления, готовности к саморазвитию и самореализации.

Важнейшим компонентом любой образовательной системы является цель, которой в соответствии с Законом об образовании, является создание условий для общего развития личности (духовного, интеллектуального, физического), формирование у него готовности к саморазвитию и самореализации.
Процесс познания мира невозможен без ощущения - посеешь ощущения - пожнёшь мысль. Для формирования активной личности я использую в работе внеурочную деятельность: экскурсии, музей прикладного искусства, музей природы НГУ им. Лобачевского, экскурсии по Нижнему Новгороду, в Планетарий и т.д. В работе применяю различные творческие задания, сочинялки, отзывы о спектаклях, ролевые игры, драматизации, конкурсы, концерты для школы и района, выступления в фестивалях семейного творчества педагогических идей патриотического направления. Мы всем классом участвуем в проектах, проводимых в Нижегородской области: "Поклонись до земли своей матери", "Голос ребёнка", "История моей семьи в истории Родины."
Совместная творческая деятельность учащихся, сотрудничество, работа в парах и группах помогает детям проявить себя и познать других: коллективное рисование, изготовление плакатов, модулей, дни сюрпризов, написание творческих альбомов со стихами в стиле "синквейн", "хокку", "диаманта" - всё это проявление знака внимания к своим одноклассникам. Я всегда вместе с детьми: пою, рисую, танцую, играю, сочиняю. Считаю, что личный пример учителя, его активная жизненная позиция даёт детям положительный заряд для совершенствования своих личностных качеств.
Я, как учитель, наряду с родителями несу ответственность за нравственное становление учащихся, за нравственное становление личности. В своей повседневной практике придерживаюсь принципа: "обучая - воспитывай", поэтому самым главным направлением в моей работе считаю сотрудничество с семьёй, восстановление традиций семейного воспитания, формирование в обществе культа семьи, отцовства, материнства. Я уже много лет работаю по программе сотрудничества с семьёй. Вот некоторые её аспекты: просвещение родителей по вопросам детской психологии; работа с родителями по вопросам детской одарённости; консультационная работа; активизация воспитательских возможностей родителей (проведение читательских конференций, поэтических конференций, поэтических салонов, литературных гостиных); обобщение опыта участия родителей в реализации программы воспитательной работы. В своей работе я использовала материалы, собранные и обобщённые мною в методической разработке для учителей начальных классов "В помощь учителю", где работа ведётся по разделам: «Что делать, если ваш ребёнок застенчив (не уверен в себе, уезжает в лагерь отдыха и т.д.)». Много внимания в ней уделяется обобщению семейного опыта, правилам воспитания в семье, советам. Есть рубрика "С чего начать воспитание", а так же тесты, направленные на изучение внутреннего мира детей.
Я совместно с родителями составила программу воспитания детей "Страна детства" на четыре года. Эта программа была успешно реализована. Мы провели много, конкурсов, викторин, праздников, в том числе посвящённых Дню города по самостоятельно составленному сценарию. Дети сами написали стихи и эссе, выступили перед широкой аудиторией в Доме творчества им.Бринского. Один раз в четверть провожу поэтические вечера при свечах: обстановка, близкая к семейной, уют и тепло помогают детям быть ближе к поэзии. Дети и родители читают стихи Бунина, Цветаевой, Есенина, а некоторые дети - свои первые стихи.
Одним из главным направлением в развитии личности является учебная деятельность. Особую роль в этой работе я отвожу урокам чтения и письма. Ведь эти уроки как окна, через которые маленький человек познаёт мир и самого себя. Считаю своим долгом раскрыть творческий потенциал ребёнка. Без воображения, мечтательности, без хорошо развитой фантазии нельзя стать ни математиком, ни поэтом. Четыре года я работаю по технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Мне кажется, я нашла то, что искала в своей преподавательской деятельности. Новая технология РКМЧП позволяет в полной мере увидеть учителю учебный и воспитательный процесс в школе глазами ученика. Эта технология помогает объективно оценивать знания, результаты обучения, видеть своеобразие мысли каждого ребёнка и динамику его развития; развивает умение вырабатывать собственное мнение, осмысливать свой опыт, приходить к определённым умозаключениям, логично выстраивать цепь доказательств, выражать себя ясно и уверенно, т.е. удовлетворяет потребность в самоутверждении рефлексии. Обучение действиям критического мышления предполагает овладение такими умениями, как умение применять в спорах аргументы, смотреть на старые идеи с новой точки зрения, отличать факты от предположений, выявлять причинно - следственные связи и обнаруживать ошибки в них. Критическое мышление сопровождает появление творческого мышления.
Существует три фазы технологии РКМ:
Стадия вызова: учащиеся «вспоминают», что известно им по данному вопросу, делают предположения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ. На этой стадии учитель может использовать различные приёмы (составление списка «известной информации»; рассказ; предположение о развитии событий по ключевым словам; систематизация материала (кластеры, таблицы); верные или неверные утверждения; перепутанные логические цепочки.)
Следующая стадия – стадия осмысления. Задача данной фазы – сохранение интереса к теме при работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». На этой стадии идёт непосредственный контакт с новой информацией (знакомство с новым текстом, фильмом, лекцией, материалом параграфа); работа ведётся индивидуально или в парах.
Третья стадия – стадия рефлексии. Задача учителя на этой стадии – вернуть учащихся к первоначальным знаниям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
В этот момент могут быть использованы приёмы (составление кластеров; установление причинно-следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам; возврат к верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы; организация устных и письменных столов, различных дискуссий; написание творческих работ (синквейны, эссе, диаманта, хокку).
Я хочу сказать своим коллегам, что эта технология для Вас, если вы хотите:
привить своим ученикам любовь к искусству и умение понимать его язык,
научить новым методам развития речи и аналитическому мышлению младших школьников
освоить и использовать в педагогической практике современные методы интерактивного обучения
научить своих учеников общаться и слышать друг друга, видеть и наблюдать,
научить их быть толерантными
преодолеть страх, снизить уровень тревожности и агрессивности детей, повысить их самооценку.
Я неоднократно делилась со своими коллегами опытом работы с использованием технологии РКМЧП на уровне школы, района, города, региона.
2005 год – участница семинара по технологии РКМЧП в МОУ СОШ №50
2005 год – мастер-класс по использованию новых приёмов технологии РКМЧП на уроке литературного чтения
2005-2006 учебный год – два мастер-класса в МОУ СОШ №42
2006 год – выступление на семинаре в МОУ СОШ №50
2006 год – выступление на методическом совете в МОУ СОШ №42
2006 год – участник проведения семинара по инновационным технологиям в МОУ СОШ №186
2006 год – выступление на семинаре в Нижегородском районе
2007 год – выступление на региональной научно-практической конференции по инновационным технологиям, на районных педчтениях.

Дети очень тепло относятся к урокам с применением РКМЧП. Вот, что они говорят:
Катя Е.: " Уроки были интересные, я много узнала, поэтому учусь только на 5"
Денис Я.: "Я вижу, как урок развивает речь. Речь становится красивой и гладкой"
Алексей М.: " Мне нравится, что мы все пишем стихи и не стесняемся их читать"
Таким образом, технология РКМЧП отвечает на запрос современной школы, находящейся на пути поиска новых личностно-ориентированных содержания и форм образования.
Результативность работы по технологии РКМЧП (за три года)
Десятое место по региону на конкурсе сочинений "Моя земля, моя Россия" и первое место по городу - Кладиева Алина, 2005г.
Почётная грамота всему классу за участие в фестивале семейных традиций, 2005г.
Почётная грамота и сертификат за сочинение для проекта "Ветеран, живущий рядом." Савосина Стася,2005г.
Почётная грамота за проведение праздника к Дню города, 2006г.
Первое место по городу за участие в проекте "История моей семьи в истории России" - Кладиева Алина , 2006г.
Первое место по региону и диплом за участие в проекте "Голос ребёнка",- Кладиева Алина,2006г.
Почётная грамота классу за участие в проекте "Поклонись до земли своей матери" - 2006г.
Первое место на конкурсе сказок по самостоятельно написанному сценарию.
Первое место в школьном конкурсе "Ученик года"(2 года подряд)- Кладиева Алина, Тихонова Даша,2005,2006гг.
Первое место в школе на празднике "Мама, папа, я - спортивная семья",почётная грамота,2006г.
Третье место в районе за участие в проекте" Гениалогическое древо семьи" - Кладиева Алина,2006г.
27 место в международном конкурсе "Медвежонок" Тихонова Даша, 2007г.
2 место команде в районной олимпиаде по русскому языку 2007г.
9 место в районной олимпиаде по чтению, Кладиева Алина, 2007г
10 место в районной олимпиаде по русскому языку, Бенц Павел, 2007г.
Диплом за участие в конкурсе "Вдохновение", 2007г.
Диплом за участие в патриотическом фестивале ко Дню Народного единства.
Почётная грамота за участие в фестивале ко Дню города, 2007г.
Мы выпустили пять альбомов синквейнов на темы: "Моя семья", "Мама", "Моя Россия", "Друг", "Моя школа". Один альбом стихов в стиле японской поэзии "Хокку" - "Мой Нижний Новгород", альбом стихов в стиле "диаманта". Готовится к печати сборник стихов, который выпускает районный Дом творчества им. Чкалова, в который войдут 10 наших стихов о Нижнем Новгороде.
Мой класс сегодня - это сплочённый коллектив." Для него характерен бодрый, жизнерадостный тон настроений.
Преобладает одобрение и поддержка, умение переживать и сопереживать чужим победам. Эмоциональный фон класса способствует реализации задач духовно - нравственного воспитания".
Итоги тестирования психологом школы Ружниковой С.О., (см. Дополнительные материалы) на конец 2006-2007уч.г. показывают положительную динамику по всем параметрам словесно-логического мышления учащихся 4б класса по сравнению с прошлым годом (прирост составил 23 пункта); значительный рост развития мотивационной и эмоциональной сферы (на 27 пунктов). В классе очень теплая эмоциональная атмосфера (нет отвергаемых и не принимаемых детей, значительно вырос творческий потенциал учащихся (особенно в вербальной сфере). Подобный результат оказался возможен целенаправленной и планомерной работе учителя по технологии РКМЧП.

Я довольна результатами работы с применением инновационной технологии критического мышления.
Сравнительные таблицы показывают, что уровень успешности выполнения контрольных работ по русскому языку и литературному чтению, качеству знаний по русскому языку растет от года к году.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 141513 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 141513 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Но разве это главное?
Нет, вовсе не награды и наличие призовых мест считаю главным в своей работе.
Вся моя педагогическая деятельность направлена на формирование духовно- нравственной личности ребёнка.
Сейчас я вижу, что дети стали более терпимы друг к другу, более внимательны, научились понимать чужую боль, повысилась творческая активность, которая видна в детских портфолио.
А самое главное - я вижу, что мои ученики стали добрее друг к другу, вырос их интеллектуальный уровень.
Считаю, что творчество открыло им широкую дорогу для познания самих себя, для развития личности.








13PAGE 15


13PAGE 14115




Root Entry_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-О=¤
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"–
·
·Arial Cyr1"Є
·
·Arial Cyr1"Є
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·2 "Б" (2005)
·
·3 "Б" (2006)
·
·4 "Б" (2007)
·
·Сравнительная таблица качества знаний по литературному чтению по годам
·_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"Т
·
·Arial Cyr1"ґ
·
·Arial Cyr1"ґ
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·Первое полугодие