Семинар — практикум «Напряженные ситуации в педагогическом процессе и способы саморегуляции эмоционального состояния педагога после действия стрессовых факторов»


Семинар - практикум
«Напряженные ситуации в педагогическом процессе и способы саморегуляции эмоционального состояния педагога после действия стрессовых факторов»

Цель: формирование психологической культуры личности в сфере ее саморегуляции.
Задачи:
Рассмотреть различные способы саморегуляции эмоционального состояния;
Укрепить здоровье и повысить жизненный тонус.
Формировать психологическую культуру личности;
Определить направления саморазвития личности, через коллективное творчество;
Снять мышечное и эмоциональное напряжение;
Развивать эмпатию;
Методы: игры, упражнения, мозговой штурм, задания, упражнения с элементами арттерапии и телесно ориентированной терапии, релаксация.
Время: 2 часа.
Категория: педагоги.
Содержание семинара-практикума.
Блок 1. Стресс в нашей жизни.
Цель: выявление представлений педагогов о стрессе и расширение их знаний по проблеме.
Упражнение «Ассоциации». Тема: стресс в педагогическом процессе.
Цель: выявление представлений педагогов о стрессе.
На доске написано слово стресс предложить педагогам к каждой букве слова подобрать слово характеризующее это состояние.
Презентация «Что такое стресс»
Цель: знакомство с теоретическими положениями, освещающими тему.
Объединение в 2 группы (цветная лотерея).
Мозговой штурм «Напряженные ситуации в педагогическом процессе». Предлагается каждой группе совместно определить и представить перечень общих основных напряженных ситуаций в педагогическом процессе.
Упражнение «Хорошо плохо».
Цель: развитие диалектического мышления.
Рассматриваются отрицательные и положительные стороны напряженных ситуаций в педагогическом процессе. По принципу маятника. Одна команда называет отрицательную сторону напряженной ситуации вторая положительную.
Разминка «Дотронься до…»
Цель: создание благоприятной атмосферы, сплочение группы.
Ведущий предлагает всем встать и подвигаться. По команде ведущего все быстро должны выполнить его задание. Всем необходимо дотронуться до: круглого, синего, любого, острого, мягкого, нежного, теплого, растущего, длинного, твердого, красного, мохнатого, мудрого и т.д.Блок 2. Выходы из стрессовых ситуаций.
Цель: обучение способам саморегуляции.
Мозговой штурм «5 полезных советов».
Группам предлагается составить способы саморегуляции:
во время пребывания в напряженной ситуации
после пребывания в напряженной ситуации.
Обсуждение.
Презентация «Профилактика неблагоприятных эмоциональных ситуаций».
Упражнение «Общение в парах»
Вся группа объединяется в пары и выполняет несколько заданий.
Инструкция: встаньте спина к спине и постарайтесь вести оживленный диалог о чем-то важном для вас в течение 2-3 минут, оборачиваться нельзя. Затем обменяйтесь впечатлениями.
- один из вас садится на стул, другой продолжает стоять. Вновь начинается диалог, в течение 2-3 минут говорите о своих проблемах. Затем сидящий и смотрящий меняются местами и продолжают диалог.
- установите зрительный контакт, пообщайтесь без слов в течение 2-3 минут.
Затем вербальный обмен впечатлениями, своими ощущениями.
Психогимнастика упражнение телесно ориентированной терапии на снятие мышечного напряжения «Моечная машина»
Все участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Первый человек – «машина», последний – «сушилка». Машина проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, потирают бережно и аккуратно. «Сушилка» должна его «высушить» - обнять. Прошедший мойку становится «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».
Упражнение «Лепим радость». Участникам предлагается на большом картоне совместно создать картину радости из пластилина.
Упражнение «Домашний уют».
Релаксация с использованием мультимедийного оборудования.
Упражнение «Ассоциации». Тема: Оптимизм.
На доске написано слово Оптимизм участникам предлагается к каждой букве слова подобрать слово характеризующее его.
Рефлексия.
Литература
Ковалев В.Н., Султанова И.В. Стессменеджмент. Тренинг управления стрессами: учебно-методическое пособие/ Ковалев В.Н., Султанова И.В.-Ялта: РИО КГУ. 2010.
Семенова Е.М. (автор-составитель) Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
Словарь практического психолога/ сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харверст, М.: ООО «Издательство АСТ» 2001.