Упражнения на развитие произвольной психической деятельности у учащихся с ОВЗ
Игры на «развитие произвольности психической деятельности»
«Ухо – нос»
Дети внимательно слушают команду «Ухо!» - дотрагиваются до уха. «Нос!» - до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с детьми, а затем умышленно допускает ошибки. Дети должны подчиняться только словесному сигналу.
«Зайчики – раки – птицы – аисты»
Дети идут по кругу. По сигналу «зайчики» - прыгают, «раки» - идут спиной назад, «птицы» - бегут, раскрывая руки в стороны, «аист» - останавливаются на одной ноге.Подпишитесь на рассылку сайта Pandia.ru!
«Смена номеров»
Дети рассчитываются на первый, второй, третий и выполняют следующие движения под счёт (музыку): первые идут по кругу вправо, вторые влево, третьи стоят на месте и хлопают в ладоши. Затем меняются номерами.
«Волшебное слово».
Дети и ведущий становятся в круг. Ведущий объясняет, что будет называть и показывать разные движения, а дети должны их повторять, но только в том случае, если ведущий добавит слово «пожалуйста». Если этого слова ведущий не говорит, дети остаются неподвижными.
«Пень, ёлка»
Дети стоят в кругу. По сигналу «пень» дети приседают на корточки, по сигналу «ёлка!» поднимают руки вверх.
«Горшочек»
Дети садятся по кругу и перекатывают мяч друг другу со словами: «Горячий! Холодный!». Если звучит слово «холодный», ребёнок, к которому катится мяч, принимает его и направляет следующему. Если – «горячий», то он не должен трогать мяч. После слова «горячий» мяч в игру вводит ведущий.
Приложение 2.
Игры на «развитие движений, различных видов праксиса» Упражнения, регулирующие мышечный тонус
Дети вытягивают руки в стороны с напряжением, а затем должны уронить их «как верёвки», сравнить «твёрдые» и «мягкие» руки (ноги). Можно чередовать движения, которые выполняются расслабленно и с напряжением. Например, дети раскачивают прямые, повисшие руки, а затем с силой скрещивают их.
«Стоп, хоп, раз»
Дети идут под музыку друг за другом. На сигнал «Стоп!» останавливаются и стоят до следующего сигнала. На сигнал «Хоп!» подпрыгивают; на сигнал «раз!» поворачиваются кругом и идут в обратном направлении. Из игры выходит тот, кто ошибётся и кто неспокойно стоял на сигнал «Стоп!»
«Борьба рук»
Детям предлагается вытянуть руки вперёд и сжать в кулак пальцы правой руки. Кулак левой руки наложить на кулак правой. Начинается борьба рук: правая хочет подняться вверх, но левая не пускает, правая напрягается и постепенно поднимается всё выше и доходит до точки над головой, теперь левая хочет опуститься, но правая, нижняя, сопротивляется и происходит обратная борьбы. Затем руки расслаблено бросаются вдоль туловища.
«Пальма»
Одна рука поднята вверх и напряжена: «Растёт стройная пальма. Она колышется под ветром и украшает оазис пустыни». «Увядают листья» (пальцы и кисть расслабляются и мягко свисают). «Увядают ветви» (рука свисает в локте, локоть ещё напряжён), «и падает всё дерево» (вся рука мягко падает вниз). То же с другой рукой, с обеими сразу.
«Силач»
Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя, что вы: держите в руках (ногой, на плече) тяжелые гири; поднимаете над головой тяжелую корзину с яблоками; отжимаете штангу; удерживаете ногой закрывающуюся дверь; раздвигаете руками тесно переплетенные ветви деревьев в лесной чаще.
«Травинка на ветру»
Ребенок изображает всем телом травинку (сесть на стул или на пол, на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх).
«Раскачивающееся дерево».
Строится по тому же принципу, что и предыдущее упражнение (корни – ноги, ствол – туловище, крона – руки и голова). Может выполняться как сидя, так и стоя. Важно, чтобы каждый ребенок представил себя «своим» деревом: ведь ель, береза и ива совсем по-разному реагируют на ветерок, начало бури и ураган.
«Дракон»
Ребенок изображает дракона, облетающего дозором свои владения: ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, пружинят в такт с руками-крыльями. Затем он приземляется на остров и начинает «размешивать» хвостом море.
«Огонь и лед»
Дети стоят в кругу. По команде «огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «лед» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Педагог несколько раз чередует обе команды, меняя время выполнения той и другой.
Упражнения на зрительно-моторную координацию
Дети учатся:
- катать мяч и догонять его;
- катать мяч в цель;
- ловить катящийся мяч.
Осваивают навыки ловли мяча, например:
- ударить мяч о землю и поймать его;
- подбросить мяч вверх и поймать;
- ударить о землю, чтобы он отлетел к стоящему напротив партнёру по игре;
- бросать мяч в ведро, корзину;
- ударить мяч о стену и поймать отскочивший от пола мяч.
«Мой весёлый мяч»
Дети сидят на корточках перед педагогом, который катит мяч ребёнку, приговаривая:
Ты поймай мой звонкий мяч
И отдай его, не прячь.
Ребёнок катит мяч обратно педагогу. Педагог ударяет мячом по полу со словами:
Мячик, прыгай, не спеши
И детишек посмеши.
Дети прыгают в такт с мячом. Педагог катит мяч к детям. Они убегают и садятся на свои места.
Упражнения на слухо-моторную координацию
«Слушай хлопки»
Дети двигаются свободно в группе или ходят по кругу. Когда ведущий хлопает в ладони определенное количество раз, дети принимают соответствующую позу (на 10-20 с).
1 хлопок – поза «аиста» (ребенок стоит на одной ноге, поджав другую)
2 хлопка – поза «лягушки» присесть, пятки вместе, носки врозь и колени в стороны, руки – между ногами на полу).3 хлопка – поза «птицы» (дети бегают, раскинув руки)
«Четыре стихии»
Дети сидят на стульях по кругу, по команде ведущего выполняют определенное движение руками.
«Земля» – дети опускают руки вниз
«Вода» – дети выпячивают руки вперед
«Воздух» – дети поднимают руки вверх
«Огонь» – дети вращают руками в локтевых и лучезапястных суставах.
«Слушай и исполняй»
Ведущий называет несколько движений, а дети показывают их.
Задание 1: повернуть голову направо, поднять руку левую вверх, повернуть голову налево, поднять правую руку вверх, повернуть голову прямо, руки опустить вниз.
Задание 2: повернуться налево (на 90), присесть, встать.
Задание 3: Поднять правую ногу, стоять на одной левой ноге, поставить правую ногу.
Хлопки
Педагог хлопает в ладони в определенном ритме и попросить какого-нибудь ученика повторить хлопки. Затем тотчас предложить повторить эти же хлопки следующему. Остальные дети отмечают, как воспроизведён ритм.
Также можно провести игру с постукиваниями, отбиванием ритма ногами и т. п.
Жмурки
Выбирается водящий, которому завязываются глаза. Остальные дети рассосредотачиваются по комнате и хлопают в ладоши, чтобы водящему было легче их отыскать.
Упражнения для развития мелкой моторики рук
«Иллюминация»
Руки вытянуты вперёд, поза фиксируется в течение 3 – 5 секунд, затем кисти рук загибаются вверх, ладони смотрят вперёд вверх («электричество зажглось»), кисти рук опускаются вниз («Электричество погасло»). Затем кисти рук совершают круговые движения наружу (вовнутрь) («Иллюминация зажглась, иллюминация горит»).
Темпо-ритмические упражнения
«Маленькие ножки бежали по дорожке»
Дети сидят, педагог предлагает им поднять ноги и говорит: «Ножки маленькие, они бегут быстро и легко». Попробуйте: «Маленькие ножки бегут по дорожке». Затем педагог говорит, что у медведя ноги большие и ходит он тяжело, медленно: «Большие ноги идут по дороге». Затем педагог в различном темпе даёт команды детям, а дети то делают лёгкие и быстрые движения ног, то медленные и тяжёлые.
Приложение 3.
Игры на «развитие зрительного восприятия»
«Чего не хватает?»
Дети на глаз определяют отсутствующую часть предмета и составляют фразу, например: «У чайника нет носика».
«Кто больше знает?»
Педагог просит назвать предметы и сказать, что с ними можно делать. Нужно стараться сказать как можно больше.
«Найди пару»
1 вариант. Предлагаются картинки с изображениями предметов из различных родовых групп: посуда, животные, овощи, мебель, машины, игрушки и т. п.
2 вариант. Предлагаются картинки с изображениями предметов одной видовой группы, например, - игрушки или фрукты.
3 вариант. Предлагаются картинки, на которых, например, нарисованы чашки. Пары чашек отличаются от других пар каким-то признаком (форма, цвет, рисунок, узор, форма ручки, размер и т. д.).
«Разложи картинки»
Педагог предлагает детям найти и положить 1 картинку, где изображен овощ, 2 картинки, где изображены фрукты, 3 картинки с животными и т. д. После того, как картинки разложены, назвать, кто изображен на картинках.
«Строители»
Для игры необходим строительный конструктор. Задача – сделать точную копию постройки. После работы каждая постройка анализируется (соответствует ли она образцу, если нет, то в чем заключена ошибка)
«Найди отличия»
Для проведения этой игры заранее готовится альбом игровых заданий, где на каждой странице располагается два рисунка с изображением листьев, плодов, цветов и т. д. В каждой паре один рисунок отличается от другого по нескольким признакам. Выигрывает тот, кто заметит больше других отличий в изображениях.
«Кто больше знает?»
Педагог просит назвать предметы и сказать, что с ними можно делать. Нужно стараться сказать как можно больше.
«Нарисуй целое»
Для игры понадобятся разрезные картинки с изображением хорошо знакомых детям предметов, листы бумаги, цветные карандаши или фломастеры.
Психолог раскладывает перед каждым из детей разрезанную на части картинку и просит нарисовать целую картинку, не складывая её. Дети выполняют рисунки, а потом каждый называет предмет, который он нарисовал. После этого педагог просит сложить картинку и срисовать её. Выигрывает тот ребенок, первая и вторая картинки которого будут наиболее сходны (по размерам, пропорциям, расположению частей и др.).
«Сложи картинку»
Детям предлагаются предметные картинки, разрезанные сначала на 2, 3, 4, а потом и более частей. Дети должны сложить предмет и назвать его. Если складывание предметов из частей вызывает затруднения, можно использовать приём наложения. Для этого потребуется парная целая картинка, которую можно разделить на части соответствующими линиями.
Подпишитесь на рассылку сайта Pandia.ru!
Очень важно приучить детей при складывании фигур, кубиков соблюдать порядок, принятый в европейской культуре: начинать работу слева направо и сверху вниз.
«Дополни предмет»
Даётся набор предметов, у которых не хватает 1 – 2 частей, и набор деталей. Дети должны дополнить предметы недостающими частями и назвать предмет и деталь, которой не хватало.
«Подумай, не спеши»
Дети сидят на стульчиках, у них разные игрушки. На слова педагога: «пойдём гулять» - все оставляют игрушки на стульчиках и идут за педагогом, бегают, прыгают. При словах «Дождик пошёл» - все убегают в свой «дом». Но педагог незаметно переложил игрушки на другое место. Дети должны отыскать их и правильно занять свой «дом».
«Чего не стало?»
Рассмотреть и назвать ряд игрушек (фигур, предметных картинок). Закрыть глаза. В это время убирается одна игрушка. Открыв глаза, дети должно определить, чего не стало.
«Что появилось?»
Рассмотреть и назвать ряд игрушек (фигур, предметных картинок). Закрыть глаза. В это время дополняется один предмет. Открыв глаза, дети должны определить, что появилось.
«Запомни и назови»
Выставляется ряд игрушек (предметов, картинок), дети рассматривают их и называют. Затем игрушки (предметы, картинки) убираются. Нужно вспомнить их и назвать.
«Запомни и найди»
Рассмотреть и назвать игрушки (фигуры, предметные картинки), которые затем смешиваются с фоновыми предметами. Ребёнок должен отобрать только те предметы (картинки), которые он запоминал.
«Запомни порядок»
Рассмотреть и запомнить порядок, в котором располагаются предметы, картинки. Затем воспроизвести ряд, который запомнил.
«Группируй и запоминай»
Для запоминания предлагаются картинки предметов, относящихся к разным классам. Ребёнок сначала группирует картинки, затем вспоминает и все предложенные для запоминания картинки.
Приложение 4.
Игры на «формирование представлений о цвете»
«Кошка – мышки»
Берутся квадраты из цветной бумаги и складываются пополам. На внутреннем белом листе рисуется или приклеивается мышка, а в верхнем вырезается квадрат-дверца от домика мышки. Вырезанные квадраты раздаются детям. Кошка – мягкая игрушка. При её приближении ребёнок должен спрятать мышку, т. е. подобрать квадраты-дверки соответствующего цвета и закрыть ими прорези.
«Свой цвет узнай»
Дети делятся на группы. У каждой группы свой цвет. Педагог показывает цветные карточки. Группа соответствующего цвета бежит к нему. Педагог рассыпает из корзины разноцветные мячики. Группа, быстрее собравшая мячи своего цвета, побеждает.
«Цветные кружочки»
Взрослый выкладывает на столе в ряд шесть кружочков, окрашенных в основные цвета, затем молча помещает под одним из них полоску соответствующего цвета, а остальные полоски передает ребенку. Если он не поймет цели задания, можно сказать: «Положи полоску под кружочками, как это сделала я». Затем в абсолютно произвольном порядке просит ребенка: «Дай синий кружок, дай желтую полоску и т. д.» Потом взрослый, указывая пальцем, спрашивает: «Какого цвета полоска? А эта какого цвета?» И т. д.
«Кто самый внимательный»
Детям раздаются цветные фишки. Затем предлагается внимательно рассмотреть красивую куклу: какого цвета у неё волосы, глаза, бант, платье, фартук, воротничок. Кукла убирается. Затем ведущий называет части куклы, а дети показывают фишку соответствующего цвета. За каждый правильный ответ присуждается очко. Выигрывает тот, у кого будет больше всех очков.
«Ниточки»
Педагог кладёт перед ребенком карточку, на которой нарисованы разноцветные шары. Ребёнок дорисовывает ниточки соответствующего цвета.
«Светофор»
Педагог знакомит детей с сигналами «светофора» и объясняет, что нужно делать на каждый сигнал: на красный – присесть, на жёлтый встать, на зелёный – маршировать на месте.Затем условия меняются. Дети встают в круг и выполняют следующие движения: красны – все стоят, жёлтый – продвигаются в приседе, зелёный – бегут на носочках.
Правила можно менять.
«Займи место»
Все сидят в кругу. Рядом с учителем пустой стульчик. Учитель говорит: «Место рядом со мной свободно. Я хочу, чтобы его заняла девочка в красном платье (мальчик в синей рубашке).
«Узнай, какого цвета»
Детям предлагаются полоски разного цвета. Затем показываются контуры предметов (огурец, василек, листья, лимон, клубника и т. д.). Дети должны показать полоску соответствующего цвета.
«Узнай по цвету»
Детям предлагаются контурные изображения овощей, фруктов. Педагог показывает цветные полоски – дети соответствующие предметы.
«Кто назовет больше предметов?»
Нужно попросить ребенка перечислить:
а) что бывает красным?
б) что бывает зеленым?
в) что бывает желтым?
«Какого цвета не стало?»
Взрослый раскладывает перед ребенком кнопочки (из мозаики) разного цвета и просит его закрыть глаза. В это время взрослый заменяет 1-2 кнопочки или убирает какую-нибудь из них. Затем интересуется у ребенка, что изменилось, кнопочки какого цвета не стало.
Получить полный текст
«Собери бусы»
Дети собирают бусы с учётом чередования цвета. Для этого учитель предлагает наглядную опору – схему чередования цветов, например.
«Раскрась бусы»
Дети раскрашивают бусы, соблюдая порядок следования цветов и их чередования, ориентируясь по данному образцу, схеме или словесной инструкции.
«Запоминай порядок»
Играющим показать ряд из цветных карандашей, полосок, попросить запомнить их последовательность. Затем убрать карандаши (цветные полоски) и спросить о последовательности в их расположении.
Приложение 5.
Игры на «формирование представлений о форме»
«Найди свою пару»
Оборудование: два одинаковых комплекта геометрических форм по числу детей.
Взрослый распределяет детей на две подгруппы и размещает их на противоположных сторонах комнаты. Детям каждой подгруппы раздают по одной форме из комплекта. По сигналу дети идут друг к другу и каждый ищет свою пару, т. е. берёт за руки того, у кого такая же форма. Свой выбор они проверяют путём наложения карточек друг на друга. Парами дети маршируют по комнате в определённом направлении.
«Подбери подходящий по форме»
Для игры нужны карточки со знакомыми предметами (палатка, огурец, портфель, книга, арбуз, дыня, пуговица, лицо, вишня, пенал, колесо, тарелка, линейка-угольник, пирамида) и 4 трафарета геометрических фигур (прямоугольник, круг, треугольник, овал)Перед ребёнком выкладываются трафареты фигур. Он должен к каждой фигуре подобрать картинку с предметом похожим по форме.
«Угадай и назови»
У педагога мешочек с предметами различной формы. Ребёнок на ощупь должен узнать предмет, находящийся в мешочке, и назвать его форму.
Можно дополнить это упражнение заданием на рисование узнанной на ощупь фигуры.
«Выполни и назови».
Дети раскладывают предметы, похожие на круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, и называют их.
«Подбери подходящий по форме»
На карточках изображены знакомые предметы (пирамида, палатка, огурец, портфель, книга, арбуз, дыня, пуговица, яйцо, вишня, пенал, тарелка, линейка – угольник, колесо, ластик) и четыре трафарета геометрических фигур (прямоугольник, круг, треугольник, овал). Выложите перед ребенком трафареты фигур и предложите к каждой подобрать похожую картинку.
Из каких геометрических фигур составлен рисунок?
На карточках рисунки, составленные из геометрических фигур. Дети должны рассмотреть их и ответить на вопрос, какие это фигуры и сколько их.
«Запомни, ощупай, построй».
Детям предлагается карточка, на которой в определенной последовательности нарисованы геометрические фигуры. Затем дети должны закрыть глаза, ощупать геометрические фигуры, которые находятся перед ними, и расположить их в той последовательности, в какой они увидели их на карточке.
«Похоже или нет?»
В ходе игры участникам даётся задание с помощью разных материалов воспроизвести ту или иную геометрическую фигуру разными способами (построить из палочек, нарисовать в воздухе, на бумаге, вырезать, вылепить, выложить из тесьмы, смоделировать с помощью пальцев и кистей рук и т. п.). Выигрывает тот, кто предложит наиболее узнаваемые и интересные варианты создания фигур.
«Составление фигур – головоломок»
Необходимо вырезать из цветного картона несколько одинаковых квадратов. Далее каждый квадрат разрезается по-своему; на 2 треугольника, 4 треугольника и т. д. Головоломка готова, дети могут составлять квадраты, например, соревнуясь в парах, кто больше составит квадратов.
«Придумай рисунок»
Детям даны геометрические фигуры, которые нужно дорисовать так, чтобы фигура превратилась в какой-то предмет.
«Конструирование»
Педагог даёт учащимся образцы предметов, составленных из геометрических форм. Дети выполняют задания способом наложения, по зрительному образцу или представлению.
Из данных геометрических фигур детям предлагается построить домик, парусную лодку, вагон, катер, паровоз, грузовик и т. п. Задания постепенно усложняются по сложности аналитической работы: сначала все предметы чётко расчленены на геометрические фигуры, затем некоторые геометрические фигуры нужно сложить из других форм по образцу, по догадке.
«Спрятанные фигуры»
Педагог просит найти «спрятанные» фигуры (контурные изображения фигур наложены друг на друга).
Приложение 6.
Игры на «формирование представлений о величине»
«Волшебный мешочек»
Ребёнка просят достать сначала что-нибудь большое, потом маленькое, назвать предмет и сказать, какой он.
«Шаги»
Дети шагают по комнате, меняя ширину шага по команде: широкий шаг – узкий.
«Руки шире разведи»
По команде «Руки шире разведи» дети разводят руки в стороны, по команде «А потом опять сведи!» сводят руки вместе. На счёт «раз, два» хлопают руками, «три, четыре» - топают ногами.
«Сделай ёлочку»
У каждого ребёнка по 5 зеленые треугольников разной величины, постепенно возрастающей. Педагог предлагает выложить красивые ёлочки. Дети выполняют задание самостоятельно. После этого педагог приглашает к доске ребенка, правильно сложившего елочку, и просит показать, как он это сделал. Дети рассматривают образец, педагог уточняет принцип выкладывания ёлочки: «Вот какая красивая ёлочка – самый маленький треугольник наверху, потом побольше, ещё больше, ещё больше, самый большой треугольник внизу».
Подпишитесь на рассылку сайта Pandia.ru!
«Найди место»
Дан ряд предметов, отличающихся каким-то признаком величины. Дети должны найти место в этом ряду для своего предмета.
«Построим домики и посадим рядом деревья»
Дети конструируют из геометрических форм разной величины по словесной инструкции учителя домики, елки и грибы: «Возьмите самый большой прямоугольник и большой синий треугольник, постройте высокий дом. Рядом из 2 зелёных треугольников постройте ёлочку. Теперь возьмите маленький прямоугольник и синий треугольник, постройте маленький домик. Около маленького домика постройте высокую ёлочку (выбирают количество треугольников самостоятельно). От высокого дома к низкому проведите дорогу двумя зелёными полосками. Эта дорога широкая у высокого дома и узкая у низкого. Около высокой ёлки расположите большой гриб, составьте его из овала и коричневого полукруга. Около низкой ёлки расположите маленький грибок.
«Наоборот»
Педагог бросает мяч одному из учеников и называет признак, обозначающий размер. Ученик, поймав мяч, называет противоположное по значению слово и возвращает мяч.
Словарь: толстый – тонкий, большой – маленький, высокий – низкий, глубокий – мелкий, тяжёлый – лёгкий, широкий – узкий, длинный – короткий.«Кто где живёт?»
Дети рассматривают четыре домика, сравнивают их по величине, обращают внимание на размер окон, высоту крыши. Учитель выставляет на доске изображения Мышки, Лягушки, Зайчика, Лисички и знакомит детей с задачей: «Мышка, Лягушка, Зайчик и Лисичка построили себе отдельные домики. Мышка живёт в домике с большим окном и высокой крышей. Зайчик – в домике с большим окном. У Лисички домик с высокой крышей. В каком домике живёт Лягушка? Какая крыша у этого домика и какое окно?
Учитель читает повторно условия задачи. Дети выходят к доске и ставят картинки с соответствующими животными к каждому домику.
Приложение 7.
Игры на «развитие пространственного восприятия»
«Вот так позы!»
Каждый из стоящих в ряду (3 – 6 человек) принимает какую-либо позу. Один из играющих, поглядев на них секунд 40-50, копирует позу каждого, в то время как остальные спокойно стоят. Игроки соглашаются или не соглашаются с водящим.
«Точные движения»
На столе расположено 4-6 предметов. Водящий смотрит, как расположены предметы, в течение некоторого времени. Потом с завязанными глазами, не дотрагиваясь до других предметов, должен взять названный учителем предмет.
«Часовой»
В комнате с помощью толстой верёвки, тесьмы обозначается круг. В центре круга стоит «часовой» с завязанными глазами. Все дети стоят около одной стены комнаты. По сигналу руководителя они начинают движение к противоположной стене. Дети обязательно должны пройти через круг. «Часовой», услышав шорох, кричит: «Стой!» Все замирают на месте. «Часовой» идёт на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный игорок выходит из игры. Если «часовой» ошибся 3 раза или поймал половину играющих, его заменяют.
«Где постучали?»
Все дети сидят в ряду. Водящий встаёт напротив. Ему завязывают глаза. Педагог просит всех ребят убрать руки за спинки стульев. Подходит сзади к одному из детей и даёт ему палочку. Ребёнок стучит по стульчику и прячет руки за спинку. Все дети кричат: «Пора!» Водящий ищет, кто постучал. Если не находит, то продолжает водить. В противном случае водящим становится игрок, у которого была палочка.
«Запомни своё место»
Педагог показывает каждому ребёнку его условное место в комнате. Под музыку дети свободно передвигаются в помещении. Услышав команду «Место!», каждый ребёнок должен занять отведённое ему место.
«Руки выше подними»
По команде «Руки выше подними!» дети поднимают руки вверх, по команде «А потом их опусти!» опускают руки вниз. На счёт «раз, два» - хлопки руками, «три, четыре» - опускают их вниз».«Слушай и исполняй»
Дети выполняют движения по устной инструкции учителя.
Повернуть голову направо, поднять левую руку вверх, повернуть голову налево, поднять правую руку вверх, повернуть голову прямо, руки опустить вниз.
Повернуться налево, присесть, встать. Повернуться прямо, руки вверх. Повернуться налево, присесть, руки вниз, встать.
Поднять правую ногу, опустить правую ногу.
«Выше, ниже, между»
У детей рисунки самолёта, вертолёта, ракеты, птицы, бабочки и лист бумаги голубого цвета, прикреплённый к доске (стене).
Дети прикрепляют предметы сверху вниз: ракета, самолёт, вертолёт, птица, бабочка. Учитель начинает предложение дети его заканчивают:
1 серия. Выше всех летит …. Ниже ракеты летит…. Ниже всех летает … Между вертолётом и бабочкой летит … .2 серия. Самолёт относительно вертолёта летит …. Самолёт относительно ракеты летит ….
3 серия. Если птица летит выше бабочки, то бабочка летит …(ниже птицы). Если самолёт летит ниже ракеты, то ракета летит … .4 серия. Если птица летит выше бабочки, а вертолёт выше птицы, то вертолёт летит … . Если выше птицы летит вертолёт, а ниже – бабочка, то птица находится … .
Получить полный текст
«Фигуры высшего пилотажа»
Один из учащихся – лётчик, он управляет самолётом. Пилот стоит спиной к классу. Учитель и остальные дети – авиадиспетчеры. Учитель показывает взмахом руки направление, дети называют его хором: вверх, налево, справа налево, вниз, слева направо, направо (по отношению к детям). Пилот выполняет действия. Если он ошибается, то обязанности пилота идёт выполнять следующий ученик.
«Слушай и выполняй»
Педагог даёт задание – ученики действуют по словесной инструкции. Одновременно закрепляются представления о форме, цвете, величине.
Тому, у кого на столе лежит треугольник, закрыть его правой рукой.
Тому, у кого на столе лежит жёлтый квадрат, взять его в левую руку и приложить к правому уху.
Возьмите в левую руку кубик, который меньше.
Закройте правой рукой самый высокий домик, а левой – самый маленький.
«Что это?»
Учитель (позднее его может заменить любой ученик) показывает детям, стоящим напротив какую-либо часть лица, тела и спрашивает: «Что это?» Получив, например, ответ «глаз», спрашивает: «Глаз левый или правый?»
«Двигательные диктанты»
Комната разбивается на квадраты, которые можно обозначить мелом или цветной тесьмой. Ребёнок выполняет инструкции учителя, на более поздних этапах инструкции своих товарищей, двигаясь к нужному (загаданному, спрятанному предмету).
«Разведчики»
В комнате расставлены предметы-ориентиры. Один ребёнок (разведчик) идёт через комнату, слушал команды взрослого (два шага вперёд, 1 шаг влево и т. д.) и ведёт отряд (остальных детей) за собой. Разведчик рассказывает, около каких предметов он проходил. Затем разведчиком становится другой ребёнок.
«Приказ командира»
Игровое поле представляет собой большой квадрат, расчерченный на клетки (3х3, 10х10). На одной из клеток располагается фигурка солдата. По инструкции учителя дети передвигают фигурку солдата по игровому полю, предварительно повторив задание, начиная со слова «есть».
«Графические диктанты»
Графические диктанты обычно проводятся на бумаге в клетку или на поверхности, расчерченной на квадраты. Дети действуют по инструкции, начиная движение с определённой точки: «Вверх 3 клеточки, вправо 2 клеточки, вниз 1 клеточка, влево 2 клеточки, вверх 1 клеточка, вниз 3 клеточки, влево 2 клеточки, вверх 1 клеточка, влево 2 клеточки, вниз 1 клеточка, влево 2 клеточки». Учитель спрашивает у детей, какая буква (фигура, предмет и т. п.) получилась?
«Посмотри на этот ряд и построй нас всех подряд»
Выбирается ведущий. Дети строятся в ряд. Ведущий старается запомнить из последовательность. Играет музыка, дети разбегаются в разные стороны. После окончания музыки ведущий должен расставить их в первоначальном порядке.
« Скажи, кто где стоит?»
Дети строятся в ряд. Один из игроков должен запомнить, кто где стоит. Затем отворачивается от детей, выстроившихся в ряд. Учитель задаёт вопросы, а водящий отвечает.
- Кто стоит за Мишей?
- Кто стоит перед Сашей?
- Кто стоит между Димой и Светой? и т. п.
«Разложи по порядку»
Педагог предлагает детям разложить, например, цветные полоски в определённом порядке.
- Положи слева от себя красную полоску. За красной полоской - синюю. Слева от красной - жёлтую. После синей - оранжевую и т. д.
Приложение 8.
Игры на «развитие графо-моторных функций»
«Нарисуй животных»
Ушки, ушки. У зайца на макушке
Морда, лапы у кота.
Уши, нос, усы у рта.
Глазки открываются,
Коготки цепляются
Тут лошадка у ворот,
Уши, глазки, грива, рот
«Попади в круг»
На листе нелинованной бумаги нарисована окружность диаметром 10 см. Ребёнок берёт в руки карандаш, ставит руку на локоть и по счёту «раз-два-три», не отрывая локоть от стола, ставит в центре круга три точки.
- Проводит прямые линии от точки до крестика. Направление движения обозначено стрелкой (вектором).
- Прохождение «лабиринта» от точки до точки, не касаясь линий и не отрывая руки.
- Поставить точки на линии, соблюдая одинаковое расстояние.
- Поставить точки на верхней и нижней линии, соблюдая интервал.
Для совершенствования зрительно-пространственной ориентировки и пространственной организации движений на строке требуются дополнительные упражнения. Начало движения можно обозначать точкой, направление – стрелкой, например:
●
Приложение 9.
Игры на «формирование временных представлений»
«Сначала – потом – наконец»
1) Дети повторяют за учителем цепочку действий. Например: «Саша встал, умылся, позавтракал, взял портфель и пошёл в школу», «Дима взял мяч, подошёл к забору и кинул его через забор». Затем отвечают на вопросы.
- Что сделал Саша сначала? А потом? Чтобы было после этого? А потом? Что Саша сделал в конце? (Куда Саша пошёл?)
2) Дети слушают предложение и отвечают на вопрос учителя?
- Саша почистил зубы, и вытер лицо полотенцем, а потом выпил кефир. Что Саша сделал сначала?
- Когда Дима пришёл из школы, он сделал уроки. Что Дима сделал в первую очередь?
Подпишитесь на рассылку сайта Pandia.ru!
- Маша примерила платье, когда пришла с мамой в магазин. Что Маша сделала сначала?
«Раньше – позже»
Кто за кем пришёл?
Лягушка встречала гостей. Лиса пришла раньше Медведя, Волк позже Зайца, Медведь раньше Зайца, Сорока позже Волка. Кто пришёл раньше всех? Кто позже всех? В каком порядке приходили гости? Попробуй изобразить графически.
Понятия «редко – часто», «рано – поздно»
«Наоборот»»
Я редко хожу в кино, а старший брат …
Я пришёл из школы рано, а мама пришла с работы …
«Кто старше?»
Три брата – Ваня, Саша, Коля – учились в разных классах одной школы. Ваня был не старше Коли, а Саша – не старше Вани. Назовите имена самого старшего из братьев, среднего и младшего.
Педагог выставляет на доску карточки с имена: Ваня, Саша, Коля и спрашивает ребят: «Ваня не старше Коли – это младше или старше?» Значит, Коля старше, он первый, а Ваня второй. Дальше ребята сравнивают возраст Саши и Вани и делают вывод, что Ваня старше, значит, Саша младше, он третий.
«Кто моложе?»
На приём к доктору Айболиту пришли Филин, Щука и Цапля. Доктор записал в карточку возраст каждого. Оказалось, что Цапля моложе Филина, а Щука такого же возраста, как Филин. Кто старше Цапля или Щука? Кто моложе всех?
«Было – есть – будет»
Педагог называет действия детей, они отвечают: это было, это сейчас есть, это будет.
Для игры можно использовать стихотворения и истории для детей.
«Когда это бывает?»
Дети рассматривают сюжетные картинки и раскладывают их последовательно, отвечая на вопросы, что было сначала, что было потом, что было после этого. Дети обычно перечисляют действия людей. Педагог просит обратить внимание на освещённость, наличие звезд, луны и определить часть суток.
«Определите, какая часть суток»
Рассматривание сюжетных картинок с занятиями людей в разное время суток. Дети рассказывают, чем занимаются люди и определяют время суток, объясняя, почему они так решили.
«Игры-путешествия в утро, день, вечер, ночь»
Педагог придумывает сюжет. Дети выполняют игровые действия, наблюдают за изменениями по словесному описанию или опорой на сюжетные картинки.
«Не ошибись»
Педагог объясняет правила:
- Я буду называть часть суток, а вы вспомните, что вы в это время делаете. Отвечать будут только тот, кому я дам в руки кубик. Называть можно только одно действие, и передать кубик другому. Если не можешь ответить, стукни кубиком два раза и передай его дальше по кругу.
«Продолжите фразу»
Мы завтракаем утром, а обедаем …. Мы учимся днём, а готовимся ко сну ….
Мы спим ночью, а просыпаемся …. Мы ужинаем вечером, а завтракаем ….
Утром я пошёл в школу, а вернулся домой …. Мы завтракаем утром, а ужинаем …. Солнышко светит днём, а луна ….
«Когда так бывает?»
Педагог называет типичные для определённой части суток действия и просит детей назвать часть суток. Отвечает тот, кому педагог бросает мяч. Тот, кто не может ответить перебрасывает мяч товарищу.
Приложение 10.
Игры на «формирование мышления»
«Логические концовки»
Если река глубже ручейка, то ручеёк … (мельче реки).
Если сестра старше брата, то брат … (младше сестры).
Если мячик больше яблока, то яблоко … (меньше мячика).
Если папа старше сына, то сын … (младше папы).
«Следующий ход – твой!»
Для игры потребуется набор геометрических фигур разного размера, цвета и формы. Все фигуры делятся между участниками игры поровну. Первый игрок кладет на стол фигуру. Ответный ход другого игрока состоит в том, что он прикладывает к этой фигуре другую, отличающуюся от неё только каким-либо одним признаком: формой, цветом или величиной. Выигрывает тот, кто первым выложил все свои фигуры.
«Что подарили Наташе?»
Дети слушают описание предметов и угадывают по признакам, что это за предмет. Например: «Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзинке что-то круглое, гладенькое, зелёное, а с одного бока красное, откусишь его – вкусное сочное. Растёт на дереве. Что же бабушка прислала Наташе в подарок?»
«Магазин»
Педагог сообщает детям:
- У нас открылся новый магазин, - указывает на полочку с игрушками. – Посмотрите, сколько в нём красивых игрушек! Вы их сможете купить. Но чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть её, а описать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает её и продаст вам.
Выбирается продавец. Первым покупает игрушку педагог:
- Товарищ продавец, я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть все дети.
Игра продолжается. Для построения высказывания можно использовать картинно-графический или вербальный план.
«Что за гость?»
Дети слушают описание гостя и угадывают по перечисляемым признакам, о ком идёт речь. Например: « Однажды зимой к детям заходил гость. Одет он был в красивую шубу, шапку, валенки. У него была длинная белая борода, белые усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок. Кто же был в гостях у ребят? Что у него в мешке? Какой был праздник у ребят?»
«Отгадай-ка»
Каждый ребёнок выбирает себе какой-то предмет и рассказывает о нём, не называя, по данному плану.
- Форма
- Цвет
- Размер
- Материал
- Какие части есть у предмета, их форма, цвет, размер
- Какой на ощупь?
- Издаёт ли звуки? Какие?
- Для чего нужен?
«Магазин»
Педагог сообщает детям:
- У нас открылся новый магазин, - указывает на полочку с игрушками. – Посмотрите, сколько в нём красивых игрушек! Вы их сможете купить. Но чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть её, а описать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает её и продаст вам.
Выбирается продавец. Первым покупает игрушку педагог:
- Товарищ продавец, я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть все дети.
Игра продолжается. Для построения высказывания можно использовать картинно-графический или вербальный план.
«Кто выше? Кто ниже?»
1) Катя ниже Пети и выше Мити. Кто из них ростом меньше всех?
2) Оля выше Веры, а Вера выше Наташи. Кто выше: Наташа или Оля?
3) Соня и Ваня одинакового роста. Митя и Соня тоже одинакового роста. Кто выше – Саня или Ваня?
4) Винни-Пух такого же роста, как Крокодил Гена, а Крокодил Гена выше Чебурашки. Кто ниже – Винни-Пух или Чебурашка?
Можно использовать схематичное изображение. Винни-Пух – красный отрезок, Крокодил Гена – зелёный, они равные по длине, Чебурашка – коричневый, он короче, чем зелёный отрезок, обозначающий Крокодила Гену. Теперь можно ответить на вопрос задачи.
«Кто в каком платье?»
Галя, Марина и Оля пришли на праздничный утренник в платьях разного цвета: в жёлтом, синем и розовом. Галя не в жёлтом, Марина – не в жёлтом и не в розовом. В каком платье была каждая девочка?
Под карточками: Галя, Марина, Оля – кладём цветные полоски: жёлтую, синюю и розовую. У Гали убираем жёлтую полоску, у Марины жёлтую и розовую. У Марины осталась лишь синяя полоска, которую мы уберём и у Гали, и у Оли. У Гали осталась лишь розовая полоска. Уберём розовую полоску у Оли. Значит, Оля в жёлтом платье, Галя в розовом, а Марина в синем.«Какого цвета платок»
У сестёр – Юли и Тони – было три платка: один розовый и два голубых. Увидев на Юле один из платков, Тоня поняла, что ей придётся надеть только голубой платок. Какого цвета платок она увидела на сестре?
«Кто дальше?»
Ребята кидали мяч. Володя кинул дальше Димы, А Серёжа – ближе Димы. Кто кинул мяч дальше – Володя или Серёжа?