Семейно-ориентированный подход в работе с кризисными семьями
Семейно-ориентированный подход в работе с семьёй
проживающей кризис
В современном мире кризисы становятся скорее правилом, чем исключением. Каждый день люди узнают о войнах, конфликтах, убийствах и террористических актах. Столкновение с травматическими ситуациями вызывает у человека мощнейший психологический кризис, последствия которого могут тянуться многие годы. Все это особенно актуально не только в отношении взрослых, но и в отношении детей.
Согласно общепринятой точке зрения, условия семейного воспитания в значительной степени предопределяют жизненный путь ребенка. От отношений в семье зависят показатели уровня его развития: умственного, физического, психологического и социального.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное, отмечают, что практически каждую российскую семью по той или иной причине можно отнести к данной категории.
Корчагина Ю.В. выделяет несколько типов неблагополучных семей, в основу классификации положена степень нарушения взаимоотношений и поведения членов семьи:
1. Асоциальные семьи - признаком этих семей является наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе).
2. Аморальные семьи - это семьи, полностью утратившая семейные ценности, характеризующиеся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающиеся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающие необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье, как правило, не учатся, являются жертвами насилия, уходят из дома.
3. Антисоциальные семьи - в этих семьях наблюдается крайняя степень семейной дисфункции. Характеризуются противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических прав ближних. Внешне могут быть положительными.
4. Проблемные семьи – это семьи, функционирование которых нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей. Как правило, это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем семейного воспитания (авторитарные, гипо- или гиперопекающие).
5. Кризисные семьи - это семьи, переживающие внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию и т. д.).
Что же такое кризис? Кризис определяется в психологии как тяжелое психологическое состояние, являющееся результатом либо какого-нибудь внешнего воздействия, либо вызванное внутренней причиной, либо как резкое изменение статуса персональной жизни.
В общем, слово «кризис» воспринимается как своего рода предупреждение: следует что-то предпринять, пока не произошло нечто худшее. (Л.А. Пергаменщик).
Говоря о кризисных ситуациях, мы обобщаем очень широкий спектр проблем развития ребенка, выделяя в них главное: ребенку плохо, он не справляется с жизненной ситуацией, его эмоциональное состояние неустойчиво, его деятельность мало эффективна, его контакты с другими людьми разрушены или крайне ограничены и так далее...
Кризисная ситуация может быть связана с распадом семьи, резким изменением условий жизни, личной трагедией, пережитым насилием, социальной или природной катастрофой. Ребенок нуждается в помощи!
Психологический кризис может изменить представления ребенка о мире и о себе. Под угрозой оказываются ощущения стабильности и безопасности мира.
Кризисы можно условно разделить на три основные группы:
Возрастные кризисы (одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, подростковый кризис 13-17 лет)
Кризисы утраты и разлуки (смерть близкого человека, развод родителей)
Травматические кризисы (выделяют травмы, причиненные не другим человеком, а каким-либо стихийным или природным бедствием, и травмы, причиненные людьми, все виды насилия, жестокое обращение, и т.д.)
Проблемы, с которыми сталкиваются российские семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. При этом только один вид проблем встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Так, например, социальная неустроенность родителей приводит к психологическому напряжению, что в свою очередь порождает семейные конфликты, обострение не только супружеских, но и детско-родительских отношений;
Педагогическая некомпетентность взрослых ведет к нарушениям психического и личностного развития детей.
Подобные проблемы можно перечислять до бесконечности, к тому же в каждой семье они приобретают свой особый характер.
Исходя из значимости семьи и семейного воспитания, педагог-психолог рассматривает семью как один из основных объектов своей профессиональной деятельности.
Нам часто предлагается выбор одной из двух крайностей: защищать либо «права детей», либо «права родителей». Поиск оптимального соотношения между правами детей и правами родителей представляет собой важнейшую проблему социальной работы, и это соотношение никак не может быть охарактеризовано как две взаимоисключающие крайности.
Система ценностей семейно-ориентированного подхода призвана, по мере возможности, защищать детей от плохого обращения, минимально ограничивая при этом права семей и родителей. Именно этот подход позволяет наиболее эффективно учитывать, поддерживать и сохранять права, как детей, так и их семей.
Ценности семейно-ориентированного подхода к организации работы по защите детей основаны на ценностях социальной работы. К этим ценностям относятся, в частности, следующие: право семьи на самоопределение; признание и уважение уникальности каждой личности; а также уважение права членов семьи на то, чтобы жить в соответствии с ценностями, стандартами и понятиями, которые соответствуют их «корням», их культурному наследию.
Семейно-ориентированный подход педагоги-психологи осуществляют в следующей парадигме:
семья - некая целостность, изменение одного члена семьи ведет к изменению всей системы;
проблема семьи обязательно рассматривается в контексте семейных отношений;
циркулярность процессов в семье: если семья в тупике, то возникает порочный круг из стереотипных ситуаций, которые проблему не устраняют, но создают видимость стабильности;
проблема в семье обязательно выполняет какую-то функцию.
Куда обратиться за помощью? Где получить квалифицированную консультацию? Смело обращайтесь к доверенным специалистам краевого ресурсного центра «Вектор» по работе с семьёй или по Всероссийскому телефону доверия 8-800-2000-122 Вас услышат и помогут в любое время суток!
По каким же критериям можно определить, что семья благополучна или, точнее, условно адаптирована, к чему специалист, работающий с семьей должен стремиться при выстраивании работы с семьёй?
Существуют признаки здоровой семьи:
Возможность выражать свои чувства.
Каждый член семьи является признанным, так как является членом семьи.
У каждого члена семьи есть право выбора.
В семье существуют ритуалы и обычаи для выражения близости.
Проявление открытой привязанности членов семьи друг к другу.
Чувство юмора, шутки в общении.
Ясные и понятные ожидания членов семьи друг от друга.
Наличие общих ценностей.
Доверенный специалист краевого ресурсного центра
по работе с семьёй «Вектор»,
педагог-психолог МБОУ «СОШ № 4 г. Осы» Н.А. Пешина
Заголовок 2Заголовок 515